.RU

4. Таможенное дело и таможенная политика России в первой половине

Тема 4. Таможенное дело и таможенная политика России в первой половине XVIII века


Содержание


Введение


1. 1. Преобразовательная деятельность Петра I.


2. Таможенная политика Петра I. Характер, особенности, противоречия.


Заключение


Введение


История таможенного дела России с момента его возникновения и до современной Российской Федерации насчитывает тысячелетия. Древнейшие источники: договоры, летописи, государственные документы, грамоты, а также сказания и былины - не содержат сведений, которые представили бы нам полную картину создания торгово-пошлинных отношений на территории Руси. Они свидетельствуют о том, что таможенное дело играло важную роль в период становления российской государственности, помогают нам понять общественное и государственное значение таможенного дела как важного национального интереса, как гражданского и правового целого, как необходимой и неотъемлемой части государственного аппарата. Предметом истории таможенного дела является деятельность людей, по реализации объективных законов мировой экономики и торговли на основе применения таможенных формальностей. Немаловажное значение для развития таможенного дела, способствующего государственным преобразованиям, имела деятельность сильных личностей. В частности, глубокий отпечаток в истории нашего государства сыграла деятельность Пётра I, который в последние годы XVII - первую четверть XVIII столетия провел преобразования, затронувшие, все сферы деятельности государства. Данные преобразования оказали огромное влияние на развитие политической, экономической и культурной жизни страны. (3Р, стр. 3, 11-12)

^ 1. Преобразовательная деятельность Петра I.


Пётр Великий - одна из ярчайших личностей в Европе начала современной истории. Он высоко ценил знания и методы, импортированные с Запада, но только потому, что они были теми основами, на которых можно было построить новую Россию, которая должна была стать равноправной европейской державой. Эпоха петровских преобразований - важнейший рубеж в отечественной истории. Программа реформ созрела задолго до начала правления Петра I и начались они еще при его деде, отце, брате и сестре - царях Михаиле, Алексее, Федоре, царевне Софье. Перестройка тогда коснулась многих сторон жизни. Но Пётр, продолживший дело предшественников, пошёл гораздо дальше их, вложил в преобразования такую энергию, страсть, которые тем и не снились. (2, стр. 12). Примечательная черта Петра Великого как правителя, абсолютного монарха - огромный личный вклад в управление государством, его внешнеполитические, военные акции, привлечение к делам одарённых, талантливых, способных людей - администраторов, полководцев, дипломатов, организаторов различных производств, мастеров своего дела.
Преобразования, проведенные на рубеже двух столетий, носили характер первичный, предварительный. Более глубокие реформы начались позднее, после побед под Лесной и Полтавой. Одни реформы проводились не сразу, а годами, другие - урывками, в перерывах между военными действиями, в спешке. Но в целом они складывались в систему, охватывали все стороны жизни большого государства, все направления деятельности аппарата управления делами внутренними и внешними.
Одна из Петровских реформ касалась экономического развития государства, так как основа основ жизни всякого государства - труд народа, развитие промышленности и сельского хозяйства, торговли и транспорта. И Пётр I, немало усилий тратил для организации строительства мануфактур и торговых судов, дорог и каналов, привлекал большие массы людей, крестьян и горожан, на различные работы. Дворян и купцов поощрял и понуждал служить в армии и на флоте, в учреждениях и конторах, в лавках и на ярмарках.
Пётр прекрасно понимал, что для увеличения казённых доходов, в которых так сильно нуждалось государство, необходимо повысить экономический уровень всего населения. Для достижения этой цели следовало увеличить количество и поднять качество народного труда, усилить его производительность, а также ввести в народнохозяйственный оборот новые промыслы, проводя разработку полезных ископаемых страны. (4, стр. 276) Благодаря Петру I произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре I работало 200 предприятий. В основном, это были крупные централизованные мануфактуры с разделением труда. Владельцами мануфактур являлись преимущественно купцы, реже - дворяне (Меншиков, князь А. М. Черкасский, Апраксин, Макаров, Толстой, Шафиров и др.), иностранцы, крестьяне.
Пётр проводил

протекционистскую политику

, которая была направлена на ограждение молодой русской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской, путем введения очень

высоких таможенных пошлин. Предприниматели получали различные привилегии

,

субсидии, оборудование, сырье.

