.RU

Посольство Земаркоса - Республики Татарстан Институт истории им. Ш. Марджани Садри Максуди Ар c ал Тюркская история и право

Посольство Земаркоса.

Во главе э’гого посольства был государственный чиновник по имени Земаркос. Его сведения о «Тюркии» дошли до нас благодаря произведению римского историка Менандера Протектора, уже упомянутого выше. Мы не будем приводить их здесь подробно, но считаем, что будет весьма полезным указать на некоторые из этих сведений, имеющих важное значение с точки зрения истории тюркской цивилизации.
На границе Тюркского государства византийских послов заставляют пройти между двух огней. Весь их багаж уничтожается жрецами- шаманами в ходе выполнения специального обряда.
На границе тюркские купцы, торгующие различными вещами, изготовленными из железа, предлагают их послам.
Послы прибывают прямо в одну из столиц Истеми хана- Актаг (749).
Истеми-хан принимает послов в роскошном шатре, который мастерски украшен изящными разноцветными шелковыми тканями и коврами. Хан сидел в глубине шатра на золотом троне. После приема в честь посла был устроен пир, на котором ему вместо вина был предложен кумыс.
В столице хана было много дворцов, построенных в виде шатра. В одном из них находилось очень много изделий из золота: статуй, сосудов и кувшинов. Один дворец украшали колонны, облицованные золотом. В другом дворце находился золотой трон на ножках, сделанных в форме четырех павлинов. Кроме того, перед всеми другими дворцами тюрков стояли повозки, доверху заполненные серебряной посудой и фигурами животных из серебра.
Земаркос указывает, что «тюркские металлические изделия совершенно не уступают металлическим предметам, изготовленным у нас в

243

Константинополе».
Вскоре после описанных византийским послом событий Истеми-хан покинул Актаг и переехал в свою восточную столицу Талас (750), забрав с собой и Земаркоса.
В Таласе Истеми-хан принимает посольство правителя Ирана. В церемонии приема разрешено принять участие и Земаркосу. Истеми-хан в присутствии Земаркоса гневно упрекает иранского посла в том, что иранцы плохо обращаются с тюркскими посланниками, совершают действия, противоречащие международному праву. Хан подробно перечисляет случаи вероломства иранцев. Земаркос, будучи очевидцем всего этого, окончательно убеждается в том, что мирным отношениям между Ираном и тюрками пришел конец и война неизбежна. С этим убеждением он покидает Талас. Перед отъездом Земаркос получает от Истеми-хана ценные подарки. Вместе с византийцем хан отправляет в Константинополь своего представителя Тагма Тархана.
Описывая путь назад, Земаркос упоминает о реках Яйык и Итиль. Таким образом, выясняется, что уже в VI в. н.э. они имели тюркские названия.
Земаркос пишет также о том, что огуры, населявшие юг современной России, признавали Истеми-хана своим правителем. На основе этого появляется возможность следующего утверждения: земли, находившиеся под властью Истеми-хана простирались от Китайского Туркестана на востоке до Восточной Европы на западе. Сохранившиеся в хрониках Мекандера Протектора записи Земаркоса являются важным историческим документом. Если относящиеся к тому же периоду китайские летописи содержат односторонние, тенденциозные и принижающие роль тюрков сведения, то отчет византийского посла отличается беспристрастностью, живостью и объективностью, он реально освещает прошлое тюрков. Если бы наши познания о тюркской истории периода Истеми- хана формировались только на основе китайских источников, то мы не смогли бы составить о нем верное представление.
Византийские, китайские исторические источники, а также сведения, содержащиеся в орхонских надписях дают возможность получить довольно полную и живую картину политической и культурной жизни тюрков VI—VIII вв.
Политические отношения между тюрками и византийцами не ограничились посольствами Маньяка и Земаркоса. Византийские историки

