.RU

Кафедра международных экономических отношений леонтьев игорь олегович



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.С. ЧЕРНОМЫРДИНА»

Кафедра международных экономических отношений


ЛЕОНТЬЕВ ИГОРЬ ОЛЕГОВИЧ


Состояние и перспективы развития российско-китайских торгово-экономических отношений
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
к.э.н., доцент
кафедры международных экономических отношений
Темирова Т.О.
Москва - 2012

Содержание


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. …2
1. ИСТОРИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ……………….4
1.1 Караванная торговля……………………………………………………….4
1.2 Строительство Китайско-Восточной железной дороги.…………...........7
1.3 Советско-Китайские отношения в 1950-1989 гг…………………………9
2. СРАНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИК РОССИИ И КИТАЯ…………………………………………………..15
3. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………………….20
3.1

Общие показатели и динамика торгового сотрудничества……………..20


3.2

Политика стратегического партнерства - основа экономических взаимоотношений

……………………………………………………………………25
3.3

Региональное сотрудничество……………………………………………30


3.4 Российско-китайское инвестиционное сотрудничество…………..........32


4. ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ……………………………………………………………...34


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..39
ВВЕДЕНИЕ
В XXI век Китай и Россия вступили как две великие державы, как два стратегических партнера, стоящих перед лицом сходных задач и вызовов в условиях глобализации. Масштабный рост геополитического влияния КНР делает китайский фактор одним из важных ключевых компонентов долгосрочного политического глобального и регионального прогнозирования. 
На сегодня по словам многих экспертов, российско-китайское взаимодействие прослеживается в таких ключевых областях, как повышение авторитета и роли ООН, отстаивание примата международного права в мировых делах, поддержание стратегической стабильности и, в первую очередь, сохранение Договора по ПРО, создание справедливого и равноправного мирового экономического порядка. 
Актуальность темы курсовой работы, видимо, состоит в том, что сейчас в России и Китае идут сложные процессы становления рыночных отношений. Сколько было сделано просчетов и ошибок в стратегических решениях по приватизации, либерализации цен, для исправления которых нужны были колоссальные усилия. 
Последние года, несомненно, стали особым периодом в отношениях России и Китая. За спиной успешная реализация беспрецедентных в истории двусторонних проектов - Года России в Китае и Года Китая в России, которые обозначили новые горизонты в развитии и укреплении стратегического партнерства и взаимодействия наших стран. Кроме того, 2009 год стал Годом русского языка в Китае, а 2010 год - Годом китайского языка в России.
Россия и Китай имеют единый взгляд по такой проблеме, как борьба с религиозным экстремизмом, национальным сепаратизмом и международным терроризмом. Россия и Китай занимают единую позицию по проблеме целостности России (Чечня) и Китая (Тибет, Синьцзян).
Важным подтверждением сохранения общих позиций стал недавно подписанный в Москве новый российско-китайский договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. 
Россия и Китай могут и должны сотрудничать в различных сферах - в политике, экономике, вопросах безопасности, согласовывая свои позиции по дипломатическим каналам. 
На сегодняшний день российско-китайские отношения все еще находятся на этапе обмена товаров массового спроса на сырье.
И все же союз России и Китая больше следует рассматривать как налаживание цивилизованных и взаимовыгодных отношений. Поскольку высокий уровень и многоплановый характер российско-китайского сотрудничества - это важный фактор укрепления мира и стабильности не только в Азии, но и в мире в целом.
Целью данной курсовой работы является анализ торгово-экономических отношений между Китаем и Россией.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать место России и Китая в мировой экономике на современном этапе;
2) проанализировать стратегию отношений стран в сфере торговли;
