.RU

Занятие 2 «Организационные основы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Вопрос Определение, задачи, принципы построения рсчс



Занятие 2 « Организационные основы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»


Вопрос 1. Определение, задачи, принципы построения РСЧС.


Для предупреждения ЧС, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, уменьшения ущерба народному хозяйству, а в случае возникновения ЧС, для ликвидации её последствий в России в 1992 году была создана

Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).


В соответствии с

Федеральным законом № 68-Ф3 от 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.
На основании

^ Постановления Правительства Российской Федерации № 1113 от 5 ноября 1995 г.

Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях преобразована в

Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

(сохранилась сокращенное название - РСЧС).

^ РСЧС предназначена

для предупреждения ЧС, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, уменьшения ущерба народному хозяйству, а в случае возникновения ЧС, для ликвидации её последствий.

^ РСЧС объединяет

органы управления, силы и средства федеральных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение защита населения и территорий от ЧС.

Основными задачами РСЧС являются:



  1. разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения от ЧС;

  2. предупреждение ЧС;

  3. создание и обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств;

  4. сбор, обработка и выдача информации в области защиты населения;

  5. подготовка населения;

  6. прогнозирование и оценка последствий ЧС;

  7. создание резервов;

  8. осуществление экспертизы, надзора и контроля защиты населения от ЧС;

  9. ликвидация ЧС;

  10. социальная защита пострадавшего населения;

  11. реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС;

  12. международное сотрудничество в области защиты населения от ЧС.

В основе построения и функционирования РСЧС лежат следующие принципы:



  1. принцип защиты всего населения России,

    без исключения, а также территории, объектов экономики, материальные и культурные ценности;

  2. принцип обязательности

    выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС всеми органами власти, предприятиями, учреждениями независимо от формы собственности;

  3. принцип разделения полномочий и ответственности

    между федеральными, территориальными, местными органами исполнительной власти;

  4. принцип заблаговременного и дифференцированного планирования

    мероприятий по защите населения;

  5. принцип согласованного и комплексного подхода

    к проведению мероприятий по защите населения;

  6. принцип соответствия

    организационной структуры РСЧС государственному устройству Российской Федерации.

^ Вопрос 2. Организация РСЧС. Территориальные и функциональные подсистемы.


Общее руководство

РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации.

Непосредственное руководство функционированием

РСЧС возлагается на МЧС России. РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем.

^ Территориальные подсистемы РСЧС

созданы в субъектах Российской Феде­рации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих терри­торий (республиканские, краевые, областные, городские, районные).
Задачи, организация состав сил и средств, порядок функционирования территори­альных подсистем определяются положениями, утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

^ Функциональные подсистемы РСЧС

(службы) создаются федеральными орга­нами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации (независимо от форм собственности), имеющих в своем составе органы управления, силы и средства для решения специальных задач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
В целях решения комплекса специальных задач по защите населения и террито­рий от опасностей различного характера федеральными органа­ми исполнительной власти организуются

соответствующие федеральные службы предупреждения и ликвидации ЧС:



Вопрос 3. Уровни управления РСЧС.


РСЧС имеет четыре уровня управления:

Все уровни управления имеют в своём составе

:

  1. постоянно действующие органы повседневного управления;

  2. органы обеспечения оперативного управления;

  3. силы и средства;

  4. резервы финансовых и материальных ресурсов.

Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются:



В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС

имеются дежурно-диспетчерские службы, включающие:

Органы обеспечения непрерывного оперативного управления размещаются на пунктах повседневного управления, оснащаемых соответствующими средствами свя­зи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в со­стоянии постоянной готовности к использованию.

В целях координации деятельности территориальных и функциональных под­систем

на всех уровнях управления РСЧС создаются комиссии по чрезвычайным си­туациям, которые являются коллегиальными (совещательными) органами:

Вопрос 5. Состав сил и средств РСЧС.


Силы и средства РСЧС подразделяются на две группы: первая - силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций, вторая - силы и средства наблюдения и контроля за ЧС.

1. В состав сил и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций входят:



  1. военизировавные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;

  2. формирования и учреждения Всероссийской Службы Медицины Катастроф;

  3. формирования ветеринарной службы и службы защиты растений;

  4. военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы;

  5. формирования ГО Российской Федерации;

  6. специально подготовленные силы других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;

  7. аварийно-технические центры Министерства по атомной энергетике;

  8. службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов авиационной службы России;

  9. восстановительные и пожарные поезда МПС России;

  10. аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота и речного флота России.

^ 2. К силам и средствам наблюдения и контроля относятся:



  1. службы и организации наблюдения и контроля федеральных органов исполнительной власти;

  2. формирования санитарного надзора Минздрава России;

  3. ветеринарная служба Минсельхозпрода России;

  4. службы наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья;

  5. геофизическая служба Российской академии наук;

  6. служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

  7. подразделения Министерства по атомной энергетике;

  8. космические средства наблюдения;

  9. учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.

Вопрос 6. Силы и средства постоянной готовности МЧС России.


