.RU

Часть I^ ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ - Корректоры Н. Романова, Т. Брылева Оригинал-макет подготовила...

Часть I


^ ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ


I


Проблема


психических


состояний



Н.Д. Левитов


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ1


Постановкой проблемы психических состояний привлекается внимание к существенным фактам психической жизни и вносит­ся большая ясность в понимание человеческой психики в целом. Изучение психических состояний должно привести к необходи­мости рассматривать психические процессы в их течении и ре­зультатах не сами по себе, а в теснейшей связи с тем или иным психическим состоянием, на фоне которого протекают эти про­цессы.
Определение психического состояния как особой психоло­гической категории формулируется так:

это — целостная ха­рактеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых пред­метов и явлений действительности, предшествующего со­стояния и психических свойств личности.


Раскроем это определение.
Всякое психическое состояние есть нечто целостное, своего рода синдром. Например, состояние, называемое борьбой

моти­вов, хотя обычно и относится к воле, но содержит в себе зна-


1 Фрагменты из книги «О психических состояниях человека». М., 1964. С. 18-21; 34-35.
чительные познавательные и эмоциональные элементы, причем все они не суммируются, а образуют целостную структуру.
Весьма существенно для психического состояния то, что оно, как сказано в определении, на некоторое время

характе­ризует психическую деятельность, а характеристика всегда подчеркивает своеобразные и типические черты. Например,со­стояние утомления достаточно своеобразно и типично, чтобы отличить его от противоположного состояния бодрости и рабо­тоспособности.


Своеобразие психического состояния прежде всего означа­ет своеобразие протекания психических процессов. Например, состояние рассеянности часто характеризуется отклонениями в области ощущений и восприятия, памяти и мышления, ослаб­лением волевой активности, нередко своеобразными эмоцио­нальными переживаниями.
Вне психических процессов нет и не может быть никаких психических состояний. Как и психические процессы, психичес­кие состояния имеют начало и конец, изменяются. Но психи­ческое состояние отличается большей целостностью и устойчи­востью. Психический процесс может перейти в психическое состояние, например, процесс восприятия художественной кар­тины может перейти в довольно сложное психическое состоя­ние под впечатлением этой картины.
Психические состояния тесно связаны с индивидуальными особенностями личности.
Общее заключается в том, что психические состояния и ин­дивидуальные особенности дают индивидуальную и синтетичес­кую характеристику психической деятельности, а не просто ха­рактеристику ее отдельных элементов, функций или сторон. Эта связь психических состояний с индивидуальными особенностя­ми личности находит свое отражение в том, что терминология, примененная к психическим состояниям, в значительной мере взята из области характерологии. Так, мы говорим о решитель­ности или нерешительности, об активности или пассивности, о бодрости или подавленности и как о временных состояниях, и как об устойчивых чертах личности.
В то же время надо отметить, что соответствие между пси­хическим состоянием и чертой личности отнюдь не являет­ся правилом. Так, наряду с «безудержностью» как устойчивым
свойством холерического типа существует и «безудержность» как состояние, которое в определенных условиях может иметь место у каждого человека и не соответствовать характер­ным особенностям поведения. Этот факт никак нельзя игнори­ровать.
Всякое психическое состояние является как переживанием, так и деятельностью, имеющей некоторое внешнее выражение. Только следуя принятому в советской психологии принципу единства психики и деятельности, можно правильно описать и объяснить психическое состояние. Если свести психическое состояние к переживаниям, то мы не выйдем из круга той субъективности, при которой и переживание может быть поня­то неправильно.
Как увидим далее, субъективное чувство усталости может не соответствовать утомлению, выражающемуся в понижении работоспособности. Но при характеристике переживания нельзя ограничиться лишь показаниями внешне выраженного поведения, так как одно и то же поведение может быть связано с разными переживаниями и тем самым свидетельствовать о разных психических состояниях.
...Далеко не все психические состояния могут быть диагно­стированы путем эксперимента. Это в первую очередь относит­ся к эмоциональным состояниям. Очень трудно вызывать такие состояния, как аффект или страсть, в искусственной ситуации. Однако и в области эмоций, как показали последние работы, в частности П. М. Якобсона, возможно экспериментирование. Была даже сделана попытка экспериментального изучения со­стояния «борьбы мотивов» (исследование Т. И. Агафонова), но в этой связи появляется сомнение, коррелирует ли «борьба мо­тивов» в искусственной ситуации эксперимента с жизненной ситуацией: ведь психическое состояние в большой мере зави­сит от

значимости для человека той ситуации, в которую он попадает.