В итоге принятых правительством мер зависимость России от импорта или существенно сократилась. Однако Пётр I, понимая

необходимость развития внешней торговли

с Европой и со странами Востока, заботился об улучшении путей сообщения. При нём был построен

Вышневолоцкий канал и начато сооружение Ладожского канала.

(4, стр. 278)
На мануфактурах применялся труд наёмных работников: крепостных, купленных (посессионных) крестьян; государственных (казенных, черносошных) крестьян, которых «приписывали» к фабрикам и заводам.
В сельском хозяйстве также был проведен ряд улучшений, благодаря которым увеличилось количество, производимой продукция сельского хозяйства. Однако это достигалось не интенсивным, а экстенсивным путем - прежде всего, за счет расширения посевных площадей. Улучшение орудий труда и культуры земледелия происходило медленно. На юге и востоке страны, в Среднем Поволжье и Сибири (куда бежали крестьяне в поисках воли и лучшей доли) (2, стр. 33-36) в оборот вводились новые земли. Тысячи россиян проходили в Европе обучение разным специальностям. Иностранные специалисты (инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного дела), в свою очередь, нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.
В результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная, не зависящая от импорта, промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды.

^ 2. Таможенная политика Петра I. Характер, особенности, противоречия.


К концу XVII в. в России сложилась таможенная система, структура которой ещё не была стабильной. До начала XVIII в. в Российском государстве таможенные тарифы были рассчитаны лишь на решение фискальных задач.

Сумма таможенных пошлин не превышала 10 % стоимости товаров,

т.е. проводилась политика свободной торговли, что не стимулировало развитие промышленности и ремесленного производства.
В связи с проведением Петровских реформ, открытием новых заводов, фабрик и мануфактур, расширением внешней торговли принимались меры по защите экономических интересов России. На это была направлена таможенная политика, в формировании которой принимал сам Пётр I. Таможенное дело при Петре I стало механизмом регулирования внешней торговли, которая была тесно связана с экономикой. Торговлей и разработкой таможенно - тарифной политики занималась Коммерц-коллегия.
Для успеха таможенных мероприятий необходимо было укрепить границу, поэтому на западе страны охрана границы была возложена на регулярные войска. В конце царствования Петра I её защищали: морские (Санкт- Петербург, Кронштадт, Шлиссельбург, Рига и др.) и сухопутные (Псков, Великие Луки, Смоленск, Брянск) крепости. Между крепостями и перед ними протянулась цепь форпостов.
По инициативе Петра I

^ 31 января 1724 г. начал действовать протекционистский таможенный тариф.

В нем было установлено, что если внутреннее производство продукта достигает четвёртой части его количества, ввозимого из-за границы, то пошлины равнялись четверти его стоимости, если треть - пошлины составляли треть стоимости. Если же государство производит продукт в размере половины привоза, то пошлина составляла 50 %. Если производство превышало привоз, то пошлина устанавливалась в размере трех четвертей стоимости ввозимого товара.

Размер пошлины возрастал по мере роста производства товара в России

. Таможенную пошлину можно было рассматривать как премию производителям.
В соответствии с тарифом 1724 г., ввозимые:

железо, парусина, шёлковые ткани, ленты, иглы, воск, сухие кожи, облагались наибольшей пошлиной - в 75 %

с цены, голландское полотно, бархат, золочёное и прядильное серебро - в 50 %; шерстяные ткани,

железное оружие - в 25 %. На товары, не производившиеся в стране, налагалась умеренная пошлина - от 4 до 10 %. На математические и хирургические инструменты, а также на очки пошлина не начислялась. На вывозимые из России товары существовала 3 % пошлина. Облагались запретительной пошлиной

: промышленное сырье и полуфабрикаты, необходимые для российских фабрик (например, пряжа шерстяная и льняная). Этот тариф применялся сначала только в портах, а затем и на сухопутной польской границе.

