.RU

Тема 10. Группы интересов и лоббизм в политике - 1. Политическая социология как наука

Тема 10. Группы интересов и лоббизм в политике


^ 1. Понятие и теории групп интересов


Современное общество представляет собой сложную систему взаимодействий различных групповых интересов (социаль­ных, экономических, этнических, профессиональных, конфессиональ­ных), находящихся в состоянии постоянной борьбы и конкуренции за обладание и распоряжение разнообразными общественными ресурса­ми и право доступа к процессу выработки и принятия государствен­ных (политических) решений, с целью обеспечения себе преимуществ и выгод. Одной из сложных и в то же время 

важных проблем осущест­вления политики является согласование интересов отдельных групп и интересов общества в целом

. От решения этой проблемы зависит устойчивость и стабильность общества и политической системы, леги­тимность и эффективность власти, динамика развития общественных движений и политических партий.
Политическая социология содержит несколько теоретических подходов в исследовании форм и методов влияния групп интересов на выработку и осуществление государственной политики: 

теория групп интересов, лоббизм и корпоративизм

.
Современный этап развития социологических концепций откры­вается в начале XX столетия теориями 

^ А. Бентли и В. Парето

. Именно концепция циркуляции и круговорота элит, разработанная в «Трак­тате по общей социологии» В. Парето стала первой микротеорией, положившей начало современной социологии политической жизни. Однако настоящую революцию в развитии теории произвела работа 

А. Бентли «Процесс управления» (1908 г.

), в которой впервые была подробно разработана концепция «групп интересов» (или «заинтере­сованных групп»).
А. Бентли создал одну из первых немарксистских концепций дина­мики социального процесса и 

интерпретации политического процесса как взаимного давления социальных групп в борьбе за государствен­ную власть

. Основы теории А. Бентли были заложены еще в трудах ан­глийских философов XIX и начала XX вв., разработавших проблему плюрализма. Они выдвинули идею о том, 

что именно группа является базовой единицей общества

. Эта мысль и легла в основу исследования А. Бентли, подошедшего к анализу общества как к совокупности групп интересов.
Новаторским подходом А. Бентли в исследовании политическо­го процесса стало его утверждение о том, что 

изучение политики не должно сводиться к описанию законодательных норм и формальных моментов политической организации общества

, а прежде всего 

оно предполагает изучение действий людей, добровольно объединяющих­ся в группы, направленные на достижение политических целей.

 «Пове­дение, личность, убеждение индивида могут рассматриваться только в контексте его деятельности в какой-либо группе». 

А. Бентли считал

, что «группа — это объединение граждан, рассмат­риваемых не как абстрактная физическая единица общества, а как массовая деятельность, которая не связывает индивида участием толь­ко в одной группе, но допускает его деятельность и во многих группах. Нет такой группы, у которой не было бы своего интереса. Группа без интереса не существует. Общество — это не что иное, как сово­купность различных групп интересов, а их количество ограничивается лишь одним показателем — интересами, ради которых они созданы и действуют».
Начиная с А. Бентли понятие 

«политический процесс» включает в себя два типа отношений

:

во-первых

, неформальные, реальные груп­повые, поскольку «группа интересов» является его первичным субъ­ектом,

во-вторых

, производные, официально-институциональные, представляющие собой лишь проекцию групповых интересов, в силу чего государственные институты выступают лишь как один из многих видов «групп интересов».
Важной вехой в развитии теории групп интересов стало исследова­ние 

^ Дэвида Трумэна «Управленческий процесс. Политические интере­сы и общественное мнение»

, изданное в 

1951 г

. Развивая идеи А. Бент­ли, Д. Трумэн 

определил политический процесс как процесс групповой конкуренции в борьбе за власть над распределением ресурсов

а само общество — как множество групп, взаимодействующих друг с другом

.
Вместе с тем Д. Трумэн более конкретно определил понятие 

«группа интересов».

 Под ней он 

понимал любую группу, имеющую один или не­сколько общих интересов и выдвигающую ряд требований к другим груп­пам для установления, поддержания или укрепления норм поведения, которые определяются общностью взглядов данной группы

. По мнению американского ученого, группы интересов могут переходить в определен­ное новое состояние, если они в своем стремлении достичь цели действу­ют через правительственные структуры. Такие группы Трумэн называл 

политическими

. По сути дела, у него речь идет уже о группах давления.

Группа давления — это та же самая группа интересов, но обладающая некоторыми специфическими чертами или находящаяся в некотором специфическом состоянии и осуществляющая определенную деятель­ность в сфере политических отношений

. По существу, группа давления есть дополнительное качество группы интересов, которая оказывает давление на властные структуры. Таким образом, Д. Трумэн обога­тил теорию политического процесса обстоятельной разработкой идей смены равновесия и неустойчивости интересов, а также 

«стабильнос­ти» общества, определяемого им как устойчивый тип группового взаи­модействия

Динамика политического процесса в концепции Д. Трумэ­на

 представляется 

как волнообразный цикл перехода от нестабильных взаимодействий к установлению относительного равновесия между группами

 и восстановлению старой модели стабильности или созда­нию новой.

