.RU

Уныние арджуны - 2

^

Глава 2

САНКХЬЯЙОГА


1. Саньджая продолжал: «Тому, кто был повержен жалостью, чьи очи были залиты слезами, а сердце отдано унынию, тоске – сказал Мадхусудана (Кришна) речь такую:
2. «Откуда этот страх, позор и чернь души в столь трудный и опасный час, Арджуна? Не то должно лелеяться в Арийском сердце, и настроение это не с небес сошло, а на земле ведет к потере славы.
3. О Партха, о карающий врагов! Не унижайся в малодушии, тебе оно нейдет. Боец, герой – из сердца вырви жалость и воспрянь!»
4. Сказал Арджуна: «Как буду я, Мадхусудана, сражаться с Бхишмой, Дроной, чьи качества достойны поклонения?»
5. «На подаянье лучше жить, чем убивать великих Гуру; убив Учителей, вкусил бы даже в этом мире я запятнанные кровью наслажденья!
6. И я не знаю, лучше ли для нас победа над сынами Дхритараштры. Перед нами, вот они стоят, и если мы их уничтожим, то жизнь теряет всякий смысл – просвети меня.
7. То слабость духа заковала мою геройскую натуру, и все мое сознание помутилось – не может отличить добра от зла. Что делать мне, скажи определенно. Твой ученик я, Тебе вверяю душу – просвети меня.
8. Не вижу я, что сможет утолить мою тоску, которая опустошила душу, пусть даже стану обладать богатством, земным непревзойденным царством или богов высокой властью».
9. Арджуна, сказав все это Хришикеше, молвил: «Не буду я сражаться,» – и умолк.
10. Меж армий двух располагаясь, поверженному горем Гудакеше слова такие, улыбаясь, сказал великий Хришикеша:
11. «Скорбишь, Арджуна, ты о тех, кого оплакивать не стоит, хотя и говоришь ты мудро. Но мудрый не скорбит, живой ли кто или мертвый.
12. Вовеки не могло случиться, чтоб не было Меня, тебя и этих вот царей, и никогда не прекратим мы быть.
13. Как душа физически кочует из детства в юность, из молодости – в старость, так же она и тело сменит. Духовный1 человек не будет огорчаться этим.
14. О Кунти сын, касания материи: жары и холода, удовольствия и болей – преходящи. Учись, о Бхарата, терпеть их.
15. Кого не беспокоит это, не причиняет боли, кто тверд, мудр, одинаков как в удовольствии, так и в страдании – становится бессмертия достойным, о сердце львиное.
16. То, что в действительности есть, не может прекратить существования; а также, что не есть, войти в существование не может. Для тех, кто видит истину, противоречия «есть – не есть» не существует.
17. Познай нетленное, что проявило все. Кто сможет дух бессмертный уничтожить?
18. Лишь тело свой конец имеет, но дух, владеющий им, вечен; неразрушим он, бесконечен, поэтому сражайся, Кунти сын.
19. Тот, кто считает дух убийцей или что дух можно убить – далек от истины. Дух не убивает и убитым быть не может.
20. Для духа, для души нет ни рождения, ни смерти. Она не возникала, не возникает, не рождена она, извечна, неразрушима, если тело гибнет.
21. Познавший душу вечную, бессмертную, неразрушимую духовную частичку, как может он, о Партха, убивать или убитым быть?
22. Как старую одежду меняет и новую одевает человек, так тело одряхлевшее душа бросает, чтоб воплотиться в новый век.
23. Меч острый не разит ее, огонь не сжигает, не может ветер иссушить, вода – не потопляет.
24. Не бьется, не воспламеняется, не сохнет, не потопляется, вечно спокойна, неподвижна, всепроникающая душа, она вовеки существует, на веки вечные она.
25. Она описывается в Шрути невидимой, непостижимой, неизменной – познав ее как таковую, не следует печалиться.
26. Но даже если ты считаешь душу подверженной и смерти и рожденью, все же, о Сильнорукий, отчаиваться так не надо.
27. Ибо непреложна смерть для рожденного, а рождение – для мертвого, поэтому не может быть причиной скорби неизбежность.
28. Все твари не проявлены в начале, затем воплощены, а при распаде в небытие уходят вновь. О Бхарата, о чем же горевать?
29. Все в этом тайну видят, об этой тайне говорят и слышат, но никто ее не знает. На него (На Сущего, на Божество, Единого) взираем, о нем говорим и слышим как о чуде, недоступном пониманию, поскольку Абсолют ум человека не постигнет никогда, пусть даже обучался он у мудрых.
30. Он в теле каждого живет, неразрушим и вечен. Поэтому, о Бхарата, ни о каком (живом) создании горевать не стоит.
31. Более того, если касаться твоих законных действий личных, то ты не должен колебаться: для Кшатрия нет лучшей участи, чем праведная битва.
32. И счастливы должны быть Кшатрии, когда сраженье к ним придет, подобное вратам небес отверзтым.
33. Но если не захочешь ты за праведность сражаться, то презришь долг свой, утратишь славу, добродетель, и грешным будет твой удел.
34. Помимо этого, запомнят люди твой позор навечно, а человеку благородной касты бесчестье – хуже смерти.
35. Властители, до этих пор превозносившие тебя, подумают, что ты бежал от страха с поля битвы – ты запятнаешь честь свою.
36. И станут поносить тебя враги, порочить твою силу. Что может этого мучительнее быть?
37. Убитый – ты обрящешь небеса, победоносный – ты землею насладишься. А потому, о Кунти сын, решительно к сражению восстань!
