.RU

3 программа действий и перспективы развития - 4


Например, 24 мая 1993 г. Правление НБУ своим решением утвердило -Положение о безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины, а 2 августа 1996 г. - новую Инструкцию «О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины». Таким же было утверждение в 1992 г. (17 июня) временного положения о порядке создания, регистрации коммерческих банков и осуществлении надзора за их деятельностью, а 27 марта имеют прямого действия и часто не обеспечивают однозначного толкования правовых норм и механизма их реализации. Неопределенность, недоразумения, непоследовательность и отступления от заложенных в законах принципов рождает новые дополнения, инструкции, разъяснения, часто искажающие существо первоначальных нормативных актов. Усложненность банковского законодательства существенно ослабляет его суть, создает возможность дестабилизации банковских отношений, увеличивает возможности произвола госорганов. Все принципиальные положения необходимо ввести в законы, а функции подзаконных актов должны состоять в детализации процедур, уже предусмотренных законами.
Безусловно, банковское дело регулируется подробнее, чем другие сферы деятельности. Отсюда необходимость многочисленных подзаконных актов. Поэтому утопической является мысль о создании законов, исключающих подзаконные акты. Однако минимизировать их число, определить пределы такого подзаконного регулирования, установить гарантии легитимности подзаконных актов просто необходимо.
Вообще, проблем совершенствования банковского законодательства настолько много, что их следует обобщить. Выделим следующее:
- необходимость правового обеспечения новых банковских технологий. Например, большинство мировых правовых систем разрабатывают и используют безбумажные технологии (электронные версии). Украина же «борется» за внедрение бумажного векселя, что отрицательно может сказаться на состоянии внутренних расчетов и их возможной интеграции в международные системы.
- определение правового статуса банкротства банка: это сложнейший вопрос, учитывая подвижность банковского капитала, перелив его из одного в другое;
- в банковском праве нет и не определен институт гаранта, что в банковском деле является нонсенсом: организация и группа организаций, объединившись берет на себя неограниченные суммами и временем обязательства покрывать все долги кредитного учреждения в случае его неплатежеспособности, банкротства;
- до сих пор существует положение о возможности выхода физического или юридического лица из состава акционеров коммерческого банка (пайщиков в течение пяти лет. Это часто приводит банки к банкротству, разорению. Многие из таких пайщиков хотят либо превратить коммерцбанк в «карманный», предназначенный для собственных интересов, либо искусственно разорить его;
- с предыдущим тесно связано положение о кредитовании банком своих владельцев: препятствия в этом законодательство не ставит, поэтому всякий кредит, данный «на откуп» владельцу банка многократно увеличивает риски его деятельности и негативно сказывается на общих показателях работы;
- нет законодательных норм наказания высших руководителей (и собственников !) банка за безграмотное, непрофессиональное руководство; «угробившие» банк руководители заблаговременно переводят активы в другие банки спокойно работают, а у НБУ нет инструментов для решительного отказа этим действиям;
- удивительно, но право вкладчиков требовать возврата вклада ничем не гарантировано, а возникает эта проблема особенно остро, когда таких вкладчиков десятки тысяч; нужен закон о гарантировании вкладов, но он, как показывает опыт, никому не нужен, а частно-правовые подходы не решат вопросов публично-правовых требований;
- законодательством предусмотрен такой порядок рассмотрения в суде претензий кредиторов к банку, когда в выигрыше остаются те юридические лица, которые имеют возможность быстро обратить взыскание на то или иное имущество или средства кредитного института, который оказался в трудном положении. Здесь означает опоздать - потерять. Прав у НБУ вводить мораторий на требования кредитора нет. Нужна финансовая милиция (полиция), для противостояния посягательствам, которыми, кстати, пользуются не только кредиторы, но и органы власти;
- важна доступность правовой информации из НБУ о делах банков, которые находятся в судах; на нынешний день отсутствует какой-либо источник, публикующий споры, анализ существа которых помог бы многим банкам и кредитным учреждениям избежать подобных проблем.
