.RU

2. Внешняя политика как государственный феномен: типы, модели, разновидности - 2


^ 4. Внешнеполитическая доктрина в РФ: концептуальные модели, причины смены


В/п доктрина — это формулирование долгосрочных и среднесрочных в/п целей и выбор соответствующих стратегий по их реализации.
I. Россия в поисках новой стратегии поведения в мире
После 1991 с точки зрения разработки новой ВП, РФ испытывала на себе негативное влияние следующих факторов:
- в/п трацици и стереотипы мышления,
- новые государства на границах РФ;
- системный кризис МО.
После распада СССР в России наметились три главные позиции относительно места России в современном мире:
-вестернизаторская,
-антизападническая,
(в частности, восстановительная, обосновывавшая необходимость добровольного восстановления России в границах СССР или Российской империи.)
- изоляционистская;
^ ВЕСТЕРНИЗАТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Г/п интеграция с Западной Европой и США, вхождению РФ в НАТО, Евросоюз, Европарламент. Первым эту позицию достаточно четко выразил М. С. Горбачев - идея "общеевропейского дома". Ельцин - курс на радикальную вестернизацию страны. Реформы по западным рецептам. Влиться в цивилизацию, в золотой миллиард. Но не получилось.
Объяснение самих западников: Запад стал терять веру в «светлое демократическое будущее» России, которая никак не могла выйти их экономического социального кризиса, алчной коррупции, помощь России - деньги на ветер деньги; деловые связи – занятие весьма рискованное.
Приверженцы АНТИЗАПАДНИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ утверждали, что, начиная с вторжения в XIII веке католических рыцарей, Россия отстаивала свое великодержавие и уникальную цивилизацию в борьбе с Западом. Националисты критиковали Петра I за то, что бросил страну «на гильоьтну Запада». Антизападники утверждали, что в конце XX века Запад почти преуспел в ликвидации России как великой державы, использовав для этого «пятую колонну» предателей. Те, кто видел в Западе главную угрозу России, предлагали разные рецепты его сдерживания. Коммунисты, например, добились принятия Думой постановления о незаконности роспуска СССР в 1991 г. ЛДПР пошла еще дальше. Она предлагала восстановить Россию в границах 1900-го года.
В антизападничестве особенно выделялась ВОССТАНОВИТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ. Пространство России может стать интегрирующим элементом возрождения нового мощного государства. Концепции России - хартленда составляли суть моделей А. Дугина и А. Митрофанова. Из иных посылок исходил В. Гущин, постулировавший в cвоей концепции, что "все-таки имперской России быть". Г. А. Зюганов в книге “География победы” стратегию "восстановления естественного геополитического статуса России" разделил на три этапа:
а) внутренней консолидации общества;
б) восстановления политического единства великороссов, украинцев и белоруссов";
в) восстановления контроля над хартлендом.
г) Конечная цель российской геополитики: создание какой-либо формы союза, на территории бывшего СССР”.
ИЗОЛЯЦИОНИСТСКАЯ ПОЗИЦИЯ. Ее суть: отказ от активной политики в отношениях как с Западом, так и с Востоком. Сосредоточение на внутренних делах. Один из идеологов – Цымбурский в работе «Остров Россия»: перспективы российской геополитики».
На практике же в/п курс России с самого начала формировался под влиянием пяти процессов:
- расширения НАТО на восток;
- усиления позиций США в Евразии;
- усиления интеграционных процессов в мире;
- дрейфа бывших членов соц. лагеря в западном направлении;
-сложного и противоречивого движения России навстречу Европе и США.
II. Движение в политике балансирования.
На первом этапе, в 1991-1993 годы, Москва проводила ярко выраженную розападную политику (тогда мид - РФ А.В. Козырев). Б.Н. Ельцин: «Россия рассматривает страны Запада не только как партнеров, но и как союзников, Москва разделяет с Западом основополагающие внешнеполитические принципы – главенство демократических прав и личности”. Эта модель внешнеполитической стратегии, обрекавшая Россию на положение на все готового партнера США, привела страну к ее фактическому вытеснению на периферию мировой политики.
