.RU

Рисунок в психотерапии - 6


48



Рис. 2.9
ками общественной опеки, которые открыли, что в семье Дженифер доходило до кровосмешения.
11-летняя Линн С. пребывала под наблюдением в психиатрической больнице штата из-за учащающегося неконтролируемого поведения (драки, взрывы злости, пропуски уро-

49



Рис. 2.10а


не). Через минуту Линн перевернула лист и сказала, что плохо поняла просьбу терапевта, думала, что нужно нарисовать дерево, которое мог бы создать каждый — а это совершенно не ее дерево. После этих слов она быстро представила объект, резко отличающийся от первой картинки; сказала, что она рисует дерево именно таким образом (рис. 2.10б). Как легко
ков, ограбление соседских домов). Когда ее попросили нарисовать дерево, Линн быстро нарисовала — казалось бы — вполне "уравновешенное" дерево (рис. 2.10а). Несмотря на то, что можно было заметить определенные, незначительные признаки эмоционального беспокойства (неровность коры), импульсного, бесцельного поведения (невидимые ветки) и экспансивности (большие размеры дерева), в целом рисунок был подозрительно "позитивный", беря во внимание историю пациентки (одинокая жизнь в дерев-

Рис. 2.10б


50


можно заметить, второе дерево выглядит намного менее "уравновешенным" и более бедным (убогим), что вероятно больите соответствует эмоциональному состоянию Линн. Поломанные или отрезанные ветки обычно отражают травму в прошлом, а также утрату радости жизни (оба эти факта были вскоре подтверждены). Кривой ствол на втором рисунке также более верно показывает ее регрессивное и импульсивное поведение. Благодаря осознанию собственного "Я" и способности реагировать на ограничения и внешний контроль, Линн смогла вернуться в общество и жить в центре для молодежи под опекой специалистов.

ЧЕЛОВЕК


Можно допустить, что рисунок человека возбуждает сознательные чувства, касающиеся образа собственного тела и образа "Я" как с физической точки зрения, так и с психологической. Чувство неприспособленности проявляется, например, в маленьких размерах рисунка или в опущенных плечах. Терапевты считают, что рисунок человека стимулирует также эмоции, связанные с интерперсональными отношениями, а также чувства, направленные к идеальному "Я". В последовательности "Дом — дерево — человек" этот последний элемент самый трудный для рисования, и создает наибольшую опасность того, что будет отброшен пациентом, который боится поражения. Рисунок человека был рассмотрен значительно шире, чем остальные 2 объекта (дом и дерево), а кроме того, существует несколько различных методик оценки (см. в начале книги тесты Гуденау-Харриса и тест Маховер "Нарисуй человека"). Поэтому мы не будем здесь его подробно описывать. Однако, чтобы читатель получил более полную информацию о возможных эмоциональных указателях, ниже представлен список знаков, дополняющих символы, описанные ранее в этой книге (Jolles, 1971).
1) Руки — Служат изменению или контролированию окружающей среды.
(А) Сложенные на груди — Враждебность или
подозрительность.
(Б) За спиной — Желание контролировать злость,
нежелание интерперсональных контактов.

51


(В) Отсутствие — Беспомощность, неприспособленность.
2) Стопы — Уровень интерперсональной активности.
(A) Большие — Стремление к безопасности или возмужанию.
(Б) Маленькие — Зависимость, подавленные чувства.
(B) Отсутствие — Отсутствие независимости.
3) Пальцы.
(А) Длинные — Агрессивность, враждебность. (Б) Обозначенные петельками или одной чертой — Желание подавить агрессивные импульсы.
4) Голова.
(A) Большая — Поглощенность миром воображения, концентрация на психической активности.
(Б) Маленькая — Личность маниакально-компуль-сивная, чувство более низкого интеллектуального уровня.
(B) Повернутая затылком — Параноидные или шизофренические тенденции.
5) Ноги.
(A) Отсутствие — Подавление, вероятно страх перед кастрацией.
(Б) Разные по длине — Противоположные чувства, касающиеся независимости.
(B) Длинные — Стремление к автономии.
(Г) Короткие — Нарушения в эмоциональной жизни.
6) Рот.
(А) Сильно обведен — Незрелость, оральная
активность.
(Б) Слишком большой — Оральный эротизм.
7) Плечи.
(A) Неровные — Эмоциональная нестабильность. (Б) Широкие — Необходимость в чувстве силы в себе.
(B) Квадратные — Чрезмерно защитная позиция, враждебность в отношении к окружающим.

