.RU

9. Работа в тетради №1 - Конспекты написаны подробно и содержат


^ 9. Работа в тетради №1.

[Развитие тонкой моторики, мышле­ния, зрительного восприятия. Профилактика письменных нару­шений речи.]
Логопед приглашает детей к столу, на котором уже приготов­лены открытые рабочие тетради и контейнер с цветными каранда­шами.
Логопед. Посмотрите на правую страничку. Что вы видите на ней?
Дети. Мы видим фрукты: яблоко, грушу и лимон. Логопед. Послушайте загадку об одном фрукте.
Желтый, сочный, кислый он. Называется...
Дети. Лимон.
Логопед. Как вы догадались? Д е т и. Он желтый и кислый.
Логопед. Верно. Возьмите желтый карандаш и сначала об­ведите лимон по контуру, а потом раскрасьте его.
Дети выполняют задание логопеда.
Логопед. Хорошо. А теперь красным карандашом обведите по контуру яблоко, а зеленым — грушу, но не раскрашивайте эти фрукты.
Дети выполняют задание логопеда.
Логопед. Вы очень хорошо выполнили мое задание и пора­довали меня. Я вижу, что вы внимательные и старательные дети.

^ 10. Окончание занятия.

[Оценка работы детей.]
Логопед предлагает детям закрыть тетради и сложить каран­даши в контейнер, а затем вспомнить, какие задания они выполняли, и оценить работу друг друга. За хорошую работу на занятии можно поощрить детей наклейками на тетради.

Занятие 2


Коррекционно-образовательные цели.

Уточнение и активиза­ция словаря

по

теме «Сад. Фрукты». Совершенствование грамма­тического строя речи. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с пройденными буквами.

^ Коррекционно-развивающие цели.

Развитие связной речи, фо­нематического и зрительного восприятия, общей, ручной и арти­куляционной моторики, координации речи с движением.

^ Коррекционно-воспитательные цели.

Воспитывать навыки со­трудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициатив­ность, ответственность.

Оборудование.

Наборное полотно, магнитная доска, настоль­ная ширма, буквари по числу детей, предметные картинки по теме «Фрукты», муляжи фруктов, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, массажные мячики.

Предварительная работа.

Разучивание упражнения с массаж­ными мячиками.

Ход занятия


^ 1. Организационный момент.

[Развитие тонкой моторики, так­тильных ощущений, навыков фонематического анализа (опреде­ление места звука

[б]

в словах).]
Логопед приглашает детей в кабинет и здоровается с ними. Дети встают около своих стульчиков. Перед каждым из них стоит пальчиковый бассейн с любым наполнителем {горохом, фасолью, че­чевицей, гречкой и т. п.). В контейнерах спрятано по одному муляжу фруктов.
Логопед. Опустите руки в бассейны. Найдите то, что я спря­тала там. Расскажите, что вы нашли.
1-йребенок. Я нашла яблоко.
2-й ребенок. А я - сливу.
3-й ребенок. У меня апельсин.
4-й ребенок. Ау меня — банан.
Логопед. В каких из этих названий есть звук [б] ?
Дети. Яблоко, банан.
Л о г о п е

д.

На каком месте в слове

яблоко

стоит звук [б] ?
Д е ти. В середине слова. Логопед. Ав слове

банан?


Дети. В начале слова.
Логопед. Молодцы. Вы справились с первым заданием. Са­дитесь.

^ 2. Игра «Что изменилось?»

[Развитие зрительного внимания, фразовой речи. Совершенствование грамматического строя речи. ]
Логопед убирает контейнеры, а муляжи выкладывает в ряд на столе.
Логопед. Посмотрите внимательно на фрукты, которые лежат на столе. Закройте глаза.
Логопед убирает сливу и кладет на ее место грушу.
Логопед. Откройте глаза. Посмотрите внимательно. Чего не стало? Что появилось?
Дети. Не стало сливы, а появилась груша.
Логопед. Правильно. Запомните, как лежат фрукты на столе. Закройте глаза.
Логопед меняет местами апельсин и банан.
Логопед. Откройте глаза. Что изменилось?
Дети. Вы поменяли местами апельсин и банан.
Логопед. Правильно.
Так логопед дает детям еще два-три задания.

