.RU

Методические рекомендации для практических занятий Тема: «Физиология возбудимых тканей. Параметры возбудимости. Электроодонтометрия.»

Ф КГМУ 4/3-06/02


ИП №6 от 14 июня 2007 г.

Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра физиологии


Методические рекомендации для практических занятий


Тема: «Физиология возбудимых тканей. Параметры возбудимости. Электроодонтометрия.»



Специальность: 5В130200 «Стоматология»
Дисциплина: «Нормальная физиология»
Курс: 2
Составитель: доцент, к.б.н. Евневич А.М.

Караганда 2013
Обсуждены и утверждены
на заседании кафедры

Протокол № 9 от 24.01.2013 г .


Зав. кафедрой,
профессор Ф.А.Миндубаева


Цель:

по окончании занятия студенты должны знать физиологические свойства возбудимых тканей, законы раздражения возбудимых тканей, ионные механизмы фаз потенциала действия и изменения возбудимости ткани при возбуждении; иметь представление о современных методах определения возбудимости зубов и о гальванических явлениях, возникающих в полости рта при наличии металлических включений.

- составить понятие о физиологических свойствах возбудимых тканей;
- усвоить законы раздражения возбудимых тканей и параметры возбудимости;
- ознакомиться с историей открытия биоэлектрических явлений в живых тканях;
- усвоить современные представления о процессе возбуждения;
- составить представление об ионных механизмах фаз потенциала действия и изменениях возбудимости ткани при возбуждении;
- ознакомиться с отличительными особенностями местного и распространяющего возбуждения;
- ознакомиться с современными методами определения возбудимости зубов;
-разобрать природу гальванических явлениий, возникающих при наличии металлических включений в полости рта.

  1. Физиологические свойства возбудимых тканей.

  2. Законы раздражения возбудимых тканей. Параметры возбудимости.

  3. Мембранный потенциал, его происхождение.

  4. Деятельность натрий-калиевого насоса.

  5. Потенциал действия. Критический уровень деполяризации.

  6. Ионные механизмы фаз потенциала действия.

  7. Изменение возбудимости ткани при возбуждении.

  8. Электроодонтометрия, ее значение.

  9. Гальванические явления, возникающие при наличии металлических включений в полости рта.



Перечень выполняемых работ:

^ Работа 1. Определение реобазы и субординационной хронаксии мышц кисти у человека.


Цель работы: определить субординационную хронаксию мышц кисти у человека до и после физической нагрузки.
^ Для работы необходимы: 0,85% раствор NaCL, хронаксиметр.
Ход работы. Хронаксиметр переключают в режим ''реобаза''. Прикладывают электроды к двигательной точке мышц сгибателей большого пальца, находят пороговую величину напряжения, то есть реобазу, начиная с раздражения слабым током, постепенно увеличивая его до появления сокращения мышцы сгибателя. Затем переключают прибор в режим ''хронаксия''. При напряжении тока, равном двум реобазам, определяют хронаксию.
Прибор снова переключают в режим ''реобаза''. Прикладывают электроды к локтевому нерву и находят реобазу. Переключают прибор в режим ''хронаксия''. При напряжении тока, равном двум реобазам, определяют хронаксию локтевого нерва.
Работу проводят до и после 20 приседаний за 30 секунд.
^ Результаты работы и ее оформление: запишите результаты в протокол.
Выводы: результаты сравните и сделайте вывод о возбудимости мышц кисти до и после физической нагрузки.

^ Работа 2. Первый опыт Гальвани.


Цель работы: воспроизвести первый опыт Гальвани и доказать существование «животного электричества».
Для работы необходимы: лягушка, инструменты для препарования, салфетки, препаровальный столик, 0,65% раствор NaCL, биметаллический пинцет, штатив.
^ Ход работы. Готовят препарат двух задних лапок лягушки и подвешивают его на штативе. Берут биметаллический пинцет, одна бранша которого сделана из меди, а другая из железа. Медную браншу подводят под нервные сплетения, а другую прикладывают к мышцам лапки. Наблюдают сокращение мышц лапок.
^ Результаты работы и ее оформление: зарисуйте схему опыта.
Выводы: объясните причину сокращения мышц препарата.

Работа 3. Опыт вторичного тетануса Маттеучи.