3) рассмотреть внешнеэкономические связи КНР и Росии;
4) выявить современное состояние внешнеэкономических отношений Китая и России.
5) проанализировать современное состояние и перспективы сотрудничества между Россией и Китаем.
Предмет исследования – состояние торговых отношений Китая и России в современный период, внешняя политики двух стран.
При выполнении работы были использованы учебники по экономической теории, различные журналы по экономической тематике и данные с интернет-сайтов по данной тематике, в том числе с сайта торгового представительства Российской Федерации в Китайской народной республике.
В работе рассмотрена история Российско-Китайских отношений, сделан сравнительный анализ современного состояния экономик двух стран, показаны отношения России и Китая на современном этапе и перспективы их развития.
^ 1. ИСТОРИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Караванная торговля
После завоевания турками Константинополя Европа оказалась отрезанной от Азии, от товаров с Востока. Испания и Португалия открыли и закрепили за собой южные морские пути. Англия и Голландия более полувека, до 1632 года пытались пройти в Китай Северным морским путем. Именно в это время Европа и обратила внимание на Сибирь, как на кратчайший путь на Восток.
В XVI веке на немецких картах появилась река Обь, вытекавшая из озера Китай, а в 1612 году на голландском языке было опубликовано “Краткое описание путей и рек из Московии... в сторону Китая”.
В 1582 году Москва, отстаивая свои географические преимущества, отправила своих представителей в сибирские земли обследовать реку Обь и проведать «где Китайское государство и как богато, есть ли чего добиваться». В итоге вся Северная Азия до границ с Китаем всего за несколько десятков лет, при жизни одного поколения, была присоединена к Русскому государству.
В поисках кратчайшего пути в Китай русский торговый караван в 1608 году впервые вышел к Саянам. И здесь же, в 1616 году на приеме у местного правителя Алтын-хана русские посланники впервые попробовали чай. Вот как об этом отмечалось в отчете: «пить в стол носили молоко коровье топленое с маслом, а в нем листья неведомо какие»1. В Пекин же первая русская экспедиция во главе с томским казаком Иваном Петлиным прибыла 1 сентября 1618 года, пройдя тем же путем, через верховья Енисея. От китайского императора привезли письмо с согласием наладить торгово-экономические отношения, однако грамоту перевести не смогли, и Москва запретила отправку караванов в Китай.
Однако первый русский казенный торговый караван во главе с тобольским головой П. Ярыжкиным прибыл в Пекин в 1654 году все же старым татарским путем по Иртышу. Вскоре енисейские казаки первыми, без поддержки Москвы открыли и освоили новою дорогу в Китай, через Забайкалье. А в 1674 году «ездили в Пекин для торгу из Селенгинска через Монголию енисейский сын боярский Иван Прошенников, да торговые гости ... всего 43 человека».
С первых же лет существования постоянной российско-китайской торговли четко обозначилась ее специфика, коренное отличие от торговли Запада с Китаем. Европейские страны боролись за торговые пути с Востоком для того, чтобы можно было стабильно получать товары из Китая, без которых европейское общество обойтись не могло. Россия же в XVII веке, наоборот, заинтересована была в сбыте в Китае своей пушнины.
В 1689 году Нерчинский договор1 официально установил торговые отношения между Россией и Китаем, документом регламентировалась пограничная торговля. С 1698 года Россия, единственная среди европейских стран, стала отправлять свои караваны в Пекин. В 1727 году был подписан Кяхтинский договор, разрешивший и регламентировавший отправку русских караванов в Пекин. Более полувека столицу Цинской империи периодически посещали русские караваны, численностью до тысячи человек, затем еще почти столетие одним из главных центров российской внешней торговли была Кяхтинская слобода, ставшая богатейшим городом Сибири. Русские купцы на территории Цинской империи считались гостями императора и полностью содержались за счет китайской казны. Китайцы формально оформляли русские товары как привоз дани, а полученные в обмен на них китайские товары, как подарки. В Пекине был русский двор, церковь, православное кладбище, но торговля периодически прерывалась из-за политических проблем, осложняли отношения так же пьянство и буйство русских купцов.