244


сообщают о том, что спустя несколько лет после поездки Земаркоса к Истеми-хану в Константинополе побывал тюркский посол Анакастес («ана кардеш») (751).
Тюрки использовали все возможности для того, чтобы столкнуть византийцев с иранцами. Конфликт Византии с Ираном был важен для тюрков. Они хотели с помощью византийцев сначала ослабить иранцев, а затем и подчинить их себе.
Около 571 года между Ираном и Восточной Римской империей действительно началась война. С некоторыми перерывами византийско-иранские войны продолжались вплоть до появления исламской религии (752). В 571 году после начала войны византийцы стали упрашивать тюрков также вступить в боевые действия, с этой целью они отправили к ним несколько посольств. Лишь об одном таком посольстве сохранились подробные сведения. Речь идет о посольстве 576 года во главе с Валентином, отправленным императором Тиберием. Официальной целью посольства было сообщить тюркам о смерти Юстиниана Второго и восшествии на византийский престол Тиберия. Однако реальная задача, поставленная перед послами была такова: принять отвергнутые девятью годами ранее (568 г.) предложения тюрков о заключении союза против Ирана.
Согласно византийским источникам, маршрут следования посольства Валентина в «Тюркию» пролегал через южные земли современной России. Сначала посол проследовал через земли (753) «от-огуров», главой которых был Ак Ага, затем пересек казахскую степь и прибыл в область около реки Чу, населенную тюрками-тюргешами. Здесь послов принял сын Истеми- хана, который, по всей видимости, в силу того, что его отец правил тюрками-тюргешами, носил титул «Тюргеш Шад» (753). Однако на этот раз тюрки встретили византийских послов недружелюбно, «тюргеш шад» обратился к Валентину со словами порицания:
«Вы, византийцы - народ, который вечером говорит одно, а утром другое, для того чтобы создать страх и тревогу в окрестных странах. Разве не так? С такой же легкостью, как я могу засунуть пальцы в рот и вынуть их оттуда, вы изменяете своему слову для того чтобы обмануть нас. Вы надеетесь с помощью лжи обмануть другие народы, подвергнуть их опасности, а потом бросить на произвол судьбы. У вас нет другой цели, кроме как использовать в своих интересах несчастье других народов. И ваше посольство прибыло сюда, чтобы запугать нас. Я гово

245


рю с вами откровенно, потому что у тюрков нет обычая обманывать: мы отомстим вашему правителю.
Вы говорите мне о мире, союзе и в то же время заключаете договор с нашими врагами аварами. Но знайте, что, когда я пошлю против вас войско, то авары разбегутся, лишь заслышав звук наших камчей. Если они вздумают оказать сопротивление, то будут полностью уничтожены, раздавлены под копытами наших коней, как муравьи.
Вы говорите также, что нет другого пути в Константинополь, кроме того, что пролегает через Кавказ, но это -■ ложь. С ее помощью вы как будто хотите заставить меня отказаться от войны с вашим государством. Но я знаю, что есть путь через реки Днепр и Дунай. Мы хорошо знаем этот путь, которым бежали в Византию авары, теснимые моими подданными. (Кроме того), у нас есть достаточные сведения о ваших силах. Весь мир от Дальнего Востока до Дальнего Запада подвлас тен нам, тюркам. Аланы, ог-огуры (утур-огуры), несмотря на всю их храбрость, не смогли оказать нам сопротивления» (754).
Эти слова напугали византийского посланника. Он решил, что его казнят и стал говорить о том, что нападение на послов противоречит межгосударственным правовым о тношениям. Однако тюрки не собирались убивать Валентина. Слова тюргеш шада имели целью сбить спесь с византийцев.
После главной речи тюргеш шад сообщил византийскому послу о том, что тюрки сейчас, в связи со смертью Истеми-хана, держат траур и в знак этого ранят себе лица, сбривают бороды и стригут волосы. Посол обязан был участвовать в трауре. Затем тюргеш шад направил посла к своему брату Тарду-хану, занявшему тюркский престол после смерти Истеми-хана. Перед отъездом посла тюргеш шад известил его о своем намерении осадить пристань Пантикапей (Керчь) в Крыму, принадлежавшую византийцам. И действительно, через некоторое время все крымские порты и пристани византийцев были заняты тюрками. Таким образом, период мирных отношений между Византией и Тюркским государством завершился (755).
В Византийских источниках не содержится сообщений о встрече Валентина с Тарду-ханом, однако известно, что несмотря на войну между Византией и тюрками, восточно-римский посол вернулся домой живым и невредимым.
Среди сведений византийских источников, касающихся посольства

