.RU

Кафедра Евразийских исследований (наименование кафедры) учебно-методический комплекс дисциплины



Министерство образования и науки Республики Казахстан


Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева


Кафедра Евразийских исследований
(наименование кафедры)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ДИСЦИПЛИНЫ


ОД1. КВ1.2 ETP 2112___

Евразийство: теория и практика


________________________
(код и полное наименование дисциплины по рабочему учебному плану)
для студентов специальности (ей) __ естественно-технического направления _
(шифр и наименование специальности)

Астана


2012


Учебно-методический комплекс подготовлен кафедрой Евразийских исследований
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры Евразийских исследований
Протокол № 1 от “ 01” сентября 2012г.
Заведующий кафедрой
д.и.н. Н.У. Шаяхметов ___________________

1.Силлабус


1. Преподаватель –

все преподаватели кафедры

2. Название учебной дисциплины

: Евразийство: теория и практика. Кредитов - 1.

  1. Время и место проведения учебной дисциплины

    : по расписанию

  2. Пререквизиты и постреквизиты учебной дисциплины

    : история, культурология, социология, основы экономики.

^ 5. Характеристика учебной дисциплины

В учебном курсе дается общее представление об истории возникновения и развития идеи Евразийства, роли и значении Евразийской идеи Н.А. Назарбаева в современной общественно-политической жизни, его междисциплинарном характере – геоэкономической и культурологической составляющей.

^ 5.1 Назначение учебной дисциплины:

дать общее представление об истории возникновения и развития идеи Евразийства, о становлении Евразийского проекта Президента РК Н.А. Назарбаева и этапах Евразийской экономической интеграции.

^ 5.2 Цель изучения учебной дисциплины:

Изучить теорию и практику Евразийства и проекта Евразийской интеграции.

5.3 Задачи изучения дисциплины:


1.Изучение основ теории Евразийства и реализации Казахстанского Евразийского проекта.


2. Изучение практики евразийства и этапов реализации Евразийской интеграции.

^ 5.4 Содержание учебной дисциплины:

Предмет и задачи курса:

Евразийство: теория и практика. История и эволюция идей Евразийства. Евразийство в контексте внешнеполитической доктрины РК и позиции стран СНГ. Евразийская экономическая интеграция. Евразийская модель Казахстана и перспективы евразийства.

^ 5.5. План изучения дисциплины:



№ п/п

Темы лекций

Задания для СРСП

Задания для СРС

1

Введение. Истоки и историческое развитие евразийской мысли. 1 час

Исторические истоки феномена евразийства

Подготовить презентацию по теме «Основные этапы эволюции евразийской идеи».

2

Историко-географические и геополитические основы евразийства. . 1 час

Исторические предпосылки интеграции народов Евразии

Составьте карту Евразии с делением на природно-климатические зоны и населением, – презентация

3

Евразийская цивилизация: сущность, история и современность. 1 час

Особенности функционирования кочевой цивилизации

Эссе по теме: «Оседлая и кочевая цивилизации: взаимоотношения и противостояние».

4

Евразийские идеи тюркской интеллигенции ХІХ-ХХвв. 1 час

Диалог Востока и Запада.

Особенности тюркской кочевой цивилизации.-презентация

5

Евразийские взгляды казахских просветителей (Ш.Уалиханов, А.Кунанбаев, А.Букейханов, М.Шокай и др.) . 1 час

Диалог Востока и Запада в наследии казахской интеллигенции

Подготовка реферата по темам: «Евразийские взгляды Ш.Уалиханова, А.Кунанбаева, А.Букейханова, М.Шокая и др.»

6

Классическое евразийство: предпосылки формирования и развития . 1 час

Исторический путь евразийства как идейно-политического течения.

Изучение биографии и творческого наследия Н.Трубецкого, П.Савицкого, В.Вернадского и др.

7

Евразийские взгляды Л.Н.Гумилева. Географические, этнологические и научные аспекты. 1 час

Вклад Л.Н.Гумилева в изучение истории народов Евразии

Экскурсия в музей-кабинет Л.Н.Гумилева

8

О.Сулейменов и его труд «АЗиЯ» в контексте евразийской идеи . 1 час

Духовные ценности тюркской культуры

Подготовить доклад на тему «Евразийские мысли О.Сулейменова»

9

Глобализация, научно-техническая интеграция, евразийство и национальная идея . 1 час

Евразийство и национальные ценности: за и против

Проведение «круглого стола» на тему: «Вызовы глобализации и проблемы сохранения национальной идентичности»

10

Современное евразийство: технический прогресс, состояние и тенденции развития . 1 час

Неоевразийство. Евразийская идея в современном мире

Составление терминологического словаря по евразийству

11

Евразийский проект Н.А.Назарбаева: от идеи к практической реализации. НТР и интеграционный процесс в рамках ЕЭП. 1 ч.