Первоначально в Пекин ходили казенные караваны, но нечестность и непрофессионализм «служащих» вели к постоянным убыткам. Торговцы сдавали казенные товары за бесценок, а наживались за счет продажи нелегально привезенных своих товаров. Тогда было принято решение: «а впредь китайскому казенному караванному торгу не быть, а собрать компанию знатных купцов и прочих персон, кто пожелает в оную китайскую компанию положить капитал». Но в России не нашлось ни одного желающего вложить в компанию капитал. Во второй половине XVIII века торговля с Китаем перешла в частные руки. Частники предпочли не ездить в Пекин и ограничились торговлей на границе. Проблемы организации торга на границе были улажены лишь с подписанием в 1792 году специального соглашения. С русской стороны правительство утвердило 6 компаний по регионам, которые должны были действовать на рынке согласованно, с китайской стороны торговали монопольно две компании, через год поочередно сменявшие друг друга.
Несмотря на предписания сверху, русские компании действовали несогласованно и, боясь проиграть своим конкурентам — соотечественникам, шли на уступки китайцам, продавая товар с уступкой.
Главными предметами ввоза из Китая в начале XVIII века был шёлк, а затем хлопчатобумажные ткани, важное место в ввозе занимали лекарственные растения, в первую очередь ревень, ну и кроме того различная мелочь, “китайские курьезы”. Постепенно ведущая роль в китайском импорте переходит к чаю, в конце века его доля составила четверть, а вскоре и половину всего ввоза из Китая. Что касается вывоза в Китай, то москвичи везли зарубежные товары, тульская компания - мерлушки, изделия из железа и кожи, Казань везла кожи, русский Север и Сибирь продавали меха. Во 2-й половине XVIII века торговля с Китаем составляла 7 — 9% российской внешней торговли и 65% азиатской торговли России. В 1775 году Кяхта дала 38,5% всех таможенных сборов России. Для дальнейшего развития торговли было необходимо создание дорожной системы, которая облегчила бы странам поставку товаров.
^ 1.2 Строительство Китайско-Восточной железной дороги
Впервые идею о постройке железной дороги в Сибири подал граф Н.Н. Муравьев-Амурский. Еще в 1850 г. он предложил проект постройки здесь колесной дороги, которая впоследствии должна была замениться железной. Но за недостатком средств проект этот так и остался на бумаге, хотя в 1857 г. были сделаны все нужные изыскания. Почти одновременно с графом Муравьевым английский инженер Дуль предложил построить конно-железную дорогу от Нижнего Новгорода, через Казань и Пермь, а далее через всю Сибирь до одного из портов на Тихом океане. Но предложение это, не обоснованное результатами изысканий, сочувствия у русского правительства не вызвало. В 1866 г. полковник Е.В. Богданович, командированный в Вятскую губернию для оказания помощи голодающим, заявил о необходимости постройки железной дороги из внутренних губерний до Екатеринбурга и далее до Томска. По его мнению эта дорога стала бы единственным надежным средством для предупреждения голода в Уральском крае и, будучи затем проложена через Сибирь к китайской границе, получила бы крупное стратегическое и коммерческое значение. 
Идея полковника Богдановича была одобрена, начались изыскания, и к концу 1860-х гг. имелось уже целых три проекта о направлении Сибирской железной дороги. Но, несмотря на внимание, оказанное предложению полковника Богдановича Александром II, разбор проектов будущей дороги не выходил за пределы специальной литературы и ученых обществ. Только в 1875 г. вопрос о постройке железной дороги через Сибирь стал обсуждаться в Кабинете министров, но был ограничен соображениями об устройстве ее лишь в пределах Европейской России и не далее Тюмени. В конце концов было принято компромиссное решение — создать водно-железнодорожный путь в Сибирь. В 1883—1887 гг. были проведены большие работы по сооружению ОбскоЕнисейской водной системы с расчисткой и спрямлением ряда русел небольших рек, устройством каналадлиной 7,8 км, постройкой плотины и шлюзов.1 В результате появилась возможность перевозить грузы и пассажиров по водно-железнодорожному пути: от Петербурга по Волго-Балтийской водной системе до Перми, далее по островной железной дороге Пермь — Екатеринбург — Тюмень, затем по Обско-Енисейской и Селенгинской водным системам и далее по Амуру вплоть до Тихого океана. 