246


Валентина, интересно следующее. Валентин привез с собой в «Тюркию» около ста тюрков. Возникает вопрос: что они делали в Константинополе? Очевидно, что это были не военнопленные, ибо тогда военные действия между византийцами и тюрками еще не начались. Без сомнения, это были тюркские купцы, чувствовавшие близость войны и по этой причине стремившиеся скорее вернуться на родину.
Если отношения азиатских тюрков с византийцами установились после посольства Маньяка, то начало отношений европейских тюрков с Восточной Римской империей нужно отнести к более раннему периоду.
По всей вероятности, около 598 г. политические отношения между византийцами и тюрками снова улучшились, потому что византийские источники именно к этому году относят письмо Тарду-хана к императору Маврикию. Хотя содержание его не зафиксировано в источниках, начальное предложение известно. В нем Тарду-хан называет себя «великим тюркским хаканом, правителем семи народов и семи климатов мира» (756).
Таким были основные этапы тюрко-византийских государственно- политических отношений VI в. н.э.
§ 96. Отношения между династией Истеми-хана и Китаем
Истеми-хану в качестве правителя Западного Тюркского государства наследовал его сын Тарду-хан (576-603). Он был одним из могущественных государей своего времени. Ему были подвластны Западный Туркестан, часть Восточного Туркестана, казахские степи, а также население северного побережья Черного моря.
Период правления Тарду-хана в Западном Тюркском государстве соответствует времени властвования Ишбара-хана в Восточном Тюркском государстве.
В соответствии с политической традицией тюрков хакан, резиденция которого находилась в священных горах Отукен, всегда считался самым главным ханом. Другие ханы подчинялись ему. Поэтому, с точки зрения общественного права, Ишбара-хан был выше Тарду-хана. Однако Тарду-хан на деле был во всех отношениях сильнее Ишбара-хана. Подвластные ему территории были больше, народ богаче.
Около 581 года основатель династии «Суи» Ян Кьен подчинил себе весь Китай и стал проводить в отношении тюрков традиционную политику. Выше мы уже излагали ее основы, которые определялись целью

247


внести раскол в тюркскую среду, столкнуть между собой различные группировки и таким образом ослабить тюрков.
Такую политику во все времена проводили крупные империалистические государства по отношению к политическим противникам и большим народам, подданным этих государств. Римляне сформулировали ее следующими словами: «разделяй и властвуй» (757).
Китайцы прежде всего хотели ослабить наиболее близких к ним восточных тюрков. Едва придя к власти в Китае, Ян Кьен стал искать средства, способные посеять вражду между Ишбара-ханом и Тарду-ха- ном, настроить одного против другого. Самым действенным было бы вызвать взаимную зависть между двумя ханами.
Китайцы во все времена проявляли большое мастерство в использовании в своих целях соперничества между тюркскими правителями и беями.
В описываемый период Тарду-хан был действительно могущественным властителем. В то же время в правовом отношении Ишбара-хан занимал более высокое место. Он считал себя Верховным ханом (Высшим хаканом), потому что был наследником Бумин-хана. Тарду-хан наследовал Истеми-хану, который подчинялся Бумину. Ишбара-хан испытывал зависть к более сильному Тарду-хану, страна которого была гораздо богаче. Последний же считал Ишбара-хана совершенно незначительным ханом, правившим где-то в Монголии. Ощущение реального могущества побуждал Тарду к пренебрежению политической традицией. Он вовсе не собирался подтверждать правовое превосходство Ишба- ра-хана. Китайцы, осведомленные об этих настроениях ханов, решили подогреть их взаимную неприязнь.
На начальном этапе для них было важным ослабить восточных тюрков с помощью западных. Разными способами они старались дать почувствовать Тарду-хану, что считают его выше Ишбара. Например, когда во дворец китайского императора одновременно прибывали послы обоих ханов, первым получал аудиенцию посол Тарду-хана. Равным образом его послам выказывалось большее внимание и гостеприимство. Впрочем, китайцы не ограничились этим. Однажды китайский император послал Тарду в качестве подарка золотое древко знамени. Его вершина была выполнена в форме волчьей головы.
Согласно тюркской традиции, владение знаменем с таким древком было исключительной привилегией и правом великих хаканов. Таким