Признавая допустимость и вместе с тем известную ограни­ченность экспериментирования при изучении психических со­стояний, мы констатируем лишь современное положение: поис­ки в этом направлении должны продолжаться, но во всех случа­ях одних экспериментальных показателей для диагноза психи­ческого состояния недостаточно.
Во многих случаях при изучении психических состояний не­обходимо применять метод беседы или словесного отчета. Каж­дое психическое состояние есть прежде всего переживание, и очень важно знать, как человек сам понимает свое пережива­ние и какое у него к нему отношение. Поэтому в содержание словесного отчета входят не только данные об объективных вне­шних фактах, но и данные самонаблюдения. Конечно, интро­спективные данные должны быть интерпретированы при помо­щи других, более объективных методов, но обойти их нельзя. Известно, например, что больного прежде всего спрашивают о том, как он себя чувствует и на что жалуется. Желая узнать пси­хическое состояние здорового человека, прежде всего надо спросить о том, как он себя чувствует.
Некоторый материал для суждения о психическом состоя­нии дают продукты деятельности человека. Например, учитель, проверяя письменную работу ученика, делает заключение: «На­писана небрежно». Это значит, что ученик, когда писал работу, был невнимателен, а может быть, и не имел при этом должного чувства ответственности.
Очень много дает для понимания психических состояний художественная литература. Можно сказать больше: в настоя­щее время пока еще слабо разработаны объективные методы научного изучения психических состояний, главным источ­ником их познания являются литературно-художественные произведения. Так, о чувствах, и прежде всего настроениях, с большой художественной правдой говорят нам лирические произведения; такое жизненно важное и сложное психическое состояние, как «борьба мотивов», находит яркое изображение в драматических произведениях.

Т. А. Немчин


^ РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ1


Интерес к психическим состояниям, в которых оказывался че­ловек и которые определяли во многом его поведение, внешний
' Фрагменты из книги «Состояния нервно-психического напряжения». Л., 1983. С. 8-11.
вид, деятельность, появился в глубокой древности. Одним из первых упоминаний о специфическом состоянии «души» явля­ется упоминание о состоянии «нирваны» в древнеиндийской литературе задолго до развития эллинистической психологии

(III — II тысячелетия до нашей эры). В ней были осуществлены первые попытки классификации психических состояний.