Проект Н.А.Назарбаева о формировании Евразийского Союза государств

Работа над источниками и документами

12

Современная евразийская интеграция: тенденции развития научного, образовательного, экономического пространства. 1 час

Основные принципы интеграции на основе идеи евразийства

Эссе на тему: «Особенности современной евразийской интеграции»

13

Политическое и социокультурное измерение Евразийского экономического пространства (ЕЭП) . 1 час

Геополитика и региональная безопасность в евразийском континенте

Анализ деятельности ОДКБ, СВМДА, ШОС.

14

Идея евразийства и многовекторность внешней политики Республики Казахстан. 1 час

Казахстан и мировое сообщество

Подготовка реферата по теме: «Доктрина внешней политики РК»

15

Евразийская модель Казахстана и перспективы индустриально-инновационного развития . 1 час

Значение евразийства в экономической и культурной интеграции стран СНГ

Подготовка проекта по созданию модели Евразийского союза

Всего

Лекции 15 часов





^ 6. Список основной и дополнительной литературы



    1. Основная литература



Бердяев Н.А. Утопический этатизм Евразийцев: "Евразийство. Опыт систематического изложения"//Путь. 1927. № 8
Бердяев Н.А. Восток и Запад//Там же. 1930. № 23
Вернадский Г.В. Монгольское иго в русской истории//Евразийский временник. 1927. Кн.
Вернадский Г.В. Опыт истории Евразии с половины VI века до настоящего времени. Берлин, 1934
Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера. М., 1990 
Савицкий П.Н. В борьбе за евразийство//Тридцатые годы: Утверждение евразийцев. Б.м., Париж. 1931. Кн. 7.
Савицкий П.Н. Географические и геополитические основы евразийства
Савицкий П.Н. Евразийство как исторический замысел
Савицкий П.Н. Исход к Востоку, 1921
Савицкий П.Н. К вопросу об экономической доктрине евразийства//Евразийская хроника. 1926. Вып. 6.
Трубецкой Н.С. Русская проблема//На путях: Утверждение евразийцев. Берлин, 1922. Кн. 2.
Трубецкой Н.С. О туранском элементе в русской культуре//Там же.
Хара-Даван Э. Чингисхан как полководец и его наследие: Культурно-исторический очерк Монгольской империи XII-XIV века. Белград, 1929.
Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М, 1967. - 504 с.
Гумилев Л.Н. Хунны в Китае. М., 1974
Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989. - 764 с.
Гумилев Л.Н. Заметки последнего евразийца// Наше наследие. М., 1991..
Гумилев Л.Н. "Меня называют евразийцем..." // Наш современник. 1991. №1.
Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М., 1993.
Гумилев Л.Н. Хунну. Степная трилогия. СПб., 1993.
Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М.. 1993. Гумилев Л.Н. Черная легенда: Друзья и недруги Великой степи. М., 1994. - Гумилев Л.Н. Правда против мифа: из бесед и выступлений //. Нива. 1995. Гумилев Л.Н.Конец и начало. М.. 1997. - 544 с.
Гумилев Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. М., 2001.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 2001.
Дугин А. Основы геополитики.
Назарбаев Н.А. Президент Республики Казахстан о ФОРМИРОВАНИИ ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА ГОСУДАРСТВ. (1994 год)
Назарбаев Н.А. Президент Республики Казахстан ПРОЕКТ ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ.

    1. ^ Дополнительная литература



Учение Льва Гумилева и современные народы Евразии. ҮІ Международный Евразийский научный форум. 29 октября 2007 года. Астана, 2007
Гумилева Н. Лев Николаевич Гумилев и идеи евразийства //
Евразийский университет и евразийское сообщество: взгляд на начало
XXI века. Астана., 2002. С. 152-159.
Жарников А.Е. Теория этногенеза Льва Николаевича Гумилева (опыт
системного изложения). М., 2002. - 128 с.
Фроловская Т. Евразийский Лев // Казахстанская правда. 2003. 8 марта.
Интернет сайты:
«Гумилевика» 
«Евразийский вестник»
он-лайн библиотека евразийства
«Красная Евразия. Сетевой проект кандидата философских наук Р. Вахитова»

