.RU

Тема 26. Психика, поведение и деятельность - 1. Педагогика как наука

Тема 26. Психика, поведение и деятельность


^ Вопрос № 1. Побудитель к деятельности, связанный с удовлетворением определенной потребности, – это…



  1. установка

  2. задача

  3. образ действий

  4. мотив

Вопрос № 2. Основными видами деятельности человека являются…



  1. поведение

  2. игра

  3. учение

  4. труд

Вопрос № 3. Сознательное действие, оцениваемое с точки зрения нравственного самоопределения человека, называется…



  1. переживание

  2. установка

  3. поступок

  4. поведение

Вопрос № 4. Цель действия характеризуется как...



  1. образ будущего результата

  2. способ получения результата

  3. программа выполнения действия

  4. уровень достижений которых хочет добиться человек

Вопрос № 5. Установите соответствие между процессом деятельности и ее видом:



  1. игра

активное изменение предметов природы для создания различных ценностей

  1. учение

закрепление типичных способов действия и взаимодействия людей

  1. труд

усвоение предметных и познавательных действий

Вопрос № 6. «Встреча» психологической потребности с объектом внешней среды, удовлетворяющим эту потребность, называется…



  1. кризисом

  2. зоной ближайшего развития

  3. опредмечиванием

  4. подражанием

Вопрос № 7. Высший уровень формирования информационной основы деятельности (ИОД) – это __________ уровень



  1. когнитивный

  2. сенсорный

  3. образно-оперативный

  4. перцептивный

Вопрос № 8. Установите соответствие между понятиями и определениями побудителей человеческого поведения:



  1. особое мотивационное состояние познавательного характера, которое напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данной момент потребностью

Задача

  1. частный ситуационно-мотивационный фактор, возникающий тогда, когда в ходе выполнения целенаправленного действия организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше

Желания и намерения

  1. сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия

Интерес

Вопрос № 9. Установите соответствие между понятиями и определениями компонентов структуры поведения и деятельности человека:



  1. состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития

Цель

  1. непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность

Мотивация

  1. совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность

потребность

Вопрос № 10. Установите соответствие между основными характеристиками теории деятельности А. Н. Леонтьева и их определениями:



  1. деятельность

побудительный момент деятельности

  1. мотив

единица анализа деятельности

  1. действие

форма активности


ГЛОССАРИЙ:



Действие

– основная единица анализа деятельности; процесс, направленный на реализацию цели; сознательное проявление активности человека.

Деятельность

– форма активности; динамическое взаимодействие субъекта с миром, в процессе которого происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью

Желание

– потребность, принявшая конкретную форму; отражающее потребность переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить; субъективное состояние, отвечающее изменяющимся условиям выполнения действия

Задача

– заданная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуре; частная цель, без достижения которой нельзя достичь главной цели

Игра

– вид деятельности, направленный не на производство материального или идеального продукта, а на закрепление типичных способов действия и взаимодействия; игра является средством развития, а также общения и разрядки.

Интерес

– форма побуждения к активности, связанная не с результатом, а с процессом ориентированной на окружающий мир деятельности; специфическая эмоция захваченности, зачарованности предметами, с которыми оказываются потребности индивида; субъективная приятность этой эмоции является фактором постоянного воспроизведения соответствующей деятельности

ИОД (информационная основа деятельности)

– совокупность информации, характеризующей предметные и субъективные условия деятельности и позволяющей организовать деятельность в соответствии с вектором цель-результат. Эффективность профессиональной деятельности во многом определяется адекватностью, точностью и полнотой ИОД. Выделяют следующие уровни формирования ИОД:

  1. сенсорно-перцептивный уровень (восприятие информации);

  2. когнитивный уровень (оценка значимости информации):

  3. образно-оперативный уровень (переработка информации и построение информационных образов);

Мотив

– побудитель к деятельности; совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.

Мотивация

– совокупность побуждений, вызывающих активность организма и определяющих ее направленность.

Намерение

– сознательное стремление завершить действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата.

Операция

– мало осознаваемый или неосознаваемый способ выполнения действия; более крупная единица деятельности, чем действие;

Опредмечивание потребности

– процесс «узнавания» потребностью своего предмета

Поведение

– сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды

Поступок

– основная единица социального поведения, в которой проявляется и формируется личность человека; сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом.

Потребность

– исходная форма активности живых организмов; периодически возникающее состояние напряжения, связанного с нехваткой в организме какого-либо вещества или отсутствием необходимого предмета; состояние объективной нужды организма в том, что лежит вне его и является необходимым условием нормального функционирования.

Субъект деятельности

– индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности

Труд

– специфический, присущий только человеку вид деятельности, заключающийся в осуществлении воздействий на природу с целью обеспечения условий своего существования.

Установка

– состояние готовности, предрасположенности субъекта к определённой активности в определённой ситуации

Учение

– вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение непосредственно служит средством психологического развития индивида.

Цель

– осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека.

