.RU

“Задонщина” - Учебный курс по культурологии: Многоуровневое учебное пособие / Под ред. Г. В. Драча. Ростов-н-Д.,...

“Задонщина”

– историческая поэма, написанная Софонием Рязанцем, яркий образец русской литературы конца XIV в. Автор не стремился дать последователь­ное и обстоятельное изображение событий. Его цель – воспеть великую победу над ненавистным врагом, прославить ее организаторов и участников. Характерная особенность “Задонщины” – ее связь со “Словом о полку Игореве”. Оттуда заимствованы отдельные литератур­ные образы, стилистические приемы, выражения, обороты и даже целые отрывки. Но это не простое подражание, а вполне сознательное сопоставление событий прошлого и настоящего, высветившее основную идею автора: несогласие в действиях князей ведет к поражению, объединение же их для борьбы с врагом – залог победы. В “Летописной повести о Куликовской битве” впервые дается связный рассказ о событиях 1380 г. В ней подчеркнуты единство и сплоченность русских сил вокруг великого князя, поход против татар расценивается как дело общерусское. “Сказание о Мамаевом побоище”

наиболее объемное и самое популярное произведение Куликовского цикла. В “Сказании” находит обоснование идея тесного союза церкви и княжеской власти (описание отношений Дмитрия Донского и Сергия Радонежского). Говорится о Куликовской битве и в “Слове о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского”.


Во время татаро-монгольского ига каменное строительство велось только в Новгороде и Пскове. Новгородское зодчество XIII – XIY вв. поражало особой красотой – “красотой силы”. Псковичи достигли больших успехов в крепостном строительстве. В 1330 г. были возведены каменные стены Изборска – одного из крупнейших военных сооружений Древней Руси. В самом Пскове был построен большой каменный

Кремль

– по существовавшей традиции центральная часть древнерус­ских городов, обнесённая крепостными стенами с башнями, включающая оборонительные, церковные и гражданские строения. Вся архитектура Пскова имела крепостной облик, здания были суровы и строги, почти лишены декоративного убора. Своим мастерством псковские зодчие завоевали общерусскую известность, сыграли большую роль в московском строительстве в XV-XVI вв.
Начало каменного строительства в Москве относится ко второй четверти XIV в. При Иване Калите в Московском Кремле строятся четыре каменных храма в духе традиций Владимиро-Суздальского зодчества, чтобы подчеркнуть связь московского и владимирского этапов русской истории. В 1367 г. в Москве возводится каменный Кремль, единственный во всей Северо-Восточной Руси того времени. Это свидетельствовало о возрастании политического могущества Москвы.
Вторую половину XIV – начало XV вв. называют “золотым веком” стенной живописи средневековой Руси. Успешно развивается новгородская монументальная живопись. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек, работавший сначала в Новгороде, а потом в Москве. Он приехал из Византии в 70-х годах XIV в. уже зрелым живописцем. Лучшей работой Феофана, наиболее полно раскрывающей самобытность и мощь его творчества, является фресковая роспись церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. Для Феофана Грека характерны смелая живописная манера, свобода в обращении с иконографическими традициями, виртуозность исполнения, интерес к характеру, внутреннему миру человека. Бурная, темпераментная живопись Феофана – яркое явление в русском искусстве этого времени.
Высокого расцвета достигла живопись в Москве в конце XIV – начале XV вв. Здесь в это время окончательно складывается русская национальная школа живописи, наиболее ярким представителем которой был гениальный русский художник Андрей Рублев. Уже смело можно говорить о появлении