^ 7. Контроль и оценка знаний


В ходе изучения дисциплины предусмотрены такие виды контроля, как: текущий, рубежный, итоговый, а также определенные средства контроля. Студенты должны регулярно посещать занятия, принимать активное участие в групповых дискуссиях.
Студент может получить максимальный балл, если задание выполнено качественно, в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Система оценивания:
Текущий контроль – 20%
Промежуточный тест– 20%
СРС и СРСП – 20%
Экзамен – 40%
Итого– 100%
Общая шкала оценки знаний

Буквенная оценка

Цифровой эквивалент баллов

%-е содержание
усвоения учебной дисциплины

Оценка по традиционной
системе

А

4,0

95–100

отлично

А-

3,67

94–100

отлично

В+

3,33

85–89

хорошо

В

3,0

80–84

хорошо

В-

2,67

75–79

хорошо

С+

2,33

70–74

удовлетворительно

С

2,0

65–69

удовлетворительно

С–

1,67

60–64

удовлетворительно

D+

1,33

55–59

удовлетворительно

D

1,0

50–54

удовлетворительно

F

0

0–49

неудовлетворительно

^ Итоговая оценка по дисциплине в процентном содержании определяется по формуле:


И% = Р1+Р2 х 0,6 + Э х 0,4,
2
Где: Р1– процентное содержание оценки 1-го рейтинга, Р2 – процентное содержание 2-го рейтинга, Э – процентное содержание экзаменационной оценки (тест–экзамен).

^ 8. Политика учебной дисциплины:


Посещение занятий и участие в учебном процессе являются обязательными. Опоздания на занятия не допускаются. Сотовые телефоны на время занятия следует отключать. Нормы поведения и этики должны соответствовать требованиям университета.

Глоссарий


Атлантистский западный блок

– страны Западной, Северной Европы и США, имеющие морские границы

^ Великая степь

– степной пояс, простирающийся через территорию Евразии

ЕврАзЭс

– Евразийский экономический союз

ЕЭП

– Единое экономическое пространство

^ ЕАС

– Евразийский союз

Евразиец

– человек – интернационалист, космополит

Евразия

– территория от Карпат до Хингана, от Северно-Ледовитого океана до полосы пустынь

Евразийство

- социально-философское учение, идейно-политическое движение русского зарубежья

^ Евразийский языковой союз

- языковой союз, образованный вследствие длительного совместного проживания

Западничество

- постоянное направление русской общественной мысли, ориентированное на европейские ценности, оппозиционное идее самобытности,

^ Классическое евразийство

- этап в развитии евразийского течения

Комплиментарность

– взаимное притяжение народов

Континент-Родина

– Территория Российской империи

^ Континентальный блок

- союз стран, не имеющих морских границ

Месторазвитие

– влияние географического фактора на развитие народа

Мозаично-дробное

– географическое положение европейских стран

Неоевразийство

– течение, возникшее в 1990-х гг.

Пассионарность

- это стремление к деятельности, направленное на осуществление каких-либо целей

^ Симбиоз

– сочетание нескольких этносов благодаря комплиментарности

Системный подход

– подход, предполагающий сочетание нескольких наук

Славянофильство

- литературно-философское течение общественной мысли, утверждавшее существование особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия

Стереотип поведения

– правила поведения, характерные для отдельного этноса

^ Тюркско-славянское слияние

– комплиментарность народов, разных по языку, культуре и хозяйству

Туранский этнопсихологический тип

– душевное развитие для которого характерно преобладание духовного над материальным

^ ТС

– Таможенный союз государств

Флагоподобное

– географическое расположение зон на территории Евразии

Цивилизация воды

– страны Западной, Северной Европы и США

Цивилизация земли

– Российская империя

^ Этническая химера

– контакт этносов с отрицательной комплиментарностью

Комплиментарность

- подсознательное ощущение взаимной симпатии и общности людей, определяющее деление на "своих" и "чужих".

Консорция

- группа людей, объединенных общей исторической судьбой.

^ Курултай (монг.)

- собрание представителей всего народа - войска для выбора хана или принятия других важнейших решений.

Мироощущение

- фиксированное сознанием отношение человека к идеальным ценностям и материальному миру;

Нойон (монг.)

- правитель рода, обычно приравниваемый по своему достоинству к князю.

Нухур /нукер (монг.)

- дружинник-телохранитель.

Пассионарии

- люди,

пассионарный импульс

у которых превышает импульс инстинкта самосохранения.

Пассионарность (как характеристика поведения)

- избыток биохимической энергии живого вещества, проявляющийся в способности людей к сверхнапряжению.

^ Пассионарный импульс

- поведенческий импульс, имеющий направленность противоположную инстинкту личного и видового сохранения.

Пассионарный толчок

- "микромутация", вызывающая в популяции повышенную абсорбцию биохимической энергии из внешней среды и приводящая к проявлению новых этнических систем.

