.RU

В областной научной библиотеке - Дидактический комплекс по логике =


^ В областной научной библиотеке

в очереди оказались

студенты: Юра, Оля, Саша, Ира и Петя. Юра стоит раньше
Иры, но после Пети. Оля и Петя не стоят рядом, а Саша не
находится рядом ни с Петей, ни с Юрой, ни с Олей.

^ В каком порядке стоят студенты?



  1. Дано суждение

    : “Публичное право регулирует общественные

отношения”.

Ответьте на вопросы

:
а) Каково по качеству и количеству это суждение (запишите
формулу)?
б) Какова распределенность (авторская и читательская)
терминов в этом суждении?
в) Какова логическая и фактическая модальность этого
суждения?

  1. ^ Установите вид (по качеству и количеству, по логическому



союзу, по модальности) следующих суждений и составьте их


формулы:


а) Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука
приносит лишь вред (М. Монтень).
б) Наша резолюция или соберёт большинство, или получит
меньшинство, или голоса разделятся поровну.

^ 14. Правильно ли установлены качество и количество,


распределённость терминов и модальность следующих


суждений:


а) Среди людей встречаются флегматики.- Общеутвердительное,
субъект и предикат не распределены, суждение
действительности, достоверное.
б) Некоторые преступники - не рецидивисты. -
Частноутвердительное, субъект не распределён, предикат
распределён, суждение о необходимости, вероятное.

^ 15. Составьте суждение по формуле: A & B & C

.
Определите, при каких значениях А, В и С оно будет
истинным?

  1. Найдите термины, определите фигуру и модус, проверьте,



правильно ли построен силлогизм:


Все взяточники - бесчестные люди. Некоторые взяточники
работают в сфере обслуживания. Следовательно, некоторые
люди, работающие в сфере обслуживания, являются
бесчестными.

^ 17. Установите вид энтимемы, проверьте её правильность:


Религия основана на вере, значит, она - не наука.

18. На основе данных понятий постройте правильный


силлогизм:


Адвокат, юрист, шахматист.

^ 19. Найдите средний термин для следующих понятий

:
Россия - федерация.

20. На основе данных понятий постройте правильный


полисиллогизм:


Преступление, наказуемое деяние, кража, Иванов.

^ 21. В чем суть логической ошибки “вывод из двух


отрицательных посылок”?

Приведите пример.

  1. В одном странном городе

    одни жители говорили только правду,

а другие лгали. Как-то встретились пять жителей этого года и
между ними произошел такой разговор:

Алексей:

“Один из нас лжец” .

Борис:

“Нет, по крайней мере двое из нас лжецы”.

^ Виктор:

“По крайней мере трое из нас лжецы”.

Геннадий:

“Нет, четверо из нас лжецы”.

Дмитрий:

“Среди нас нет лжецов”.

Кто из них говорит правду, а кто лжет?


^ 23. Постройте классификацию индуктивных умозаключений.


Дайте определение каждому виду индукции.

  1. Установите вид, модус, запишите в символической форме,



проверьте, правильно ли построены следующие


умозаключения:


а) Позвоночные животные бывают: или млекопитающие, или
птицы, или рыбы, или земноводные. Ящерица, будучи
позвоночным животным, не есть ни млекопитающее, ни
птица, ни рыба. Следовательно, ящерица - земноводное.
б) Если вещество является натрием, то спектр его раскалённых
паров даёт яркую жёлтую линию. Спектр раскалённых
паров этого вещества не даёт яркой жёлтой линии.
Следовательно, данное вещество не является натрием.

  1. ^ Восстановите недостающие части в следующей энтимеме и



проверьте её правильность:


Потребности человека принято делить на витальные и
духовные, а посещение концертов классической музыки
не является витальной потребностью.

  1. ^ Состоятельно ли следующее умозаключение по аналогии?



Установите его вид и запишите в символической форме:


Убийство, расследованное год назад, было произведено
с особой жестокостью, ножом, на чердаке жилого дома,
в дневное время. Новое убийство имеет те же черты и
совершено оно в том же посёлке, что и первое. Вероятно,
это убийство совершил тот же преступник.

  1. ^ Найдите тезис и аргументы, укажите способ аргументации и



проверьте, соблюдены ли её правила, составьте схему


аргументации:


Воздержанность и труд - вот два истинных врача
человека: труд обостряет его аппетит, а воздержанность
мешает злоупотреблять им (Руссо).