Для портов Балтийского моря остались местные тарифы.


Протекционистский тариф 1724 г. регулировал внешнюю торговлю в интересах обеспечения конкурентоспособности российской промышленности, но, в то же время, способствовал развитию контрабанды.

Покровительственный тариф 1724 г. просуществовал до 1731 г.

, пока не был принят новый тариф. В соответствии с ним

на товары, не производившиеся в стране, вводилась умеренная пошлина (от 4 до 10 %), на производившиеся - повышенная (до 20 %).

Этот тариф исключал возможность покровительственной системы, в которой так нуждалась зарождавшаяся русская промышленность. (3, стр. 153-158)
Некоторые западные исследователи определяют экономическую политику Петра I как меркантилистскую, отмечая при этом, «политику с позиции силы» и принудительность многих преобразований. Однако не отрицают, что Пётр I был оригинальным мыслителем, выдающимся экономистом, который в лучших традициях российской мысли XVII в. творчески развил совершенно новые доктрины, исходя при этом из насущных потребностей государства. (1, стр. 80)

Заключение


Время Петра, его преобразования, личный вклад в строительство государства, укрепление его позиций, увеличение славы российской не могут не вызывать уважения. При всех недостатках, ошибках и деформациях эпохи реформ Петра, нередко очень серьезных, Россия при нём заметно продвинулась вперед по пути развития, сократив своё отставание от передовых стран Западной Европы.
Проведенные Петром преобразования сделали Россию сильной, развитой, цивилизованной страной, ввели её в сообщество великих мировых держав, хотя до конца ликвидировать её отставание не смогли. Пётр много сделал для развития экономики и государственных установлений, армии и флота, внешней политики и военного искусства, культуры и быта. Россия в течение почти двух столетий после Петра продолжала развивать его реформы. (2, стр. 44-45)
На рубеже XX-XXI вв наступил новый этап развития таможенного дела в России. Он обусловлен глобализацией мировой торговли, активизацией процесса регионализации мировой экономики, включением РФ в систему мирохозяйственных связей. Это потребовало пересмотра и внесения изменений в законодательство, политику, технологические процессы, характер международных, торговых отношений, организационно-административных, процедурных и коммуникативных сторон жизни.
Новый век, новое время открывают перед таможенной службой новые горизонты, ставят новые задачи. Принципиальную важность имеют проблемы таможенной политики, совершенствованию которой Российское государство уделяет большое внимание. Таможенная политика - это основной рычаг, с помощью которого государство влияет на внешнюю торговлю. Таможенные органы обеспечивают регулирование внешнеэкономической деятельности, пополняют бюджет страны, стоят на страже экономической безопасности и защиты экономики государства Российского.
Отмечая полутора тысячелетие своего существования, российская таможня динамично развивается. Характерными особенностями развития таможенной службы России в новом тысячелетии являются высокий профессионализм таможенников, их компетентность, патриотизм и верность таможенным традициям.
Опираясь на методологию истории и учитывая единство объективных и субъективных факторов, взгляд в прошлое истории таможенного дела позволяет нам осмыслить и понять настоящее, спрогнозировать будущее и сделать из этого необходимые практические выводы. (3, стр. 7-9)
Список литературы
1. Баггер, Х. Реформы Петра Великого Текст: Обзор исследований / Ханс Баггер; Перевод с датского кандидата исторических наук В. Е. Возгрина. - М.: Прогресс, 1985. - 432 с.
2. Буганов, В. И. История России: Конец XVII-XIX век Текст: Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений / В. И. Буганов, П. Н. Зырянов; Под ред. А. Н. Сахарова. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 304 с.: ил., карт.
3. Кисловский, Ю. Г. История таможенного дела и таможенной политики России Текст: 3-е изд., доп. / Под общ. ред. А. Е. Жерихова. - М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. - 592 с. + илл.
4. Пушкарёв, С. Г. Обзор русской истории. Серия «Мир культуры, истории и философии» Текст: С. Г. Пушкарёв. - СПб.: Издательство «Лань», 1999. - 432 с. 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.