^ 2. Лоббизм как система реализации групповых интересов в политике


Лоббизм

 (или представительство интересов) 

есть система и прак­тика реализации групповых интересов путем организованного воз­действия на законодательную и административную деятельность орга­нов государственной власти

.
Трансформации российского общества поставили на повестку дня вопрос о необходимости создания эффективной системы взаимодейст­вия бизнеса как авторитетной части социума и государственной власти. Речь идет именно о создании эффективной системы, существенно отли­чающейся от той, которая под влиянием политических и экономических трансформаций во многом стихийно сложилась и функционирует.
Согласно словарю иностранных слов, «лобби», «

лоббизм

» — 

это система контор и агентств крупных монополий при законодательных органах США, оказывающих в интересах этих монополий воздействие

 (вплоть до подкупа) 

на законодателей и государственных чиновников в пользу того или иного решения при принятии законов, размещении правительственных заказов и т. п

.; «лобби» называются также агенты этих контор и агентств (иначе — лоббисты). Практикующие лоббис­ты понимают под лоббизмом проведение деятельности, нацеленной на влияние на общественное мнение и законодательные органы, прави­тельство.
За рубежом 

лоббизм — профессия, регулируемая законами

. Это целые системы контор и агентств крупных монополий при органах власти. Их работа — в отстаивании интересов частных компаний в законодательной сфере. В США лоббистов нередко называют треть­ей палатой Конгресса. Только в Вашингтоне их около 20 тысяч. Они защищены поправкой к Конституции. Лоббизм необходим, чтобы просвещать американское правительство. 

Правительство вынуждено полагаться на экспертов из частного сектора. Они участвуют в полити­ческом процессе, присутствуют на слушаниях, предлагают стратегии решений обсуждаемых проблем.

 Более того, во многих странах под контролем законодательства находятся даже финансовые прибыли лоббистов. Именно поэтому известно, что, например, в Великобри­тании годовой оборот лоббистских объединений превышает 500 млн. фунтов стерлингов. А в число клиентов крупнейшей лобби-компании Chaim Communications входят крупнейшие газетные и промышленные магнаты. В странах Европейского содружества только официально за­регистрировано более 10 тыс. лоббистов.

Работа лоббистов нередко ведется на грани дозволенного

. Отсю­да и предположение в скобках — «вплоть до подкупа». Вместе с тем имеется и другая трактовка понятий «лобби», «лоббизм». В работе «

Лоббизм в России

: этапы большого пути» данные термины понима­ются как 

система и практика реализации интересов различных групп (союзов и объединений) граждан путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность государствен­ных органов

.
Лоббизм — один из наиболее значимых механизмов взаимосвязи общества и государства. 

^ Социальной основой возникновения лоббист­ских отношений является наличие в структуре общества социально оформленных групповых интересов

Движущим мотивом

 образования групп является 

стремление реализовать специфический социальный интерес

, артикулированный как групповой и выраженный, как прави­ло, во влиянии на общественное мнение, в присвоении статусных при­вилегий, в достижении властных полномочий или в получении матери­альной выгоды.
Государственная политика есть процесс принятия управленческих решений, в котором главную роль играют не просто отдельные инди­виды, а именно группы интересов, чьи интересы представляют в поли­тике и управлении политические институты и политические лидеры.
Соответственно, 

группы интересов, продвигающие свои интересы через структуры государства, выступают как группы давления, при­обретают политический характер

. Деятельность таких групп давления, механизмы их влияния на органы власти и управления, определяющие процесс принятия решений, по сути, и есть основная проблематика как теории лоббизма, так и практики продвижения тех или иных интере­сов с помощью лоббизма.

Существуют два основных подхода к пониманию сути и определе­нию лоббизма

.

В рамках первого

 лоббизм понимается как деятельность субъектов, влияющих на структуры государственной (муниципаль­ной) власти и управления с целью принятия ими необходимых реше­ний.

^ Сторонники второго подхода

 связывают лоббизм исключительно с профессиональной деятельностью физических лиц или организаций по продвижению интересов клиентов в структурах государственной (муниципальной) власти и управления.
На уровне теоретического исследования различие этих двух пози­ций заключается в решении вопроса: признавать аномические (спон­танные) выступления граждан, а также жалобы, обращения, петиции и подобные гражданские акции лоббистскими или нет. Понятно, что все 

юридически-институциональные определения лоббизма находятся в рамках второго подхода

, тогда как 

политико-социологические — в ос­новном в рамках первого

. При этом первый подход является более ши­роким, включающим все определения, возможные в рамках второго, и предоставляет больше возможностей как для понимания сути самого явления, так и для выработки практических рекомендаций, особенно в условиях, когда гражданское общество есть лишь благое пожелание и ученых-теоретиков, и политиков-практиков.
Наличие сформированных институтов гражданского общества предполагает, что урегулирование конфликтов интересов происходит с помощью механизмов самого гражданского общества. В тех случаях, 

когда

 такие механизмы отсутствуют, 

гражданское общество только формируется

группы интересов вынужденно обращаются к государс­тву и его структурам, признавая, с одной стороны, их право на вмеша­тельство в дела этих групп, с другой — возможность этих структур вы­ступать в качестве более или менее независимых арбитров