Отрезвление пришло с объявлением планов расширения НАТО на Восток. Однако все попытки России дистанцироваться от Запада (в т.ч. от МВФ, Всемирного банка), всегда оканчивались провалами, так как после рыночных реформ Россия была крайне слабой и зависимой.
К середине 90-х годов Россия эмпирическим путем все же выработала более или менее приемлемый для нее в сложившихся международных условиях геополитический вариант стратегии. Расчет делался на то, чтобы, не прерывая и пытаясь развивать отношения с Западом, вести самостоятельную игру на других полях - в "ближнем зарубежье", европейском, ближневосточном, индийском, китайском, южно-азиатском направлениях. Эту линию поведения России в мире аналитики связывают с деятельностью на посту министра иностранных дел РФ Е. М. Примакова, поэтому нередко называют ее “доктриной Примакова”, которая позволяла стране менять акценты во ВП.
Прагматичность, упор на переговоры как основной инструмент достижения реальных результатов, расчетливость и продуманность внешнеполитических шагов, с самого начала стали давать российской дипломатии небольшие успехи. Стратегия “балансирующей равноудаленности” содействие тем мировым силам, которые были заинтересованы в преодолении мировой гегемонии США, возникновения однополярного и унифицированного мира.
Первоначальные представления российских демократов о том, что благодарные Москве за предоставленную свободу бывшие союзные республики будут стремиться к сохранению “братских уз” с демократической Россией оказались беспочвенными..
Придерживавшиеся таких взглядов политики подчеркивали: у России нет врагов, она может и должна сотрудничать с большинством стран мира, особенно с соседними государствами. Они считали при этом, что Москве не следует “склоняться” в ту или иную сторону. К подобной сбалансированности во внешней политике призывал и министр иностранных дел РФ Е.М. Примаков.
В 1996-1997 годах сбалансированный подход стал закрепляться в российской внешней политике, принося ей долгожданные успехи. У России не было иного выхода, как продолжить курс на развитие связей с Западом в интересах, прежде всего, своего внутреннего развития. Но одновременно Москва нашла важнейших партнеров на восточном и южном направлениях. В этой стратегии учитывалось и то обстоятельство, что срыв отношений со странами СНГ может лишить Россию доступа к транспортным магистралям, природным и трудовым ресурсам, экономическому и культурному сотрудничеству.
III. “Концепция внешней политики России” 2000 г. Основы новой внешнеполитической стратегии Российской Федерации были закреплены в концепции, утвержденной президентом Российской Федерации В.В. Путиным. Из нее следовало, что “Россия будет добиваться формирования многополярной системы МО, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов”:
1) в условиях “глобализации мировой экономики”, “усиления роли международных институтов и механизмов в мировой экономике и политике”, “развития региональной и субрегиональной интеграции в Европе, Азии, Африке и Латинской Америке”;
2) при сохраняющемся росте сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма, международного терроризма.
IV. Внешнеполитическая концепция РФ 2008 годв. Реализация путинской внешнеполитической доктрины в первые 8 лет XXI века привели к укреплению международных позиций России, решению целого круга внешнеполитических проблем. Однако в мире были страны, которым не нравилось укрепление России, возросшая самостоятельность ее внешней политики. Независимое и решительное поведение России на мировой арене вкупе с возрождением ее потенциала, в свою очередь, усиливали в правоконсервативном руководстве США рефлексы к возобновлению «сдерживания» нашей страны в духе «холодной войны».