^ 3. Игра «Угадай-ка».

Составление

загадок-описаний о

фруктах. [Развитие связной речи.]
Логопед достает маленькую ширму и закрывает ее фрукты, ле­жащие на столе, добавляет к ним еще 2—3 фрукта.
Логопед. А теперь новая игра «Угадай-ка». Сейчас я загадаю вам загадку об одном из фруктов, спрятанных за ширмой. Он оранжевый, круглый, мягкий, сочный, душистый, кисло-сладкий. Он покрыт толстой коркой, делится на дольки. Его можно есть просто так. Из него можно приготовить сок. Что это?
Дети. Это апельсин.
Логопед. Правильно. А теперь вы по очереди попробуете за­гадать загадки. Нужно подойти ко мне, показать, какой фрукт за ширмой вы выбрали, и описать его, рассказать, какой он по цвету, форме, на ощупь, по запаху, по вкусу, что из него можно приго­товить, не называя его.
Дети по очереди составляют загадки-описания.

Логопед предла­гает им определить, чья загадка была составлена лучше.


^ 4. Упражнение «Раздели на слоги».

[Совершенствование навы­ка слогового анализа слов.]
Логопед убирает ширму.
Логопед. А теперь я хочу предложить вам разделить на слоги названия тех фруктов, о которых вы загадывали загадки. Прохло­пайте слоги и скажите, сколько слогов в вашем слове.
1 -й р е б е н о к. Ли-мон. В этом слове два слога.
Аналогично отвечают все дети.

^ 5. Игра с массажными мячиками.

[Развитие ручной моторики, тактильных ощущений.]
Логопед убирает муляжи, достает контейнер с массажными мячиками, раздает по одному мячику каждому ребенку.
Логопед. А теперь давайте поиграем с массажными мячика­ми. Возьмите мячик в правую руку. Представьте, что это не мячик, а мягкая ароматная слива.

Сливу я держу в руке,

Кладут мячик на правую ладошку.

Зажимаю в кулаке,

Крепко сжимают его.

Отпускаю, разжимаю

Раскрывают ладонь.

И ладошками катаю.

Катают мячик между ладонями.

И. Нищева





Также можно сделать упражнение, взяв мячик в левую руку. Затем логопед приглашает детей к зеркалу.

^ 6. Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков.

[Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного

ап­

парата к постановке шипящих звуков. (Повторение. См.: Заня­тие 1. Тема «Сад. Фрукты».)]
После выполнения упражнений артикуляционной гимнастики ло­гопед приглашает детей пройти на ковер и встать к ней лицом.

^ 7. Упражнение «Разноцветные флажки».

[Развитие фонемати­ческого восприятия (дифференциация звуков [п]—[б] в ряду зву­ков, слогов, слов).]
Логопед раздает детям по желтому и зеленому флажку.
Логопед. Теперь мы поиграем с флажками. Будем учиться различать звуки [п]—[б]. Произнесите звук [п], положив руку на горлышко. Что вы можете рассказать о нем? Какой он?
Д е ти. Звук (п] — согласный глухой твердый.
Логопед. Верно. Теперь произнесите звук [б], положив руку' на горлышко. Что вы расскажете о нем?
Дети. Звук [б) — согласный звонкий твердый.
Логопед. Верно. Сейчас я буду произносить разные звуки, слоги и слова, а вы будете поднимать желтый флажок, если услы­шите звук [п]. Услышав звук [б], поднимайте зеленый флажок.
П, а, м, б, т, п, и, п, б, н.
То, па, ну, бы, ба, по, ип, му, пу, бо.
Булка, палка, спать, бросать, полоть, голубой, плоский, труба, клоп, батон.
Логопед оценивает работу детей, собирает флажки и предлага­ет им вернуться за стол.

^ 8. Упражнение «Помоги Боре».

[Развитие зрительного воспри­ятия. Закрепление умения узнавать букву

Б

среди других букв.]
На столе уже приготовлены открытые на стр. 33 буквари.
Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страни­цы. Что вы видите на ней?
Дети. Мы видим мальчика. Он пришел в библиотеку и выби­рает себе книгу.
Логопед. Я прочитаю названия книг, а вы покажете все буквы

Б

в их названиях. «Айболит», «Бэмби», «Букварь», «Коло­бок», «Курочка Ряба», «Бабочки», «Мойдодыр».
Дети показывают букву Б в названиях книг.
9.

