.RU

Учебный день - Психофизические характеристики интеллектуальной


^ Учебный день

студенты не начинают с высокой продуктивности. После звонка они не могут сразу сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10 – 20, а иногда и более 36 мин., прежде чем работоспособность достигнет оптимального уровня. Этот

период вырабатывания

характеризуется
постепенным повышением работоспособности с определенными ее колебаниями. Психофизиологическое содержание этого периода характеризуется образованием рабочей доминанты, для чего большое значение имеет соответствующая установка (мотивация).
Период оптимальной (устойчивой) работоспособности имеет продолжительность 1,5 - 3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется.
В дальнейшем, вследствие наступления утомления работоспособность постепенно снижается. В период снижения работоспособности первоначально возникают начальные признаки утомления, которые компенсируются волевым усилием и продолжительной мотивацией. В результате чего возникает нервно-психическое напряжение, усиление деятельности вегетативных и нейрогуморальных сдвигов. С дальнейшим нарастанием резче выражается чувство усталости. А функциональные изменения отчетливо проявляются в тех органах, системах, психических функциях, которые в структуре конкретной умственной деятельности имеют решающее значение (например, в зрительном анализаторе, функции устойчивости внимания, оперативной памяти и т.д.). Затем начинается сильное снижение работоспособности, которое не удается компенсировать и волевым усилием.
В некоторых случаях перед окончанием работы можно наблюдать так называемый конечный порыв, который выражается в кратковременном повышении эффективности работы как следствии мобилизации организма на предстоящее ее окончание.
Наряду с аудиторными, занятиями студенты выполняют и самостоятельную работу. Наличие второго подъема работоспособности при самоподготовке объясняется не только суточной ритмикой, но, главным образом, психологическим настроем на выполнение учебной работы.
Особенности изменения свойств внимания в учебном дне студентов отражены в табл. 4. Из нее видно, что далеко не все показатели в течение учебного дня изменяются однонаправлено.
Таблица 4
Динами свойств у студентов в течение дня

