.RU

Воспитание детей в семьях незрячих родителей - 5


бенка к горшку идет трудно, а ребенок уже достаточно большой и
физиологически готов к этому, то оставьте на некоторое время уго-
воры, а ребенку предоставьте возможность побыть в обществе дру-
гих детей и понаблюдать, как они пользуются горшком.
Приучая ребенка к горшку, заберитесь терпения и доброжела-
тельности, старайтесь не раздражаться и не сердиться на малыша
и уж, конечно, не наказывайте его; наказанием и криком вы только
ухудшите дело. Промахи и непонимание ребенка обходите молча-
нием. Зато успех, попытки угодить вам поощряйте, хвалите. Даже
когда малыш научится пользоваться горшком, время от времени
возможны промахи. Малыш будет забывать о горшке, когда заиг-
рается, когда заболеет, когда будет чем-то расстроен и др. Не ру-
гайте его за это. По мере взросления эти оплошности исчезнут.
Горшок малыша должен постоянно находиться в одном и том же
месте (в углу детской или ванной комнаты). Обучение будет более
привлекательным для малыша, если поместить около горшка лю-
бимые игрушки. Когда ребенок подрастет (в 3-4 года), предложите
ему пользоваться взрослым туалетом.
23
^ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Интересы, игры и занятия ребенка зависят от его возраста и
пола. Незрячие родители обычно затрудняются в выборе игрушек
в связи с отсутствием визуального опыта. Например, покупают
слишком сложные, не по возрасту, игрушки. Ребенок начинает иг-
рать ими . Родители боятся, что ребенок сломает иг-
рушку и постоянно его одергивают, навязывают ему свою игру,
. Ребенок нервничает и плачет. Если уж вы купили
слишком сложную для ребенка игрушку, то уберите ее до поры до
времени или полностью отдайте в распоряжение малыша.
В каждом возрасте у девочек и мальчиков свои определенные
интересы и игры.
В 4-5 месяцев ребенку нравится рассматривать яркоокрашенные
предметы, подвешенные над кроваткой или коляской. Ребенку это-
го возраста нужны разноцветные погремушки, шарики, животные.
Подвешивайте их на расстояние не ближе, чем 20 см, чтобы ма-
лышу было удобно их разглядывать. 4-8-месячный ребенок играет
погремушками, которые удобно удерживать в руке, резиновыми
игрушками, которые издают звук при нажатии. Погремушки вкла-
дывайте малышу в ручку, и он будет с удовольствием размахивать
ими. Вскоре он сам научится их хватать. Покупая малышу резино-
вую пищащую игрушку, обратите внимание на то, какая у нее пи-
щалка. Если пищалка металлическая и располагается по краю от-
верстия, то такую игрушку лучше не брать, так как бывают случаи,
когда дети вытаскивают металлическую пищалку и проглатывают
ее. Если же вы все-таки купили такую игрушку или вам ее подари-
ли, то прежде чем давать ее малышу, выньте пищалку; игрушка, ко-
нечно, теперь будет менее интересна ребенку, но жизнь и здоровье
его, безусловно, важнее. К кроватке четырехмесячного ребенка мож-
но приделать поперечную перекладинку. Очень скоро ребенку по-
нравится хвататься за нее, подтягиваться и садиться. Перекладин-
ка доставит массу удовольствия ребенку и будет очень полезна
для его развития. 8-12-месячный ребенок любит выбрасывать иг-
рушки из кроватки или манежа и получать их обратно. Он любит
играть с резиновыми животными и погремушками (привязывайте
их к кроватке за веревочку): малыш с удовольствием будет раз-
глядывать крутящийся вертолет, танцующего мишку, юлу и т. п.
Игрушки пока что придется заводить вам самим.
В возрасте от одного до двух лет ребенок любит толкать и ка-
тать игрушки перед собой, возить их за собой: животных на коле-
сах, деревянные каталки, большие легковые машины. Малыш этого
возраста любит собирать пирамидки, вкладывать матрешки одна в
одну, играть с кастрюлями и сковородками, подражая маме. На
улице он играет в песочнице с совочком, ведерком и формочками.
Ребенку этого возраста можно купить большого коня или машину,
сев на которую и отталкиваясь ножками, малыш будет ехать.