6 (27) августа 1897 года стало днем начала строительства КВЖД. Строительство велось одновременно из пункта расположения Строительного управления по трём направлениям и из трёх конечных пунктов КВЖД — станции Гродеково в Приморье, из Забайкалья и Порт-Артура — в июне 1898 года Россия получила концессию на строительство южной ветки КВЖД2, которая должна была обеспечить выход к КВЖД Дальнего (Даляня) и Порт-Артура (Люйшуня), расположенных на Ляодунском полуострове, арендованном Российской империей в марте 1898 года согласно Русско-китайской конвенции 1898.
В 1899 году в империи Цин вспыхнуло восстание ихэтуаней (Боксёрское восстание), продолжавшееся до 1901 года включительно, что вызвало перерывы в строительстве ряда участков КВЖД. Тем не менее, 5 (18) июля 1901 года было открыто временное движение поездов и перевозки грузов по всей протяженности КВЖД. В связи с исчезновением необходимости деления дороги на строительные участки их начали сливать в объединения, а затем упразднили должности начальников отделений и вновь подчинили всю дорогу непосредственно главному инженеру.
1(14) июня 1903 года Строительное управление КВЖД передало дорогу Эксплуатационному управлению, что стало официальной датой открытия КВЖД. При подведении итогов строительных работ стоимость сооружения одной версты КВЖД составила 152 тыс. рублей.
Завершение сооружения КВЖД сразу же увеличило достоинства положения Маньчжурии, превратив эту отсталую территорию в экономически развитую часть империи Цин. К 1908 году, за неполные 7 лет, население Маньчжурии выросло с 8,1 до 15,8 млн человек за счёт притока из собственно Китая. Развитие Маньчжурии пошло такими стремительными темпами, что уже через несколько лет Харбин, Дальний и Порт-Артур по населению обогнали дальневосточные российские города Благовещенск, Хабаровск и Владивосток. Избыток населения в Маньчжурии привел к тому, что летом десятки тысяч китайцев ежегодно перебирались на заработки в российское Приморье, где по прежнему не хватало российского населения, что продолжало тормозить развитие края.1
Таким образом была полностью налажена транспортная связь между Китаем и Российской Империей, которая вскоре стала совершенно другим государством – Советским Союзом.
1.3 Советско-Китайские отношения в 1950-1989 гг
Китай был одной из держав антифашистской коалиции, однако отношение его руководителей к Советскому Союзу в годы войны было недружелюбным. Предав забвению исторический факт, что именно СССР помог китайскому народу в критический для него момент, когда Япония вторглась на территорию Китая, гоминьдановское правительство пошло на обострение дипломатических отношений, почти полностью прекратило торговлю с Советским Союзом через провинцию Синьцзян, куда перебросило крупную группировку поиск.
Возрастающий международный авторитет и могущество СССР свидетельствовали, что в складывавшейся обстановке без Советского Союза не может быть решена ни одна из дальневосточных проблем. В Китае стали усиливаться настроения в пользу нормализации советско-китайских отношений, что заставило Чан Кай-ши искать способы их перестройки.
По мере приближения конца войны США все больше укрепляли свои позиции в Китае. В страну хлынули американские военные и другие советники, консультанты, эксперты, которые получили доступ в военные, государственные, хозяйственные и другие организации. Чан Кай-ши всячески содействовал этим мероприятиям, видя в них надежную силу в борьбе с «коммунистической опасностью».
Еще на Крымской конференции США, заинтересованные во вступлении Советского Союза в войну против Японии, взяли на себя миссию подготовить Китай к переговорам с СССР о налаживании советско-китайских отношений. Однако эта подготовка состояла не только в советах о необходимости переговоров, но и в разработке позиции Китая на них.
