.RU

Эксперимент - 1. Соотношение науки, культуры и цивилизации Основываясь на воззрениях Н. А. Бердяева (цивилизация...


Эксперимент

— это активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. Эксперимент имеет перед наблюдением ряд преимуществ: в ходе эксперимента изучаемое явление может не только наблюдаться, но и воспроизводиться по желанию исследователя; в условиях эксперимента возможно обнаружение таких свойств явлений, которые нельзя наблюдать в естественных условиях; эксперимент позволяет изолировать изучаемое явление от усложняющих обстоятельств путем варьирования условий и изучать явление в «чистом виде»; в условиях эксперимента резко расширяется арсенал используемых приборов, инструментов и аппаратов.
Индукция - дин из основных способов рассуждения (умозаключения) и методов исследования. Индуктивное умозаключение (вывод) — это движение знания от единичных утверждений к общим положениям. Различают полную И., когда вывод о классе предметов в целом получают на основе рассмотрения всех предметов этого класса, и различные виды неполной И., когда вывод о классе предметов делается исходя из рассмотрения лишь некоторых предметов данного класса (в этом случае анализируются их существенные признаки, связи и т. п.). Полная И. имеет очень узкое применение в научной практике, неполная И.— чрезвычайно широкое, но она не дает достоверного вывода. Ф. Бэконом, Миллем и др. разработаны методы индуктивного исследования причинных связей. В современной формальной логике (в разделе «индуктивная логика») исследуются логические критерии проверки, подтверждения общих положений с помощью данных наблюдения, рассматриваются не только выводы от частного к общему, но вообще все логические отношения, на основе к-рых устанавливается вероятность истинности теоретического знания. Важнейшее понятие индуктивной логики — степень подтверждения, т. е. вероятность той или иной гипотезы при имеющихся эмпирических данных (результатах наблюдения и т. д.). Современная индуктивная логика тесно связана с теорией вероятности. Противостоя дедукции как достоверному выводу, И. тем не менее неразрывно связана с ней. «Индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ. Вместо того чтобы односторонне превозносить одну из них до небес за счет другой, надо стараться применять каждую на своем месте, а этого можно добиться лишь в том случае, если не упускать из виду их связь между собой, их взаимное дополнение друг друга» (Энгельс).

14. Средства и методы теоретического исследования. Абстракция и идеализация, анализ и синтез, дедуктивный метод
Теоретическое исследование - решение научных задач путем размышлений.
Абстрагирование. Эго интеллектуальный акт отвлечения от некоторых аспектов, сторон изучаемого объекта, заключающийся в выделении в чистом виде тех черт объекта, которые наиболее существенны в данной познавательной ситуации. Результатом абстрагирования является такой специфический элемент научного знания, как абстрактный объект (скажем, материальная точка, общественно-историческая формация, вектор, психологический тип и т.п.); абстрактные объекты играют важнейшую роль в научном познании. С помощью системы абстракций создается собственно научный язык, позволяющий формулировать научные положения и осуществлять научные рассуждения. Абстрагирование — это всегда творческая операция, т.к. не существует алгоритма, который позволял бы однозначно выделять в бесконечно богатом свойствами многостороннем объекте исследования те его черты, которые должны стать основой для плодотворной абстракции. Кроме того, не следует считать абстрагирование лишь негативной процедурой, процессом отбрасывания всего лишнего; это процедура прежде всего конструктивная, т.к. абстрактный объект ведь тоже нужно сконструировать, создать.
Идеализация. Эго разновидность абстрагирования, с помощью нее конструируются предельные абстрактные объекты, например, абсолютно упругий удар, идеальный газ и т.п. При операции идеализации происходит доведение до логического предела тех или иных сторон и свойств реальных объектов (скажем, бесконечно удаленная точка в проективной геометрии). Существуют различные способы введения идеальных объектов: через абстракцию отождествления, через операцию предельного перехода; кроме того, по утверждению С. А. Лебедева, есть и способ введения идеализаций с помощью определения, который стал преобладающим в современной логике и математике. Идеализация применяется не только к непосредственно исследуемым объектам, но и к познавательным ситуациям (так, ряд идеализирующих допущений предшествует построению моделей), условиям задачи, процессам, методологическим предписаниям и т.п.
Анализ и синтез. Эти традиционные и универсальные мыслительные операции применяются поистине в каждой познавательной ситуации. Анализ — совокупность процедур, сущностью которых является мысленное разделение исходного объекта на составляющие его части, выявление его структуры, отделение существенного от несущественного, сведение сложного к более простому. В науке Нового времени методологическая значимость анализа была подчеркнута Р. Декартом в его “Рассуждениях о методе”. Что же касается операции синтеза, то она является вторым необходимым элементом данной методологической пары; синтез представляет собой восстановление, объединение изученных анализом частей, обнаружение и вскрытие того общего, что связывает части в единое целое.
Дедукция и индукция. Эти термины уже неоднократно употреблялись нами в предыдущем изложении. Дедукция — умозаключение от общего к частному; логический вывод частных положений из более общих. Он играет ведущую роль в логико-математических науках (поэтому они и называются дедуктивными). Индукция — умозаключение от частного к общему; индуктивное рассуждение — это “восхождение” от частных положений (фактов, данных опыта) к более общим закономерностям. В научном познании индуктивные и дедуктивные моменты постоянно переплетаются, взаимодействуют и взаимодополняют друг друга.