Американский гегемонизм все больше задевал интересы России, провоцируя напряженность в отношениях между Москвой и Вашингтоном. Негативной реакции со стороны Москвы не могли не вызывать:
- продолжавшееся расширение НАТО;
- попытки расшатать СНГ, оторвать от Содружества наиболее податливые звенья;
- планы размещения вблизи российских границ систем противоракетной обороны;
- игнорирование мнения России по ряду важных международных проблем;
- нападки на внутреннюю политику российского руководства.
Все перечисленные обстоятельства потребовали от руководства России переосмыслить приоритеты нашей внешней политики. 12 июля 2008 г. президент Д.А. Медведев утвердил новую Концепцию внешней политики Российской Федерации. В документе указывается, что он принят с учетом возросшей роли страны в международных делах и открывшихся в связи с этим возможностей участвовать в формировании международной повестки дня, а также приняв во внимание и негативные тенденции на международной арене. Новая концепция поставила перед российской дипломатией следующие основные цели:
- обеспечение безопасности и суверенитета страны, укрепление ее авторитетных позиций в мировом сообществе;
- создание благоприятных внешних условий для:
а) модернизации России, повышения уровня жизни Н, консолидации общества;
б) укрепления правового государства и демократических институтов;
в) реализации прав и свобод человека;
г) и, как следствие, обеспечение конкурентоспособности страны в глобализирующемся мире;
- воздействие на общемировые процессы в целях установления справедливого и демократического миропорядка, основанного на:
1) коллективных началах в решении международных проблем;
2) верховенстве международного права;
3) равноправных отношениях между государствами при координирующей роли ООН;
- поиск согласия и совпадающих интересов с другими государствами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России;
- содействие объективному восприятию Российской Федерации в мире как демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой и независимой внешней политикой;
В концепции подтверждается, что отличительной чертой российской внешней политики остается ее многовекторность.
Россия всецело осознает свою ответственность за поддержание безопасности в мире и готова к совместным действиям со всеми другими заинтересованными государствами.
В концепции подчеркивается, что Россия не даст вовлечь себя-в затратную конфронтацию, в том числе в новую гонку вооружений, разрушительную для экономики и пагубную для внутреннего развития страны.

^ 5. Внешнеполитический курс и его современные российские особенности


Внешнеполитический курс – это большая стратегия государства по всем направлениям внешней политики.
Именно он в обыденном сознании людей, формируемом средствами массовой информации, идентифицируется с внешней политикой государства, что не совсем верно.
Внешняя политика = нац. Интересы + большая стратегия + внешнеполитический курс как политику по их реализации.
Современные российские особенности:
Утвержденная Д.А. Медведевым 12 июля 2008 г. новая концепция в самом своем начале оговаривает, что она лишь «дополняет и развивает положения Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 28 июня 2000 г.». В новой концепции ключевыми стали три тезиса:
1) упор на всемерное укрепление международного права как основы межгосударственных отношений и формирования системы международной безопасности;
2) ставка на ООН и ее Совет Безопасности как на безальтернативную международную организацию, наделенную уникальной легитимностью;
3) задача снижения фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности.
В официальных и экспертных оценках состояния дел в российской внешней политике вот уже несколько лет преобладает непонятная эйфория. В частности, заявляется, что позиции России за последние восемь лет сильно укрепились.
Спору нет, по сравнению с началом и серединой 1990-х гг. положение России в мире заметно улучшилось. Но это улучшение - отнюдь не результат успешной, активной и хорошо продуманной внешней политики, которая с тех пор по существу нисколько не изменилась. Некоторое улучшение позиций России достигнуто за счет двух факторов, никак от нее не зависящих: относительного ослабления политических позиций США (вследствие провала в Ираке) и Евросоюза (в результате временного торможения процессов евроинтеграции) и благоприятной для нас конъюнктуры на мировых энергетических рынках.