Для приведения в готовность вышеназванных сил и средств РСЧС необходимо затратить определённое время.
Поэтому особое место в ликвидации последствий ЧС занимают

силы и средства постоянной готовности МЧС России,

которые организуют и проводят работу по ликвидации последствий ЧС первыми.
В их состав входят:

  1. Войска гражданской обороны;

  2. Центр управления в кризисных ситуациях (Москва);

  3. Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд,

  4. Поисково-спасательные службы (ПСС);

  5. Центр специального назначения (Москва);

  6. Авиация МЧС России;

  7. Специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований;

  8. Силы и средства органов внутренних дел;

  9. Нештатные аварийно-спасательные формирования организаций создаваемые решениями их руководителей.

Остановимся на самых оперативных формированиях.

^ Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас)

является основным подразделением экстренного реагирования на ЧС, пред­назначенным для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ, как в России, так и за рубежом, оказания пораженным медицинской помощи, их эвакуации из района ЧС и для доставки гуманитарных грузов.
Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием. На его оснащении имеются малогабаритные спасательные вертолеты БО-105, позволяю­щие оперативно добираться в труднодоступные районы и эвакуировать оттуда пора­женных и больных в места базирования «большой» авиации для дальнейшей их от­правки на стационарное лечение. В составе отряда имеется свой госпиталь - аэромо­бильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развертываемый там для нуждаю­щихся в немедленной помощи.
В Центроспасе организовано круглосуточное дежурство спасателей и необходи­мых специалистов, что обеспечивает постоянную готовность отряда, его авиацион­ных и автомобильных средств к экстренному выдвижению в район ЧС практически в любой точке Российской Федерации. Время готовности к вылету подразделений Центроспаса не превышает 30 минут с момента их оповещения. Отряд эффективно реаги­рует на ЧС самого различного характера.

^ Поисково-спасательная служба (ПСС)

объединяет несколько десятков регио­нальных поисково-спасательных служб и поисково-спасательные отряды общей численностью около 2 тысяч человек. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2 тысяч спасателей-общественников.
Поисково-спасательная служба предназначена для проведения поисково-спаса­тельных работ в ЧС, оказания пораженным первой медицинской помощи и их эва­куации в лечебные учреждения, проведения профилактических мероприятий, направ­ленных на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.
Поисково-спасательные службы и отряды оснащены современным оборудовани­ем: высокоэффективный гидравлический спасательный инструмент, легко режущий стальную арматуру; пневмодомкраты, способные поднимать железобетонные плиты весом до 20-50 т; акустические приборы для поиска живых людей в завалах и радио­локационные - для поиска в снежных лавинах; телевизионные системы поиска по­страдавших и другое оснащение. С учетом опыта ликвидации ЧС и оснащения анало­гичных служб развитых зарубежных стран проводится работа по созданию новей­ших, в том числе уникальных образцов техники для проведения спасательных работ.
Формирования поисково-спасательных служб способны в сроки от 15 минут до 2 часов после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инструментом и оборудованием, а по прибытии туда - немедленно приступить к работам.

^ Центр специального назначения («Лидер»)

создан и предназначен для работы в особых условиях, когда ЧС отличаются особой спецификой, а их ликвида­ция связана с работой в труднодоступной местности, в условиях, сопряженных с по­вышенным риском для жизни спасателей, необходимостью выполнения пиротехни­ческих работ.

На Центр возложены следующие задачи:



^ В состав Центра входят подразделения:

горноспасательных работ; аварийно-спасательных водолазных работ; специальных работ (подрывных и пиротехниче­ских); десантников-спасателей; медико-спасательные; спасения и эвакуации населе­ния; сопровождения грузов; радиационной, химической и биологической разведки.

^ Авиация МЧС России

является одной из важнейших составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее струк­тур при возникновении ЧС, и выполняет следующие задачи:

Авиация МЧС России включает Государственное унитарное авиапредприятие, расположенное в подмосковном г. Жуковском, и отдельные вертолетные отряды, на­ходящиеся в подчинении региональных центров МЧС России.
В настоящее время авиация МЧС России располагает разнообразной по своим возможностям и предназначению авиационной техникой: транспортные самолеты Ил-76ТД и Ан-74п; пассажирский самолет Ил-62м, оснащенный специальной связью; командный пункт управления на базе самолета Як-42; различные модификации лег­ких, средних и тяжелых вертолетов.

^ Вопрос 7. Режимы функционирования РСЧС.


В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС, решением соответствующего руководителя органа исполнительной власти в пределах соответствующей территории, устанавливаются следующие

режимы функционирования РСЧС:



  1. режим повседневной деятельности

    — при нормальной производственно промышленной, радиационной, химической, биологической и другой обстановке;

  2. режим повышенной готовности

    — при ухудшении обстановки или при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;

  3. режим чрезвычайной ситуации

    - при возникновении и во время ликвидации ЧС.

В зависимости от режима функционирования РСЧС проводит следующие мероприятия.

В режиме повседневной деятельности осуществляются:



В режиме повседневной деятельности управление РСЧС осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления.

^ В режиме повышенной готовности осуществляются:



В режиме повышенной готовности управление РСЧС осуществляется из пунк­тов постоянного расположения органов повседневного управления и (при необходи­мости) из вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных).

В режиме чрезвычайной ситуации осуществляются:



В режиме чрезвычайной ситуации управление РСЧС осуществляется из пунктов повседневного управления и вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных) в зависимости от развития ЧС. 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.