.RU

§ 10. Египетский след - Александр Петрович Никонов Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект

§ 10. Египетский след

Зачем мы совершили этот пространный экскурс в Библию? Чтобы легче было двигаться дальше. Надеюсь, вам не было скучно. Теперь, немного восстановив в памяти основные библейские события, вернемся к тому, чем мы закончили первую часть книги, — к взаимовлиянию культур и языческим наносам в нашем любимом христианстве. Продолжим дозволенные речи…
В Библии фигурирует древний, еще добиблейский миф о потопе. Вообще говоря, миф этот, как уже отмечалось, присущ многим эпосам. Он встречается в эпосе тихоокеанском, вавилонском, американском… Скажем, предания народа майя не только рассказывают о Великом потопе, но и таинственным образом перекликаются с мифами о вавилонской башне. Индейская легенда гласит, что когда-то все люди «говорили на одном языке, жили в мире, белые и черные, все вместе. Они все ожидали восхода Солнца и молились Сердцу Небес».
А о причастиях помните? Причастие — это рудимент древнего каннибализма. Символическое поедание тела бога и выпивание его крови… Так вот, у тех же индейцев майя существовал такой обычай: два раза в год — в день весеннего и зимнего солнцестояния — они пекли из маисового теста фигурку бога Витцлипутцли, поклонялись этой фигурке, а потом безжалостно поедали любимое божество.
И на этом странности с народом майя не кончаются!..
Мы уже знаем, что крест — дохристианский символ. Мы упоминали, что кресты носили римские весталки — жрицы Немийского храма Дианы-Весты… Мы говорили о том, что в первые столетия христианства крест вообще не являлся христианским символом. И только когда христианство начало расползаться во все стороны и проникло в соседний Египет, где уже был свой крест — анх, он перешел к христианам и прижился…
Как сегодня выглядит христианский крест, все знают. А раньше христианский крест был совсем другим. Например, князь Владимир крестил Русь с помощью простого греческого креста, напоминающего медицинский красный крест или крест древнеримских весталок с равными концами. Такой крест издревле символизировал все четыре стихии (огонь, вода, воздух, земля).
Но самое интересное заключается в следующем: прибывшие в Америку конкистадоры были поражены тем, что индейцы народности майя… тоже поклонялись кресту. Изображения майянского креста по сию пору можно встретить в доколумбовых индейских храмах Паленке.
Откуда он там взялся?.. Исследование этого вопроса приводит к столь удивительным выводам, что является, пожалуй, темой для отдельной книги, которая, возможно, когда-нибудь будет написана… Ну а мы с вами вернемся к нашим евреям, которые много чего позаимствовали у более развитых народов.
Крест индейцев Майя
Евреи довольно продолжительное время проживали на территории Египта. И наиболее значимые культовые моменты у них позаимствовали. Египтяне своих покойников бальзамировали. Почему же евреи не переняли у них и этот обычай?
А кто вам сказал, что не переняли?
«Конечно, нет! — воскликнет читатель. — Евреи трупы не бальзамировали! Ничего я об этом не знаю! Чушь какая-то!..»
А вот Христа после казни, если верить евангелиям, забальзамировали… И не только Иисуса. Поэтому не будем спешить с восклицаниями, а обратимся к Библии. Вот как описывается в этой книге смерть Иакова: «И окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на постель, и скончался, и приложился к народу своему. Иосиф (сын покойного. — А. Н.) пал на лице отца своего, и плакал над ним, и целовал его. И повелел Иосиф слугам своим — врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля. И исполнилось ему сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его…»
Иосиф — тот самый парень, который, если верить Библии, занимал немалый пост при дворе фараона. Так что удивляться заимствованиям не стоит. Лучше в них хорошенечко покопаться: вдруг да еще какая-нибудь параллель всплывет!
Поищем…
У фараона третьей династии Джосера был советник, которого звали Имхотеп. Весьма ученый малый, который, подобно Леонардо да Винчи, увлекался всем сразу — и математикой, и архитектурой, и искусством, и медициной. Он возглавлял строительство известной ступенчатой пирамиды в Саккаре. Об этом великом человеке даже осталась надпись на пьедестале статуи фараона Джосера: «Имхотеп — хранитель сокровищницы царя Нижнего Египта, первый после царя в Верхнем Египте распорядитель великого дворца, наследник бога, главный жрец Гелиополя, строитель, архитектор, ваятель каменных ваз».
Что известно науке о жизни исторического персонажа по имени Имхотеп? Он занимал высокую должность. Практически был вторым человеком в стране.