Если же попытаться охарактеризовать одним словом состояние дел в нашей внешней политике, то следует признать, что Москва имеет дело с синхронизированным и нарастающим давлением на Россию основных международных субъектов. Внешняя политика России формируется стихийно, строится как система ответов, а не превентивных шагов, носит не продуманный на перспективу, а чисто ситуативный характер. Стоит ли удивляться, что в международных делах нам по-прежнему не доверяют и считают непредсказуемыми? Самое же главное состоит в том, что при продолжении подобной политики мы обречены на новые поражения.
Выше уже отмечалось, что практически ни одна из задач глобального порядка, поставленных в Концепции внешней политики России, утвержденной В.В. Путиным в 2000 г., не была выполнена. Важно проанализировать те из них, в решении которых Россия могла сыграть куда большую роль.

^ 6. Понятие внешнеполитического могущества, ресурсы внешней политики РФ


Вп могущество России:
-постоянный член Совета Безопасности ООН
-Геополитическое и геостратегическое положение
-наличие ядерного вооружения (а в данной сфере наша страна и в самом деле является второй «сверхдержавой» мира)
-возможности и перспективы в области ресурс¬ного обеспечения,
-достаточный уровень интеллектуального развития и способность к творчеству у населения,
-сохранившийся поныне высокий научно-технический потенциал и т.д.
-наличие практически всех видов сырья и ресурсов
-исторический капитал
В самом общем виде под ресурсами понимается все то, что дает возможность актору международных отношений действовать и воздействовать на других.
Можно выделить пять основных категорий ресурсов: материальные, информационные, время, пространство (геопространство) и организационные.
Материальные ресурсы распределяются по следующим типам: природные, демографические, военные и экономические.
Информационные ресурсы — это средства пол,идеологического, и культурного влияния.
Организационные ресурсы - способность государственного аппарата правильно формулировать государственные интересы и рационально- использовать имеющиеся (все четыре категории) ресурсы для их удовлетворения.
Реальные (можно задействовать немедленно) и потенциальные.
Достаточные, недостаточные, избыточные
цель = интерес +/- ресурсы. Интерес преобразуется в цель, будучи подкрепленным соответствующими ресурсами.

^ 7. Доктринальная смена приоритетов во внешней политике РФ: периодизация, характеристика основных этапов


В/п доктрина — это формулирование долгосрочных и среднесрочных в/п целей и выбор соответствующих стратегий по их реализации.
I. Россия в поисках новой стратегии поведения в мире
После 1991 с точки зрения разработки новой ВП, РФ испытывала на себе негативное влияние следующих факторов:
- в/п трацици и стереотипы мышления,
- новые государства на границах РФ;
- системный кризис МО.
После распада СССР в России наметились три главные позиции относительно места России в современном мире:
-вестернизаторская,
-антизападническая,
(в частности, восстановительная, обосновывавшая необходимость добровольного восстановления России в границах СССР или Российской империи.)
- изоляционистская;
^ ВЕСТЕРНИЗАТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Г/п интеграция с Западной Европой и США, вхождению РФ в НАТО, Евросоюз, Европарламент. Первым эту позицию достаточно четко выразил М. С. Горбачев - идея "общеевропейского дома". Ельцин - курс на радикальную вестернизацию страны. Реформы по западным рецептам. Влиться в цивилизацию, в золотой миллиард. Но не получилось.
Объяснение самих западников: Запад стал терять веру в «светлое демократическое будущее» России, которая никак не могла выйти их экономического социального кризиса, алчной коррупции, помощь России - деньги на ветер деньги; деловые связи – занятие весьма рискованное.
Приверженцы АНТИЗАПАДНИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ утверждали, что, начиная с вторжения в XIII веке католических рыцарей, Россия отстаивала свое великодержавие и уникальную цивилизацию в борьбе с Западом. Националисты критиковали Петра I за то, что бросил страну «на гильоьтну Запада». Антизападники утверждали, что в конце XX века Запад почти преуспел в ликвидации России как великой державы, использовав для этого «пятую колонну» предателей. Те, кто видел в Западе главную угрозу России, предлагали разные рецепты его сдерживания. Коммунисты, например, добились принятия Думой постановления о незаконности роспуска СССР в 1991 г. ЛДПР пошла еще дальше. Она предлагала восстановить Россию в границах 1900-го года.