Описание случаев


Два примера, приведенные ниже, иллюстрируют предложение нарисовать "Дом — дерево — человека", где необхо-

52


димо было нарисовать все 3 объекта на одном листе. Такая инструкция обеспечивает связь между отдельными элементами, а кроме того, создает возможность составить историю во время последующих сессий.
Родители привели 9-летнего Вильяма Р. в психиатрическую клинику по рекомендации его школьного учителя. Мальчик жил с отцом (моряком), матерью (домохозяйкой), двумя сестрами (семилетней и годовалой), а также с двумя братьями (пяти- и трехлетним). Поводом направления были нарушения поведения в школе и дома. Вильям врал, воровал, вступал в конфликты с сестрами и братьями. Его часто выгоняли из школы за драки. Документы содержали информацию о случаях издевательства в семье.
На рисунке Вильяма "Дом — дерево — человек" самой важной оказалась фигура человека, что указывало на внимание, уделяемое своей персоне (рис. 2.11). Отчетливое обозначение рта с зубами говорило о большой враждебности и оральной агрессивности. Шляпа на голове персонажа типична для пациентов, посвящающих множество энергии контролированию злости, в страхе что это чувство может их полностью захватить. Поясничная область у человека сильно подчеркнута, что можно интерпретировать как озабоченность сексуальными проблемами. Дом и дерево были нагими и под контролем, показывая очень мало непосредственных признаков отклонений. Качели на крыльце (с правой стороны) больше похожи на выломанную доску, из-за чего дом производил впечатление, что он скоро рухнет. История, рассказанная Вильямом о рисунке, была довольно мягкая, поскольку в ходе исследований мальчик был очень осторожен и отрицал испытываемую им злость. После этого теста Вильям и его родственники начали проходить семейную терапию.
15-летний Чарльз К. попал в психиатрическую больницу штата из-за угроз покончить жизнь самоубийством, состояний оторванности от реальности и побегов из дома. Во время пребывания в центре опеки он даже убил кота. Он был похож на человека, поглощенного вопросами насилия и мести, страдающего от хронической депрессии. Прежде чем его забрали из родного дома, он был арестован за взлом и хранение нескольких единиц оружия.

53



Рис. 2.11

Рис. 2.12

'


Рисунок Чарльза, представляющий "Дом — дерево — человека", был характерен для выражения сильно акцентированной необходимости контроля, явно выраженная подозрительность, параноидные тенденции и нескрываемая агрессия (рис. 2.12). Пациент особенно сильно подчеркнул контуры дома, обозначил громоотвод (необходимость упорядоченности и контроля), нарисовал очень густой дым из трубы (внутренняя злость), очень подробно представил крышу (попытка контролировать фантазию), в двери вставлен "глазок", окна закрыты шторами (символ подозрительности и паранойи). Рисунок дерева указывал на более здоровую личность. На нем можно было увидеть лишь эмоциональные признаки беспокойства и компульсивного поведения. Переходя к рисунку человека, Чарльз вначале начал рисовать очень большую фигуру, что говорило о тенденции, ведущей к укреплению чувства собственного достоинства. Потом однако он стер это и набросал маленького человека, проявляя таким образом скрытое чувство неполноценности. Человек на рисунке защищал дом, стреляя из пистолета. Пациент был в состоянии ассоциировать свой рисунок с тем, что происходило с ним самим, прежде чем его забрали из дома.
На основе информации теста "Дом — дерево — человек" и данных, полученных параллельно из других тестов, проведенных группой специалистов, Чарльза задержали в больнице и подвергли всесторонней терапии с целью укрепления чувства собственной ценности и улучшения ориентации в реальности.

^ "НАРИСУЙ СЕМЬЮ"


Тест "Нарисуй семью" (так наз. Техника Рисования Семьи) дает возможность использовать портреты близких людей как проективных маркеров личности тестируемого. Эта техника получения информации была предложена Аппелем (Appel, 1931) и позднее расширена Вольффом (Wolff, 1942). Ее необыкновенная популярность вероятно происходит от интереса к структуре семьи и семейной терапии. Она не требует много времени, но дает множество данных, представляя собой привлекательное дополнение к набору методов исследования, которыми пользуются психиатры и врачи других специальностей.