15. Понятие научной теории. Функции философии в научном познании
Теория (греч. рассмотрение, исследование) — учение, система идей или принципов, хорошо обоснованное объяснение совокупности фактов и наблюдений, которое может быть использовано для предсказания будущих наблюдений. Является совокупностью обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Теория выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы. В теории каждое умозаключение выводится из других умозаключений на основе некоторых правил логического вывода. Способность прогнозировать — следствие теоретических построений. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом. Развитие теорий является ключевым признаком научного метода, поскольку они используются для формулировки предсказаний; если предсказания неверны, то теория пересматривается. Теории содержат в себе взгляды и подходы научного сообщества в конкретной научной области.
Функции философии в научном познании: мировоззренческая, общее моделирование познавательного процесса; определение общих закономерностей; выдвижение принципов организации научного знания; интегративная функция; критическая функция.

^ 21. Наука и творчество


Наука - рациональная форма познания, направленная на постижение объективного окружающего мира; предполагает наличие научного метода, подчиненного строгим правилам логики, определенные традиции исследования, стиль мышления, мешающие свободному творческому процессу. Творчество в науке «оказывается уделом невидимого мира души, мира который меньше всего поддается научной рационализации, который создает новое, строит правила, но сам находится вне таковых». От ученого требуется повышенная личная ответственность совмещении научной традиции и творческого импульса.
Творчество - одна из главных характеристик культуры.
Все подходы в понимании природы творчества можно свести к четырем основным концепциям, фиксирующим источник творческого вдохновения, формы протекания творческого процесса и роль в нем человека.
1. Религиозно-мистический. Источник творчества ищется в сверхсознании. Сверхъестественной реальности отводится ведущая роль, а роль человека здесь сводится к инстанции, передающей новое знание, идеи миру человеческой культуры. Подход связан с принципиальным отрицанием объективных закономерностей в творчестве. Его многочисленные представители считают творческий процесс уникальным и неповторимым интимным событием личной жизни человека, который невозможно тира-жировать, поставить «на поток» путем рационального предварительного изучения и последующей передачи другим людям в процессе их воспитания и образования. Если он есть, то, как результат встречи человека со сверхъестественной реальностью. Творческая деятельность и не может быть понята, но лишь описана. Сущность творчества понимали как своеобразную «одержимость» человека неким гением, духом-хранителем.
2. Социально-антропологический. (Источник творчества в сознании человека) основан на вере в творческие возможности самого человека. Поэтому этот подход сводится к поиску неких объективных общих закономерностей, свойственных творческому процессу вопреки его неповторимому своеобразию в каждом конкретном случае. Выделяются фазы и этапы творческого процесса: 1)накопление впечатлений, осмысление жизни; 2)формирование основной идеи, представляющей некий общий стержень будущего произведения; 3)формирование и детальная разработка замысла; 4)реализация замысла в конкретном произведении.
Второй блок проблем связан с осмыслением духовно-творческой и материально-творческой сторон деятельности. Третий комплекс вопросов — описание своеобразия творческой личности. Немалую роль в формировании таланта играют также внешние условия — отношение общества и непосредственного окружения к способному человеку.
3. Концепция бессознательного (Источник в подсознании человека). Наиболее популярной разновидностью этого подхода является психоанализ 3. Фрейда. Он стал рассматривать культуру как процесс сублимации. Он понимал под сублимацией «трансформацию», «превращение» или «возвышение» бессознательного, переключение эротической энергии либидо из сферы физиологического в область социального творчества. Творчество есть лишь «суррогатный» способ удовлетворения физиологических желаний, некий «обаятельный наркоз». Огромная роль фантазии, как возможности «вернуть себе некогда испытанное наслаждение».
4. Интегративный - учитывает положительные стороны первых трех подходов, приближая исследователей к пониманию тайны творчества. Сверхъестественный источник творчества. Цель настоящего творчества — воплощение Бога в мире культуры в виде Любви-Добра-Истины-Красоты. Необходимость активности самого человека в этом процессе созидания. Человек должен быть личностью, сотворцом Богу. Истинное творчество - преображение бессознательного Божественной благодатью.