24
С двух до восьми лет дети любят заниматься с кубиками. Двух-
летние мальчики любят играть также в машины, самолеты, соби-
рать простейшие конструкторы; девочки - в куклы, посуду, в игры
, и т. д. С двух-трсхлетнего возраста
дети начинают играть в ролевые игры; девочки подражают врачу,
продавщице, повару, воспитательнице, матери; мальчики - шофе-
ру, машинисту и т. п. Они любят рисовать, раскрашивать, рассмат-
ривать картинки в книжках (конечно, если взрослые привлекли
их внимание к этому). В три года ребенку можно купить трехколес-
ный велосипед. Для развития ребенка читайте ему книги, рассказы-
вайте сказки, пойте песенки. Если вы читаете по Брайлю, малышу
при этом можно дать плоскопечатную книгу с соответствующей
сказкой или рассказом: он будет с удовольствием рассматривать
знакомых героев, животных. Некоторые родители совершенно не-
обоснованно боятся читать своим зрячим детям книги по Брайлю,
считая, что ребенок, якобы, будет перенимать чтение руками. Не
беспокойтесь: если ребенок зрячий, он даже и не будет пытаться
этого делать. Развитию ребенка способствуют также пластинки со
сказками, песенками и стихами. В четыре-пять лет ребенок может
самостоятельно их ставить и слушать. Можно записать любимые
сказки ребенка на магнитную ленту.
В четыре-шесть лет ребенок может уже играть в настольные
игры: , , и собирать железную до-
рогу, конструкторы. Шести-семилетнис дети любят различные го-
ловоломки. Им можно предлагать модели для склеивания. Многие
дети любят играть с мягкими игрушками. С четырех-пяти лет мож-
но начинать обучать ребенка буквам и чтению. Для этого можно
использовать разрезную азбуку: картонные кубики с буквами, дере-
вянные кубики с выжженными буквами, пластмассовую азбуку на
магнитах. Разрезную азбуку и картонные кубики с буквами можно
подписать по Брайлю. Деревянные кубики не слишком удобны для
незрячих родителей, так как буквы воспринимаются на ощупь с
большим трудом. По нашему мнению, кубики с буквами неудобны
для обучения ребенка чтению, так как чтобы найти нужные буквы
и сложить их в слово, ребенку придется перебирать много кубиков;
он от этого быстро утомляется и начинает из кубиков складывать
не слова, а дома. Наиболее удобна для обучения магнитная азбука.
Незрячие родители могут на ощупь определять буквы и цифры.
Буквы, расположенные на металлической доске в алфавитном по-
рядке, легко можно найти. Занимайтесь с ребенком обучением аз-
буке в игровой форме. Когда ребенок научится складывать слоги,
читать по слогам, а затем и бегло, можно предлагать ему чтение
книг. Первые книги желательно подбирать так, чтобы они были и в
плоскопечатном и брайлсвском вариантах, так как ребенку нужна
еще ваша помощь. Книги с множеством цветных иллюстраций и с
крупным шрифтом ребенку будет интересно читать.
Чтобы подготовить ребенка к школе, с ним надо заниматься
устным счетом, развивать его речь, мышление и память. Читая ре-
25
бенку сказки и рассказы, просите его пересказывать, отвечать на
вопросы, подбирать к словам синонимы и антонимы, обсуждайте
прочитанное; просите его объяснить смысл пословиц и поговорок,
учите стихи, беседуйте на различные темы.
С трех-четырехлетнсго возраста ребенку полезно посещать
детский сад: там он приобретет опыт общения в коллективе, так
необходимый ему в школьной и дальнейшей жизни, будет иметь
контакт со зрячим воспитателем, который научит его правильно
держать карандаш, рисовать, раскрашивать, делать аппликации,
составлять рассказы по картинкам и т. п., - словом, всему тому,
что ему пригодится в школе. Если по каким-либо причинам вы не
можете отдать своего ребенка в детский сад, пусть он обязательно
посещает всевозможные кружки, где он сможет общаться в кол-
лективе сверстников.
^ ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
По нашим наблюдениям, дети незрячих родителей быстрее об-
ретают самостоятельность, потому что они уже в раннем возрасте
становятся участниками всех дел в семье. Обычно начинается с ма-
лого, затем круг просьб и поручений расширяется.
Насколько рано и активно привлекается ребенок к домашним
делам, в значительной мере зависит от степени реабилитированно-
сти родителей. Однако независимо от того, в какой мере родители
нуждаются в помощи ребенка, уже самые маленькие дети должны
учиться самообслуживанию, и делать это надо прежде всего в ин-
тересах самих же детей.
Пусть у ребенка будет маленькая обязанность - уборка своей
комнаты или уголка, где хранятся игрушки. Он может ухаживать
также за цветами, растениями, мыть посуду, участвовать в серви-
ровке стола.
Очень важно приучить ребенка все делать аккуратно. Например,
не собирать игрушки в общую кучу, а складывать их или расстав-
лять в зависимости от формы и размеров. Выполнение каких-то ра-
бот по дому не должно носить эпизодический характер. У ребенка
должны быть определенные, постоянные обязанности.
Что касается того, насколько качественно выполняется работа,
то незрячий родитель вполне может самостоятельно определить
это.
При необходимости надо проявлять определенную требователь-
ность: ребенок не пойдет гулять, пока не уберет игрушки. Выпол-
нение постоянных обязанностей формирует трудолюбие, способст-
вует самоутверждению, выработке воли, исполнительности.