56


Данная техника требует очень простой инструкции. Ведущий вручает тестируемому бумагу и карандаш, говоря: "Нарисуй портрет всей твоей семьи" (Harris, 1963). Если пациент не снабдит подписями отдельные фигуры, терапевт должен попросить идентифицировать их после завершения рисунка. Полученная картинка обычно отражает отношение пациента к членам его семьи и то, какими он видит их роли. Семейные отношения часто легко распознать по пропорциям портретов и по их размещению и т. д. Случается, что пациент не помешает себя на рисунке семьи, что может говорить о чувстве отчужденности. Это особенно заметно в рисунках семьи, выполненных приёмными детьми, особенно в период созревания, когда вопрос собственной идентичности становится особенно важен (Dileo, 1983).
Полезной модификацией рисунка семьи является "кинетический портрет семьи" (Burns и Kaufman, 1970), где к инструкции добавляется рекомендация: "Сделайте нечто (некое действие) вместе". В этой рекомендации терапевт отмечает, что тестируемый должен учесть себя, к тому же "кинетический" вариант применяется обычно только когда пациент уже сделал первый семейный рисунок. Благодаря этому, можно увидеть, исключит ли тестируемый свой автопортрет без дополнительной инструкции. Рекомендация, используемая в этой инструкции, часто вызывает реакцию вроде: "Но мы ничего не делаем вместе" (что является существенной информацией для формулировки предварительных гипотез о семейных отношениях, особенно в случаях с детьми). Хотя описываемая инструкция особенно подходит к работе с детьми, она также и у взрослых возбуждает воспоминания детства, заставляя их вспоминать прошлый опыт и семейные отношения.
Многие пациенты рисуют членов своей семьи в очень статичных позах (например, при просмотре ТВ-программ), что может говорить о недостатке интерперсональной коммуникации. Другой распространенный ответ на данную инструкцию это рисунок семьи за обеденным столом. Иногда тестируемый размещает родителей на противоположных концах длинного стола (выражая видимую им эмоциональную дистанцию между ними). Пустой или заставленный стол говорит или о скудности окружения, в котором живет пациент, или отражает его отношение к доступной ему эмоциональной "пище".

57


На основе рисунка можно также пытаться определить динамику отношений тестируемого с родителями, братьями и сестрами. Здесь необходимо обратить внимание на следующие моменты: 1) нарисовал ли тестируемый себя вблизи родителей, чтобы подчеркнуть свой исключительный статус среди других детей, или далеко, что указывает на чувство отчуждения; 2) частично или абсолютно исключая из рисунка сестер и братьев, пациент пытается исключить соперничество; 3) представляя членов семьи, сохранил ли он соответствующие пропорции или деформировал их, демонстрируя доминирование одних и отсутствие значения других; 4) нарисовал ли он свой портрет или упустил, чтобы показать эмоциональную "непринадлежность". Другое клиническое указание, которое дает рисунок, это выражение лиц родителей — если его можно разобрать в работе пациента. Информация, воспринимает ли тестируемый одного родителя суровым, а второго добрым, или считает ли он, что один из них больше поддерживает его, становится точкой отсчета в дальнейшем изучении, имеющем цель определить направление будущей терапии.
^ Описание случаев
Рисунки 2.13а и 2.136 были сделаны 11-летним Джеком О., который был подвергнут исследованиям из-за спора между родителями за право опеки над ребенком. Мать Джека хотела проводить с ним больше времени. Родители пытались прийти к общему мнению без вмешательства суда. Когда помощи попросили у психолога, Джек жил с отцом и мачехой. Мать лишь недавно снова вышла замуж.
Во время теста мальчика попросили нарисовать 2 рисунка. Он должен был изобразить на них себя во время общего занятия с каждой из своих обеих семей. На первой картинке (рис. 2.13а) Джек с семьей сидит перед телевизором. Это пассивное поведение указывало на небольшую интеракцию между членами семьи. Тестируемый поместил себя далеко от отца, как видно, между ними существовало определенное напряжение. Он также дал понять, что все еще не уверен в роли мачехи, так как при ее имени поставил вопросительный знак (Kate?). Второй рисунок представлял мальчика, сидящего за обедом с матерью и отчимом (рис. 2.136). Положение говорило о большей интерперсональной интеракции. Эмоциональ-

