.RU

Методические рекомендации по учебной практике, разработаны для реализации программы профессионального модуля пм 04. Организация и проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, мдк 04 - 2

Тема:

«Красота родной природы в творчестве художников»

^ Форма:

экскурсия в ЦРК «Берегиня».

Цель:

Раскрыть эмоциональное отношение творчества художников к красоте родной природы в их произведениях.

Задачи:

1. Познакомить с красотой родных мест, памятников природы, с творчеством художников, с особенностями выразительных средств живописных материалов, умением отражать перспективу, настроение и состояние.
2. Развивать речь, способности анализировать, высказывать суждения о картинах.
3. Воспитывать интерес к творчеству художников и любовь к родному краю.

^ А. Подготовительная работа


Планирование внеклассной работы.
Выбор формы проведения внеклассного мероприятия: экскурсия.
Постановка цели и задач внеклассной работы.
Оформление конспекта.
Договориться с руководителем и экскурсоводом ЦРК «Берегиня», администрацией школы
Сообщить родителям о внеклассном мероприятии (запись в дневнике).
Провести инструктаж по ТБ и ПДД.
Сообщить задачи посещения, просмотра.

^ В. Проведение занятия:



1. Организационная часть.
Может быть 2 или 3

Проверка готовности, инструктаж, сообщение задач, и т.д. сначала в школе, затем в ЦРК. Представление экскурсовода.

2. Основная часть:
Вступительная беседа.
Изучение материала.

Обсуждение анализ работ. (Вопросы художнику)

Беседа о красоте русской природы, чтение стихов, просмотр работ (3-5 минут).
Рассказ о памятниках родного края
Знакомство с творчеством художника (2-3), их техникой и манерой письма, способами передачи настроения, состояния и перспективы.
Обсуждение работ отобранных заранее или где возникают вопросы у ребят (не более 5-6). Для полного анализа целесообразно составить вопросы по картине для школьников.

3. Итог

Анализ работ, беседа, выводы. Может быть домашнее задание - выполнение рисунка.

^ С. Заключительная работа.


Проводится как индивидуальное занятие по изображению природы, по наблюдениям, а так же организация выставки. Приглашаются гости: родители, ученики младших классов, учителя.

^ 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И РОДИТЕЛЯМИ ПО ВОПРОСАМ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕУРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ


Взаимодействие педагога по изобразительной деятельности


с родителями по развитию у детей творчества.


Рисование - одно из самых любимых занятий малышей. Интерес к изобразительной деятельности возникает в раннем возрасте. Большую радость дети испытывают на занятиях по рисованию.
Рисование влияет на развитие ребенка, на формирование различных сторон его личности; через рисунок он выражает свои чувства и переживания, представления о том, кто он есть и кем стремится быть, свое миропонимание.
Художественные материалы, используемые на занятии в изостудии, должны быть доступны и повседневной жизни ребенка и дома, они вызывают у детей большой интерес и восторг. Родители, должны понимать, что часто дети, приходя на занятие говорят: «У меня не получится», «Я не смогу», потому что у ребенка нет материалов дома, или объясняет это тем что "мама, будет ругать за испачканную мягкую мебель, если разолью краску". На практике, в работе с детьми, видно, если у ребенка в свободном доступе разнообразные художественные материалы, то и продукт деятельности и результаты в изобразительной деятельности видны, он быстрее справляется с заданием, чем сверстники. Ему проще и доступнее овладевать навыками, знаниями.
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих способностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.
Формы взаимодействия с родителями:

Не всегда у родителей есть возможность получить рекомендации от педагога по изобразительной деятельности в устной форме, поэтому я использую информационные стенды: консультации и рекомендации для родителей.
Получив рекомендации родители, что ребенок должен иметь возможность рисовать не только на занятии, но и дома, родители стремятся приобрести необходимый материал, для домашнего творчества.
Родители всегда были и остаются главным примером для своих детей, их интересы, кругозоры, увлечения определенно в той или иной степени передаются детям. Поэтому, очень важно передать ребенку те чувства, те эмоции, что возникают у родителей при просмотре произведений искусств.
Следовательно, взаимодействие родителей и педагога по изобразительной деятельности не проходит бесследно для ребенка.

