.RU

3.1 Классическая школа научного управления - Конспект лекций лектор д т. н профессор А. И. Раков Севастополь 2008...

^

3.1 Классическая школа научного управления


Исторические этапы развития теории и практики управления подразделяются на: древний, индустриальный, систематизации, информационный. Однако, первая классическая школа менеджмента возникла под руководством Ф. Тейлора в США,только в конце 19 столетия, получившая название

“научный менеджмент”

или

“научная организация труда”.


Ф. Тейлор (1856-1915 г.г.) пропагандировал задачу превращения научного управления предприятием в отрасль индустриального труда, по типу инженерного. Им опубликованы научные труды: “Сделочная система” (1895г.), “Цеховой менеджмент” (1903г.), “Принципы научного менеджмента” (1911г.).
Он считал, что в производственной системе, работающей как сложный механизм, каждый работник должен быть ответственен за свои функции. “Очевидно, - писал Тейлор, - что человек одного типа должен сначала составить план работы, а человек другого типа должен выполнить ее”.
Благодаря этим мерам, по мысли Тейлора, субъективизм и произвол прежних методов управления заменяются “научной логикой” правил, законов и формул. Из своих исследований и экспериментов Тейлор вывел ряд общих принципов, которые и легли в основу его системы. К их числу относятся:

  1. Разделение труда. Этот принцип проводится не только на уровне производственного участка или цеха, но распространяется и на управленческие эшелоны;

  2. Измерение труда. Тейлор настаивал на изучении процессов рабочего времени, видя в этом наиболее оптимальный путь реализации производственных задач;

  3. Задачи-предписания. Согласно данному принципу производственные задачи не только должны быть поминутно расчленены, но и сопровождаться подробным описанием оптимальных методов их выполнения;

  4. Программы стимулирования. Для рабочего должно быть ясно, что любой элемент труда имеет свою цену, и его зарплата зависит от установленного выпуска готовой продукции;

  5. Труд как индивидуальная деятельность. Влияние группы делает рабочего менее продуктивным;

  6. Мотивация. Суть этого принципа в том, что личная заинтересованность является движущей силой для большинства людей;

  7. Роль индивидуальных способностей. Проводятся различия между способностями рабочих и менеджеров;

  8. Роль менеджмента. Отстаивались все те авторитарные методы управления, по которым организационные правила, стандарты, регламентирующие труд, должны быть усилены;

  9. Роль профессиональных союзов. Скептическое отношение к профсоюзному движению.

  10. Развитие управленческого мышления. Из управленческой практики должны быть выведены определенные законы, а управление призвано приобрести тот же научный статус, что и инженерное дело.

Среди учеников и последователей Ф. Тейлора следует выделить Г. Гантта (1861-1919 г.г.) – занимавшегося разработками в области методики премиальной оплаты труда, составившего карты-схемы для производственного планирования, а так же внесшего вклад в разработку теории лидерства. Гантт разработал графики из которых каждый рабочий мог видеть результаты своего труда и размер своего заработка за любое время. На графиках отражались также временные связи между разделами производственной программы и ходом выполнения задания. Графики легли в основу оперативного планирования производственного процесса в рамках предприятия. Гантт считал, подобно тому, как технологическая операция расчленяется на элементы, , также должны быть расчленены и операции управления.
Его перу принадлежат книги “Труд, заработная плата и доход” (1910г.), “Промышленное руководство” (1916г.) и “Организация труда” (1919г.) В работах Гантта утверждается ведущая роль человеческого фактора в промышленности. Уже в 1901 г. Гантт разработал первую премиальную систему оплаты досрочного и качественного выполнения производственных заданий. С ее внедрением на ряде предприятий производительность труда возросла более, чем вдвое. Именно ему принадлежит фраза: “Из всех проблем менеджмента наиболее важной является проблема человеческого фактора”.
Супруги Ф. Джилберт (1868-1924 г.г.) и Л. Джилберт (1878-1972 г.г.) занимались преимущественно вопросами изучения производства продукции за счет уменьшения усилий, затраченных на их производство. Результаты своих изысканий они изложили в книгах “Изучение движений” (1911 г.) и “Психология управления” (1916 г.). В этих трудах подчеркивалась важность связи между наукой управления и данными социологических и психологических исследований. Ф. Джилберт выступал за широкое внедрение в менеджмент совершенных измерительных методов и инструментов. Чтобы быть прибыльной, считал он, всякая производственная деятельность должна планироваться и управляться, за ней должны стоять способность, ответ и знания управляющих.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.