Популяция

- совокупность свободно скрещивающихся особей, в том числе людей, населяющая в течение ряда поколений определенную территорию.

^ Реликт

- этническая система, находящаяся в состоянии гомеостаза.

Стереотип поведения

- специфические правила, стандарты поведения членов этнической системы, передаваемые потомству путем научения.

Субпассионарии

- люди, пассионарный импульс у которых меньше импульса инстинкта самосохранения.

^ Субэтнос - этническая система,

являющаяся подсистемой этноса.

Суперэтнос - этническая система,

состоящая из нескольких этносов, возникших в одном ландшафтном регионе, и проявляющаяся в истории как мозаичная целостность.

^ Фаза этногенеза

- четко фиксируемый этап развития этноса, характеризуемый определенным уровнем пассионарного напряжения соответствующим ему стереотипом поведения людей; выделяется шесть фаз.

^ Ф. акматическая

- фаза, наступающая после фазы подъема и
характеризующаяся предельным для данной системы уровнем
пассионарного напряжения.

^ Ф. инерционная

- фаза, характеризующаяся плавным снижением уровня пассионарного напряжения после фазы надлома.

Ф. надлома

- фаза, характеризующаяся резким снижением уровня пассионарного напряжения после акматической фазы

Ф. мемориальная

- фаза, наступающая после фазы обскурации, когда отдельные представители этноса еще сохраняют культурную традицию.

^ Ф. обскураци

- фаза, характеризующаяся снижением уровня пассионарного напряжения ниже уровня, свойственного гомеостазу; при этом происходит либо исчезновение этноса как системы, либо превращение его в реликт

Ф. подъема

- фаза, характеризующаяся стабильным повышением уровня пассионарного напряжения системы вследствие пассионарного толчка.

Химера

- (гр. Chimaira) 1) в древнегреческой мифологии - чудовище с огнедышащей львиной пастью, хвостом дракона и туловищем козы; в средневековом искусстве - скульптурное изображение фактических чудовищ.

^ Этническая история

- зафиксированные источниками последствия этногенеза и этнических контактов.

Этническая система

- сообщество людей, объединенных мироощущением и стереотипом поведения

Этногенез

- процесс возникновения, развития и исчезновения этносов.

Этнология

- географическая наука, изучающая этногенез в историческую эпоху.

Этнос

- естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как система, которая противопоставляет себя другим подобным системам, исходя из ощущения комплиментарности.

^ Ярлык (монг.)

- документ, выдаваемый монгольским ханом и удостоверяющий право местного властителя на занимаемую должность.

Ясак (тат.)

- ежегодная натуральная дань.

^ 2. Лекционный комплекс. Тезисы лекций


Лекция № 1. Введение. Истоки и историческое развитие евразийской мысли

.

.Цель:

рассмотреть историю возникновения и развития евразийского течения, его основные этапы.

Задачи:



^ Основные понятия:

евразийство, западничество, славянофильство, классическое евразийство, системный подход, тюркско-славянское слияние, стереотип поведения, неоевразийство.

^ Список литературы:


Гумилев Л.Н. Черная легенда. Друзья и недруги Великой степи.-М.: Айрис-пресс, 2007.-576с.
Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь.-М.,Эксмо, 2006.- 768 с.
Кофнер Ю. Дугин – это не евразийство!//htpp://www.gumilev-center.ru/
Савицкий П.Н. Степи и оседлость// http://gumilevica.kulichki.net/SPN/spn03.htm
Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана//Европа и Человечество. –М., 2000 г. – с.88-90
Философия: Энциклопедический словарь/ Под редакцией А.А. Ивина.—М.:Гардарики.2004// http://dic.academic.ru/ dic.nsf/enc_philosophy

Истоки и историческое развитие евразийской мысли

.
«ЕВРАЗИЙСТВО — социально-философское учение, идейно-политическое движение русского зарубежья, наиболее активно проявившее себя в 1920-е и 1930-е гг.» [Философия: Энциклопедический словарь/ Под редакцией А.А. Ивина.—М.:Гардарики.2004// http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy] прошедшего столетия. Оно сложилось в среде русской эмиграции или эмиграции первой волны. Евразийство как течение объединило представителей различных наук, а также творческую интеллигенцию. Например, князь Н.С. Трубецкой был филологом; П.Н. Савицкий — географом, экономистом; П.П. Сувчинский — музыковедом, литературным и музыкальным критиком; Г.В. Флоровский — историком культуры, богословом, Г. В. Вернадский — историком; Н.Н.Алексеев — правоведом и политологом; В.Н. Ильин — историком культуры, литературоведом и богословом; князь Д. Святополк-Мирский — публицистом, Эренжен Хара-Даван — историком. Поскольку евразийцы являлись эмигрантами, их работы не были известны в СССР широкой публике. Интерес к евразийству и доступ к работам евразийцев стал возможен в конце 1980-х гг.
Истоки евразийства находятся в XIX веке, когда в России оформились два течения: западничество и славянофильство. «Это направления русской общественной мысли 1840—1850-х гг., представители которых вели между собой полемику о путях общественно-исторического и культурного развития России.