авторской иконописи

– русской иконописи конца XIV- XV вв., основанной на индивидуальности и неповторимости творческого почерка таких ярких мастеров, как Феофан Грек, Рублев и Дионисий. Московские росписи Феофана не сохранились. Но сохранилась потрясающая икона “Преображение” из Преображенского собора Переславля-Залесского.
Андрей Рублев был монахом Троице-Сергиева, а затем – Спасо-Андроникова монастыря. В 1405 г он вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал стены Благовещенского собора в Московском Кремле. В 1408 г. Рублев вместе с Даниилом Черным работал над фресками Успенского собора во Владимире, а затем – Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. В конце жизни А. Рублев работал над фресками Спасского собора Андроникова монастыря. Андрей Рублев умер около 1430 г. и похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре. Наиболее ранними из известных в настоящее время работ Рублева считаются фрески Успенского собора во Владимире, созданные им совместно с Даниилом Черным. Одна из них – “Шествие праведных в рай”. В этих работах проявились характерные черты рублевского стиля: лирическая умиротворенность и особая внутренняя гармоничность. Считается, что в этом сказалось влияние философии Сергия Радонежского. Персонажи Рублева мягче, человечнее, чем у Феофана Грека. Самая известная работа Рублева – икона “Троица”, написанная им для иконостаса Троицкого собора. В ней с редкой художественной силой выражена гуманистическая идея согласия и человеколюбия, дан обобщенный идеал нравственного совершенства и чистоты. Философский характер творчества Рублева нашел особенно яркое выражение в его “Спасе” из Звенигорода. Крупнейший исследователь древнерусского искусства В. Н. Лазарев отмечает, что “в творчестве А. Рублева получает свое логическое завершение процесс обособления русской живописи от византийской, наметившийся уже в XII веке”.
Важным событием в истории русской культуры XVI в. явилось возникновение книгопечатания. Книгопечатание отвечало государствен­ным потребностям и началось по инициативе государственной власти, поддержанной церковью. Первые попытки книгопечатания в России относятся к концу XV в., но началось оно в 1553 г. Первые издания были анонимными, т.е. не содержали имен издателей, выходных данных. В настоящее время всего таких изданий известно семь. Новый этап книгопечатания наступил в 1563 г., когда на средства царской казны была устроена типография в Москве. С этого времени книгопечатание стало государственной монополией. Во главе типографии стали дьякон одной их московских церквей Иван Федоров и его помощник и соратник Петр Мстиславец. 1 марта 1564 г. из московской типографии вышел “Апостол” – первая русская датированная печатная книга. В этой же типографии был издан в 1565 г. “Часослов”. Дело Ивана Федорова продолжали его ученики Никифор Тарасьев, Тимофей Невежа и его сын Андроник Тимофеев Невежа. Всего до конца XVI в. было издано около двадцати книг и все церковно-религиозного содержания.
В первой четверти XVI в. формируется политическая теория Российского государства. Важной вехой в процессе разработки официальной теории великокняжеской власти явилось

Сказание о князьях Владимирских”. В его основе две легенды. Одна из них утверждала, что московские государи ведут свое происхождение от римского императора Августа. В другой рассказывалось, как византийский император Константин Мономах передал киевскому князю Владимиру Всеволодовичу царские регалии, которыми Владимир якобы венчался на царство. Отсюда следовало, что и преемники Владимира Мономаха имели законное право на царский титул. Эти легенды обосновывали право московских великих князей как наследников князей киевских на самодержавную форму правления, способствовали укреплению авторитета их власти внутри страны и упрочению международного престижа Российского государства.
Тогда же оформилась идея о Москве как о “третьем Риме”, сформулированная игуменом псковского Елеазарова монастыря Филофеем в его посланиях Василию III в 1510-1511 гг. Согласно взглядам Филофея, мировой центр христианства последовательно перемещался из Рима “ветхого” во “второй Рим” – Константинополь, а оттуда – в Москву. Два Рима пали из-за их измены “истинному христианству”. Византия изменила христианству, пойдя на унию с католической церковью в 1439 г., что привело к завоеванию ее турками. Москва же осталась верна православию, не признала Флорентийской унии и потому теперь является мировым центром христианства, “третьим Римом”, “а четвертому Риму не бывать”. Если идея римского происхождения русских государей устанавливала прямую связь между Россией и “Римской державой” и тем самым закрепляла за ней почетное место среди других европейских стран, то идея “Москва – третий Рим” противопоставляла Россию “латинскому” западному миру. Но помимо чисто религиозного смысла, эта идея имела глубокое гражданское значение, свидетельст­вовала о высоком уровне самосознания молодого государства, набирающего силу и активно разносторонне развивающегося.
В середине XVI в. все заметнее становится процесс