А вот как Библия описывает положение Иосифа при дворе: «И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты; ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя. И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою. И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землею Египетскою. И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской». Второй человек в государстве, как видите…
Имхотеп увлекается медициной. Про Иосифа Библия не говорит, что он врач, но заявляет, что его подчиненными были врачи: «И повелел Иосиф слугам своим — врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали…»
Дальше еще интереснее. На нильском острове Сехель недалеко от Асуана была найдена выбитая в скале надпись, которая является копией документа, составленного фараоном Джосером на восемнадцатом году его правления. Надпись рассказывает о семилетнем голоде и семи годах изобилия и является описанием некоей природной катастрофы, связанной с кластером неурожайных лет. Сравним эту легенду с библейской.
1) Египетский документ начинается с описания тревожного состояния фараона: «Я был в бедствии на Великом Троне…»
Библия: «Проснулся фараон и понял, что это сон. Утром смутился дух его…»
2) Египетский документ говорит о надвигающемся голоде вследствие неурожая. Фараон советуется с Имхотепом, спрашивает его, как мудреца и жреца, отчего упал сток Нила: «Я спросил его, Управляющего… Имхотепа… что является местом рождения Нила? Кто находящийся там бог?» Тот отвечает: «Я нуждаюсь в руководстве Того, кто осуществляет контроль за подачей благ…» После этого разговора, находясь под впечатлением, фараон видит сон, в котором бог Нила обещает ему после семилетней засухи, от которой страдает Египет, семь лет изобильных урожаев.
В Библии Иосиф тоже дает советы фараону, которому, напомню, приснилось семь тучных коров и семь тощих. Иосиф заявил, что сон не к добру: сначала будет семь урожайных лет, а потом семь неурожайных.
Разница только в очередности: египетский документ говорит, что сначала были неурожайные годы, а потом урожайные. А по Библии — наоборот.
3) Египетский документ сообщает, что фараон пообещал отдавать богу Нила (точнее говоря, его жрецам) десятину, то есть 10 % от урожаев. Разумеется, этим налогом не облагались сами жрецы.
А вот как это изложено в Библии: «И поставил Иосиф в закон земле Египетской, даже до сего дня: пятую часть давать фараону, исключая только землю жрецов…»
Разница лишь в цифре налоговых изъятий. По египетским источникам — 10 %, по библейской версии — 20 %.
Фараон Джосер жил и правил 4700 лет тому назад. А когда, по Библии, жил Иосиф? Он жил за 400 лет до Исхода евреев из Египта. Время, когда еврейские племена откочевали из Египта, известно — это случилось примерно 3300 лет назад. Прибавим 400, получим 3700. То есть египетская история старше на тысячу лет.
Иными словами, библейское сказание про Иосифа тоже является не чем иным, как искаженным заимствованием — наряду с обрезанием, крестом, омовением, представлениями о воскресающих богах и самой идеей единственности бога. Прототипом Иосифа было реальное историческое лицо — советник египетского фараона Имхотеп. А в основу библейской истории о голоде легли реальные исторические события.
В египетской Саккаре был найден крайне любопытный барельеф, на котором изображены голодающие люди, по сути, дистрофики — с тонкими руками и торчащими ребрами. Их много. Не в силах стоять, они сидят в ожидании раздачи хлеба.
Голодающие в Саккаре
Почему этот барельеф был обнаружен именно в Саккаре? И вообще что такое Саккара? Если вы залезете в Интернет или откроете популярную книжку, то обнаружите, что Саккара — погребальный комплекс. Это не так. Точнее, не совсем так.
Да, действительно, в Саккаре есть несколько пирамид, в числе которых знаменитая ступенчатая пирамида Джосера — того самого фараона третьей династии, у которого работал мудрый Имхотеп. Но внимательное изучение барельефов комплекса позволяет заметить на них, помимо худых людей, изображения, отнюдь не связанные с погребением, — какие-то мешки, которые поднимают по лестницам, а также сцены раздачи пищи. Давайте же внимательнее присмотримся к устройству этого древнего комплекса…
Знаменитую пирамиду Джосера окружает стена. В ней есть два входа — с востока и с юга. Вход ведет в огромный зал с сорока колоннами. От колонн к стене тянутся небольшие перегородки, образующие многочисленные каменные клетушки. Миновав колонны, вы попадаете к странным сооружениям — это огромные каменные ямы, в которые до самого дна спускаются лестницы. Их одиннадцать штук. Некоторые исследователи почему-то решили, что это погребальные камеры. Но погребальные камеры египтян никогда не были столь огромными, а главное, не располагались столь открыто, ибо даже в древние времена остро стояла проблема с расхищением захоронений. Поэтому захоронения делались по возможности недоступными. И никогда не напоминали открытые ямы!