Основные этапы евразийства

.
В развитии евразийства принято выделять несколько этапов:
- классическое евразийство (1920-1939);
- евразийство Л.Н. Гумилева (1956-1989);
- современные евразийские течения (1989- настоящее время).

^ Классическое евразийство.


Началом евразийского движения и, соответственно, классического этапа считается выход книги князя Н.С. Трубецкого «Европа и Человечество» в 1920 году в Софии. В 1921 году выходит первый сборник евразийцев (Трубецкого Н.С., Сувчинского П.П., Флоровского Г.В., Савицкого П.Н.) - «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев»; в 1922 году выходит новый сборник «На путях. Утверждение евразийцев» (нам он интересен тем, что в нем представлена статья Савицкого П.Н. «Степи и оседлость»). В своей статье автор отмечает и отдает должное номадам, сыгравшим, на его взгляд, важную роль в процессе формирования русской государственности «…дали России свойство организовываться военно, создавать государственно-принудительный центр, достигать устойчивости; они дали ей качество становиться могущественной ордой» [Савицкий П.Н. Степи и оседлость//На путях: Утверждение евразийства. – Москва, Берлин. 1922. – с.315-316]. Евразийцы считали, что необходим «поворот к востоку», нужно изменить укоренившееся в России в XIX веке негативное отношение к азиатам, в частности к кочевникам, которое несомненно является заимствованным из Запада.

^ Евразийство Л.Н. Гумилева (1956-1989 гг.).


Отличие Л.Н. Гумилева состоит в том, что в своей работе он использовал системный подход - совместив гуманитарные и естественные науки. Его нельзя считать чисто историком, археологом, географом или даже биологом - он смотрел на проблему в полном масштабе. Он занимался историей Великой степи и народов, проживавших в ней, то есть его интересовал не конкретно какой-то народ, а народы Евразии. Л.Н. Гумилев называл кочевников евразийцами, поскольку именно они смогли объединить континент, несли в себе ту роль, которую не были в состоянии выполнить оседлые народы. Сама идея написать историю Великой степи пришла в голову Л.Н. Гумилеву на 1 курсе истфака. Он хотел заполнить лакуну во Всемирной истории, поскольку история степи была на тот момент своего рода «белым пятном». Считалось, что цивилизацию создали земледельческие народы. А кочевники – варвары, неспособные к ее созданию.
Экономико– географическое единство региона, в котором сочетались зональные и азональные (речные долины) ландшафты, определяло необходимость создания целостной хозяйственной системы, где части не противостоят друг другу, а лишь дополняют одна другую. Вмещающим ландшафтом древних русичей были не столько лесные массивы, сколько лесостепи, ополья и речные долины. При крайне редком населении Руси в 12 в. (около 5,5 млн.) в ней практиковались переложные системы земледелия, требовавшие неполной оседлости; не исключалось и полукочевничество на основе скотоводческого хозяйства, особенно в степной зоне.
Л.Н.Гумилев считал, что не было у народов Великой Степи патологической жестокости и склонности к разрушению достижений культуры. Он указывает среди положительных качеств кочевников то, что представители Великой степи всегда исповедовали убеждение, что «за удаль в бою не судят, а предателей не прощают. Стереотипы поведения кочевых народов были отличными от европейских, но это не значит, что они были хуже – они были просто другими. Но мало того, стереотипы Степи русским долгое время казались предпочтительнее европейских или китайских!» [Гумилев Л.Н. Черная легенда.-М.,Айрис-Пресс, 2007.-с.125]

Неоевразийство.


Характеризуя данный этап, необходимо отметить, что неоевразийство связывают с именем Александра Дугина. Его взгляды относительно евразийской идеи отражены в работах, которые вышли в период с 1993 по 1998 гг.: «Консервативная революция», «Мистерия Евразии», «Конспирология», «Метафизика Благая Вести», «Основы геополитики», «Тамплиеры пролетариата». В это же время постепенно складывается и неоевразийское движение как общественно-политическое, а затем оно перерастает в партию «Евразия» (2002 г.).
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.