.RU

Разведчика: система спецназа гру. Ocr палек, 1998 г - 31

ЧАСТЬ 3
^ 1. ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА РАЗВЕДЧИКОВ
По вполне понятным причинам мы не можем рассказывать здесь о новейших
программах и методах специальной тактической подготовки разведчиков. Об-
ратимся поэтому к опыту Великой Отечественной войны.
Подготовка к операции и заброска в тыл врага
Как обычно, подготовка к боевым действиям начиналась с постановки бо-
евой задачи. Рассмотрим боевую задачу диверсионно-разведывательной груп-
пы "Смельчаки".
Сентябрь 1942 года.
"Вам поручается выполнить ряд ответственных заданий в тылу немец-
ко-фашистских войск:
1. 10 сентября 1942 года вы по указанному вам маршруту должны перейти
линию фронта и прибыть в район Витебск - Шумилове - Городок.
2. Основной целью вашего пребывания в тылу противника является: орга-
низовать силами группы (а при возможности с помощью партизанских отря-
дов) систематическую диверсионную работу на коммуникациях противника в
районе Витебск - Полоцк - Невель (взрыв мостов, минирование выемок и пе-
рекрестков дорог, крушение воинских эшелонов).
3. Уничтожение складов горючего, боеприпасов, продовольствия и снаря-
жения противника, а также вывод из строя узлов связи и предприятий рабо-
тающих на немцев.
4. Одновременно с этим вам поручается вести в тылу противника развед-
ку в направлении вскрытия и установления:
а) пунктов сосредоточения немецких войск и техники..,
б) подготовки противника к химической войне..,
в) дислокации и наименования разведорганов..,
г) предателей и изменников Родины..,
д) рода и характера имеющихся и строящихся укреплений..,
е) точного расположения аэродромов с указанием количества и типов са-
молетов. Расположение зенитных батарей, наличие естественных площадок,
которые могут быть использованы под аэродромы для высадки наших десан-
тов, численности и дислокации немецких войск вблизи этих площадок,
ж) точного расположения радиостанций, складов, электростанций...,
з) порядка передвижения населения по шоссейным дорогам и водным пу-
тям, системы учета населения, прописки, выдачи пропусков.
В каких пунктах происходит проверка документов и какие документы не-
обходимы для беспрепятственного передвижения...
В случае захвата планов, шифров, кодов, штабных документов противни-
ка, а также все добытые вашей группой данные доставляете... через выде-
ленного из группы связника.
Для курьерской связи с вашей группой устанавливается следующий па-
роль..."
У Леонида Соболева в повести "Зеленый луч" описан эпизод, касающийся
подготовки командира разведгруппы:
"Воронин держал в руках карту крупного масштаба, а майор, подняв гла-
за к подволоку, неторопливо и обстоятельно описывал местность, по кото-
рой группе придется пробираться ночью. Походило, будто на подволоке была
копия карты, - с такой точностью он перечислял приметные места, способ-
ные служить в темноте ориентиром: резкие повороты ущелья, по которому
придется уходить от места высадки, аллею, ведущую к сгоревшим домам сов-
хоза, откуда лучше взять прямо на север, чтобы пересечь шоссе в наиболее
пустынном месте. Он добрался уже до виноградника, означавшего место бе-
зопасного подъема в горы...
- Кончили? - спросил майор. - Это мы с вами пока без противника раз-
гуливали, как на кроссе в Солидопии... А если возле шоссе - помните, вы-
сотка там удобная - немцы заставу догадались выставить? Поищите-ка, лей-
тенант, куда вам тогда подаваться... Нет, нет, - остановил он его движе-
ние, - вы карту не трудитесь доставать, вы на нее уже насмотрелись. При-
поминайте без карты...
- Трудновато, товарищ майор...
- А если на берегу придется вспоминать? Тут-то легче, никто не стре-
ляет, не торопит... Вспоминайте, лейтенант, пока есть время. Карта у ко-
мандира должна вся в мозгу быть, мало ли что? А если вы ее потеряете?
- Я старшине Жукову вторую дал, - обиженно сказал Воронин.
- Подумаешь, сейф нашли... А если ваш Жуков на мину наступит? Нет,
уж, давайте-ка без карты..."
После подготовки группы забрасывались в глубокий тыл врага для выпол-
нения поставленных им боевых задач. Основным способом переброски в пер-
вое время войны был переход линии фронта (в зимние месяцы как правило на
лыжах). Проходили обычно на флангах, где не было сплошной линии обороны,
где отдельные опорные пункты чередовались с промежуточными участками -
зонами патрулирования и наблюдения.