58


ную близость подчеркивал круглый стол. Рисунки дали терапевту много информации и оказались верным отражением динамики в обоих семьях. Они создали базу к дальнейшей дискуссии о роли Джека в структуре каждой из них.
15-летняя Джейн Р. была приведена к частному врачу
из-за хронической депрессии и проблем с наркотиками. Она ходила в среднюю школу, но поскольку часто пропускала уроки, то была временно, в виде наказания, отстра-

Рис. 2.13а


нена от учебы. Во время тестирования ее попросили выполнить рисунок семьи с учетом своего портрета. Из картинки было видно, что коммуникация между отдельными членами семьи была минимальной (рис. 2.14). Каждый из них был погружен в собственные занятия. Отец смотрел телевизор, попивая пиво. Мать читала книгу. Джейн представила себя на
кресле полулежа со стерео колонками с двух сторон. Было очевидно, что она не хочет контактировать с родителями.
Врач пришел к выводу, что проблему этого типа лучше всего решить путём семейной терапии, поэтому он направил

Рис. 2.13б


59



Рис. 2.14

Рис. 2.15


Джейн и ее родителей в центр психического здоровья, который специализировался в таком лечении.
Следующий рисунок представляет семью, которая была разделена (в дословном и переносном смыслах) (рис. 2.15). Два персонажа слева — это двое сыновей. Парень справа уже не живет дома, а его младший брат (автор рисунка) в это время находился в больнице из-за неконтролируемого поведения. Он также заканчивал школу и вскоре должен был покинуть дом. Поднятые вверх ракетки означают, вероятнее всего, независимость молодых мужчин от семьи или символ агрессии. На другом конце ноля отец, сестра и мать (дальше всего от сыновей). Похоже на то, что у сестры было задание посредничать между матерью и отцом (она стоит между ними). На основе рисунка было поставлено множество гипотез о причинах трудностей в этой семье, а во время дальнейших интервью искали доказательства, подтверждающие начальные предположения.

^ РИСУНОК НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ


Рисунок на свободную тему или рисунок методом свободных ассоциаций всегда вводится в начале серии сессий арт-терапии. Эта техника также полезна в отношении к людям, особо не желающим выражать себя при помощи бумаги и карандаша. Обычно пациенты — особенно дети — желают рисовать то, что хотят, а не приспосабливаться к чужим инструкциям. Таким образом они могут упорядочивать мир по своему

61



Рис. 2.16


желанию, а благодаря этому они лучше будут слушать дальнейшие просьбы терапевта. Когда человек рисует свободно, не исполняя чей-то заказ, он определенным образом выражает свою личность и свой взгляд на мир. Сессия становится минутой независимого мышления и действия, что и является основной целью терапевтического вмешательства. В этом процессе пациент освобождает чувства и позиции, которые прежде тормозились или были недоступны.
Используя эту технику, терапевт собственно просит пациента, чтобы он "нарисовал то, что хочет" и "вербализиро-вал всяческие мысли и чувства", которые он будет испытывать в процессе работы. Эта инструкция имеет своей целью уменьшить беспокойство и сомнения пациента, опасающегося, что он не сможет выполнить задание. Рисунок на свободную тему

Рис. 2.17


62


позволяет тестируемому открыться перед терапевтом и представить спонтанное действие, приоткрыть фантазию и испытать более свободные ассоциации о конфликтах. Все это имеет огромное значение в процессе сбора данных для диагноза. Предтечей техники рисунка на свободную тему была Margaret Namburg (1966), которая одной из первых использовала искусство в роли серьезного терапевтического метода. Она считала очень важным спонтанность рисунка и ассоциаций, которые пробуждали у пациентов их работы. Эти ассоциации дают богатую информацию, очень полезную диагносту, который пытается исключить возможность развития психопатологии в последующее время, а также распознать сильные и слабые стороны пациента. Рисунок пациента и его ассоциации по отношению к завершенной работе позволяют терапевту узнать очень личные переживания тестируемого. Ценность этой техники возрастает благодаря дополнению ее спонтанной вербальной коммуникацией, позволяющей глубже понять проблему.