248


образом, китайцы, посылая Тарду-хану древко с вершиной в форме головы волка, ясно давали понять, что считают именно его Высшим хака- ном. Этот шаг китайцев был ловушкой, устроенной против тюрков, против их единства. Удивительно, но тюркские ханы не поняли этого.
Вслед за этим в результате интриг китайцев несколько беев в стране Ишбара-хана подняли против него восстание. Один из них, Талупйан, перебежал к Тарду-хану. Точно так же как переход Кара Юсуфа к Баязи- ту дал толчок к началу войны между ним и Тимуром, и переход Талупй- ана под покровительство Тарду стало причиной военного конфликта между ним и Ишбара-ханом.
Китайцы с удовлетворением наблюдали за междоусобной борьбой двух ханов. Вооруженные столкновения продолжались в течение нескольких лет. В конце концов войска Ишбара-хана были потрепаны настолько, что он понял бесперспективность дальнейшего противоборства и перешел под покровительство Китая (584 г.). Другими словами, он стал китайским вассалом (758).
Это событие знаменовало конец величия государства Бумина, хотя оно и просуществовало еще некоторое время, управляемое своими ханами. В 630 г. при Кьели-хане восточные тюрки полностью потеряли политическую самостоятельность. Восточный Туркестан был провозглашен одной из провинций Китая, и тюрки стали китайскими подданными. Период китайского правления, как уже было указано выше, длился более 50 лет (до 682 года).
ГЛАВА II
§97. Северное Уйгурское государство (759) (докуз-огузы)
История северных уйгуров, тождественность их с докуз-огузами, обычаи и традиции северных уйгуров, сведения о северньгх уйгурах в орхонских надписях, племена северных уйгуров, прочность племенной структуры, отношения собственности, брак и брачная церемония северных уйгуров.
В европейской литературе, касающейся древней истории тюрков, под именем «уйгуры» упоминаются два народа. Один из них населял государство, созданное докуз-огузами в бассейне реки Орхон после падения государства Кутлуга. Это - «северные уйгуры». Другой народ составил

249


население государства, основанного тюрками северно-уйгурского происхождения в Китайском Туркестане вскоре после падения Северного Уйгурского государства.
Вслед за распадом государства Кутлуга докуз-огузы избрали своим ханом представителя знати по имени Кутлук Бойла (745-746 гг.), по-китайски Кули Пейло (760). Хан взял себе титул «Кутлуг Бильге Кюль» (745 г.).
После воцарения на троне Кутлуг Бильге Кюль-хан отправил посольство в Китай. Китайцы присвоили ему титул И-Ванг. Уйгурский хан выбрал местом своей ставки территорию между горами Отукен и рекой Ор- хон. Столицей стал город Кара Балгасун, расположенный около города Орду Балык, столицы бывшего государства Кутлуга. Кутлуг Бильге Кюль- хану были подвластны все тюрки, входившие в союз девяти племен (до- куз-огуз). У каждого из этих племен было собственное название (761).
Кроме докуз-огузов, уйгурскому хану были вынуждены изъявить покорность все тюркские племена, населявшие бассейн р.Орхон и ранее подвластные династии Кутлуга. В конечном счете переход власти над тюркским населением бассейнов рек Орхон, Тола и Селенга от рода Кутлуга к уйгурским правителям был не более чем сменой одной династии другой. Это было событие, схожее с созданием Османского государства после распада Конийского сельджукского султаната.
При Кутлуге в государстве господствовали племя «сир» и племя собственно «тюрков». С воцарением уйгурской династии ведущей силой государства стали уйгуры из союза докуз-огузов.
Уйгурское государство было достаточно крупным по размерам. Его границы простирались Маньчжурии на востоке до гор Алтая на западе. Однако знать этого государства не обладала широтой взглядов. Ее государственный кругозор ограничивался уровнем племенного союза (762).
Могущество и сила северо-уйгурской династии несопоставимы с блеском и могуществом династий Бумина и Кутлуга. Вместе с тем нужно отметить, что некоторые из уйгурских ханов пытались играть роль всемогущих правителей. Об этом, например, говорит следующий факт: когда посол хана Боюн Чура (756-759 гг.) находился в китайской столице, туда же прибыл посол аббасидского халифа Аль-Мансура (754-775 гг.) и в императорском дворце долго решали, кого же из них принять первым. (763).
Третий хан северо-уйгурской династии Богю xan-(Bögü) (759-779 гг.) приблизительно в 763 году пытался распространить среди северных