Верховная Рада Украины обязана принять ряд законов, которые имеют исключительное значение для развития банковской системы Украины. Это, в частности, законы «О безналичных расчетах», «О коммерческих банках», «О кредитах», «О кредитных союзах», «О кредитной организации», «О сберегательном банке», «О валютном регулировании», «О банковском надзоре», «Об ипо-течнйм банке», «О страховании оборота ценных бумаг», «О выпуске и использовании ценных бумаг», «Об индексации», «О Фонде защиты граждан-инвесторов на фондовом рынке».
В целом банковское законодательство развивается в прогрессивном направлении, стремится реализовать основные принципы развития рыночной экономики. Но состояние ведомственного нормотворчества еще неудовлетворительное. Например, в компетенцию НБУ не входит контроль за сделками, выявление сговоров и иных форм нечестного бизнеса. Осуществляя формальный надзор за соблюдением банковского законодательства, НБУ пропускает многие притворные и мнимые сделки без юридических последствий.
Или еще одно обстоятельство. НБУ может лишить лицензии на определенный вид деятельности банк или кредитное учреждение, но решение о прекращении кредитного института могут принимать только акционеры (пайщики). В этом - прямая нестыковка Уставов многих кредитных учреждений с законом «Об акционерных обществах», в результате которой прекращают работу не так и много банков, а те, у которых отобрана лицензия, продолжают активно функционировать: обслуживать счета, выдают кредиты, гарантии, проводят другие операции. Такова ущербность банковского законодательства.
Сегодня еще нет четкого определения содержания и правового режима понятия банковской тайны, страхования депозитов, кредитов и др. Это создает почву для коррупции, внедрения разного рода «кротов» в НБУ, покупки там необходимых сведений. Нужно включить в уголовное законодательство статьи, которые могли бы стать основой уголовно-правовой защиты банковской деятельности, в частности от нарушений порядка предпринимательской деятельности, получения кредитов обманным путем, незаконного использования конфиденциальной информации, обмана кредиторов, лжебанкротства, мошенничества в деятельности профессиональных участников фондового рынка и других. Требуется в регламентации и законодательном закреплении порядок обращения взыскания на денежные средства граждан и организаций в банках и иных кредитных учреждениях, порядок изъятия вещественных доказательств из кредитных учреждений.
Для предотвращения преступлений в банковской сфере важно создать централизованный банк данных, где бы фигурировала информация о финансовом состоянии заёмщиков. Достоверность информации о финансовом состоянии и надежности партнера является важнейшей предпосылкой устойчивости самой банковской системы. Важно установить ответственность не только за достоверную информацию, но и за распространение информации (дезинформации), которая не прошла цензуру спецоргана банковского надзора, ввести регламентацию рекламной кампании, проводимой банком с целью привлечения средств населения, установить перечень информации, которая должна обязательно содержаться в рекламных материалах, ввести запрет на некоторые приемы рекламы.
Наряду с совершенствованием банковского законодательства с юридической стороны, важно совершенствовать и банковское нормотворчество, в первую очередь, со стороны более четкого разделения полномочий законодательных и исполнительных органов в банковской сфере. Приобретает важное значение и такая экономическая сторона, как реформирование бухгалтерского учета одновременно с совершенствованием аудиторских стандартов и аудиторской практики. Хотя первая задача - перевод банков на новые стандарты, решена, вслед за ней возникает и другая, не менее важная - учет и аудит в банковской сфере. От его состояния зависит не только достоверность банковской информации, но и эффективность ее осуществления в целом.
Заключение.
В условиях построения рыночной экономики в сфере денежно-кредитной политики НБУ в пределах своих полномочий будет стараться принимать меры, направленные на создание основ долгосрочных перспектив роста реального производства, высокой занятости и стабильности цен.
Первоочередной проблемой, возникшей сейчас перед Национальным банком и всей банковской системы, является преодоление высоких темпов инфляции. Для достижения этой цели НБУ считает необходимым принятие комплекса мер.