Но к сожалению, подготовка не включала в свою программу тактику пере-
хода линии фронта, слабо обобщался опыт предыдущих групп. Нередко они
сталкивались с непредвиденными обстоятельствами: то на их пути неожидан-
но возникала глубоко эшелонированная оборона, то оказывалась сплошная
линия окопов там, где предполагалось "окно", и т.п. В результате прихо-
дилось прорываться с боем, неся значительные потери, или откладывать
сроки перехода, менять его место. Но переход линии фронта был только по-
ловиной дела. Группам предстояло пройти сотни километров через воинские
части немцев, охранные отряды и полицию. Наиболее опасными на маршрутах
движения были переходы железнодорожных и шоссейных магистралей и водных
препятствий. Ситуация в прифронтовом тылу часто менялась, разведчики
сталкивались с неожиданным появлением новых гарнизонов. Их подстерегали
засады. Вслед за ними по лыжне, оставлявшей предательский след, устрем-
лялись в погоню охранники и полицейские.
С середины 1942 года все большее, а впоследствии - основное значение
приобрел выброс на парашютах. На парашютах также сбрасывали и имущество:
боеприпасы, продовольствие, запасные батареи к радиостанциям.
Вот как описывает Овидий Горчаков выброску в своей документальной по-
вести "Лебединая песня":
"Слепой прыжок! Никто в разведгруппе капитана Крылатых с кодовым наз-
ванием "Джек" еще не прыгал вслепую в тыл врага. Слепой прыжок - самый
опасный. Внизу тебя не ждут верные друзья, никто не разведал обстановку,
никто не подготовил приемную площадку с сигнальными кострами. Случалось,
десантные группы прыгали прямо на головы врагов, в самую их гущу, и уми-
рали еще в воздухе, прошитые очередями пулеметов и автоматов, или в не-
равном бою в первые минуты после приземления. Бывало, что и попадали в
плен. Или тонули в каком-нибудь озере, болоте или реке.
Внизу - белое пятно на карте. Внизу - неизвестность. Внизу - враг.
Как поведет себя эта группа разведчиков, еще не спаянных совместным бое-
вым опытом?
"Стрелок - парашютист, - мелькают в памяти капитана строки из
инструкции для гитлеровских десантников, - начинает свои действия, как
правило, в том положении, которое пехотинцу показалось бы отчаянным и
безнадежным". Что ж, верно подметили господа фрицы..."
Да, "слепой прыжок" - это всегда риск, если учесть, что он всегда со-
вершался ночью. Прыжок в ночь, в неизвестность. Риск. Без него никуда в
разведке. Недаром говорят:
"Риск - отец разведки, осторожность - ее мать".
Переход группы в заданный район
Допустим, выброска прошла успешно, парашюты надежно спрятаны, грузо-
вые тюки найдены, группа вся в сборе и готова к действию. По этому пово-
ду у писателя, бывшего войскового разведчика Эманнуила Казакевича в по-
вести "Звезда" очень точно подмечено:
"Надев маскировочный халат, крепко завязав все шнурки - у щиколоток,
на животе, под подбородком и на затылке, разведчик отрешается от обычной
житейской суеты, от великого и от малого. Разведчик уже не принадлежит
ни самому себе, ни своим начальникам, ни своим воспоминаниям. Он подвя-
зывает к поясу гранаты и нож, кладет за пазуху пистолет. Так он отказы-
вается от своего прошлого и будущего, храня все это только в сердце сво-
ем.
Он не имеет имени как лесная птица. Он вполне мог бы отказаться и от
членораздельной речи, ограничившись птичьим свистом для подачи сигнала
товарищам. Он срастается с полями, лесами, оврагами, становится духом
этих пространств - духом опасным, подстерегающим, в глубине своего мозга
вынашивающим одну мысль: свою задачу.
Так начинается древняя игра, в которой действующих лиц только двое,
человек и смерть".
Главное, выброска прошла незамеченной, теперь надо быстро покинуть
это место не оставляя следов.
Ночью разведгруппа ощетинившись дозорами спереди, справа и слева, ус-
коренным темпом удаляется с места выброски. С наступлением рассвета по-
рядок движения разведчиков меняется. Они скрытно следуют от одного пунк-
та к другому. Это не простое передвижение, а кропотливая и напряженная
работа, требующая от разведчиков специальной подготовки. Достигнув ука-
занной командиром точки, дозорные внимательно изучают лежащую впереди
местность. Сначала они осматривают ближнюю зону, затем - среднюю и
дальнюю.
От пытливого глаза дозорных не ускользает ни одна деталь. Они обшари-
вают глазами, усиленными восьмикратным биноклем, кусты и кроны деревьев,
16 Подготовка разведчика просеки и поляны, внимательно осматривая обна-
руженные следы и прислушиваясь ко всем посторонним звукам.
Если дозор не обнаруживал ничего подозрительного, он подавал группе
условный сигнал "путь свободен", а пара дозорных снова двигалась от од-
ного намеченного пункта к другому. Вслед за ними на удалении трехсот
метров все остальные тоже следовали от укрытия к укрытию. Специально
назначенные бойцы вели наблюдение вправо, влево и в тыл. Идущий позади
ядра группы боец еловой веткой заметал следы, если передвижение происхо-
дило по снегу.