Цель работы: воспроизвести опыт вторичного тетануса Маттеучи.
Для работы необходимы: лягушка, инструменты для препарования, салфетки, препаровальный столик, 0,65% раствор NaCL, стеклянный крючок,
пробковая пластинка, электростимулятор.
Ход работы. Готовят два препарата задних лапок лягушки. Затем стеклянным крючком препарируют седалищные нервы у обоих препаратов до коленного сустава, удаляют бедренную кость и мышцы бедра, оставив голень и стопу. Нерв одного препарата оставляют с кусочком позвоночника, а у другого кусочек позвоночника удаляют. Обе лапки укладывают на пробковую пластинку. Нерв одного нервно-мышечного препарата (с кусочком позвоночника) с помощью стеклянного крючка помещают на электроды, которые соединены со стимулятором. На мышцы этого препарата в продольном направлении набрасывают нерв второго нервно-мышечного препарата. Нерв первого нервно-мышечного препарата подвергают ритмическому раздражению. Наблюдают тетаническое сокращение обеих лапок.
^ Результаты работы и ее оформление: зарисуйте схему опыта.
Выводы: объясните причину возникновения вторичного тетануса.

Подписание протоколов.



Основная:



  1. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология: учебник для студентов мед. вузов. - М. : Мед. информ. агентство, 2009. - С.35-36, 52-71.

  2. Будылина С.М., Смирнов В.М. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С.8-18.

  3. Дегтярев В.П., Будылина С.М. Нормальная физиология: учебник. – М.: Медицина, 2006. – С.29-52.

  4. Судаков К.В. Нормальная физиология : учебник для студентов мед. вузов / К. В. Судаков. - М.: Мир книги, 2006. - С.20-41.

  5. Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии: Учеб.пособие / С.А. Чеснокова , С.А.Чеснокова,С.А. Шастун, под ред. Н.А.Агаджаняна . - 2-е изд.,испр.и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - С.221-238.

  6. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Медицина, 2003. - С.39-58.

Дополнительная:



  1. Агаджанян Н.А. Физиология человека: Учебник.- Изд.5-е.-М.;Н. Новгород: Мед.книга; НГМА, 2005. – 528 с.

  2. Камкин А.Г., Каменский А.А. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для медвузов / ред.Камкин А.Г. ; ред. Каменский А.А. - М. : Академия, 2004. - 1072 с.

  3. Миндубаева Ф.А., Абушахманова А.Х., Шандаулов А.Х. Профилизирующий курс физиологии – Караганда – 2009 – 181 с.

  4. Орлов Р.С. Нормальная физиология : Учебник / Орлов, Ратмир Сергеевич, Ноздрачев А.Д.; ред. Улумбеков Э.Г. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 688 с.

  5. Современный курс классической физиологии: избранные лекции / под ред. Ю.В.Наточина, В.А.Ткачука - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 384 с.

  6. Судаков К.В. Нормальная физиология: ситуационные задачи и тесты: учеб. пособие. – М.: Мед. Информ. агенство, 2006. – 248 с.

  7. Ткаченко Б.И.. Физиология человека : Соmpendium / ред. Б. И. Ткаченко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 496 с

  8. Шмидт Р., Тевс Г. Физиология человека: в 3-х т. : пер.с англ. / ред. Р. Шмидт, ред. Г. Тевс. - 3-е изд. - М. : Мир. – 2005.



Приложение 1.


Ситуационные задачи:


1. Если бы клеточная мембрана была абсолютно непроницаемая для ионов, как бы изменилась величина потенциала покоя?

Приложение 2.


1. Какие параметры характеризуют возбудимость ткани?
а) порог раздражения, хронаксия, лабильность
б) амплитудой сокращения, рефрактерность, адаптация
в) скоростью расслабления, аккомодация, трансформация
г) полезное время, длительность сокращения, латентный период
д) быстрота утомления, проводимость, торможение
2. Где располагают микроэлектроды при регистрации мембранного потенциала?
а) оба - внутри протоплазмы
б) оба - на мембране
в) один - на поверхности мембраны, второй - внутриклеточно
г) один - в межклеточном пространстве, другой - на мембране
д) один - внутри протоплазмы, другой - внутри ядра 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.