. В результате такого обращения к государству степень урегулированности отноше­ний гражданского общества возрастает, происходит дальнейшая поли­тизация групп интересов, развитие институтов гражданского общества замедляется или вообще приостанавливается. Другими словами, 

страте­гическая схема становления институтов гражданского общества пред­полагает наличие возможности того, что зарождающиеся институты гражданского общества сами создают препятствия для своего развития

. Группы интересов, лоббируя свои тактические интересы, конкурируя в их реализации друг с другом, влияя на власть, а иногда и формируя ее, вполне способны замедлить политические процессы, поставив под сом­нение реализацию своих собственных стратегических задач.
Как показывает практика, 

лоббизм существует фактически в любом обществе

но степень его развитости, цивилизованности и интенсив­ность использования зависят от типа политической системы, характе­ра политического режима, уровня правовой и политической культуры, меры правового регулирования этой деятельности

 и других особеннос­тей каждой конкретной страны.
Лоббизм как политическое явление изначально имел как минимум оттенок чего-то закрытого, тайного, закулисного, связывался с выго­дой и для того, кто лоббирует, и для того, чьи решения лоббируются. 

Лоббистская деятельность всегда связывалась с деятельностью, направ­ленной на представителей официальной власти

. Сегодня в России все эти оттенки смысла присутствуют в обыденном сознании в полной мере. Негативизма в восприятии лоббизма добавляет и общее негативное вос­приятие таких понятий, как «политика», «чиновник», «власть».
Механизм взаимодействия корпоративных структур с исполни­тельной и законодательной властью у нас покрыт густой завесой таинст­венности и нередко до предела коррумпирован. 

В российской действи­тельности лоббизм существует как бы в виртуальном пространстве

. Официально, как явление, он отсутствует. Неофициально — постоян­но напоминает о своем незримом присутствии в коридорах власти.
Группы интересов и «группы давления» существуют на протяже­нии всей истории человечества, т. е. с тех пор, как стали складывать­ся системы власти. Деятельность групп интересов можно проследить еще в условиях античной полисной демократии (например, в практике судопроизводства афинских судебных органов, в собраниях граждан древнегреческих городов). Классическим примером функционального представительства интересов можно считать деятельность афинского трибуна, представлявшего интересы правящего класса.
Ход общественного развития и опыт государственного регулиро­вания деятельности этих групп в странах с различной конституционно-правовой системой показали, что

представительство интересов и взаимо­действие структур гражданского общества с органами государственной власти невозможно удержать в рамках электорального процесса

. Пони­мая неизбежность этого, законодатели различных стран ищут формы ле­гализации данного процесса, перехода к информационному воздействию, суть которого состоит 

в предоставлении законодателям и государствен­ным служащим информации, подтверждающей объективный характер интересов и обоснованность требований тех или иных групп

.

В США уже с 1946 г.

 

лоббизм регламентировался «Законом о ре­гулировании лоббизма».

 

В 1995 г.

 вступил в силу 

«Закон о раскрытии лоббистской деятельности»,

разработанный и принятый с учетом изме­нившихся исторических условий. 

В Канаде, Австралии и Бразилии

 так­же имеются законы, регулирующие лоббистскую деятельность. 

В неко­торых западноевропейских странах 

законодатели пошли по другому пути. 

Лоббистская практика регулируется там совокупностью законов, регламентирующих, в частности, статус депутатов, работу выборных органов власти, деятельность добровольных ассоциаций, проведение избирательных кампаний и референдумов

. Так, 

в Великобритании

, на­пример, действует закон, регламентирующий гражданскую службу. В английском парламенте имеется система специальных комитетов, основная функция которых состоит в контроле за соответствующими министерствами и ведомствами. 

Во Франции и Италии

 лоббизм вооб­ще официально не признан.
Характер конкуренции групп интересов, протекающей чаще всего в институционализированной форме, за влияние на структуры власти содержательно определяет, в свою очередь, характер представительства интересов и в целом характер режима. При этом конкуренция групп ин­тересов, конкуренция элит на выборах — лишь один (часто не основной и не эффективный) из способов представительства интересов.

Наиболее эффективным способом представительства интересов, особенно в условиях маркетизации и технологизации политики, ста­новится их функциональное представительство, прежде всего через структуры исполнительной власти

. Одним из механизмов функцио­нального представительства интересов, влияния на органы власти и является лоббизм.
3. Модели взаимодействия групп интересов и государства
Политическая наука подчеркивает наличие систематических свя­зей между группами интересов и правительственными институтами, вырабатывающими и осуществляющими государственную политику. Расхождения в характере этих связей позволяют говорить о том, что 

в современных обществах существуют различные системы организации групп интересов и моделей их взаимоотношений с правительственны­ми институтами

.
На основании множества исследований в политической науке вы­деляют 

три основных модели взаимодействия групп интересов и го­сударства

, присущих современному обществу:
1) плюралистическую;
2) демократически корпоративистскую;
3) управляемую.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.