^ 4. РУКОВОДСТВО ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Организация выставки работ обучаемых


Кабинет искусства — это творческая среда, в которой общаются дети, родители и учителя. Традиция школы искусств — проводить в кабинете изобразительного искусства (фойе, рекреации) отчетные просмотры работ юных художников, вернисажи по итогам летней творческой практики. Подобные творческие мероприятия несут высокий, эмоциональный, положительный заряд для учителей, детей и их родителей. В этом случае, кабинет превращается в выставочный зал, в котором авторами представленных рисунков являются юные художники. Дети и их родители обсуждают творческие работы, общаются друг с другом, происходит формирование семейных ценностей средствами искусства изобразительного.
В кабинете периодически могут проходить персональные выставки известных художников, и сами учителя изобразительного искусства представляют свой творческий опыт перед детьми в рамках кабинета искусства. Когда ученики видят, что их учителя обучены приемам творчества, что они сами могут создавать удивительные произведения живописи, восторг и уважение можно прочитать в детских глазах.

Инструкция.


1. Выберите тематику будущей выставки. Вы можете представить работы, выполненные в разных техниках или остановиться только на одном виде рукоделия. Например, вернисаж «Моя любимая кукла» может объединить мягкую игрушку, поделки из глины, модели одежды для игрушек, рисунки, изделия в стиле народных промыслов. А выставка «Я рисую город» будет включать только рисунки, выполненные в разных техниках.
2. Найдите просторное и светлое помещение. Желательна комбинация дневного и искусственного света. Если основных светильников недостаточно, установите подсветку для работ, расположенных в углах.
3. Продумайте принцип расположения работ. Детские поделки отличает яркость и непосредственность. Не стоит выстраивать их в скучные ряды вдоль стен. Составляйте композиции, объединяя работы похожего стиля вместе. Если выставка организуется для взрослых (например, родителей) и детей старшего возраста, поделки можно выставлять в открытом доступе – так их удобнее рассматривать и фотографировать. Если ожидается большой наплыв народа, а также присутствие малышей, поставьте мелкую пластику в витрины.
4. Рисунки оформите в паспарту – эти сразу придаст выставке солидность, или закупите простые рамки из некрашеного светлого дерева, не отвлекающие внимание от работ. Для детских рисунков отлично подойдут самые незамысловатые рамки, скажем пластиковые или деревянные, простого цвета и формы. Если пофантазировать, можно использовать и рамки с дополнительными элементами декора, главное, чтобы рамка была уместна для данного рисунка.
Сделайте паспарту, оно может быть фактурным, многослойным, разноцветным и даже с дополнительным оформлением в виде аппликаций, например. Традиционно паспарту светло-серого или белого цвета. Паспарту, как и рамка, может оттенить рисунок, усилить передаваемое им настроение и эмоциональную окраску.
5. Удобнее всего развешивать работы на стендах, обтянутых тканью – такие мобильные системы легко перемещаются. Если вы решите разместить рисунки на стенах, крепите их с помощью лески на балке, укрепленной под потолком.
6. Все работы снабдите табличками, на них укажите название поделки или рисунка, имя и возраст автора. Лучше всего смотрятся простые белые таблички с крупным ярким шрифтом. Неплохо дополнить их дополнительными материалами – детскими стихами, подходящими по теме, информацией об авторе с фотографией, описанием техники, в которой изготовлена работа.
7. Открывая выставку, устройте настоящий вернисаж. Нарисуйте яркую афишу-анонс и повесьте ее у входа. Организуйте небольшой фуршет – сок, минеральная вода, чай или кофе плюс сухое печенье и конфеты оценят и дети, и взрослые. Можно устроить мини-аукцион работ, пригласить журналиста из детской или школьной газеты, организовать конкурс в нескольких номинациях. Постарайтесь превратить выставку в настоящее событие в жизни школы, детского сада или развивающего центра.