250

уйгуров одно из ответвлений христианства- манихейство.
Северное Уйгурское государство просуществовало до 845 г., когда иришедшие с севера кыргызские тюрки захватили его территорию и основали Кыргызское государство с центром в Кара Балгасуне.
§ 98. Обычаи («юсуны») и правовые традиции северных уйгуров
Относительно обычаев и правовых представлений северных уйгуров китайские источники пишут следующее:
«У уйгуров нет хана, которому они подвластны (764). Каждое племя имеет своего главу. Они - грубый и варварский народ. Между родственниками у них очень хорошие отношения.
Они ведут кочевой образ жизни. Помогать друг другу во время кочевок- их обычай.
Во время войны они не строятся в боевые порядки, а нападают на врага все сразу. Иногда их нападения бывают очень резкими и ошеломляющими. Иногда же они неожиданно отступают. Они не умеют воевать одним способом долгое время.
Когда они женятся, то родственники невесты получают в качестве подарка (калыма) быка и лошадей. Родственники жениха разрешают родственникам невесты выбрать из своих табунов тех лошадей, которые им понравятся. Когда выбираются лошади, хозяева табуна, находясь неподалеку, пытаются хлопками ладоней испугать этих лошадей (затруднить выбор). Человек, севший верхом на выбранного коня и не упавший с него, становится хозяином коня. Те же, кого лошадь сбросила, выбирают другую.
Выбранную лошадь тотчас же седлают и уводят. После того как каждый родственник невесты выберет себе коня, обряд считается законченным.
У уйгуров нет ни хлеба, ни вина. В день свадьбы жених и невеста предлагают гостям кумыс и разрезанное на мелкие кусочки (765) мясо. Хозяин дома обязан лично угощать гостей едой и напитками. В отношении выбора мест, которые занимают приглашенные, не существует каких-нибудь правил. Все гости собираются на лужайке перед домом и весь день едят и пьют. Иногда свадьба продолжается до очень позднего времени. В случае если на следующий день невеста возвращается в дом отца, родственники жениха дают родственникам невесты еще некоторое количество голов скота. Как бы не сокрушались по этому поводу родители жениха, словесно они это никакие выражают.

251


Уйгуры не любят жениться на вдовах, однако в обращении со вдовами бывают очень доброжелательны и мягки.
Для того чтобы обозначить принадлежность домашнего скота тому или иному лицу, уйгуры ставят им метки. Даже если помеченное таким образом животное пристанет к чужому стаду, оно не может быть присвоено хозяином этого стада.
Уйгуры не следят за чистотой своих жилищ. Им нравятся удары грома. Услышав их, они с криками начинают пускать стрелы в небо... Через год осенью они посещают то место, в которое ударила молния, приносят в жертву животных и разжигают костры.
Женщины-жрицы (шаманы), так же как у нас в Китае, читают молитвы и устраивают религиозные обряды для предотвращения несчастий. Большое число людей верхом на конях ездят вокруг зажженного костра. Ветки ив поливают кумысом, женщины заворачивают кости животных, принесенных в жертву, в шкуры и кладут себе на головы (766). Во время исполнения этих обрядов их волосы бывают распущены и растрепаны» (767).
В этих записях, взятых из китайских источников, мало сведений, напрямую касающихся правовых вопросов. Вместе с тем некоторые из обычаев, о которых говорится в данных сообщениях, интересны и важны в правовом отношении. В частности - это можно сказать о брачных обрядах, положении женщин в обществе, племенному устройству. Пока представляется возможным выделить именно эти вопросы. Из китайских источников выясняется, что:

  1. Семья у уйгуров была основана на официальном, правовом институте брака.

  2. Браки закреплялись специальным обрядом.

  3. Жених был обязан уплатить родственникам невесты калым в

определенном количестве.

  1. В общественной жизни уйгуров женщины играли важную роль.

  2. Служителями культа могли быть и женщины.

  3. Женщины не только принимали участие, но и руководили религиозными обрядами.

В древнеуйгурском обществе каждое племя имело своего главу. Общего для всех хана не было, однако существовал институт глав огузов (племенных союзов), тудунов (768).