Упражнение «Читай и различай».

[Профилактика нарушений письменной речи.]
Логопед обращает внимание детей на слоги и слова, написанные в рамке под картинкой.
Логопед. Посмотрите на слоги и слова в рамке. Прочитай­те ИХ.
] -й р е б е н о к. Ба — па.
2-й ребенок. Бо — по.
3-й ребенок. Би — пи.
4-й ребенок. Па — ба.
1-йребенок. По — бо.
2-й р е б е н о к. Пи — би.
3-й ребенок. Баба — папа.
4-й ребенок. Боб — поп.
1-йребенок. Бока — пока.
2-й ребенок. Папа — баба.
3-й ребенок. Поп — боб.
4-йребенок. Пока — бока.
Работая над осознанным чтением, логопед может выяснить, из­вестно ли детям значение всех прочитанных слов.

^ 10. Упражнение «Соедини буквы

с

картинками».

[Развитие фо­нематического и зрительного восприятия.]
Логопед обращает внимание детей на картинки и буквы в ниж­ней части страницы.
Логопед. Выберите по одной картинке. Определите, с како­го звука начинается ее название. Скажите, с какой буквой вы со­едините свою картинку.
1-йребенок. Я выбрал банан. Первый звук [б]. Я соединю картинку с буквой Б.
Аналогично отвечают все дети. Логопед оценивает их работу.

^ 11. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]


Логопед убирает буквари со стола и предлагает детям перечис­лить, чем они занимались, какие задания было интересно выполнять, кто лучше всех работал на занятии, а кому нужно быть вниматель­нее и постараться работать лучше.

Занятие 3


Коррекционно-образовательные цели.

Обеспечение целостного восприятия картины «Мы играем в магазин». Расширение, уточне­ние и активизация словаря по темам «Овощи», «Фрукты», «Про­фессии. Продавец». Обучение завершению рассказа по картине, начатого педагогом. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных и прилагательных с уменьши­тельными суффиксами, образование относительных прилагатель­ных с суффиксом -ое-). Совершенствование фонематического вос­приятия, навыков звукового и слогового анализа слов.

^ Коррекционно-развивающие цели.

Развитие навыков речевого общения, связной речи, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия, быстроты и ловкости.

^ Коррекционно-воспитательные цели.

Воспитание самостоя­тельности, активности, эмпатии.

Оборудование.

Мольберт, картина О. Р. Гофман «Мы играем в магазин»1, игрушечные грузовики двух цветов, муляжи овощей и фруктов (груша, слива, репа, редька, свекла, чеснок, банан, лимон, апельсин, яблоко, виноград, мандарин, баклажан, каба­чок, патиссон, абрикос), мяч, большая мягкая игрушка-ежик, ра­бочие тетради №2 по числу детей и контейнер с цветными каран­дашами.

^ Предварительная работа.

Экскурсия в магазин «Овоши — фрукты», разучивание пальчиковой гимнастики «Магазин», про­ведение сюжетно-ролевой игры «Магазин».

Ход занятия


^ I. Организационный момент. Игра «Назови ласково».

[Совер­шенствование грамматического строя речи (образование сущест­вительных и прилагательных с уменьшительными суффиксами). Сообщение темы занятия.]
Логопед сообщает детям о начале занятия, предлагает им встать в круг на ковре, берет в руки мяч.
Логопед. Сейчас я буду бросать вам мяч и называть фрукт, а вы будете ловить мяч и возвращать его мне. Бросая мяч, вы должны назвать фрукт ласково. Например: красное яблоко — красненькое яблочко. Желтый лимон.
1-й р е б е н о к. Желтенький лимончик.
Аналогично проводится игра с каждым из детей.
Логопед. Молодцы! Отлично справились с заданием. Прой­дите на стульчики к мольберту. Сегодня мы продолжим с вами разговор о фруктах, вспомним нашу экскурсию в магазин «Ово­щи — фрукты» и игру «Магазин», рассмотрим картину «Мы игра­ем в магазин» и составим рассказ по ней.

^ 2. Рассматривание картины «Мы играем в магазин» и беседа

по

ней.