Некоторые родители проявляют нетерпение к детской медли-
тельности, неумелости. Они рассуждают так: лучше сделать самой
или самому - быстрее и переделывать не надо. Плохо получается у
ребенка - не отстраняйте его от дела. Не умеет - научите. Про-
явите терпение.
26
Если ребенка отстранять от дел, он привыкнет к тому, что за
него все сделают другие, и в дальнейшем будет лениться.
Учеба - это тоже труд, труд тяжелый и серьезный.
Надо поощрять участие ребенка в работе школьных ученических
бригад, в работах по озеленению территории школы.
Если у семьи есть садовый участок, то активное участие детей
в посильном для них труде не только интересно, но и полезно.
Родители своим одобрением, подбадриванием, похвалами долж-
ны помочь ребенку ощутить радость от того, что его усилие принес-
ло пользу другому человеку. В конечном счете ребенок старшего
возраста должен усвоить, что труд является жизненно необходимой
потребностью каждого человека, так же, как пища, отдых, общение.
Многие незрячие родители правильно понимают значение вос-
питания трудолюбием и умело решают эту задачу. В то же время
среди некоторых родителей встречается проявление двух крайнос-
тей. Одни рассуждают о том, что поскольку у них детство было тя-
желым, так пусть оно у детей будет радостным, лучше, если они
поменьше будут заняты делами. Такая позиция приносит им больше
вреда, чем пользы. Хотелось бы сослаться на национальный опыт
американцев. Дети даже очень богатых людей США в школьные
каникулы работают, выполняя любую работу. Деловые американ-
цы хорошо осознают, что в процессе труда их дети лучше понимают
жизнь, учатся преодолевать неизбежные трудности. Другие незря-
чие родители постоянно подчеркивают свою инвалидность перед
детьми и перегружают их домашними делами. Дети очень наблю-
дательны и хорошо понимают, что могут самостоятельно выполнять
их незрячие родители и чего не могут. На этой почве иногда портят-
ся взаимоотношения между родителями и детьми.
^ СЕМЬЯ И ШКОЛА
Школьный период является решающим периодом в формирова-
нии нравственных качеств. Успехи в учебе и становление личности
в значительной мере зависят от единства требований семьи и
школы.
Появление в школе ребенка незрячих родителей вызывает по-
вышенный интерес к нему учителей и сверстников. К нему будут
более внимательно присматриваться, может быть, учительница
раньше, чем других, посетит его семью. Все это естественно, на это
должна быть правильная и спокойная реакция родителей.
Мы беседовали со многими родителями о взаимоотношениях со
школой. Обычно родители часто посещают школу в первые месяцы
учебы ребенка, чтобы установить контакт со школой и познакомить-
ся с программой обучения.
Если ребенок учится успешно и со стороны школы нет к нему
серьезных претензий, родители приходят в школу только в дни
родительских собраний. Следует иметь в виду, что если вы посещае-
27
те школу без определенных причин и не предупредив ребенка, то
вы вызовете у него настороженность и даже тревогу.
Незрячие родители могут и должны контролировать выполнение
домашних заданий. Значительную часть домашних заданий уча-
щихся начальной школы можно легко проверить на слух. Ребенок
вслух читает текст, а затем пересказывает его. При проверке за-
дания по русскому языку вы можете попросить ребенка объяснить
расстановку знаков препинания, прочитать по буквам отдельные
слова, правильность написания которых у вас вызывает сомнения.
Москвич М. так помогал своей дочке по русскому языку. Из
сборника диктантов (есть они и напечатанные по Брайлю) он дик-
товал дочери диктанты. Они вместе разбирали предложения, искали
ошибки, анализировали их появление. Затраченные усилия дали
хорошие результаты.
Если ребенок отстает по истории, географии, природоведению,
то и в этом случае вы можете помочь ему. Прежде всего постарай-
тесь сами вникнуть в содержание темы. В библиотеке вам помогут
подобрать интересные материалы по теме. Заставьте ребенка про-
читать или сами расскажите содержание этих материалов, которые
могли бы особо заинтересовать его. Используя дополнительные
увлекательные материалы, вы можете пробудить у ребенка интерес
к предмету.
Чтобы проверить, в порядке ли содержатся тетради и учебники,
незрячие родители периодически прибегают к помощи родственни-
ков и знакомых. Очень хорошо, если слепой имеет зрячего друга,
которому он может довериться в этой ситуации. И совсем хорошо,
если сам ребенок будет доброжелательно и с доверием относиться
к этому человеку. Крайне нежелательно, чтобы
были разные и случайные люди. Это вызовет у ребенка явно отри-
цательную реакцию.
В школах работают группы продленного дня. Это особенно
удобно для незрячих родителей. Дети там находятся под присмот-
ром, они заняты и накормлены. Воспитатель проконтролирует вы-
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.