секуляриза­ции (обмирщения)

– освобождения общественного и индиви­дуального сознания от влияния церкви. Происходит активизация общественной мысли. Одним из оригинальных светских писателей-публицистов был Федор Карпов, дипломат, весьма образованный человек, знакомый с древнегреческой философией и западной литературой. К решению политических проблем он подходил с рационалистических позиций, требуя соответствия всякого учения “естественным” законам. Центральное место в светской публицистике XVI столетия занимает творчество Ивана Пересветова. В своих челобитных, адресованных Ивану Грозному, он выдвинул программу реформ, затрагивавших различные сферы жизни общества. Вопросы о характере царской власти и ее взаимоотношениях с подданными были основными в переписке между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским, развернувшейся в 60 – 70-х годах. Политическая концепция Курбского изложена им в “Истории о великом князе Московском” и посланиях Ивану Грозному. Идеал Курбского – справедливое управление страной на основе законов. Иван IV, исходя из тезиса о божественном происхождении самодержавной власти, настаивает на ее неограниченном характере.
Во время правления Ивана IV большое внимание уделялось составлению исторических сочинений. В 50-х годах был написан “Летописец начала царства великого князя Ивана Васильевича”. Самым официозным историческим сочинением этого времени была “Книга Степенная царского родословия”. Это систематическое изложение русской истории в виде жизнеописаний великих князей от Владимира Святославовича до Ивана Грозного.
Большое культурное значение имело предпринятое по инициативе и под руководством митрополита Макария составление “Великих Четьих Миней”. Макарий поставил цель собрать воедино “все книги четьи, яже в Русской земле обретаются”. Большой коллектив писателей, редакторов, переписчиков более 20 лет трудился над осуществлением этого замысла. В результате был создан грандиозный свод оригинальных и переводных литературных памятников, состоящий из двенадцати томов большого формата (более 27 тыс. страниц). В него вошли сочинения, предназначавшиеся для “душеполезного” чтения, их состав был подобран и утвержден церковью и должен был регламентировать годовой “круг чтения” на каждый день. Весь материал в этом своде расположен по месяцам. В состав каждого тома вошли жития всех святых, память о которых отмечается в данном месяце, и вся литература, прямо или косвенно связанная с этими святыми.
С конца XV в. наступает новый этап в развитии русского зодчества. Новшеством этого времени стало распространение кирпича и терракоты, кирпичная кладка вытесняла традиционную белокаменную. Объедине­ние русских земель в едином государстве разрушало замкнутость местных архитектурных школ, способствовало их взаимопроникновению, взаимообогащению и формированию на этой основе общерусского архитектурного стиля, соединявшего простоту конструкции с усилением внешней декоративности. Москва становилась общерусским художест­венным центром. Развернувшееся в ней грандиозное строительство притягивало лучших специалистов. Полностью был перестроен Московский Кремль, ансамбль которого получил окончательное оформление в конце XV – начале XVI в. Вид резиденции “государя всея Руси” должен был соответствовать возросшему значению и авторитету великокняжеской власти. Перестройка Кремля началась с возведения Успенского собора, порученного итальянцу Аристотелю Фиораванти. Образцом для него послужил Успенский собор во Владимире. С русскими архитектурными традициями связан Благовещенский собор, построенный псковскими мастерами. Во внешнем облике сочетаются псковские, владимиро-суздальские и раннемосковские черты. Итальянец Алевиз Новый построил Архангельский собор. В Москве и других городах активизируется светское строительство.
Еще в XV в. выявилось стремление русских зодчих придать зданию динамичную устремленность ввысь (например, собор Спасо-Андрони­кова монастыря). Дальнейшее развитие этой тенденции, поиски новых архи­тектурных форм привели к возникновению шатрового стиля в русской архитектуре. Шатровый стиль – стиль церковного зодчества, сложившийся в Московском княжестве в XVI в., отличающийся устремлённостью ввысь, торжественностью, нарядностью. В шатровых постройках наиболее ярко выразилось национальное своеобразие русского зодчества. Внедрение этой чисто русской формы в церковное строительство стало важной победой народного начала в зодчестве, одним из источников которого было русское народное деревянное зодчество. Самый выдающийся памятник каменной