[Развитие зрительного внимания и восприятия, диалогиче­ской и монологической речи.] (Альбом «Наш детский сад».- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.)
Лети садятся на стульчики. Логопед помещает на мольберт картину «Мы играем в магазин».
Логопед. Это картина «Мы играем в магазин». Кого изобра­зил художник на этой картине? Что они делают?
Дети. На картине нарисованы дети. Они играют в магазин.
Логопед. Рассмотрите внимательно девочку, которая стоит за прилавком. Кого изображает девочка? Расскажите о том, как она одета, чем занимается.
I -й р е б е н о к. Девочка за прилавком — это продавец.
2-й ре бе но к. На ней бирюзовый передник и бирюзовая ко­сынка, как у настоящего продавца.
3-й ребенок. Она положила на весы большой оранжевый апельсин и взвешивает его. Потом она взвесит красный помидор.
4-й ребенок. Девочка — вежливый продавец. Она улыбается покупателям.
Логопед. Теперь давайте опишем покупателей, которые стоят перед прилавком. Как они одеты? Что у них в руках?
1 -й р е б е н о к. Первой стоит девочка. Она в нарядной блузке, юбке в горошек и шляпке.
2-й ребенок. Она катает коляску, в которой спит кукла — ее
дочка.
3-й ребенок. Девочка покупает фрукты и овощи для нее.
4-й р е б е н о к. На плече у девочки висит сумка. Там лежит ко­шелек. Девочка купит фрукты и овощи и рассчитается за покупку.
Логопед. Очень хорошо. Теперь расскажите о втором поку­пателе.
1-й ребенок. Вторым стоит мальчик. Он держит на руках большого мишку.
2-й ребенок. Наверное, он хочет купить овощей для него.
3-й ребенок. У него большой пакет для покупок.
Логопед. Кого еще вы видите на картине? Расскажите о нем.
3-й ребенок. Мы видим мальчика в фартуке и кепке. Это грузчик. Он привез на тележке морковку и свеклу и сейчас будет разгружать товар.
Логопед. Каким художник нарисовал магазин?
1 -й р е б е н о к. У ребят магазин как настоящий. На прилавке в контейнерах лежат желтые груши и зеленые яблоки, стоят весы и кассовый аппарат.
2-й ребенок. На полке за спиной продавца в банках

и

бу­тылках стоят соки и компоты.
3-й ребенок. На блюде лежат лимон, ананас, виноград и персик.
4-й ребенок. На стене — вывеска «Магазин».
Логопед. Молодцы! Вы очень хорошо ответили на мои во­просы. А теперь давайте поиграем.
3.

^ Пальчиковая гимнастика «В магазине».

[Координация речи с движением, развитие тонкой моторики, внимания и памяти. Со­вершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в форме винительного падежа). Развитие фонематического восприятия.]
Педагог приглашает детей на ковер, предлагает им встать в круг и выполняет пальчиковую гимнастику вместе с ними.

У метро - стеклянный дом.
Покупаем в доме том
Помидоры и капусту,
Лук и перед очень вкусный


Сок, бананы, апельсины,
Киви, свеклу, мандарины.
Это место-просто склад
Витаминов для ребят.

Идут по кругу, держатся за руки


Останавливаются лицом

в

круг, заги

бают по одному пальцу сначала на левой руке, потом на правой каждое название овощей и фруктов


Вновь идут но кругу, держатся за руки



Л о г о п е д. А вы запомнили названия фруктов из этого стихо­творения? Перечислите их.
Дет и. Бананы, апельсины, киви, мандарины.
Логопед. Правильно. Вы ничего не забыли. Определите, с каких звуков начинаются эти названия.
1-й ребенок. Слово

бананы

начинается со звука (б).
2-й ребенок. В слове

апельсины

первый звук [а|.
3-й ребенок. А в слове

киви ~

звук [к'|.
4-й ребенок. Слово

мандарины

начинается со звука [м[. Логопед. Сколько названий из перечисленных вами начи­нается с гласных звуков?
Дети. Одно название — апельсин.
Логопед. А сколько названий начинается с твердых соглас­ных звуков?
Дети. Два названия — бананы и мандарины. Логопед. Какое слово начинается с мягкого согласного? Дети. Киви. Логопед. Молодцы!
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.