38. Уравновешен будь и в горести, и в счастье, в потере, в поражении, в победе: безгрешен этот путь в сраженье.
39. Вот – разума познание вещей и воли в Санкхье. Услышь теперь об этом, исходя из Йоги, поскольку если с этим знанием следуешь ты Йоге, то сбросишь ты оковы, Притхи сын.
40. На сем пути усилие не пропадает, препоны никакие не возобладают. Спасает от большого страха и малое усилье в этой Дхарме.
41. Сосредоточенный и твердый разум – един и однороден, о Арджуна; витиеватый, фрагментарный разум имеют слабые, о Куру.
42-43. Непонимающие люди прельщаются цветастым словом «Вед» и веруют, нет выше ничего души желанья в жажде Рая. Они по «Ведам» ищут наслажденья, высокого рожденья, власти, в исполнении особых действий, ритуалов.
44. Разум тех, кто с толку этим (пышным словом) сбит и хочет наслаждения и власти, сосредоточен не на Сущем.
45. Предметом «Вед» является трех Гун работа, но стань свободен от тех Гун, Арджуна: без двойственностей, в истине одной навечно обрети основу, отдайся Сущему (истинному «Я»).
46. Брамину, обладающему знанием, какая польза в «Ведах»: как в колодце, затопленном во время половодья?
47. Ты право действовать имеешь, только действовать, но нет у тебя права обладать плодом труда; и пусть не будет результат причиной твоих действий, привязанность к бездействию да пусть не укрепляется в тебе.
48. Привязанность оставив навсегда, верши дела, сосредоточась в Йоге, прими на равных неудачу и успех, поскольку Йога означает как раз такое равновесье духа.
49. Йога разума намного превосходит: в разуме желай основы, Дхананьджая. Насколько бедны, злонамеренны те души, что действуют и мыслят ради результатов.
50. Объединивший разум добра и зла не совершает даже в этом мире, где все – противоречие. Поэтому борись за Йогу – вот действия искусство.
51. С Божественным соединив свой разум, волю, святые отрекаются от плода действий – от пут рожденья развязавшись, они не ведают страданий.
52. Когда твой разум разорвет круг бесконечных заблуждений, к Писаниям ты станешь безразличным, услышанным тобою или нет.
53. Когда твой разум, сбитый с толку Шрути, умолкнет в неподвижности Самадхи, тогда достигнешь Йоги ты».
54. Спросил Арджуна: «Как отличить того, чей разум мудр и утвержден в Самадхи? Познавший истину – как ходит, говорит, сидит?»
55. И отвечал Господь Блаженный: «О Партха, если человек гонит желанья из ума, довольствоваться сам собою будет (Сущим), тогда устойчив разум в нем.
56. Воистину мудрец, чей ум спокоен среди горя, не скачет в наслажденьях и желаньях; тот истинный мудрец, кого покинули привязанности, страх и гнев.
57. Тот, кто не радуется от удачи, а в неудаче не скорбит, такой имеет твердый разум, твердыня эта в мудрости лежит.
58. Кто отвлекает свои чувства от внешних чувственных объектов, как черепаха прячет лапы в панцирь, и там неуязвимый сидит – такой имеет твердый разум, твердыня эта в мудрости лежит.
59. Объекты чувств при отстранении не влияют, но ощущение (раса) остается; и раса тоже исчезает, когда Всевышний познается.
60. Уносится стремительной настойчивостью чувств и мудрый ум, идущий к совершенству, Партха.
61. Мне полностью отдавшись, все чувства контролируя, он должен прочно утвердиться в Йоге, поскольку обуздавший чувства крепит разум на правильной основе.
62. В тех, кто с интересом созерцает чувственные объекты, рождается привязанность, последняя приводит к вожделению, вожделение порождает гнев.
63. От гнева возникает заблуждение, от заблуждения уходит память – таким путем, уничтожая разум, и гибнет человек.
64-65. Лишь превзойдя чувственные объекты, подчинив их Сущего воле, скинув влеченья и отвращенья, достигнешь ты ясности духа. Здесь нет места страсти и горю, и утверждается разум быстро.
66. Нет разума, нет сосредоточия мысли без Йоги, нет концентрации – нет покоя, а беспокойный может ли быть счастлив?
67. Блужданье чувств будоражит ум, уносит пониманье человека, как ветер гонит корабли, послушные его свободной воле.
68. Поэтому, о Сильнорукий, разумен тот, кто возбужденье чувств остановил; такой неколебим в самопознании спокойном.
69. То бытие великое, что для других есть ночь, для овладевшего собой святого – пробуждение, день светозарный бытия, познанья, силы; противоречий жизнь – для многих – пробужденье (их день, сознательное время, жизнь, активность), для мудреца-провидца – это ночной сон тяжкий, тьма души.
70. Тот мира достигает, в ком все желания подобны ручейкам, бегущим в океан сознанья-бытия, что вечно наполняется и все же неподвижный, а не тот, кто возбуждается, подобно бурным водам, от легкого вторжения желанья.
71. Кто оставляет все желанья, живет и действует, свободный от стремлений, и не имеет «я», «мое» (кто эго растворил и в том живет единстве) – лишь тот достигнет истинного мира.
72. Это – брахма стхити (устойчивость в Брахмане), Партха. Его достигший не впадет в ошибку; и если в смертный час он будет в этом состоянье, то к растворенью в Брахмане придет».
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.