Свойство внимания

Время измерения

8:00

10:00

12:00

14:00

15:00

16:00

17:00

19:00

21:00

22:00

Устойчивость

2718
±384

2984
±396

3024
±264

2618
±283

2572
±216

2584
±296

2646
±312

2844
±391

2712
±264

2662
±272

Интенсивность

317
±43

331
±41

342
±56

278
±32

274
±26

289
±29

295
±32

327
±36

296
±41

299
±47

Сосредоточенность

9,4
±2,7

6,1
±1,6

6,3
±1,6

11,5
±2,9

13,7
±3,1

13,6
±3,4

13,3
±3,1

11,2
±4,1

12,8
±3,2

14,6
±3,7

Распределение

248
±26

287
±32

301
±44

232
±38

228
±22

248
±23

273
±27

294
±25

261
±41

250
±37

Переключение

19,4
±4,3

19,2
±5,1

18,1
±4,8

20,6
±4,1

23,9
±4,6

23,6
±3,8

22,9
±3,5

18,8
±4,2

19,6
±4,0

20,8
±3,9

Колебание

6,4
±2,3

6,3
±2,2

6,9
±1,9

7,1
±2,6

7,4
±3,4

6,8
±3,7

7,1
±3,4

7,9
±3,1

10,6
±3,9

12,9
±3,8

Объем

2,9
±0,4

3,1
±0,5

3,4
±0,6

3,1
±0,8

3,2
±0,7

3,0
±0,3

2,3
±0,3

2,9
±0,3

2,6
±0,6

2,5
±0,5

Из нее видно, что не все показатели в течение учебного дня изменяются однонаправленно. Для таких свойств, как устойчивость, интенсивность, распределение, объем, характерны изменения идентичные динамике умственной работоспособности как интегральному показателю. А такие как колебание, переключение и сосредоточенность внимания изменяются иначе. Это говорит об избирательной загруженности: тех функций, которые являются ведущими в том или ином виде учебного труда. Вариативность изменения отдельных сторон обусловлена и тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением различных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и др.), сменой обстановки: (аудитории, преподавателей) и др.
Динамика, умственной работоспособности в недельном ученом цикле характеризуется наличием периода врабатывания в начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда, четверг) и снижением в последние два дня.
Типичная кривая работоспособности может измениться, если вступает в силу фактор нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего учебную работу на протяжении ряда дней.
Изменение типичной динамики работоспособности в учебной неделе может быть обусловлено и увеличением учебной нагрузки за счет увеличения количества учебных занятий до четырех-пяти в день.
Типичные изменения работоспособности студентов во многом определяет составление учебного расписания занятий в вузе, когда наиболее сложные для усвоения дисциплины планируются на середину, а менее сложные на конец и начало недели.
Характеристика динамики умственной работоспособности студентов по семестрам и в целом за учебный год имеет следующую характерную направленность.
В начале учебного года в течение 3 - 3,5 недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Октябрь и ноябрь охватывает период устойчивой работоспособности. Во второй половине декабря процесс занятий сопровождается эмоциональными переживаниями - работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов градиент работоспособности нарастает. В период зимнего каникулярного отдыха наблюдается процесс восстановления работоспособности, степень выраженности которого обусловлена такой организацией отдыха (преимущественно активного), которая соответствует степени функционального утомления.
Начало второго полугодия также отмечается процессом врабатывания, но уже на 1,5 - 2 недели сокращается по сравнению с 1-м полугодием. Дальнейшие изменения работоспособности со второй половины февраля до начала апреля характеризуются устойчивым уровнем. Причем этот уровень может быть выше, чем в первом полугодии.
В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные утомлением. Кроме того, складывается негативное взаимодействие отрицательных явлений.
В годичном учебном цикле наиболее высокий уровень работоспособности и учебно-трудовой активности студентов отмечается в октябре, ноябре, марте. Следовательно, наиболее сложные и трудоемкие работы для студентов в каждом полугодии целесообразно планировать на этот период времени, разгружая конец полугодия. Изменения физической работоспособности в учебном году у студентов происходят идентично кривой умственной работоспособности.
Таким образом, рассмотренный материал свидетельствует о том, что учебный труд студентов (независимо от его временных параметров – учебный день, неделя, семестр учебного года) характеризуется последовательной сменой
периодов врабатывания, устойчивой, высокой работоспособности и периодом ее снижения. Подобные изменения определяются действием, общих адаптационных психофизиологических механизмов организма в ответ на учебные нагрузки, обусловленные спецификой организации учебного процесса в вузе и образом жизнедеятельности студентов. Наличие закономерных изменений работоспособности диктует тактику использования средств физической культуры и отдыха в целях оптимизации условий учебно-трудовой деятельности студентов.
Экзамены для студентов являются своеобразным, критическим моментом учебной деятельности, которым подводятся итоги учебного труда за семестр, решается вопрос о правомерности быть студентом вуза, получать или не получать стипендию, о самоутверждении личности и др. Экзаменационная, ситуация характерна известной неопределенностью исхода, что позволяет оценивать ее как сильный эмоциональный фактор. Неоднократна повторяемые экзаменационные ситуации сопровождаются эмоциональными переживаниями, индивидуально различными, что создает доминантное состояние эмоциональной напряженности. Экзамены являются определенным стимулом к увеличению объема, продолжительности и интенсификации учебного труда студентов, мобилизации всех сил организма, к тому же все это происходит в условиях изменения их
Жизнедеятельности.
Под комплексным влиянием этих факторов у многих студентов в этот период появляются отрицательные эмоции, неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение, страх и т.д. Все это приводит к снижению работоспособности.
По данным проведенных исследований (Виленский М.Я., М., «Прометей» 1993, Культура в организации учебного труда студентов) было выявлено, что по сравнению с показателями фона, полученными в ноябре, наблюдаются закономерные изменения рассматриваемых показателей - снижение умственной работоспособности, нарастание тремора, ухудшаются и показатели физической работоспособности. При этом градиент нарастает по всем показателям от экзамена к экзамену.
Высокий градиент - у первокурсников. На последующих курсах он уменьшается, особенно на III и IV .курсах. Очевидно, что студенты старших курсов лучше адаптированы к условиям экзаменов. То обстоятельство, что на II курсе его величины еще значительны, может характеризовать продолжающийся процесс адаптации студентов к режиму обучения в вузе. В весеннюю сессию градиент работоспособности возрастает по сравнению с зимней. Наличие более высокого градиента у женщин отражает их повышенную эмоциональную реакцию на ситуацию экзаменов.
Рассмотрение особенностей состояния студентов на экзаменах говорит о необходимости применения средств и методов физической культуры группового и индивидуального использования, которое оказывало бы профилактическое, корригирующее влияние на психоэмоциональное состояние работоспособности студентов, обеспечивало бы успешное подведения итогов учебного труда. Дифференцированный учет индивидуальных особенностей каждого студента позволит выполнить эту задачу.
Таблица № 5
Внешние признаки утомления при умственном труде (по С.А. Косилову)

Объект наблюдения

Утомление

Незначительное

Значительное

Резкое

Внимание

Редкие отвлечения

Рассеянное, частые отвлечения

Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует.

Поза

Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища

Частая смена поз, повороты головы в стороны, облакачивание, поддержка головы руками

Стремление положить голову на стол, вытянуться откинувшись на спинку стула.

Движение

Точные

Неуверенные, замедленные

Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка)

Интерес к новому материалу

Живой интерес, задают вопросы

Слабый интерес, отсутствие вопросов

Полное отсутствие интереса, апатия.

К физическим признакам умственного утомления относятся (табл. №5): бледность кожных покровов и слизистой оболочки, особенно заметная на лице, расслабленность и вялость движений, сгорбленность позы или «развалка» в позе сидя, неуверенность и нерешительность в действиях, повышенный тремор, дрожание конечностей и др. При выраженной и особенно при тяжелой степени переутомления отмечается резкое развитие тормозных процессов, что приводит к неодолимому чувству усталости.
Из объективных признаков отмечаются:

При выраженной и тяжелой степенях переутомления снижается сопротивляемость организма простудным, инфекционным и другим заболеваниям.
В учебной деятельности при утомлении замедляется темп выполнения учебных заданий, увеличивается количество ошибок. Наблюдается в начале кратковременная и эпизодическая остановка в работе, а затем более длительная и частая, которая заканчивается иногда полным отказом. Такие «блоки» заторможенности характерны для прослушивании лекционного материала, а также при чтении других видов работ.
В психологических исследованиях наблюдаются следующие симптомы умственного утомления:

Умственное утомление может проявиться в угрюмости, отчужденности, флегматичности, либо раздражительности эмоциональной неустойчивости.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.