Описание случаев


Когда во время первичной оценки психолог попросил 16-летнего Джима К. нарисовать что-нибудь на свободную тему, тестируемый представил на картинке американский флаг с надписью "СВОБОДА" (рис. 2.16). Это соответствовало самому Джиму, выглядевшему независимым бунтарем. Рисунок также говорил о дилемме, стоящей перед тестируемым: его родители недавно развелись, а мальчик не мог пристроиться ни к новой семье отца, ни к матери. Эмоциональный профиль Джима, составленный на основе теста ММР1 соответствовал рисунку, показывая агрессивную позицию относительно авторитетов, раздражительность и чувствительность к видимой угрозе, которую он видел везде. Молодежь с подобными результатами тестирования имеет склонность к недостаточному контролю импульсов и к непродуманным поступкам. Ввиду такого соответствия результатов, полученных в проективных и объективных тестах, психолог рекомендовал дальнейшее лечение.
Тридцатилетняя женщина, скульптор, была направлена на исследование из-за временной депрессии. Она недавно узнала, что у ее матери обнаружили рак. На первой сессии психиатр попросил ее нарисовать рисунок на свободную тему

63


(рис. 2.17). Ее представление о свободном парении говорило об активном отрицании выражаемых чувств. Пустые пространства на рисунке указывали также на вероятность скрытой депрессии. Во время последующих сессий терапевт продолжал интерпретировать подобные рисунки, пока наконец творчество пациентки не стало отражать переживаемые ею чувства грусти и злости.
"КАРАКУЛИ"
Описанная Florence Cane (1951) техника "Каракули" считается успешной методикой укрепления терапевтических отношений с молодежью и взрослыми, а также, до определенной степени также с пациентами, которые еще не достигшими периода созревания (Kramer, 1971).
Эта техника не пробуждает страха, заставляя клиентов открыто выражать те аспекты собственной личности, которыми им трудно поделиться с окружающими. Она состоит в том, что пациент, вовлекая все тело, размашистыми, ритмичными движениями рисует в воздухе. После того как он испытает свободу движений, то может с закрытыми глазами перенести это на бумагу. Самое важное в этой методике — освободить тестируемого от торможений, благодаря чему его "каракули" становятся более спонтанными. Авторы данной книги заметили, что перед заданием нарисовать "каракули" необходимо провести целую серию разогревающих упражнений. Из нашего опыта следует, что благодаря этому пациенты лучше применяют мелки, входя в свободные и приятные отношения с терапевтом.
Когда "каракули" уже готовы, пациент разглядывает их со всех сторон, пока какая-либо форма не ассоциируется с некой темой. Тогда он завершает рисунок, используя линии, соответствующие ментальному образу, убирая лишнее. Законченная работа уже не напоминает первоначальные "каракули". Некоторые пациенты находят не один образ, другие подчеркивают и раскрашивают более выразительный. Все эти действия ведут обычно к беседе о различных замеченных формах, иногда из этого рождается спонтанно созданная история.
Описанный метод борьбы с торможениями исполняет несколько важных функций. Во-первых, отход от простой инструкции рисования и склонение пациента к упражнениям

64


для всего тела — новые переживания, которые возбуждают свободные ассоциации. Это особенно важно для пациентов, которые раньше уже прошли рутинное обследование. Во-вторых, тестируемых приглашают почувствовать себя детьми, чтобы они смогли использовать новые или "запретные" для себя движения, которые усиливают спонтанность и позволяют свободно выразить настроение. В-третьих, поиск образа среди "каракулей" возбуждает усыпленную фантазию, которая может проецироваться на случайные знаки. Благодаря этому законченная работа вероятно будет затрагивать наиболее личные проблемы. И наконец, особенное ударение здесь делается на творческий процесс и невербальную коммуникацию с помощью искусства, что и является главной целью использования рисунка в процессе оценки личности.