Все основные вопросы, касавшиеся отношений Китая с Советским Союзом, обсуждались и согласовывались между американцами и чанкайшистами. Дипломатия США взяла под свой контроль деятельность гоминьдановского правительства и его делегации на советско-китайских переговорах, делая все, чтобы оказать влияние на ход этих переговоров в желательном для себя направлении. В мае 1945 г. правительство США было занято проблемой получения подтверждений от Советского Союза о его вступлении в войну против Японии. Для переговоров в Москву был послан личный представитель президента США Г. Гопкинс, чтобы наряду с решением многих других проблем «добиться как можно скорейшего вступления России в войну против Японии».1
По завершении миссии Гопкинса в Москве американскому послу в Китае генералу Хэрли было дано указание информировать Чан Кай-ши о Ялтинском соглашении и рекомендовать последнему вступить в переговоры с Москвой.
Получив информацию о Ялтинском соглашении, Чан Кай-ши высказал пожелание, чтобы США и Англия стали участниками любого соглашения Китая с Советским Союзом. Он предложил также сделать Порт-Артур совместной военно-морской базой четырех держав: Китая, США, Советского Союза и Великобритании.
В Вашингтоне не пошли на провокацию Чан Кай-ши, рассчитанную на то, чтобы столкнуть Советский Союз с Соединенными Штатами и Англией. Там решили противодействовать Советскому Союзу в Маньчжурии дипломатическими методами, оставаясь в тени.
Заручившись определенными обязательствами со стороны США, Чан Кай-ши в первых числах июня 1945 г. обратился через советского посла в Чунцине к Советскому правительству и заявил о своем стремлении к укреплению отношений с СССР, готовности к обсуждению и решению вопросов по Маньчжурии — о железных дорогах, Порт-Артуре, Дальнем, а также других проблем, представлявших взаимный интерес для Китая и Советского Союза. Он высказал пожелание заключить с Советским Союзом договор и соответствующие соглашения и заверил, что возглавляемое им правительство готово решить все вопросы в духе полного взаимопонимания и дружественного сотрудничества. Он подчеркнул свою решимость бороться за ликвидацию неравноправных договоров, территориальную целостность и независимость Китая и выразил надежду на твердую поддержку со стороны Советского Союза. Чан Кай-ши также заверил, что Китай будет глубоко благодарен Советскому Союзу за его помощь в освобождении Маньчжурии, восстановлении над ней китайского суверенитета.
В ходе переговоров выявились разногласия из-за настойчивых попыток китайской стороны ревизовать решения Ялтинской конференции. Особенно упорно она отказывалась признать суверенитет Монгольской Народной Республики. До второй мировой войны эта страна имела дипломатические отношения только с Советским Союзом, который решительно поддерживал ее право на независимость и самостоятельность.
Гоминьдановские реакционные круги развернули в печати антисоветскую пропаганду, обвиняя Советский Союз в «империализме», «захватничестве», «отторжении китайской территории» и т. п. Они пытались угрожать отзывом из Москвы китайской делегации, выступали с требованием к Чан Кай-ши прервать переговоры. По существу, это была расписанная по ролям политическая игра с целью оказать нажим на Советское правительство. Сын Чан Кай-ши Цзян Цзин-го, выступая от имени отца, заявил 8 июля 1945 г. советскому послу А. А. Петрову, что гоминьдановское правительство не может согласиться на признание независимости Внешней Монголии и что переговоры из-за этого зашли в тупик и им угрожает срыв.
Советское правительство ответило гоминьдановской делегации, что от своей принципиальной позиции обеспечения полного суверенитета и независимости МНР оно ни при каких условиях не отступит и будет твердо отстаивать ее до конца.
Другим острым вопросом на переговорах был вопрос о Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) и Южно-Маньчжурской железной дороге (ЮМЖД). В соответствии с решением Крымской конференции КВЖД и ЮМЖД должны были рассматриваться как собственность Советского Союза. За Китаем признавалось право участия в их совместной эксплуатации на началах организации смешанного советско-китайского общества с обеспечением «преимущественных интересов Советского Союза».1