В антизападничестве особенно выделялась ВОССТАНОВИТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ. Пространство России может стать интегрирующим элементом возрождения нового мощного государства. Концепции России - хартленда составляли суть моделей А. Дугина и А. Митрофанова. Из иных посылок исходил В. Гущин, постулировавший в cвоей концепции, что "все-таки имперской России быть". Г. А. Зюганов в книге “География победы” стратегию "восстановления естественного геополитического статуса России" разделил на три этапа:
а) внутренней консолидации общества;
б) восстановления политического единства великороссов, украинцев и белоруссов";
в) восстановления контроля над хартлендом.
г) Конечная цель российской геополитики: создание какой-либо формы союза, на территории бывшего СССР”.
ИЗОЛЯЦИОНИСТСКАЯ ПОЗИЦИЯ. Ее суть: отказ от активной политики в отношениях как с Западом, так и с Востоком. Сосредоточение на внутренних делах. Один из идеологов – Цымбурский в работе «Остров Россия»: перспективы российской геополитики».
На практике же в/п курс России с самого начала формировался под влиянием пяти процессов:
- расширения НАТО на восток;
- усиления позиций США в Евразии;
- усиления интеграционных процессов в мире;
- дрейфа бывших членов соц. лагеря в западном направлении;
-сложного и противоречивого движения России навстречу Европе и США.
II. Движение в политике балансирования.
На первом этапе, в 1991-1993 годы, Москва проводила ярко выраженную розападную политику (тогда мид - РФ А.В. Козырев). Б.Н. Ельцин: «Россия рассматривает страны Запада не только как партнеров, но и как союзников, Москва разделяет с Западом основополагающие внешнеполитические принципы – главенство демократических прав и личности”. Эта модель внешнеполитической стратегии, обрекавшая Россию на положение на все готового партнера США, привела страну к ее фактическому вытеснению на периферию мировой политики.
Отрезвление пришло с объявлением планов расширения НАТО на Восток. Однако все попытки России дистанцироваться от Запада (в т.ч. от МВФ, Всемирного банка), всегда оканчивались провалами, так как после рыночных реформ Россия была крайне слабой и зависимой.
К середине 90-х годов Россия эмпирическим путем все же выработала более или менее приемлемый для нее в сложившихся международных условиях геополитический вариант стратегии. Расчет делался на то, чтобы, не прерывая и пытаясь развивать отношения с Западом, вести самостоятельную игру на других полях - в "ближнем зарубежье", европейском, ближневосточном, индийском, китайском, южно-азиатском направлениях. Эту линию поведения России в мире аналитики связывают с деятельностью на посту министра иностранных дел РФ Е. М. Примакова, поэтому нередко называют ее “доктриной Примакова”, которая позволяла стране менять акценты во ВП.
Прагматичность, упор на переговоры как основной инструмент достижения реальных результатов, расчетливость и продуманность внешнеполитических шагов, с самого начала стали давать российской дипломатии небольшие успехи. Стратегия “балансирующей равноудаленности” содействие тем мировым силам, которые были заинтересованы в преодолении мировой гегемонии США, возникновения однополярного и унифицированного мира.
Первоначальные представления российских демократов о том, что благодарные Москве за предоставленную свободу бывшие союзные республики будут стремиться к сохранению “братских уз” с демократической Россией оказались беспочвенными..
Придерживавшиеся таких взглядов политики подчеркивали: у России нет врагов, она может и должна сотрудничать с большинством стран мира, особенно с соседними государствами. Они считали при этом, что Москве не следует “склоняться” в ту или иную сторону. К подобной сбалансированности во внешней политике призывал и министр иностранных дел РФ Е.М. Примаков.