^ 5. ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ


ВИДЫ ТЕСТОВ
Тесты бывают нескольких видов: нормативные, по критериям, стандартные.
Нормативное тестирование - это такое, при котором результаты, полу­ченные одним тестируемым, сравниваются со средним результатом опреде­ленной группы тестируемых.
^ Нормативные тесты являются наиболее подходящими в тех случаях, когда:

Тестирование по критериям - это такой вид тестирования, при котором результат сравнивается с постоянным, неизменным стандартом. Тесты по критериям измеряют мастерство по очень специфическим целям. Они пока­зывают учителю, точно то, что ученики могут делать и чего не могут. Стан­дарт выбирается произвольно.
Тесты по критерию наиболее пригодны, когда:

• Группируются учащиеся для обучения.
Стандартные тесты:
Такие тесты проводятся по общим постоянным правилам. Стандартный тест может быть набором заданий, подогнанных под стандартные программы и предназначенных для определения некоторых аспектов знаний, умений и личных качеств учеников.
Первая группа методик; Г.Ю. Айзен, Р. Амтхауэр, А. Бипе, Д.Б. Богояв­ленская, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, К.М. Гуревич, Р. Мейли, Дж. Равен, П. Торренс, Л. Термен и многие другие. У отечественных психологов адаптиро­ваны и получили распространение методики Векслера, Равена, Торренса и др.). Разработаны и разрабатываются собственные отечественные варианты аналогичных методик (Д.Б. Богоявленская, К.М. Гуревич и др.).
Виды стандартных тестов:

Тесты достижений - это стандартизированные тесты, измеряющие то количество знаний, которые ученик усвоил в данной области. Они могут использоваться индивидуально и для всего класса.
^ Диагностические тесты применяются, чтобы обозначить проблемы в обучении.
Тесты способностей предусматривают будущие успехи школьников.
Тестирование желательно проводить с коллективом 2 раза в год, в нача­ле и конце года.
^ СПЕЦИФИКА ДИАГНОСТИКИ
Комплекс задач, стоящих перед преподаванием предметов искусства должен быть обеспечен системностью критериев оценки художественного развития детей, связанной с разработкой на каждом возрастном этапе инди­видуальной диагностики творческих и художественных способностей под­растающего поколения.
Тестирование помогает выявить:

Метод анализа детских рисунков, в зависимости от цели, может иметь разные формы: это - проверка всех возможных вариантов графического или живописного решения задачи какого-либо теста; сравнение результатов двух-трех текущих учебных заданий у всех учеников в одном классе; анализ мно­гих рисунков, сделанных одним ребенком.
Следует помнить, что развитие приводит к стабильным, а не случайным или временным изменениям в поведении и деятельности детей, поэтому его невозможно определить, рассматривая результаты изобразительного творче­ства ребенка за короткий промежуток времени.
Для диагностики важно то, что детские рисунки - это отражение приро­ды детей, ступеней их развития через изменение образов, рожденных в ситуациях повседневных, привычных для ребенка. Правильная диагностика -это еще и первый шаг в организации коррекции - от помощи ребенку до уст­ранения ошибок в педагогической деятельности. И здесь еще важно запом­нить несколько основных правил, без которых работа не будет успешной:

  1. Для составления общей характеристики развития ребенка необходимо использовать не менее 10-15 разных тестов. Не существует универсальной методики.

  1. Строго следовать инструкции, которая приведена в каждой методике.

  1. Не забывать о том, что каждая методика рассчитана на детей опреде­ленного возраста. Существуют методики, которые можно использовать в разных возрастных группах.