В Ялтинском соглашении четко сформулированы положения о правах Советского Союза в Маньчжурии, однако Советское правительство в интересах сотрудничества и добрососедства с Китаем в ряде вопросов пошло на уступки настойчивым просьбам китайского правительства. Оно согласилось, в частности, рассматривать КВЖД и ЮМЖД как совместную собственность СССР и Китая. Но китайская сторона настаивала, чтобы железные дороги были собственностью Китая. Она предложила вывести из-под юрисдикции проектируемого советско-китайского общества все вспомогательные железнодорожные линии и железнодорожную сеть Маньчжурии, оставив за обществом лишь магистральные линии бывших КВЖД и ЮМЖД. Это было стремление лишить железные дороги обслуживающих их вспомогательных предприятий, без которых немыслимо существование дорог (железнодорожные депо, мастерские, различные гражданские сооружения и т. п.). Советское правительство заявило, что СССР не претендует на все предприятия, работающие на нужды железных дорог Маньчжурии, но настаивает на сохранении за дорогами тех предприятий и сооружений, которые были построены на средства России и обслуживали эти дороги.
Продолжительные переговоры выявили, что японская агрессия, развязанная при попустительстве со стороны США, мало чему научила гоминьдановское руководство. Оно по-прежнему не хотело понять необходимость установления подлинно дружественных отношений между Советским Союзом и Китаем. Этому со своей стороны мешали империалистические круги США, которые с приходом в Белый дом Трумэна взяли курс на обострение отношений с Советским Союзом, на ревизию Ялтинских соглашений по Дальнему Востоку. Обсуждение продолжалось вплоть до последнего момента перед подписанием договора и соглашений, которое состоялось 14 августа 1945 г.
Главным документом являлся «Договор о дружбе и союзе между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской республикой», заключенный сроком на 30 лет. Он провозглашал укрепление дружественных отношений между двумя странами «путем союза и добрососедского послевоенного сотрудничества». Стороны обязались вести войну против Японии до окончательной победы и оказывать друг другу необходимую военную помощь и поддержку в этой войне, а также не вступать в сепаратные переговоры с Японией и не заключать с ней без взаимного согласия перемирия или мирного договора.
СССР и Китай обязались также не заключать какого-либо союза и не участвовать в коалициях, направленных против другой стороны, условились сотрудничать после наступления мира и действовать в соответствии с принципами взаимного уважения их суверенитета, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела и согласились оказывать друг другу «всю возможную экономическую помощь в послевоенный период в целях облегчения и ускорения восстановления обеих стран и для того, чтобы внести свой вклад в дело благосостояния мира.1
По своим целям, содержанию и духу советско-китайский договор полностью отвечал взаимным интересам Советского Союза и Китая. Он обеспечивал скорейшее избавление Китая от почти 14-летней японской агрессии и одновременно открывал путь для всестороннего советско-китайского сотрудничества на послевоенный период, в чем Китай нуждался значительно больше, чем Советский Союз.
Национальное правительство Китая отказалось от притязаний на Внешнюю Монголию (МНР) и согласилось признать ее независимость, если плебисцит МНР подтвердит стремление к независимости. В ответной ноте Советское правительство заявило, что «оно будет уважать государственную независимость и территориальную целостность Монгольской Народной Республики (Внешней Монголии)».
Для Советского Союза и Китая договор и соглашения имели большое значение. Подписание советско-китайского договора было с одобрением встречено миролюбивой общественностью как в Китае, так и за его пределами.