Описание случаев


15-летняя Джанет К. сама пришла в закрытое психиатрическое отделение для молодежи из-за спорадических резких взрывов злости и некоторых психотических симптомов. Школа для нее всегда была источником трудностей, и источник ее проблем с учебой искали в так называемом отсутствии способности усваивать информацию (Learning disability). Психиатр, работающий в отделении, направил пациентку па детальное психологическое обследование. В начале встречи Джанет была очень напряжена и неспокойна, поэтому терапевт провел серию разогревающих упражнений и рисунок "каракулей" для того, чтобы создать атмосферу сотрудничества. Девушке действительно удалось расслабиться, и она набросала форму, которую можно увидеть на рисунке (рис. 2.18). Имея ввиду свой горячий темперамент, она выделила в своем рисунке кулак, как символ переполняющей ее злости. Этот мотив появлялся во время всего тестирования. Заметив, что Джанет хочет работать над своей злостью и что релаксационные техники помогают ей контролировать свои эмоции, психолог предложил отправить девушку на двигательную терапию и психодраму, чтобы она смогла научиться новым методам управления своей энергии.
"Каракули", представленные на рис. 2.19, были сделаны 36-летней пациенткой психиатрической больницы, у которой распознали параноидную шизофрению. Во время теста она

65



Рис.

2.18


в своей свободной "мазне" увидела черепаху. Интерпретируя рисунок, она пришла к выводу, что он отражает ее медленность и тенденцию к нерешительности. Она также сказала, что это образ ее раздражительности и стремления к изоляции. Как и черепаха, она часто пряталась в свой "защитный панцирь" под воздействием страха или стресса. Ведущий терапевт (социальный работник, сотрудничающий с арт-терапевтом) позже использовал метафору с черепахой, чтобы помочь женщине "покинуть свой панцирь".

^ ИГРА В РИСОВАНИЕ ИСТОРИИ


Любой диагност или терапевт время от времени встречается с сопротивлением человека, которого пытается склонить к рисованию. Некоторые дети чувствуют очень сильное беспокойство; подростки демонстрируют враждебность; взрослые иногда не хотят заниматься чем-то, что, по их мнению, не связано с их проблемами. Недостаточно определить эти формы защиты как средство избежать болезненного самоанализа, их можно считать более или менее решительным нежеланием войти в контакт с другим человеком. Этот фрустрирующий терапевта опыт, касающийся работы с людьми, выражающими сопротивление, положил начало различным техникам, которые должны помочь психотерапевтам пройти период застоя в терапии (Gardner, 1975).
Один из таких методов, объединяющий элементы рисунка и рассказа, был описан в The Arts in Psychotherapy ("Ис-

66



Рис. 2.19


кусства в Психотерапии"), профессиональном медицинском журнале (Gabl, 1984). Автором этой техники является Стюарт Гэбл, педиатр и психиатр, который воспользовался идеей, почерпнутой кз процедур психиатров школы Дональда Вин-никотта и Ричарда Гарднера (Donald Winnicott, 1971, Richard Gardner, 1975), создавая так называемую "игру в рисование истории". Игра — наиболее подходящая форма работы с деть-,ми и подростками, которые не могут или не хотят войти в полную интеракцию во время диагностической сессии или па вступительной терапевтической встрече. "Игра в рисование истории" была создана с мыслью о детях, но ее легко адаптировать к нуждам менее интеллектуально развитых взрослых.
"Игра в easy — floresy" Вииникотта состоит в том, что ребенок по очереди с терапевтом рисует линии на бумаге, а потом оба придают картинке некое терапевтическое значение. Габель использовал эту идею, но предложил более структурированный подход, чтобы приблизиться к неосознанным или нежелаемым воспоминаниям. Он ввел также модификацию к "технике совместного рассказа", которую Гарднер с таким успехом использовал в своей работе.
Во время "игры в рисование истории" терапевт вначале на бумаге рисует одну линию и просит пациента дополнить это таким образом, чтобы возникла картинка. И только когда рисунок закончен, терапевт задает вопросы вроде: "Кто

67



Рис. 2.20а


это?" или "Что здесь происходит?", которые должны стать началом длительного разговора. На следующем этапе уже пациент должен нарисовать первый знак (на новом листе). Терапевт развивает этот знак в рисунок, который является продолжением картинки, нарисованной тестируемым. Таким образом возникает серия рисунков, которые должны уложиться в более полную историю. Этот процесс имеет своей целью укрепить интеракцию и связь между терапевтом и тестируемым, а также дать диагностический материал и увеличить самосознание пациента.
Когда серия картинок будет закончена и пациент расскажет историю о них, стоит рассмотреть их заново, чтобы суммировать данные. Одновременно необходимо намекнуть ребенку, чтобы он придумал другое завершение истории, которое могло бы быть более красочным. Таким образом, ребенок осознает существование альтернативных чувств и способов поведения. Как считает Gabel (1984), построение фундамента для создания лучших решений приносит пользу в дальнейших сессиях, касающихся подобных вопросов.