В 1996-1997 годах сбалансированный подход стал закрепляться в российской внешней политике, принося ей долгожданные успехи. У России не было иного выхода, как продолжить курс на развитие связей с Западом в интересах, прежде всего, своего внутреннего развития. Но одновременно Москва нашла важнейших партнеров на восточном и южном направлениях. В этой стратегии учитывалось и то обстоятельство, что срыв отношений со странами СНГ может лишить Россию доступа к транспортным магистралям, природным и трудовым ресурсам, экономическому и культурному сотрудничеству.
III. “Концепция внешней политики России” 2000 г. Основы новой внешнеполитической стратегии Российской Федерации были закреплены в концепции, утвержденной президентом Российской Федерации В.В. Путиным. Из нее следовало, что “Россия будет добиваться формирования многополярной системы МО, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов”:
1) в условиях “глобализации мировой экономики”, “усиления роли международных институтов и механизмов в мировой экономике и политике”, “развития региональной и субрегиональной интеграции в Европе, Азии, Африке и Латинской Америке”;
2) при сохраняющемся росте сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма, международного терроризма.
IV. Внешнеполитическая концепция РФ 2008 годв. Реализация путинской внешнеполитической доктрины в первые 8 лет XXI века привели к укреплению международных позиций России, решению целого круга внешнеполитических проблем. Однако в мире были страны, которым не нравилось укрепление России, возросшая самостоятельность ее внешней политики. Независимое и решительное поведение России на мировой арене вкупе с возрождением ее потенциала, в свою очередь, усиливали в правоконсервативном руководстве США рефлексы к возобновлению «сдерживания» нашей страны в духе «холодной войны».
Американский гегемонизм все больше задевал интересы России, провоцируя напряженность в отношениях между Москвой и Вашингтоном. Негативной реакции со стороны Москвы не могли не вызывать:
- продолжавшееся расширение НАТО;
- попытки расшатать СНГ, оторвать от Содружества наиболее податливые звенья;
- планы размещения вблизи российских границ систем противоракетной обороны;
- игнорирование мнения России по ряду важных международных проблем;
- нападки на внутреннюю политику российского руководства.
Все перечисленные обстоятельства потребовали от руководства России переосмыслить приоритеты нашей внешней политики. 12 июля 2008 г. президент Д.А. Медведев утвердил новую Концепцию внешней политики Российской Федерации. В документе указывается, что он принят с учетом возросшей роли страны в международных делах и открывшихся в связи с этим возможностей участвовать в формировании международной повестки дня, а также приняв во внимание и негативные тенденции на международной арене. Новая концепция поставила перед российской дипломатией следующие основные цели:
- обеспечение безопасности и суверенитета страны, укрепление ее авторитетных позиций в мировом сообществе;
- создание благоприятных внешних условий для:
а) модернизации России, повышения уровня жизни Н, консолидации общества;
б) укрепления правового государства и демократических институтов;
в) реализации прав и свобод человека;
г) и, как следствие, обеспечение конкурентоспособности страны в глобализирующемся мире;
- воздействие на общемировые процессы в целях установления справедливого и демократического миропорядка, основанного на:
1) коллективных началах в решении международных проблем;
2) верховенстве международного права;
3) равноправных отношениях между государствами при координирующей роли ООН;
- поиск согласия и совпадающих интересов с другими государствами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России;
- содействие объективному восприятию Российской Федерации в мире как демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой и независимой внешней политикой;
В концепции подтверждается, что отличительной чертой российской внешней политики остается ее многовекторность.
Россия всецело осознает свою ответственность за поддержание безопасности в мире и готова к совместным действиям со всеми другими заинтересованными государствами.
В концепции подчеркивается, что Россия не даст вовлечь себя-в затратную конфронтацию, в том числе в новую гонку вооружений, разрушительную для экономики и пагубную для внутреннего развития страны.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.