Прямоугольные каменные ямы в Саккаре больше напоминают бункеры для зерна. Эту лежащую на поверхности догадку подтвердили и археологи, которые обнаружили на дне бункеров зернышки. Египтологи, чтобы спасти версию с погребальными ямами, заявили, что зерно — остатки пищевых продуктов, которые захоранивались вместе с умершими. Но никаких других признаков захоронений в бункерах обнаружено не было! Более того, везде в мире, где находят подобные сооружения, их безошибочно идентифицируют как хранилища для зерна. Есть только одно странное исключение — Саккара. Только здесь египтологи, не желая расстаться с привычной точкой зрения, упрямо называют бункеры зернохранилищ местами погребения. Что довольно странно, поскольку конструктивно они представляют собой именно бункеры, и не что иное! Это все равно, что смотреть на велосипед и с упорством маньяка называть его катером…
Устроены саккарские бункеры весьма хитро. Они сообщаются между собой тоннелем, а доступ к зерну возможен только через один-единственный вход, что разумно в условиях голода: легче контролировать. После засыпки зерна бункеры, по всей видимости, закрывались сверху временными деревянно-глиняными куполами.
Именно из этих государственных хранилищ осуществлялась раздача хлеба населению. А в тех самых клетушках между колоннами, о которых говорилось ранее, скорее всего, сидели чиновники, принимавшие плату и выдававшие разрешение на получение зерна. Некоторые египтологи полагают, что эти клетушки — не кассы, а ниши для статуй. Однако в них не нашли не только статуй, но и пьедесталов. Безжалостное время действительно зачастую уничтожает храмовые статуи, но пьедесталы, как правило, сохраняются. Куда же они задевались на этот раз, причем все сразу?
Да никуда! Не было их. И статуй не было. А был голод, и были стратегические запасы зерна… То есть в Библии написана правда, только правда эта не имеет никакого отношения к евреям. И описывает она в сильно мифологизированном виде трагический кусок чужой (древнеегипетской) истории.
А история самих евреев начала складываться гораздо позже, когда их кочевая орда, нагрянув из Египта в Палестину, вырезала обитавшие там народы.

§ 11. Левитирующие

Мы оставили наших евреев в тот момент, когда они совершали свой знаменитый вояж через пустыню — с манной небесной, перепелами и занудными наставлениями Бога, который постоянно бубнил пасомым бесконечные инструкции: в Библии они занимают десятки страниц!
Кстати, почему «пасомым»? Почему по сию пору поп называется «пастырем», а верующих сравнивают с овцами, обзывая «паствой»? Да потому что представления о мире небесном у первобытных людей, как я уже говорил, были отражением мира земного. И поскольку Библию породили скотоводы, для них первой аналогией, спроецированной на небо, была именно скотоводческая: Бог пасет людей, как я пасу свою скотину. Я над своей скотиной хозяин: захочу — приголублю, захочу — зарежу в любой момент. И надо мною есть небесный пастух! Захочет — зарежет меня или моих детей. Поэтому лучше не перечить пахану, тогда, быть может, пощадит. Хотя он совершенно непредсказуем…
Упомянутые выше бесконечные инструкции, которые Господь диктовал Моисею, перетекают из книги Исход в книгу Левит. Это очень нудная книга, не менее нудная, чем предыдущая, в которой Господь дает своему стаду инструкции по производству рюшечек и висюлек для своего любимого ящика. В Левите же создатель Вселенной учит людей, как правильно делать жертвоприношения и что людям можно есть, а чего нельзя. До всего Богу есть дело!
Он разрешает своим любимым евреям употреблять в пищу только мясо жвачных и парнокопытных животных. И проявляет при этом просто потрясающие знания в области биологии: без тени сомнения заявляет, например, что не только у верблюда, но и у зайца, и у тушканчика есть… копыта:
«И сказал Господь Моисею и Аарону… вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта:
верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;
и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас,
и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;
и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас…»
Далась же Господу эта жвачка! Думаю, мировые производители жвачки могли бы сделать Яхве символом своей продукции…
Дальше Яхве начинает фантазировать касательно птиц. По каким-то таинственным соображениям он запретил евреям кушать мясо следующих пернатых: «орла, грифа и морского орла, коршуна и сокола с породою его, всякого ворона с породою его, страуса, совы, чайки и ястреба с породою его, филина, рыболова и ибиса, лебедя, пеликана и сипа, цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря».
Чем ему удод так не полюбился, ума не приложу… И почему он разрешил евреям есть саранчу? Может, просто прикалывался из своего ящичка?