^ 28. К данному тезису подберите достаточное количество


аргументов, составьте схему связи тезиса и аргументов

:
Свидетель Петров обязан давать правдивые показания.

^ 30. Подберите равнозначный тезис к следующему

:
Трудно запомнить эту статью УК Российской Федерации.

  1. Произведите превращение следующих суждений:



а) Все задания были выполнены.
б) Некоторые предприятия не являются рентабельными.

^ 32. Определите, каково отношение между суждениями:


а) Все гвардейцы - орденоносцы. Некоторые гвардейцы -
орденоносцы.
б) Ни одна рыба не может летать. Некоторые рыбы могут
летать.

  1. ^ Произведите обращение следующих суждений:



а) Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной
ответственности.
б) Узурпация государственной власти - тягчайшее
преступление.

^ 34. Правильно ли поставлены следующие вопросы?


Установите их вид:


а) Кто ваши родители?
б) Что такое телепатия?

35. Подберите понятия, отношения между которыми


соответствуют схеме:






А В С

Контрольная работа


Вариант - 3



  1. Назовите типичные ситуации нарушения закона непротиво-



речия

. Приведите примеры к каждой ситуации.

^ 2. Почему несуразны следующие высказывания?


а) Образ Катерины принадлежит к лучшим образцам женщины.
б) Из-за рассеянности шахматист не раз на турнире терял очки.

  1. ^ Суд разбирал дело

    Ивана, Кости, Фёдора и Алексея. Один из

них угнал машину . Во время суда каждый сделал по три
заявления:

Иван

: Я не делал этого. Это сделал Костя.
Фёдор не делал этого.

Костя

: Я не делал этого. Это сделал Иван.
Фёдор не делал этого.

^ Фёдор:

Я не делал этого. Костя не делал этого.
Алексей сделал это.

Алексей:

Я не делал этого. Это сделал Костя.
Фёдор не делал этого.
Суд установил, что каждый из подсудимых один раз сказал
правду.

Кто угнал машину?


^ 4. Найдите основания для логической связи следующих


предложений:


"В доме перегорели пробки. ... Красную розу прибило к берегу".

  1. Укажите отношения, в которых следующее высказывание



истинно, и отношения, в которых оно ложно:


"Спорить гораздо легче, чем понимать" (Г. Флобер).

  1. ^ Проверьте, правильно ли дана логическая характеристика



понятиям:


а) Неосторожность - общее, отрицательное.
б) Биология - общее, положительное.
в) Клевета - общее, отрицательное.
г) Симфония Бетховена - единичное, положительное..

  1. ^ Проверьте, правильно ли определены виды отношений между



понятиями:


а) Сравнимые понятия, несовместимые понятия -
противоречие.
б) Форма мысли, содержание мысли - несогласие.
в) Линия, прямая - подчинение.
г) Прямой круговой цилиндр, эллиптический цилиндр -
соподчинение.

^ 8. Что такое актуальные определения?

Приведите примеры.

  1. Проверьте, правильно ли даны следующие определения (если



нет, то назовите логические ошибки):


а) Юрисконсульт - должностное лицо предприятия, обеспечива-
ющее соблюдение законности в его деятельности.
б) Аристотель - величайший мыслитель древности.
в) Мошенник - человек, занимающийся мошенничеством.
г) Учение - мать умения.

  1. ^ Правильно ли произведены следующие деления (если нет,



то назовите логические ошибки):


а) Берегите растения: деревья, кусты, цветы, газоны. Они
наши друзья!
б) Учащиеся делятся на успевающих и неуспевающих, а
также отличников.
в) Понятия, суждения и умозаключения относятся к формам
мышления.
г) Метеориты бывают железные, каменные и смешанные.

^ 11. Произведите обобщение следующих понятий:


Функция государства. Логика. Многогранник. Юрист.
Консенсус. Правонарушение. Культура.

12. Четыре друга

- Пётр, Фёдор, Юрий и Константин пошли с
женами на дискотеку. Сначала каждый танцевал со своей
женой, но потом пары перемешались. Таня танцевала с
Петром, Аня с мужем Ольги, Зоя с мужем Ани, Федя с женой
Юры, а Юра с женой Петра.

Кто на ком женат?