17. Научная истина в окружении паранаучного знания. Пределы научности в познании мира, общества и человека
Наука- особый вид познавательной деятельности, особый социальный институт. Наука нацелена на выработку определенных знаний. Научное знание должно быть объективным. Классическая наука претендует на максимально объективное знание.
Факторы научного З.:
- объективность;
- исследует реальные объекты окружающего мира (предметность);
- системность (все элементы связаны логически и имеют цену только в общем целом);
- должно быть всеобщим и необходимым (целью науки является нахождение законов);
- научное З. логически обоснованно и доказательно, эмпирически апробировано
- стремление к истине.
Паранаука- от греч. «para», в переводе «везде, около, вне».
1. Новая, еще не завоевавшая признания теория, основанная на непроверенных фактах, гипотезах (теория Чижевского- геобиология).
2. Устаревшие научные знания, ставшие девиантными (по старым образцам).
3. Уфология.
4. Оккультные науки- алхимия, астрология, френология (определение характера человека по строению черепа), хиромантия, физиогномика (по выражению лица).
5. Парапсихология:
- телепатия- восприятие одним лицом мыслей другого человека без чувственного контакта;
- ясновидение- получение сведений о каком-либо событии без чувственного восприятия;
- психокинез- передвижение объектов мыслью;
-спиритизм- разговоры с духами
Пределы научных знаний:
- наука бессильна в понимании исторического развития, так как люди меняют историю каждый день;
- о жизни по науке («мир живет не по науке, а как Бог на душу положит»);
- непредсказуемость будущего;
прошлое так же малоизвестно науке как и будущее;
- наука почти ничего не знает о личности;