Далее, наведя порядок в еврейском рационе, Господь занялся вопросами кожных заболеваний:
«И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:
когда у кого появится на коже тела его опухоль, или лишаи, или пятно, и на коже тела его сделается как бы язва проказы, то должно привести его к Аарону священнику, или к одному из сынов его, священников;
священник осмотрит язву на коже тела, и если волосы на язве изменились в белые, и язва оказывается углубленною в кожу тела его, то это язва проказы; священник, осмотрев его, объявит его нечистым.
А если на коже тела его пятно белое, но оно не окажется углубленным в кожу, и волосы на нем не изменились в белые, то священник имеющего язву должен заключить на семь дней;
в седьмой день священник осмотрит его, и если язва остается в своем виде и не распространяется язва по коже, то священник должен заключить его на другие семь дней;
в седьмой день опять священник осмотрит его, и если язва менее приметна и не распространилась язва по коже, то священник должен объявить его чистым: это лишаи, и пусть он омоет одежды свои, и будет чист.
Если же лишаи станут распространяться по коже, после того как он являлся к священнику для очищения, то он вторично должен явиться к священнику;
священник, увидев, что лишаи распространяются по коже, объявит его нечистым: это проказа…
Если у мужчины или у женщины будет язва на голове или на бороде, и осмотрит священник язву, и она окажется углубленною в коже, и волос на ней желтоватый тонкий, то священник объявит их нечистыми: это паршивость…
Если у кого на голове вылезли волосы, то это плешивый: он чист; а если на передней стороне головы вылезли волосы, то это лысый: он чист».
Если исходить из презумпции естественности, мы увидим здесь набор санитарно-гигиенических норм и признаки определения болезней, накопленные человечеством за тысячелетия существования цивилизации… Если же исходить из презумпции сказочности, то есть поверить на секунду в то, что Библия — высшее господнее откровение, становится неясным, зачем Богу понадобилось учить любимых евреев сажать на карантин больных соплеменников, если он мог спасти их, просто отменив проказу!? Или хотя бы научив лечить ее? Почему вместо реальной борьбы с кожными заболеваниями Господь предпочитает загружать подопечных пудами инструктивных писем?
Вообще, мелочность Создателя порой просто поражает. Он нудит и нудит страницу за страницей, засыпая евреев кучей санитарно-гигиенических, юридических, военных и семейных наставлений — иногда толковых, иногда идиотских, превращая жизнь в насквозь зарегламентированное существование, при котором «шаг влево, шаг вправо — считается побег». Недаром же евреи у многих народов древности были посмешищем. Они были невероятно косными и боялись хоть на йоту отступить от своих многочисленных правил, что крайне плохо с эволюционной точки зрения.
За неисполнение пунктов своих инструкций Яхве угрожает любимым евреям самыми ужасными карами — смертью, болезнями, растерзанием дикими зверями, голодом и людоедством, в том числе поеданием собственных детей. То есть, если евреи съедят свинину, Господь заставит их есть собственных детей — такая логика…
Но если евреи будут в точности выполнять все пункты бесконечных инструкций, Яхве обещает им всяческие материальные блага и услуги:
«…Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастания свои, и дерева полевые дадут плод свой (зачем дожди и произрастания, если Господь может просто жареных перепелов с неба сбрасывать? — А. Н.);
…сгоню лютых зверей с земли [вашей], и меч не пройдет по земле вашей; и будете прогонять врагов ваших, и падут они пред вами от меча; пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча (тут Господь просто заговорился: сначала обещает мир, а через запятую — войну. — А. Н.);
призрю на вас [и благословлю вас], и плодородными сделаю вас, и размножу вас, и буду тверд в завете Моем с вами (а если не будете соблюдать мои мелочные инструкции, не буду тверд в договоре с вами, обману при первой же возможности. — А. Н.);
…и поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами; и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом (типа я теперь ваша крыша, короче. — А. Н.)».
При этом совершенно непонятно, почему Создатель питает слабость именно к евреям? «Не потому, — отвечает Библия евреям, — что вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, — ибо вы малочисленнее всех народов, — но потому, что любит вас Господь…» Вот так. Любовь зла…
Иных ответов на этот вопрос мы в Библии не найдем. Но мы знаем ответ и без Библии: у каждого народа есть свои племенные боги типа Яхве, свои сказки и мифы, в которых этот народ, как бы ничтожен он ни был, выглядит самым лучшим и привлекательным. Это естественное самовыделение себя из череды подобных характерно и для личности, и для народности, и для государства, которое преподает в своих школах детям такую историю страны, в которой их родина выглядит просто ангелом небесным и чистым светочем справедливости… Как бы смешно это ни смотрелось со стороны. Патриотизм — дитя дикости и животности.
И вот здесь я считаю полезным сделать небольшое отвлечение и показать, как работает эта психология самовозвышения и к каким религиозным маразмам она может порой приводить…

2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.