Отрегулировать принципы эмиссионной политики в Украине, которые будут строится на следующих основах: Национальный банк должен быть единственным эмиссионным центром, эмиссионная деятельность Правительства (через бюджет) и коммерческих банков запрещается; постепенно сократить централизованные кредиты Национального банка для покрытия дефицита бюджета и внутреннего государственного долга (с этой целью Правительство должно осуществить выпуск и введение в обращение государственных ценных бумаг); запретить эмиссионную деятельность НБУ, связанную с регулированием взаимной задолженности предприятий. Коммерческие банки должны проводит зачеты задолженности между предприятиями в пределах одного банка, а также между клиентами различных банков на основе отдельных межбанковских соглашений.
Национальный банк будет осуществлять мероприятия по ограничению денежной массы в обращении только через сугубо рыночные рычаги, имеющиеся в его распоряжении, а именно - через официальную ставку рефинансирования и резервные требования.
С целью взятия под контроль влияния государственных расходов на инфляционные процессы Правительство должно создать четкую законодательную основу запрета проведения расходов государства вне пределах государственного бюджета с использованием кредитной эмиссии, избегая перекладывания финансовой и бюджетной несбалансированности на банковскую систему, что подрывает стабильность национальной валюты.
Продажа кредитных ресурсов коммерческим банкам должна осуществляться Национальным банком только через аукционы.
Межбанковская торговля кредитными ресурсами должна осуществляться через межбанковскую биржу.
Необходимо отказаться от существующей практики целевого распределения кредитов через НБУ в соответствии с постановлениями и решениями Верховного Совета Украины и Правительства.
Обеспечить кредитную поддержку производства, которая будет осуществляться путем предоставления кредитов коммерческим банкам на высокоэффективные программы и под конкретные обязательства предприятий по выпуску продукции, удешевления кредитов под приоритеты через компенсационные выплаты предприятиям из государственного бюджета.
Необходимо достичь положительной процентной ставки по кредитам путем повышения учетной ставки Национального банка с учетом темпов инфляции, что позволит на рыночных основах осуществлять регулирование кредитного рынка, устранить злоупотребление при предоставлении кредитов коммерческими банками, обеспечить реальную защиту вкладов населения и средств предприятий от обесценивания.
Проводить через коммерческие банки, занимающие по некоторым обстоятельствам монопольное положение на региональном кредитном рынке, политику защиты вкладов населения на уровне, близком к учетной ставке Национального банка.
Внести в перечень первоочередных задач с учетом необходимости проведения жесткой денежно-кредитной политики развитие альтернативных источников привлечение необходимых финансовых ресурсов в обращение путем развития рынка ценных бумаг предприятий, включая оформление обязательств предприятий векселями.
Обеспечить надежность платежной системы Украины через внедрение электронного обращения денег, сокращения сроков осуществления расчетных операций и усиления ответственности за их нарушение.
Проводить работу по совершенствованию системы межбанковских расчетов с иностранными государствами, особенно со странами СНГ, имея целью установление сроков проведения расчетов и ответственности за их соблюдение.
В сфере наличности внедрять политику упорядочения кассового обслуживания предприятий, стимулирования привлечения свободных средств населения на вклады в банках, развитие безналичных расчетов в потребительской сфере при помощи чеков, кредитных карточек и т.п.
Осуществлять регулирование деятельности коммерческих банков через систему нормативов, которые обеспечивали бы финансовую стабильность и устойчивую ликвидность, защиту интересов вкладчиков.
Список литературы.
1.Ющенко В. "Банковская система Украины в рыночной экономике" //"Экономика Украины" № 3 1994 г.
2. Закон Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже" 1992 г.
3. Кейнс Д. "Общая теория занятости, процента и денег"
4. Мочерный С."Основы экономической теории"
5. Макконел К., Брю С. "Экономикс"
6. Васильев А. "Процентная ставка как основополагающий регулятор банковской деятельности" 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.