  2. Результаты не могут быть одинаково значимы для разного возраста. Помнить о том, что по данным только одной методики нельзя сделать вывод о «глупости» или отсталости, так же как и об одаренности. Такой вывод мо­жет быть сделан только в том случае, если результаты всех тестов (или большинства из них) ниже или выше нормы.

  3. Для работы по многим методикам необходим специальный «стимульный материал», т.е. карточки, тексты, картинки и т.п., которые предлагают ребенку. Инструкции о порядке предъявления и способе подачи этого мате­риала обязательны.

  4. Существуют так называемые субъективные и объективные методики, способы анализа полученных результатов. Одни из них имеют точные ключи и рассчитанные по баллам варианты ответов, другие требуют не количест­венной, а качественной интерпретации. При работе с ними надо быть осо­бенно внимательными и сверять их результаты с показателями, полученными с помощью других тестов.

  5. Никогда не пытаться работать с ребенком через силу, без его добро­вольного желания.

^ ДИАГНОСТИКА ОБЩЕГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПО ИХ РИСУНКАМ
В основе этой методики - анализ продуктов изобразительного творчест­ва детей. Метод анализа детских рисунков позволяет выявить многие важные особенности общего и художественного развития детей.

^ Исследование личностных качеств


Применяют часто рисуночные тесты, которые относятся к проективным, так как предполагается, что ребенок приписывает персонажам рисунка свои чувства и переживания.
Одним из самых информативных является тест

«Несуществующее животное»,

который можно использовать при работе с детьми 5 лет и старше.
Инструкция. Нарисуйте несуществующее животное, то есть такое, кото­рого нет в реальной жизни.
Проведение теста. Детям предлагают лист белой бумаги и простой ка­рандаш. (Можно цветные карандаши и фломастеры для младшего возраста).
Взрослый после начала работы не вмешивается в ее процесс.
На рисунке дать название животного «С кем оно живет?» «С кем дру­жит?», «Чем питается?».
Анализ результатов
1. Размер животного и расположение на листе бумаги. Чем больше размер, тем выше самооценка.
Расположение фигуры животного на листе связано с уровнем притяза­ний: в верхней трети листа - говорит о высоких притязаниях; в нижней трети листа - о заниженных.
Наиболее адекватным считается достаточно большой рисунок, располо­женный в средней части листа. Такое расположение говорит об уверенности ребенка в себе, но отнюдь не о его собственной идеализации; о его стремле­нии проявить себя, получить поощрение, но не любой ценой.

  1. Животное большого размера, размещенное в верхней части листа -свидетельствует о завышенной самооценке и его притязаниях на самые высо­кие оценки и лидерство, хотя эти притязания не всегда оправданы. Если ри­сунок еще и витиеватый (украшения на животном, цветы, орнамент и т.д.) -этот ребенок стремится обратить на себя внимание любой ценой.

  2. Если такие дети не могут получить положительную оценку, не становят­ся лидерами, они выбирают роль дезорганизатора, чтобы привлечь к себе внимание.