В IV в. до нашей эры Гераклитом был отмечен противоречи­вый характер определения понятия «состояние» и его содержа­тельной трактовки. Гераклит указывал, что само слово «состоя­ние» свидетельствует о постоянстве, устойчивости этого пси­хического феномена. Однако в то же время он отмечал динамич­ность, процессуальный характер психического состояния и полагал, что «состояния души» могут переходить из одного ка­чества в другое. В более поздний исторический период предста­вители эллинистической науки, как известно, разделились на два лагеря: детерминистов и индетерминистов. Первый — Алк-меон, Эмпедокл, Демокрит и др. — считали, что психические состояния как состояния души человека обусловлены воздей­ствием внешних и внутренних факторов. Вторые — Сократ, Платон и их последователи — заверяли, что состояния души человека индетерминированы.
Одним из первых ученых древности, высказавших идею о приспособительном характере процессов, развивающихся при отклонениях от нормы, был великий философ и врач древности Гиппократ. Он полагал, что патологический процесс, и в том числе патологическое состояние психики, — это защитная ре­акция, которая имеет целью восстановление функции, возврат ее к прежнему, нормальному состоянию и к восстановлению организмом утраченного равновесия. Особенность такого про­цесса во многом определяет специфику, в частности, психиче­ского состояния.
К IV в. до нашей эры относятся некоторые другие попытки классификации психических состояний. Стоики, эпикурейцы и перипатетики выделяли не только состояния удовольствия, страдания, желания, страсти, страха, но и «напряженность пневмы» как одну из форм состояния души, подчеркивая, что эти состояния могут быть связаны с неправильными суждения­ми об окружающем мире.
Наиболее четкое представление о психических состояниях в то время было у Аристотеля. Он считал, что психические со­стояния — это особые состояния души, выделял их в самостоя­тельную психологическую категорию и подчеркивал связь меж­ду ними и характеристиками телесного субстрата. Аристотель разделял понятия психического состояния и психической дея­тельности и допускал, что психические состояния развиваются под влиянием внешних воздействий. Надо полагать, что идеи Аристотеля легли в основу последующих представлений рим­ской школы о том, что совокупность психических феноменов де­лится на психические состояния аффективного характера, на состояния сознания и волевые состояния (Галин, Плотин, Авгу­стин).
В конце I — начале II тысячелетия нашей эры великий уче­ный Авиценна указывал, что эмоции представляют собой опре­деленные формы «животной силы», и подчеркивал их связь с телесными изменениями. Ему же по существу принадлежит идея соединить медицину с психологией, т. е. учитывать со­стояние души человека при оценке его болезненных телесных расстройств. Эта идея занимала в трудах Авиценны большое место.
В средние века в Европе господствовали эмпирико-натура-листические взгляды на психические состояния. В частности, высказывались мысли о том, что способность души сохранять достигнутое состояние зависит от состояния «материи», кото­рая может «сжиматься и расширяться». Соответственно при «сжатии» материи наблюдаются состояния возбуждения, на­пряжения, а при ее расширении — состояния расслабления, успокоения.
В эпоху позднего средневековья и особенно в эпоху Возрож­дения намечается отход от подобных упрощенно-натуралисти­ческих воззрений, и уже Декарт считал, что психическиесосто-яния как явления, сопровождающиеся изменениями в поведе­нии, мимике и в состоянии внутренних органов человека, вполне могут стать предметом объективного научного исследо­вания. В XVIII—XIX вв. продолжались попытки классифициро­вать психические состояния. Так, Вундт предложил дихотоми­ческий принцип, на основе которого в каждом психическом со­
стоянии выделял две группы: напряжение — расслабление, воз­буждение — успокоение. Следует полагать, что этот принцип исторически связан со взглядами Спинозы на аффективную жизнь человека.
Дарвину и Джемсу принадлежат тщательные описания вне­шних проявлений психических и прежде всего эмоциональных состояний. Более того, Джемс полагал, что психические состо­яния (а психические состояния он относил к состояниям созна­ния) являются главным предметом психологической науки в целом.
Развитие идей о саморегуляции психической деятельности и психических состояний привело в середине XIX в. к тому, что И. М. Сеченов выдвинул принцип обратной связи в формирова­нии и течении психических состояний, ставший впоследствии одним из важнейших принципов системной организации психи­ческой деятельности человека. Таким образом, И. М. Сеченов фактически открыл новый этап в эволюции учения о психиче­ских состояниях, который в дальнейшем привел к возникнове­нию подлинно научных исследований проблемы адаптации че­ловека к изменяющимся условиям среды и противодействия организма вредным влияниям.
Проблема изучения психических состояний тесно связана с разработкой концепции о гомеостазе и адаптации. Существо этой связи заключается в том, что психическое состояние чело­века отражает важные особенности (уровень) гомеостаза и адаптированности индивида, их психические компоненты. Од­ними из первых исследований проблемы о «внутреннем посто­янстве» организма в условиях изменяющейся среды явились классические работы Бернара, выполненные в 50-60-х годах прошлого столетия. Эти работы гармонически вписались в тру­ды основоположников эволюционной теории Ламарка, Дарви­на и вместе с ними заложили прочную теоретическую базу для создания в первые десятилетия XX в. научной теории о гомео­стазе. Концепция о гомеостазе в качестве важнейшего компо­нента включила понятие об адаптации как совокупности эволю-ционно обусловленных приспособительных процессов, обеспе­чивающих относительное постоянство динамических взаимоот­ношений организма и внешней среды.
Изучение динамики симптомов, наблюдающихся в ходе при­способления организма к изменяющимся условиям внешней среды, и обнаруженное при этом сходство физиологических ре­акций у человека и животных дали основание одному из выдаю­щихся ученых первой половины XX в. Селье в конце 30-х годов выдвинуть концепцию об общем адаптационном синдроме. Фор­мулировка этой концепции была предложена автором в докладе из серии «Ежегодные доклады о стрессе», прочитанном в Аме­риканской психологической ассоциации. Концепция Селье о неспецифическом характере адаптационного синдрома быстро получила всеобщее распространение, объясняющееся в числе прочего и тем, что автор, убедительно показав неспецифичность многих физиологических механизмов гомеостаза, снял практи­чески основные ограничения с принципов применения своей теории при рассмотрении широкого круга вопросов о взаимо­действии организма человека и животных с внешней средой. Масштабы исследований по проблеме стресса к 60-м годам достигли таких размеров, что по одним лишь физиологическим аспектам этой проблемы публиковалось ежегодно свыше 6000 работ. Созданная на материалах изучения изменений фи­зиологического характера в организме теория стресса распро­странилась во многих областях естествознания — медицине, биологии, физиологии, психологии.
Однако исследователи весьма скоро обнаружили, что неспе­цифический характер проявлений адаптационного синдрома у человека в чистом виде практически не встречается. Оказалось, что та абстракция от специфических реакций, на которой осно­вывался Селье, является лишь теоретической схемой. На прак­тике выяснилось, что у каждого индивида синдром адаптации протекает своеобразно, и даже, казалось бы, чисто «неспецифи­ческие» приспособительные реакции у двух различных людей в фактически одинаковых условиях характеризуются глубокими индивидуальными различиями. По мере экспансии концепции адаптационного синдрома в различные медико-биологические и особенно в психологические дисциплины стали все чаще раз­даваться голоса о том, что чрезмерное расширение понятия «стресс» значительно снижает возможности строго исследовать конкретные проявления адаптации с каких-либо единых пози­ций (Лазарус Р., 1970).
Существенный вклад в исследование конкре

ТНЫх вопросов, связанных с генезисом феноменологии, объективными характе­ристиками психических состояний и в том числе состояний пси­хического напряжения, тревоги, страха, внесли русские ис­следователи первой четверти XX в. В работах В. М. Бехтерева и его учеников содержатся не только великолепные описания феноменологии эмоциональных состояний, протекающих на фоне общего психического напряжения, но и методологически правильные адекватные подходы к их объективному изучению. Уже в начале нашего столетия в обширной проблематике изу­чения психических состояний наметились отчетливые социо-культуральные, философско-психологические, психоаналити­ческие, психосоматические и некоторые другие направления. К концу первой половины XX в. общие задачи изучения психи­ческих состояний были достаточно полно сформулированы в мо­нографии Д. Н. Левитова.


^ В. Н. Мясищев


2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.