В переговорах с гоминьдановцами по вопросам, касавшимся Маньчжурии, Советское правительство отдавало себе полный отчет в том, что за их спиной стоит империализм США, который пытался использовать гоминьдан, чтобы проложить дорогу в Маньчжурию и превратить ее в свою опорную базу против Советского Союза и революционно-демократического движения в Китае. В этом заключалась главная опасность и для СССР, и для китайского народа, которую Советское правительство стремилось предотвратить.
По настоянию Советского Союза этот вопрос обсуждался в Москве министрами иностранных дел СССР и США в декабре 1945 г. Они подтвердили свою верность политике невмешательства во внутренние дела Китая я подчеркнули, что «между двумя министрами иностранных дел имеет место полное согласие в отношении желательности вывода из Китая советских и американских вооруженных сил в возможно кратчайший срок, совместимый с выполнением ими их обязательств.1
Россия и Китай – пограничные государства, поэтому в истории их экономик постоянно взаимодействую на протяжении нескольких веков с момента присоединения Россией территории Сибири и Дальнего Востока. Торговые отношения между Россией и Китаем постоянно приобретали новые формы, усовершенствовались, страны находились в тесном контакте друг с другом, постоянно велись переговоры. Стоит отметить, что правительства обеих стран на протяжении всего времени мирным путем решали все вопросы, искали компромиссы, уважительно относились друг к другу и понимали, что сотрудничество необходимо обеим сторонам.
На этом рассмотрение истории отношений России и Китая заканчивается, и для дальнейшего анализа взаимодействия двух стран необходимо сравнить современное состояние их экономик.
2. ^ СРАНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИК РОССИИ И КИТАЯ
Доли Китая и России в мировой экономике, вполне сопоставимые еще полтора десятилетия назад, в настоящее время заметно различаются. Причина – различная динамика развития в 1990-е годы. Среднегодовой прирост ВВП КНР в период с 1990 по 2003 год составил 9,3 %; в России, несмотря на положительные темпы в 1999–2003 годах, уровень ВВП 1990-го пока не восстановлен. По данным МВФ, ВВП Китая в пересчете юаней на доллары по официальному курсу1 составил в 2003-м 1 412,3 млрд дол., а доля страны в мировом ВВП (36,24 трлн дол.) равнялась 3,9 %. Из-за падения курса доллара по отношению к евро КНР по абсолютному размеру ВВП опустилась с 6-го места в мире в 2002 году на 7-е место в 2003-м (пропустив вперед США, Японию, Германию, Великобританию, Францию и Италию). В 2004 году ВВП Китая в сопоставимых ценах вырос на 9,5 % и достиг в долларовом выражении 1,64 трлн дол., а его доля в мировой экономике увеличилась до 4,1 %. Следует отметить существенно более высокие – по сравнению с долей в мировом ВВП – доли КНР в приросте мирового ВВП (порядка 16 %) и мировом потреблении стали (четверть), угля (30 %) и цемента (половина).
Статус Китая как одной из крупнейших экономик мира подкрепляется его первенством по производству ряда видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, в том числе стали, угля, цемента, химических удобрений, хлопчатобумажных тканей, телевизоров, зерна, мяса, хлопка, арахиса. КНР занимает второе место в мире по выработке электроэнергии.
В силу многонаселенности Китая его позиции в мировой табели о рангах по среднедушевому производству ВВП значительно скромнее: 110-е место в 2003 году при 1 089 дол.
Россия, по данным МВФ, произвела в 2003 году 432,8 млрд дол. ВВП (в пересчете рублей на доллары по официальному курсу), что составило 1,19 % от общемирового показателя. При этом среднедушевой ВВП России был равен 3 020 дол.
В 2004-м российский ВВП достиг, по предварительной оценке, 582,3 млрд дол.2
Россия занимает первое место в мире по добыче естественного газа, необработанных алмазов, второе – по производству нефти, картофеля, строительного кирпича, третье – по производству чугуна и молока, четвертое – по производству стали, химудобрений, хлопчатобумажных тканей, зерна и выработке электроэнергии.
Обращение к показателям ВВП, рассчитанным по паритету покупательной способности национальных валют (ППС), существенно улучшает позиции России и КНР в мировой табели о рангах.