О передвижении в тылу хорошо сказано в повести бывшего радиста раз-
ведгруппы Артемия Лукина "Разведка уходит в ночь...":
"Шли мы довольно сложным и отнюдь не прямолинейным маршрутом, наме-
ченным еще в штабе. Была в нем своя логика - он проходил по районам и
дорогам, особенно интересующим командование...
Переходы, как правило, осуществляли ночью, руководствуясь картон и
компасом. Поначалу я очень удивлялся великому умению лейтенанта и еще
некоторых разведчиков наметить, скажем, для дневки маленькую рощицу ки-
лометров за двадцать и к утру точно выйти к ней, нисколько ни блуждая.
Это ночью-то, на незнакомой местности! Постепенно и я стал учиться у
них..."
Наблюдение за противником и связь со штабом
Вот как в той же документальной повести описывается будничная работа
бойцов по ведению разведки:
"Бывали и такие удачные места, где мы задерживались дня на два-три,
создавая что-то вроде временной базы. С нее налегке и уходили разведчики
в разные стороны добывать нужные сведения. А командир группы с нами, ра-
дистами, занимался обработкой информации, кодированием. Работы хвата-
ло...
Разведчикам приходилось часами лежать у дороги, подсчитывая, чего,
сколько и в какую сторону по ней проехало, или сидеть в ветвях дерева,
наблюдая за фашистами, орудовавшими на железнодорожной станции, полевом
аэродроме или в селе. Во время своих переходов, ночных, а иногда и днев-
ных, мы тщательно фиксировали немецкие полевые линии связи, движение ав-
токолонн, места и характер инженерных работ. Пригодилось нам и знание
опознавательных знаков, нанесенных на немецкие автомобили. Наблюдение
было не только главным, но и самым надежным источником добываемых сведе-
ний. Но увидеть все своими глазами мы, конечно не могли: не так уж много
нас было. Поэтому широко использовался и такой способ добывания сведе-
ний, как опрос местных жителей..."
Если в группе был человек, хорошо владевший немецким языком, тогда
при подходящих условиях применяли подслушивание телефонных разговоров,
подключаясь к линии связи немцев.
Одним из важных требований, предъявляемых к разведке, является ее
своевременность. Необходимые разведывательные сведения должны попасть в
штаб к установленному сроку, с тем, чтобы командование имело возможность
предвидеть характер предстоящих действий противника. Даже самые ценные
сведения окажутся бесполезными, если командир получит их поздно. Для то-
го, чтобы разведсведения передавались вовремя, в группах имелись радисты
с рацией, на которых возлагалась очень ответственная работа - держать
связь со штабом, чье задание она выполняла.
Радиста всегда уважали и оберегали. В разведку и на диверсии стара-
лись не брать, оставляли его в базовом лагере - не дай бог что случится
и тогда усилия всей группы будут напрасны. Данные передать будет некому
и некуда.
Диверсионная работа и отрыв от преследования
Основным методом нанесения ударов для РДГ были диверсии на коммуника-
циях врага, на военных и промышленных объектах.
При осуществлении этих операций использовались толовые заряды и самые
разнообразные минные устройства - от миниатюрных магнитных мин, мин за-
медленного действия МЗД и неизвлекаемых мин НМ до мощных фугасов.
На протяжении четырех лет войны менялись условия проведения операций
диверсионного характера, особенно на железнодорожных магистралях и авто-
дорогах.
Все более сложной и изощренной становилась системна охраны противни-
ком железнодорожных станций и путей на перегонах. Если в 1941-1942 гг.
дело ограничивалось, как правило, патрулированием (обычно три парных
патруля на каждый километр пути), то с лета 1942 года в помощь этим пат-
рулям стали выделяться полицейские (до 10 человек). В 1943-1944 гг. сис-
тема охраны дорог достигла предельной насыщенности боевой силой и техни-
кой, средствами обнаружения и уничтожения разведчиков-диверсантов, зало-
женных ими мин. Патрулирование на стратегически важных дорогах дополня-
лось устройством вышек для охраны, снабженных прожекторами и пулеметами,
огневых точек. Немцы создавали открытые пространства, для чего на
200-300 метров по обе стороны пути вырубали леса, устанавливали на под-
ходах к путям мины-ловушки, шумовые устройства, проволочные заграждения.
Наиболее тщательно охранялись железнодорожные мосты. Каждый из круп-
ных мостов представлял собой настоящий оборонительный рубеж с колючей
проволокой, минными заграждениям, системами вышек с пулеметами, дотами,
прожекторными установками, ракетной сигнализацией. Через определенные
промежутки времени по магистралям проходили бронепоезда, обстреливавшие
лесные подходы к дорогам. Широко использовались хорошо обученные сторо-
жевые собаки. Стремясь отвести взрывы от паровозов и вагонов, немцы пус-
кали впереди эшелонов пустые платформы. На особо опасных участках пути
замедлялось движение транспорта, а на некоторых оно разрешалось только
днем и только после тщательного осмотра соответствующего участка дороги
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.