шатровой архитектуры – храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигнутый в 1532 г. Идея устремленности вверх, подъема, воплощенная в церкви Вознесения, отразила духовную атмосферу первой половины XVI в. Храм Вознесения явился важной вехой на пути к созданию главнейшего памятника эпохи – Покровского собора (1560) на Красной площади в Москве, построенного зодчими Бармой и Постником (его называют также собором Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого, погребенного в одном из его приделов).
В XVI в. огромный размах получило крепостное строительство, в котором нашли отражение достижения в области военно-инженерной мысли: Нижегородский кремль, кремли в Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове; реконструированы стены Новгородского кремля, каменные стены и башни Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского, Соловецкого, Пафнутьево-Боровского, Иосифо-Волоколамского и других монастырей. Итогом развития русского крепостного зодчества в XVI в. стал постро­енный Федором Конем грандиозный Смоленский кремль (1595-1602), в котором техническое совершенство сочеталось с изяществом архитектурного оформления. Борис Годунов назвал этот город-крепость “ожерельем всей Руси... на зависть врагам и на гордость Московского государства.. “.
Крупнейшим представителем московской школы живописи послед­ней четверти XV – начала XVI вв. был Дионисий (ок. 1440-1502 или 1503). Он написал ряд икон, часть фресок Успенского собора Московского Кремля, расписал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Его работам свойственны утонченный рисунок, изысканный колорит, декоративность. Они пронизаны настроениями торжественной праздничности, светлой радости. Дионисию же принадлежит ряд икон типа “Житие” – центральный образ обрамлён целым рядом небольших сценок, “клейм” чисто исторического содержания (“Митрополит Пётр с деяниями”, “Митрополит Алексий с деяниями”, “Сергий Радонежский с деяниями” и т.д.).
В середине XVI в. в Москве была написана большая, длиной в четыре метра, икона-картина “Церковь воинствующая”,

посвященная реальному историческому событию – взятию Казани. На ней изображено торжественное шествие “победоносного воинства” во главе с царем Иваном Грозным. Среди воинов – князь Владимир с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие прославленные князья-военачальники. Впереди на крылатом коне летит предводитель “небесного воинства” архангел Михаил. В центре – фигура византийского императора Константина с крестом в руке. Навстречу летят ангелы. Войско встречает Богоматерь с младенцем. Идейный замысел этой аллегории – подчеркнуть значение религии и церкви, истолковать военный успех как результат покровительства небесных сил, а подвиг русских воинов – как служение православию.
В истории русской культуры со второй половины XVII в. начинается новый период. Во всех сферах общественной жизни происходят заметные изменения. О растущем стремлении к овладению грамотой свидетельствовали широкое распространение печатных и рукописных учебных пособий и большой спрос на них. Изданный в 1634 г. Букварь Василия Бурцева переиздавался несколько раз и продавался по доступной цене (по 1 коп.). В 1648 г. вышла “Грамматика” Мелетия Смотрицкого, а в 1682 г. – таблица умножения (“Считание удобное”). Потребность в образованных людях приводила к необходимости создания школ, которые могли бы дать более глубокое и системати­ческое образование. Создаётся целый ряд различных учебных заведений в основном по инициативе частных людей. В 1664 г. в Москву приехал Симеон Полоцкий, ставший учителем царских детей. Широко образованный по тому времени человек, автор ряда ученых трудов, поэт, писатель, переводчик, книгоиздатель, в 1665 г. он возглавил открытую в Заиконоспасском монастыре школу. Это была государственная школа, в которой готовили образованных подьячих для центральных правительственных учреждений. Наконец, в 1687 г. в Заиконоспасском монастыре в Москве было открыто первое в допетровской России высшее учебное заведение – 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.