^ 13. Дано суждение

: “Некоторые юристы не имеют высшего
образования”.

Ответьте на вопросы

:
а) Каково по качеству и количеству это суждение (запишите
формулу)?
б) Какова распределенность (авторская и читательская)
терминов в этом суждении?
в) Каковы логическая и фактическая модальности этого
суждения?

  1. ^ Установите вид (по качеству и количеству, по логическому



союзу, по модальности) следующих суждений и составьте их


формулы:


а) Стоит заговорить о деле - у ленивого голова заболит.
б) Участвовать в борьбе - значит стать либо по эту сторону
баррикад, либо по ту.

^ 15. Правильно ли установлены качество и количество,


распределённость терминов и модальность следующих


суждений:


а) В этой деревне огни не погашены. - Частноотрицательное,
субъект и предикат распределены, суждение о
действительности, вероятное.
б) Обвиняемый может быть оправдан. - Общеутвердительное,
субъект и предикат не распределены, суждение о
возможности, достоверное.

^ 16. Составьте суждение по формуле: ( А & В )  С .


Определите, при каких значениях А, В и С оно будет
истинным?

  1. Найдите термины, определите фигуру и модус, проверьте,



правильно ли построен силлогизм:


Все преступления осуждаются гражданским обществом.
Данное деяние не является преступлением. Значит, оно
не осуждается гражданским обществом.

^ 18. Установите вид энтимемы, проверьте её правильность:


Этот предмет тонет в воде, значит, он металлический.

19. На основе данных понятий постройте правильный


силлогизм:


Культура, нация, афганцы.

^ 20. Найдите средний термин для следующих понятий

:
Деяние - вред.

21. На основе данных понятий постройте правильный


полисиллогизм:


Наказание, преступление против собственности,
присвоение найденного, Сидоров.

  1. В чем суть логической ошибки “средний термин не



распределён в обеих посылках”?

Приведите пример.

  1. ^ В одном странном городе

    одни жители говорили только правду,

а другие лгали. Как-то встретились пять жителей этого города и
между ними произошел такой разговор:

Алексей:

“По крайней мере один из нас лжец”.

Борис:

“Нет, по крайней мере двое из нас лжецы”.

^ Виктор:

“Трое из нас лжецы”.

Геннадий:

“Нет, четверо из нас лжецы”.

Дмитрий:

“Среди нас нет лжецов”.

Кто из них говорит правду, а кто лжет?



  1. ^ Постройте классификацию силлогизмов.

    Дайте определение



каждому виду.

  1. Установите вид, модус, запишите в символической форме,



проверьте, правильно ли построены следующие умозаклю-


чения:


а) Если человек признает, что общественное бытие определяет
общественное сознание, то он - материалист. Этот человек -
не материалист. Значит, он не признает первичности бытия.
б) Эта мысль является понятием, суждением или умозаклю-
чением. Она - не понятие, не умозаключение.
Следовательно, эта мысль является суждением.

  1. ^ Восстановите недостающие части в следующей энтимеме и



проверьте её правильность:


Если вы будете говорить правду, люди проклянут вас, а
если будете лгать, то вас проклянут боги. Но вы можете
только говорить правду или лгать.

^ 27. Определите какой метод научной индукции применяется


в рассуждении:


Исследуя условные рефлексы, И. П. Павлов установил
следующее: если удалить затылочную долю мозга собаки,
зрительный рефлекс исчезает. Новые эксперименты дали те же
результаты - собаки практически слепли. Ученый сделал
вывод, что затылочная доля головного мозга - центр
образования зрительного рефлекса.

  1. ^ Найдите тезис и аргументы, укажите способ аргументации и



проверьте, соблюдены ли её правила, составьте схему


аргументации:


Опровергая софистов, Аристотель, заметил: “Кто объявляет
всё истинным тем самым делает истинным и утверждение,
противоположное его собственному”.

  1. ^ К данному тезису подберите достаточное количество



аргументов, составьте схему связи тезиса и аргументов:


Россия 19 века дала миру многих выдающихся юристов.

^ 30. Подберите равнозначный тезис к следующему

:
Не всякому офицеру мундир к лицу (Козьма Прутков).

  1. Произведите обращение следующих суждений:



а) Часть приговоров суда являются обвинительными.
б) Ничто великое не легко.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.