16. Понятие научной истины. Основные и дополнительные критерии истины. Истина, заблуждение, ложь
Научная истина - множество эмпирических и теоретических утверждений науки, соответствие их содержания своему предмету удостоверено научным сообществом: 1) соответствие результатам систематических, статистически правильно обработанных данных наблюдения и эксперимента (для эмпирических высказываний), 2) конвенциональное (условное) полагание наличия такого тождества у исходных утверждений (аксиом) и выведение из них всех логических следствий (теорем), истинность гарантируется корректным применением правил логики. (применяется для теоретических высказываний.)
Основным критерием истины в познании выступает практика-материальная, чувственно-предметная деятельность людей. Достоинства критерия: 1) апеллируя к материальному началу, он выводит за пределы чисто идеальной познавательной деятельности, т.е. объективен; 2) обосновывает предельную для человечества общность (всеобщность) суждений, включая исторический опыт. Этот критерий не абсолютен: человечество накопило большой, но ограниченный практический опыт, недостаточный для подтверждения/опровержения какой-либо гипотезы. Существует и такой класс суждений, который в принципе невозможно окончательно подтвердить/опровергнуть практическим опытом (суждения, которые опираются на идею актуальной бесконечности). Нельзя сделать вывод о существовании Бога, внеземных цивилизаций и т.д. Тогда применяют «бритву Оккама»: «не следует умножать сущности без необходимости». Смысл его в том, что из всех возможных объяснений случившегося наиболее вероятно самое простое. Если вам позвонили в дверь, то скорее всего к вам в гости напрашивается сосед, а не английская королева, хотя в принципе и это возможно. Если происхождение человека на Земле поддается естественному земному объяснению, то ссылаться на сверхъестественные силы в этом случае скорее всего неразумно и т.д. Однако этот принцип отнюдь не претендует на установление «окончательной истины в последней инстанции». Это скорее — правило целесообразного поведения в условиях гносеологической неопределенности. Принципиальная незавершенность, неполнота, открытость новому, неожиданному — существенная особенность человеческого познания. Итак, главным критерием истинности наших знаний является практика. Но главным — не значит единственным. Существуют и дополнительные критерии отличения истин от заблуждений (на которые, собственно, и опираются неклассические теории истины). Наибольшее применение они находят в научном познании. Особенно на предварительных его этапах, когда речь идет о выборе наиболее правдоподобных гипотез. В качестве дополнительных критериев истинности такого знания служат: • согласованность или формально-логическая непротиворечивость знания, обеспечиваемая дедуктивным способом развертывания теории; • простота — хорошей считается та концепция, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество исходных принципов; • внутреннее изящество, гармоничность, красота и даже остроумие предлагаемых гипотез и др.
В философии существуют следующие концепции истины: 1) классическая теория истин. Истина - это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании.- самая древнейшая из концепций, её поддерживали Аристотель, Платон, Гегель, Фейербах. 2) когерентная концепция - рассматривает истину как соответствие одних знаний другим. 3) прагматическая концепция. Истиной считается то, что полезно для человека. 4) конвенциальная концепция. Истина - это то, что считает большинство. 5) экзистенциальная концепция (Хайдеггер). Истина есть свобода, это процесс, с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны, а с другой - человек сам волен выбирать, каким способом и чем можно познать этот мир. 6) неатомистическая концепция. Истина - это божье откровение.
Заблуждение можно передать как искаженное осознание действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно-исторической практики. Заблуждение следует отличать от лжи (сознательного искажения истины) и от возникающих вследствие неправильных действий индивида ошибок. Ложь - это передача от одного субъекта другому заведомо неистинной информации. Причём ложь - это именно передача информации, а не статичное её наличие у субъекта. А вот наличие неистинной информации -это уже и есть заблуждение, то есть, результатом лжи является заблуждение.

18. Основные модели развития науки
В рамках позитивизма появляется

кумулятивистская модель

развития науки. Здесь утверждается, что развитие науки осуществляется через накопление знания (принцип «снежного кома»). Новое знание всегда лучше старого, так как оно точнее и адекватнее описывает мир. В старом знании имеют значение только те элементы, которые соответствуют современным теориям. Главная идея- вера в прогресс. В перспективе бесконечности человечество придет к победе знания. О. Конт: 3 этапа развития знания- теологическая фаза (описание мира символически), метафизическая фаза (поиск первоначала), фаза позитивизма. В середине 20 в. стали явными недостатки позитивистской модели. Появляется модель Т. Куна (1962). Он написал книгу «Структура научных революций». Понятия, введенные Куном. Парадигма (само понятие появилось в античности у неоплатоников и означало «модель»)- совокупность научных достижений, теорий или законов того или иного времени, которые признаются большинством членов научного сообщества. Теории и законы помогают решить актуальные проблемы- в этом второй смысл парадигмы. Третий смысл парадигмы в том, что она является не просто теорией, но и определенным видением мира и восприятием мира вне границ научного знания. Парадигма с философской точки зрения- определенные методы и факты научного знания, которые задаются метафизикой (парадигмой). Дисциплинарная матрица (входит в понятие парадигмы)- символическое обобщение или законы, модели и их онтологическая интерпретация, образцы решения проблем (факты науки). Все эти вопросы решает научное сообщество.
Понятие «нормальной» науки. Кун считал, что наука развивается «нормальными» этапами, в процессе которых происходит совершенствование самой парадигмы.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.