252

§ 99. Древнее Кыргызское государство
и обычаи древних кыргызов
Тюрки, известные сейчас под названием «кара киргизы» и населяющие территорию между Китайским и Западным Туркестаном от реки Или до Памира в VI- IX вв. занимали бассейн реки Енисей к северу от Саянских гор (769).
Этот тюркский народ был известен китайцам еще в VI в. н.э. Тогда часть кыргызов вела кочевой, а другая часть - оседлый образ жизни, занимаясь земледелием. Их культурное развитие было достаточно высоким. Кыргызы сеяли ячмень и пшеницу. Кроме того, они разводили скот. У богатых кыргызов было по 5-6 тысяч лошадей. В их стране находились залежи золота, железной руды и свинца. Кыргызы добились значительного прогресса в производстве изделий из железа. В период, когда кыргызские ханы подчинялись тюркам, они выплачивали им дань в виде различных видов оружия из железа. Кыргызы использовали в своих войнах в основном лук и стрелы. Хана они называли «аджу». Богатые кыргызы носили одежду из соболиного меха. Женщины одевались в одежду из сукна и тафты (шелкового материала). Эти ткани привозились из Западного Туркестана и из города Бишбалык в Восточном Туркестане. Начиная с VI
в., кыргызы знали тюркское руническое письмо (письмо орхонских памятников). О г енисейских кыргызов осталось немало памятников с надписями (770). Они представляют собой камни, поставленные на могилах богатых и знатных кыргызов. Их надписи очень коротки. В них указаны лишь имя умершего и названия (имена) тех предметов и людей, которые он оставил в этом бренном мире. Но даже из коротких текстов можно почерпнуть некоторые сведения о хозяйственной и общественной жизни кыргызов. Например, в одной надписи говорится о том, что усопший оставил после себя шесть тысяч лошадей (надпись Уюк-Турана).
Другая надпись сообщает, что умерший оставил два «дома» (надпись Элегеша).
В третьей надписи сообщается, что, кроме других вещей, покойный расстался с золотом и серебром (надпись Берге) (771). Имеются ли здесь в виду изделия из золота и серебра или золотые и серебряные монеты? На этот вопрос нет ответа. Однако мы можем предположить, что часть этого золота и серебра была в виде монет. Основанием для этого пред

253


положения является то, что кыргызы имели хорошо развитые торговые отношения с Восточным и Западным Туркестаном.
Так же как и докуз-огузы во времена Бумина и Кутлуга, кыргызы были подвластны тюркам.
В 845-847 гг. кыргызы, пришедшие с Енисея, заняли территорию бассейна р.Орхон и создали на месте Уйгурского государства Кыргызское государство. Время, когда оно прекратило свое существование, точно неизвестно. Можно предположить, что оно существовало приблизительно до 917 г. (772). После распада Кыргызского государства сам этноним «кыргыз» в Монголии постепенно исчез.
Поселившиеся в Монголии кыргызы вошли в состав других тюркских объединений и получили другие этнонимы. Только те из них, которые осели на землях между рекой Или и горами Памира, сохранили название «кыргыз».
§ 100. Правовые обычаи у древних кыргызов (773)
В китайских источниках читаем следующее о древних кыргызах:
«Кыргызы делят время на двенадцатилетние отрезки и каждому из 12 годов дают название животного (774).
В стране кыргызов очень холодно. Кыргызы занимаются земледелием. Они выращивают ячмень и пшеницу. Занимаются также скотоводством. У богатых кыргызов иногда бывает по несколько тысяч лошадей. В стране кыргызов есть золото, железная руда и свинец. После дождей они собирают железо и в руслах рек. Оружием, сделанным из этого железа, можно легко резать даже шкуру носорога.
Кыргызы выплачивают дань тюркским ханам оружием, сделанным из железа. Оружие киргизов - лук и стрелы. У них есть знамена разных форм. Слово «аджу» по-кыргызски означает «хан». Перед ханским дворцом всегда находится знамя. Богатые носят одежду, сшитую из меха соболя. Народ же одевается в одежду из обычной кожи, отделанной мехом. Одеяния женщины шьются из сукна, шерстяной материи, тафты и других ценных тканей. Эти ткани кыргызы приобретают у арабов (775) и у купцов из города Бишбалык в Китайском Туркестане. Ставка хана кыргызов находится в снежных горах (776).
Ханский дворец обнесен стеной. Кыргызы выплачивают дань хану также в виде ценных мехов. Гражданское и военное управление передано чиновникам, поделенным на шесть разрядов (777).
В качестве свадебного подарка (калыма) кыргызы дают лошадей и

254

овец. Богатые дают сотни, даже тысячи голов скота.
Письмо и язык их похожи на письмо и язык уйгуров.
Законы у кыргызов очень суровые. Те, кто:

  1. проявляет малодушие во время войны,

  2. разбойничает,

  3. надлежащим образом не выполняет обязанности посла,

  4. не будучи компетентным, дает хану неправильные советы, касающиеся государственных дел, подвергаются смертной казни» (778).