По данным МВФ, в 2003 году ВВП России по ППС составил 1 290 млрд дол. в абсолютном (10-е место в мире) и 9 тыс. дол. в подушевом выражении. ВВП Китая по ППС достиг 6 353,8 млрд дол. в абсолютном исчислении (2-е место в мире вслед за США) и 4 890 дол. в расчете на душу населения.

Данные о ВВП Китая по ППС уже давно оживленно обсуждаются в мировой экономической литературе и ведущих СМИ. К примеру, все прогнозы, предрекающие примерно к 2015–2020 годам выход КНР на уровень США по абсолютным размерам экономики, основаны именно на использовании показателя ВВП по ППС. При таком подходе экономика Китая с середины 1990-х становится второй в мире по общим масштабам (около 60 % от экономики США).
Китай заметно опережает Россию по объему внешнеторгового товарооборота и по доле в мировой торговле. Провозглашенная в конце 1970-х годов политика внешнеэкономической открытости позволила КНР нарастить объем внешней торговли с 20,6 млрд дол. в предреформенном 1978-м до 851 млрд дол. в 2003-м (в т. ч. 438,23 млрд дол. – экспорт и 412,76 млрд дол. – импорт) и выйти по этому показателю на 4-е место в мире (вслед за США, Германией и Японией). Особенно динамично экспорт и импорт Китая росли после его вступления в 2001 году во Всемирную торговую организацию. Доля КНР в мировом экспорте товаров достигла примерно 5,9 %, а в мировом импорте товаров – 5,3 %. Доля России в мировом экспорте товаров (133,7 млрд дол.) составила около 1,8 %, а в импорте (57,4 млрд дол.) – около 0,8 %.
Позиции Китая в сфере мировой торговли услугами несколько слабее: в 2003 году он обеспечил 2,5 % глобального экспорта и 3,1 % – глобального импорта услуг. Доля России составила соответственно 0,9 % в мировом экспорте и 1,5 % в импорте услуг. Согласно расчетам МВФ, основанным на суммировании объемов торговли товарами и торговли услугами, доля КНР в мировом экспорте в 2003-м составила 5,26 %, а в импорте – 4,91 % (абсолютные величины – соответственно 485 и 448 млрд дол.). Доля России в глобальном экспорте товаров и услуг (152 млрд дол.) равнялась 1,65 %, а в мировом импорте товаров и услуг (102 млрд дол.) – 1,12 %.
В 2004 году объем внешнеторгового товарооборота Китая вырос на 35,7 % и достиг 1 154,79 млрд дол., при этом экспорт составил 593,37 млрд, а импорт – 561,42 млрд дол. Страна стала третьей торговой державой мира. Внешняя торговля России в 2004-м, по данным таможенной статистики, составила 257,1 млрд дол., в т. ч. 181,5 млрд – экспорт и 75,6 млрд дол. – импорт.1
Россия экспортирует в основном углеводородное сырьё (нефть, газ, уголь),нефтепродукты, металлургическую продукцию, машины и оборудование, вооружения, минеральные удобрения, пшеницу. Крупнейшая тройка товаров экспорта за январь-ноябрь 2010 года: сырая нефть — 33 % (общей стоимости экспорта), нефтепродукты — 17,7 %, природный газ — 10,9 %.
В 2009 году из России было экспортировано машин и оборудования на $17,9 млрд, в том числе в страны за пределами СНГ — $11,8 млрд, в страны СНГ — $6,1 млрд. С 1999 по 2009 год суммарный экспорт машин и оборудования из России увеличился в 2,3 раза, их экспорт в страны за пределами СНГ — 2,0 раза, в страны СНГ — в 3,2 раза.
Российский экспорт транспортных услуг в 2007 году составил $11,8 млрд.
Экспорт России в 2008 году составил $468,1 млрд и по сравнению с 2007 годом увеличился на 33 %. Импорт в Россию в 2008 году увеличился по сравнению с 2007 годом на 33,6 % и составил $266,9 млрд.
По объёму экспорта КНР занимает 1-е место в мире. Экспорт дает 80 % валютных доходов государства. В экспортных отраслях занято около 20 млн человек. На внешний рынок вывозится 20 % валовой продукции промышленности и сельского хозяйства. Номенклатура экспорта насчитывает 50 тыс.наименований. КНР поддерживает торгово-экономические отношения со 182 странами и районами мира, с 80 из них подписаны межправительственные торговые соглашения и протоколы. Основными торговыми партнерами Китая являются развитые капиталистические страны, прежде всего Япония, США, западноевропейские государства, на которые приходится 55 % внешнеторгового оборота. Самой конкурентоспособной продукцией пока остаются обувь, одежда и игрушки, но все активнее развивается экспорт электроники, вело-, мото- и автотехники, транспортного и строительного машиностроения. Текстильная индустрия КНР — первая в мире, поэтому экспортная продукция Китая представлена в большинстве стран. 1
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время у Китая более мощная экономика, чем у России. По объему ВВП Китай находится на втором месте в мире(5,927,000 млн $), в то время как Российская Федерация – на одиннадцатом(1,480,000 млн $). Велик темп роста экономики у КНР, что отмечают абсолютно все и говорят, что в скором времени Китай сможет если не обогнать США, то по крайней мере выйти на уровень этой страны по развитости экономики. быстрый экономический рост этой страны отчасти объясняется тем, что руководство Китая во избежание серьезных социальных потрясений должно обеспечивать работой продолжающее расти гигантское население. Безработица, достигающая по китайским данным 200-300 млн. чел., обеспечивает одно из важнейших конкурентных преимуществ китайской экономики — низкую стоимость рабочей силы. Россия – крупнейшая сырьевая и энергетическая страна мира. Учитывая дешевизну рабочей силы в Китае, России выгодно экспортировать туда сырье и закупать уже готовые товары, в то время как Китай нуждается в ресурсах России. Безусловно, сотрудничество необходимо обеим странам для достижения общих целей.
Сделав сравнительный анализ, можно переходить к рассмотрению особенностей отношений двух стран на современном этапе.
3. ^ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.