.RU

Математическая модель принятия решений у человека

Математическая модель принятия решений у человека


Were quantifying the mind and
human experience. We are turning feelings
into numbersMontague PR.
Сегодня «теория игр» не ассоциируется с ответвлением математики. Она обычно относится к способам подсчитать карты и выиграть кругленькую сумму в казино. Но в действительности она открывает куда более широкие перспективы для изучения поведения людей (хорошо, что эта наука начала прогрессивно развиваться уже ПОСЛЕ апогея тоталитаризма некоторых держав… хотя…).
«Игры сочетают шансы и умения, что дает хорошую репрезентацию человеческой жизни, особенно в военной отрасли и практической медицине, которые неотъемлемо зависят частично от умения и частично от удачи… Было бы неплохо иметь полное исследования игр с математической точки зрения» —Готфрид Вильгельм Лейбниц [1]. В естественных науках эксперты могут сделать точные прогнозы. Смешайте два известных химиката, и химик сможет вам наперед сказать, что получите. Спросите астронома, когда будет следующее затмение, и вы получите дату, время и лучшую локацию для наблюдения, даже если затмение не будет происходить в течение десятилетий. Но достаточно смешать людей и деньги, и вы, как правило, получите хаос! И все же многие экономисты пытаются доказать обратное, достаточно только рассмотреть экономику как одну большую игру. [2]
Так что же все-таки подразумевает под собой теория игр (Game Theory)? Если верить Джону фон Нейману и Оскару Моргенштерну [3], впервые изложившие математические аспекты и приложения теории игр, то она является коллекцией строгих моделей, которые описывают ситуацию, в которых decision-makers взаимодействуют между собой. Чем же это примечательно? Тем, что наконец-то неуловимое понятие экономической выгоды приобрело четкое математическое определение (Ура!). И все же экономисты продолжали считать человека абсолютно рациональным игроком, т.е. любое его действие приносило как можно большую выгоду. Но, протестировав теорию игр на практике, деньги, как оказалось, не самой главное. Люди далеко не так рациональны, а очень даже эмоциональны. Imagine that!
На их решения так же оказывали влияние многие социальные факторы, такие как обоюдность, доверие и справедливость. К примеру, представьте себе игру, когда вашему другу вручили $100, но под предлогом, что он обязательно должен разделить эту сумму с вами (в противном случае, у него не будет этих денег). Вопрос: если ваш друг вдруг решил, что с вас хватит и $10, вы ему это простите? Сомневаюсь. Скорее это вызовет у вас что-то сродное отвращению, а может даже физической боли, поскольку ваша «anterior insula cortex» будет гореть красным пламенем на вашем МРТ изображении. Именно эта часть головного мозга, считается, реагирует на нечестную игру (а так же ответственна за висцеральные ощущения, боль и отвращение). Мораль сей басни такова: вы скорее откажитесь от предложения совершенно, лишив и себя и друга денег, нежели согласитесь вашему другу уйти с $90 в кармане. Такое поведение полностью противоречит понятию рациональности, ведь $10 > $0. [Такие игры действительно изучаются в рамках теории игр и называются Ultimatum Game [2] [4] ; и кстати, если вы считаете, что эмоциональность это не круто, а круто быть рациональным человеком, но при этом вы бы тоже захотели «наказать» друга за нечестность, то не печальтесь, это верный признак, что вы не аутист!].
Между прочим, это не уменьшило ценность теории игр, так как она превратилась в инструмент измерения отклонения от рационального поведения. Остался вопрос все же возможности предсказывать экономическое поведение людей (ведь людям всегда хотелось вам что-то продать до того, как вы начнете анализировать ситуацию). Возникло направление поведенческой теории игр[5], но ученые этого направления понимали, что для анализа социального поведения людей нужно понимать, к чему стремиться каждый индивидуально. Иными словами, нужно забраться людям в головы, полюбоваться их мозгом... И здесь рождается новая гибридная дисциплина, связавшая теорию игр, экономику, психологию и неврологию вместе - нейроэкономика. [2]
Теперь у ученных появились мощные инструменты для измерения самого процесса принятия решений (сканер МРТ). В октябре 2002 года Монтегю и Берн[6] опубликовали в журнале Neuron статью, в которой подняли вопрос «выгоды» на языке мозга. Как оказалось, мозг использует дофамин для подсчета приблизительной выгоды потенциальных способов поведения (дофамин – биологически активное вещество, отвечающее на удовольствие). В статье были указаны многочисленные подтверждения идеи о том, что в циркуляции этого вещества замешаны две части мозга: префронтальная кора (более современная и отвечающая за понимание выгоды в будущем) и лимбическая система(более древняя и требующая выгоды немедленно) – именно они способствовали принятию решений, вырабатывая больше или меньше дофамина. [Интересный факт: лень является результатом борьбы за доминирование между этими двумя частями, когда префронтальная кора говорит: «Сделай домашку, это поможет сдать сессию», а лимбическая: «Пойдем смотреть, что скрывает холодильник».]
До сих пор люди считали, что эмоции мешают нам принимать рациональные решения, хотя многочисленные эксперименты, показали, что само понятие рациональности не возможно без эмоций. К примеру, люди с поврежденной вентромедиальной префронтальной корой (VMPFC), которые испытывали эмоциональные дефициты, просто утратили способность играть в азартные игры. Это указывает на то, что эмоции играют важную роль в принятии решений. [5]
Человечество уже подошло к моменту, когда человеческий мозг перестал быть комком извилин, тщательно запертых в черепно-мозговой коробке. [Дядюшка Фрейд восторженно аплодирует!] Теперь мы можем сказать, что происходит в нашем мозгу в момент принятия решений. Это позволяет сделать еще один шаг на пути к созданию искусственного интеллекта. А насколько это хорошо или плохо судить вам.

Список литературы:



  1. Oskar Morgenstern – Dictionary of the History of Ideas

  2. T. Siegfried. A Beautiful Math – John Nash, Game Theory, and the Modern Quest for a Code of Nature. Joseph Henry Press 2006

  3. J. von Neumann, O. Morgenstern – Theory of Games and Economic Behavior – Princeton Univ. Press 1947

  4. Alan G. Sanfey – Social Decision-Making: Insights from Game Theory and Neuroscience – Science Magazine, VOL 318, 2007

  5. C. F. Camerer – Behavior Game Theory – Princeton Univ. Press 2003

  6. Montague PR, Berns GS, Cohen JD, McClure SM, Pagnoni G, Dhamala M, Wiest M, Karpov I, King RD, Apple N, Fisher RE - Hyperscanning: Simultaneous fMRI during linked social interactions, Neuroimage, 2002
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.