3 Маленькие фигурки животного помещены в самом низу листа - такие рисунки говорят о неуверенности, тревожности, развитии комплексах непол­ноценности. Такие дети нуждаются в поощрении взрослых, чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих силах.
4 Рисунок животного располагается в самом верху листа и фигурка животного маленькая или наоборот большая фигура - в самом низу. Такие рисунки говорят о внутриличностном конфликте. Высокое нервное напряжение, тревога и агрессия у таких детей связаны с тем, что они не могут оце­нить себя, составить свой целостный образ. Характерен вид агрессии, который называется «агрессией от тревоги». Такой тип отклонений часто появляется у детей, у которых нет уверенности в любви и защите.
Большая фигура внизу - дети, которые рисуют так, наоборот, уверены в себе и своих силах, но боятся показывать эту уверенность или не хотят.
5. Фигура, смещенная в левую сторону или смотрящая влево, может
свидетельствовать об инфантильности ребенка, его стремлении назад, в детство.
Фигура, сдвинутая в правую сторону (либо смотрящая вправо), часто го­ворит о стремлении в будущее, о желании стать взрослым.
6 Фигура, вытянутая по горизонтали говорит чаще о неуверенности, тревожности, а по вертикали - наоборот.
7 Нарисованные когти, зубы, сжатые кулаки свидетельствуют об агрессивности (но здесь рисунок нужно анализировать в целом).
8. Сильная, с нажимом, прямая штриховка связана с внутренним напряжением ребенка, стремлением к высокой оценке, лидерству. Косая штрихов­ка, также с сильным нажимом, часто выходящая за пределы контура изобра­жения, может говорить о нервном напряжении ребенка, но скорее свидетельствует о неуверенности в себе, обидчивости, нервозности. Штриховка круга­ми связана с инфантилизмом, стремлением к защите и любви, ласке.
9. Рисунки животных, имеющих панцирь, броню и т.п. говорят о жела­нии ребенка спрятаться, уйти от общения. Такие рисунки характерны и для
тревожных, и для замкнутых детей.
10. Наличие барьеров, заборов, отгораживающих фигуру, связано с отгороженностью самого ребенка, его желанием уйти от общения, от любопытства посторонних людей. Такой рисунок может говорить и о недостаточной эмоциональности детей.
11. Наличие крыльев у фигуры животного связаны с желанием ребенка выйти из неприятной ситуации, сложившейся в семье или в группе сверстни­ков.
12. Изображение ребенком антенн, проводов, биноклей и других подоб­ных атрибутов часто связано с его интересом к окружающему, к другим лю­дям, стремлением наладить с ними связь.

^ Оценка детской картины (возраст от 2 до 11 лет).


Критерии оценки:
- картина скомпонована так, что взгляд зрителя не уходит с нее, но возвращается к главному в ней;
- массы изображаемого сгармонированы и взяты по величине такими, что работа не смотрится фрагментом, этюдом;
- цветовые пятна завязаны друг с другом, привлекают внимание и создают гармонию внутри зрителя;
- декоративность или колорит живописной картины едины и не путаются по стилю;
- присутствует самобытность, своеобразие автора;
- ребенок не подражает мультфильму или иному стилю, навязанному взрослыми, но возможна спонтанная вторичность;
- картина имеет два или три измерения (с передачей пространства, объема);
- целостность в передаче настроения, чувственность изображения. Юный художник как бы находиться в среде, которую передает, хорошо знает то, что изображает, любит;
- картина выполняется любыми доступными красками (гуашь, акрил и т.д.). Детский рисунок выполняется любым графическим материалом (фломастер, тушь и т.д.).
Как и у взрослых художников, акварельная работа может быть и детской картиной, и детским рисунком.
Работа, выполненная как декоративно-прикладная, как и взрослые аналоги, может называться гобелен, декупаж, аппликация, керамика и т.д.


  1. ^ ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ



В ходе практики студент знакомится со школьной документацией и ведет свою: планирование, написание конспектов проводимых мероприятий, записи наблюдения мероприятий и фиксирование проделанной работы в дневнике практики, отчет по практике для подведения итогов, и др.
Все документы оформлены аккуратно, в соответствии с требованиями сдаются на проверку методистам, зав практикой.
1. Аттестационные листы (Приложение № 1) и характеристика по учебной практике (Приложение № 2, 6).
2. Тетрадь для развёрнутых планов-конспектов проведенных мероприятий, занятий с приложением дополнительно используемых материалов.
Приложение № 3.

^ Образец оформления титульного листа



«Утверждаю»
Учитель: ______________
Методист: _____________
Оценка: _______________

КОНСПЕКТ
Внеклассного мероприятия______________________________
(форма)
на тему: ______________________________________________
______________________________________________________
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.