Описание случая


12-летний Марк С. был скромным, эмоционально неуравновешенным мальчиком. Его приняли в специальный центр образования и лечения для детей с эмоциональными нарушениями. Там использовалась старательно отработанная система учебы с элементами терапии. В карте пациента было отмечено, что Марк был сконцентрирован на своих мечтах и фантазиях. Кроме того, было замечено, что у него нет хорошего контакта с ровесниками, у него есть склонность к преуве-

Рис. 2.206


68



Рис. 2.20в


личению фактов и обвинению окружающих в своих проблемах.
Во время вступительной сессии с психиатром Марк был неконтактен и старался не показывать своих чувств. Психиатр решил применить "Игру в рисование истории", чтобы легче понять скрытые конфликты и основы поведения пациента, одновременно вовлекая его в действие.
Психиатр нарисовал лишь вертикальную черту посреди листа, чтобы дать возможность Марку перехватить инициативу. На основе этой линии Марк сейчас же нарисовал папиросу (рис. 2.20а). Потом начал рассказывать историю о мальчике, у которого было не слишком много друзей и он желал настоящей дружбы. "Однажды, — рассказывал Марк, — несколько ребят из его класса предложили ему папиросу". Поскольку было очевидно, что эта история непосредственно касалась Марка, на другом листке ведущий нарисовал лишь круг с папиросой в середине, позволяя пациенту продолжать рассказ (рис. 2.20б).
Постепенно Марк стал вести себя свободнее, все сильнее втягиваясь в фиктивные события. На следующем рисунке он представил свой конфликт, создавая знак, запрещающий курить (рис. 2.20в). Он сказал, что герой его истории попал "в очень трудную ситуацию". Он не хотел курить, но боялся, что его высмеют и от-

Рис. 2.20г


69


толкнут, если он не уподобится остальным.
Психиатр, включаясь в историю, сказал, что этот парень переживал тяжелые минуты, ощущая множество противоречивых чувств. Говоря об этом, он дорисовал волосы к знаку на картинке, чтобы помочь Марку определить его проблему (рис. 2.20г).
В конце Марк снабдил рисунок подписью "Я принадлежу", что составляло суть его внутреннего конфликта (рис. 2.20д).
Творческие способности Марка и полученное осознание того, что с их помощью можно выразить себя, позволили ему приблизиться к более подходящим способам решения эмоциональных конфликтов. Он научился использовать игру такого типа, чтобы информировать о своих внутренних конфликтах и проблемах, которые он испытывал. После описанной сессии Марк стал более склонен поделиться испытываемыми чувствами неуверенности и начал учитывать эти вопросы в беседе о различных эмоциональных проблемах. Психиатр же смог сделать указания относительно дальнейшего лечения.

ВЫВОДЫ


В данной главе мы описали лишь некоторые из наиболее популярных техник, которые много лет использовались терапевтами для получения информации о различных аспектах личности пациента. Другие рекомендации, о которых стоит вспомнить, это: "Нарисуй неприятное переживание", "Нарисуй животное", "Рисуй любые знаки, приходящие в голову", "Нарисуй свое самое раннее воспоминание" или "Нарисуй мечту, настроение, чувство или желание". Рисунки, сделанные на основе таких инструкций, дают шанс наблюдать

70


Рис. 2.20д


рферу, в которой внешний мир встречается с внутренним миром личности.
Ограниченное время встречи заставляет терапевта дать тестируемому как можно большее количество различных переживаний, используемых затем в познавательных целях. По всей вероятности, никакая отдельная процедура не даст всестороннего понимания эмоциональных и когнитивных факторов, влияющих на поведение человека. Поэтому терапевт должен быть хорошо ориентирован об отрицательных и положительных сторонах отдельных техник.
Большинство специалистов, проводящих исследования, включило рисунок в набор своих техник. Эта методика выдержала проверку временем и доказала свою исключительную полезность, доставляя всесторонние данные о пациенте. Объединяя интерпретацию рисунков с результатами тестов, опытный терапевт может быть уверенным, что люди, обращающиеся за консультацией, получат правдивую и исчерпывающую информацию. Благодаря этому становится возможным и необходимое лечение.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.