ДЕ № 6. Введение в общую психологию


Тема 27. Развитие психики человека и животных


Вопрос № 1. Установите последовательность стадий развития психики в процессе эволюции в учении А.Н. Леонтьева:



Порядок



Стадия





  1. сознание



  1. перцептивная психика



  1. сенсорная психика



  1. интеллект

Вопрос № 2. Ощущение возникает на _________ стадии развития психики



  1. предметной

  2. вербально-логической

  3. сенсорной

  4. перцептивной

Вопрос № 3. Укажите последовательность возникновения в филогенезе форм поведения животных:



Порядок



Этап развития





  1. инстинктивное поведение



  1. интеллектуальное поведение



  1. оперантное поведение



  1. формирование навыков

Вопрос № 4. Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущей только человеку, называется…



  1. ощущением

  2. мышлением

  3. сознанием

  4. воображением

Вопрос № 5. Расположите стадии эволюционного развития психики в соответствующем порядке, от низшего к высшему:



  1. перцептивная

  2. интеллект

  3. сенсорная

Вопрос № 6. Главными особенностями психической деятельности человека, отличающими ее от психики животных, являются…



  1. способность изготавливать орудия труда

  2. способность осуществлять активную поисковую деятельность

  3. возможность отражать влияние окружающей деятельности

  4. возможность закреплять, накапливать и передавать опыт поколений в материальной форме

Вопрос № 7. Укажите правильную последовательность уровней психического отражения:



Порядок



Уровень отражения





  1. восприятие



  1. интеллект



  1. ощущение



  1. сознание

Вопрос № 8. Установите последовательность этапов развития поведения животных в процессе эволюции:



Порядок



Этап развития





  1. интеллектуальное поведение



  1. врожденные программы реагирования (инстинкты)



  1. формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте (навыки)



  1. слабая, нецеленаправленная двигательная активность

Вопрос № 9. Тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных, называется…



  1. чувствительностью

  2. интеллектуальным поведением

  3. самодетерминированным поведением

  4. раздражимостью

Вопрос № 10. Свойством сенсорной психики являются все перечисленные, кроме…



  1. чувствительность

  2. инстинкты

  3. навыки

  4. раздражительность


ГЛОССАРИЙ:



Активность

– принципиальное свойство живой материи, проявляющееся в способности вступать во взаимодействие с окружающей средой; конкретная форма проявления активности зависит от уровня организации этой материи

Инстинкт

– совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека. Инстинктивное поведение = генетически фиксированное, наследственно закрепленное, врожденное.

Интеллект

– способность к решению задач без проб и ошибок путем моделирования действительности во внутреннем, психическом плане

Интеллектуальная психика

Высший уровень развития психик животных, у которых на этом уровне проявляется способность к конкретно-образному мышлению

Навык

действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля; доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще всего – двигательной)

Объективный критерий возникновения психики

– (по А.Н. Леонтьеву) – способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия

Оперантное поведение

– оперирует в окружающей ​среде, производя последствия. Имеет определенную цель (в отличие от обусловленного поведения, имеющего определенную причину). Этот тип поведения является более простым, чем формирование навыков, но более сложным, чем инстинктивное.

Перцептивная психика

(от perceptio – восприятие) – второй уровень развития психики; на этом уровне возможно формирование навыков

Поведение

– сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды

Психика животных

– отличается следующими особенностями:
1) вся активность определяется биологическими мотивами;
2) вся деятельность ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций;
3) основу поведения составляют наследственные видовые программы;
4) отсутствует закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме, т.е. в форме предметов материальной культуры

Психика человека

– отличается следующими особенностями:
1) способность изготавливать орудия труда;
2) закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме, т.е. в форме предметов материальной культуры;
3) наличие абстрактного мышления

Раздражимость

– способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия

Самодетерминированное поведение

– возникшее по желанию субъекта, а не вызванное внешними воздействиями; возможно благодаря наличию сознания.

Сенсорная психика

(от sensus – ощущение) – низший уровень развития психики; для нее характерно инстинктивное поведение

Сознание

– высшая форма (или уровень) психического отражения, присущий только человеку; непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире; свойственный только человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Сознание неразрывно связано с речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. Сознание формируется посредством речи и развивается в труде.

Стадии развития психики животных:

(по А.Н. Леонтьеву) –
1) стадия элементарной сенсорной психики;
2) стадия перцептивной психики;
3) стадия интеллектуальной психики.
Указанным стадиям соответствуют стадии развития психики по К. Бюлеру:
1) инстинкт
2) навык
3) интеллект

Филогенез

(в психологии) – процесс возникновения и исторического развития психики и поведения животных; возникновение эволюционных форм сознания в ходе истории человечества.

Чувствительность

Способность живых организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биологическими свойствами; имеет два аспекта: 1) объективный – проявляется в двигательной реакции на стимул, и 2) субъективный – проявляется в

ощущении.




^ ДЕ № 6. Введение в общую психологию


2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.