Из этих сообщений, касающихся VIII-IX вв., следует, что в этот период кыргызы стояли на довольно высокой ступени развития.
Способность приобретать в Туркестане такие ткани, как тафта, свидетельствует о зажиточном образе жи’ши. В этот период кыргызы были оседлым народом, занимавшимся земледелием. Кыргызы использовали тюркское письмо, подобное письму орхонских надписей. Алфавит найденных в енисейском регионе древнекыргызских надписей практически тот же, что и в орхонских надписях.
Представления кыргызов о правовых отношениях и их обычаи, касающиеся этих отношений, не отличаются от таковых, имевшихся у северных уйгуров.
Так же как это было у северных уйгур, свадебные обряды кыргызов предполагали обязательную дачу калыма за невесту, то есть, институт семьи был у них вполне официален.
Система наказаний у кыргызов достойна внимания. Если мы проанализируем преступления, которые карались смертной казнью, мы увидим, что все они представляют угрозу безопасности и порядку в государстве.
^ ГЛАВА III
§101. Южные уйгуры. Тюрки Китайского Туркестана.
Тюркские ханства доисламского периода в Китайском
Туркестане
Еще в период до нашей эры северные и южные предгорья Тянь-Шаня были заселены племенами, обладавшими высоким уровнем цивилизованного развития (779). Начиная со II в. до н.э. китайцы называли народ, населявший территории к северу от Тянь-Шаня и к югу от него на берегах р.Тарим «киу-сзу».

255


«Киу-сзу» были разделены на две части, причем каждая из них имела своего хана. Ставка одного из них находилась в южных, другого - в северных предгорьях Тянь-Шаня. Центральным городом на юге был Ко- аджанг (Турфан), на севере же государственным центром «киу-сзу» являлся город, который китайцы называли Пейтин, а позже получивший название Бишбалык.
В конце концов, хан северных «киу-сзу» завоевал земли южных соплеменников и два ханства объединились. После этого город Турфан стал южной столицей хана, а Бишбалык (780) - северной.
Эти сведения о положении в Китайском Туркестане относятся к периоду правления в Китае династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.). Китайские источники сообщают о древнем населении Китайского Туркестана, в частности, следующее: «У них есть города, обнесенные стенами. Они умеют изготовлять одежду, не любят войну, в политике благоволят то к северу (к тюркским центрам), то к Китаю» (781).
Земли, занимаемые «киу-сзу» были очень удобными для возделывания, поэтому население издавна занималось земледелием и было миролюбивым.
Большинство тюрков Китайского Туркестана в период господства «хьюнг-ну» (азиатских гуннов) подчинялись им. Вслед за падением Гуннского государства, «киу-сзу» попали под власть Китая. В 330 г. н.э. одно из их племен, именовавшееся «као-чанг», подчинило себе друг ие племена, и все население получило этот этноним. Около 466 г. Китайский Туркестан подпал под власть жу-жаней, однако глава «као-чангов» Се Чура был оставлен на своем посту. Потомки его находились под властью жу-жаней до VI в., когда Бумин создал Тюркское государство.
Около 506 г. власть в Китайском Туркестане перешла к военачальнику по имени Цокиа. Он был очень образованным правителем. Цокиа пытался распространить в Туркестане китайскую культуру.
В 520- 524 г.н.э. он направил в Китай посольство, которое передало императору просьбу Цокиа о посылке в Туркестан религиозной и исторической литературы, а также одного из университетских профессоров для назначения его министром образования. По повелению Цокиа в его дворце на стене была написана каргана, на которой был изображен Конфуций с учениками (783). Если раньше тюрки оказывали культурное влияние на Китай, то в этот период они сами активно усваивали достижения китайской культуры.
При династии Цокиа тюрки Китайского Туркестана находились в

256

слабой вассальной связи с Китаем.
В период династий Бумина и Истеми восточная часть Китайского 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.