.RU

Композиция периодического издания. Свойства композиции - История возникновения бумаги. Возникновение полиграфии,...

Композиция периодического издания. Свойства композиции.



В общем понимании «композиция» —составление, соединение, расположение. Для оформителя газеты первостепенное значение имеет такое распреде­ление ее компонентов, которое придает газете целостность и помо­гает выявить главное, привлечь к нему внимание чита­теля.

Специфическое в композиции газеты то, что она развернута во времени и пространстве, т. е. су­ществует как длинная цепь номеров, каждый из которых состоит из определенного ряда полос. Применительно к газете мы должны говорить не об одной, а о нескольких композициях, о разных ее уровнях: 1) о композиции газеты как о системе организации и распределении материалов, обусловленных характером и традициями данной газеты, а также перспективными и текущими планами работы редакции; 2) о композиции номера, в которой реализуются общие принципы организации н распределения материалов в зависимости от политических задач дня и плана данного номера; 3) о композиции полосы (в отдельных случаях — разворота) как способе расположения материалов и использовании изобразительных средств в соответствии с конкретным содержанием данной части номера и его общим тематическо-жанровым и графическим ансамблем.

Специфика газетной композиции выражается таким образом в системе организации и распределении материалов, в выявлении главного, в создании единства газеты путем объединения ее разнородных частей: материалов аналитических и информационных, положительных и критических, официальных и авторских, редакционных и рекламных, матерналов на внутренние и международные темы, текстовых и иллюстрационных, больших и маленьких и т. д.

План дает основу композиции, сама же она начинается с

организации материалов

— их распределения и группировки. Печать выработала такие формы организации и подачи материалов: подборка, рубрика (раздел), тематическая полоса, тематический разворот, «газета в газете», специальный номер. В соответствии с этими формами строится очередной номер. В принципе это построение будет повторять построения предыдущих номеров (эта повторяемость и есть композиция газеты), но в деталях и частностях создается нечто новое — композиция номера.

Определив композицию номера, приступают к композиционному построению каждой полосы. Здесь тоже в первую очередь решается вопрос о расположении материалов: что поставить на видных местах полосы — в верхних ее углах, что — в серединой в нижней части, к какому материалу привлечь внимание какими средствами, какой избрать вид верстки и т. д. Способ верстки, шрифтовое к иллюстрационное оформление, характер линеек и украшений, графические акценты — все худо­жественно-полиграфические средства должны быть нацелены на лучшее выявление содержания полосы как части номера, имеющей свои физические границы и свою тематическую самостоятельность (многотемность полосы не исключает этой ее самостоятельности, хотя и подсказывает другие оформительские решения). Построение и графика отдельной полосы должны быть согласованы с композицией и графикой других полос и составлять вме­сте с ними единый оформительский ансамбль. Как композиция отдельного номера строится на основе традиционной композиции данной газеты, так и композиция отдельной полосы взаимосвязана с К всего №а.

Итак, КГ — оформительский принцип газеты, продиктованный ее политическим статусом, ее типом, традициями, перспективными и текущими планами редакции. газета, как целое, существует во множестве №ов. К объединяет все №а общими оформительскими признаками: системой расположения материалов по полосам, разделам и рубрикам, постоянством и порядковостью этих разделов и рубрик, способами выделения материалов и их индивидуальным оформлением. О К газеты можно, таким образом, сказать, что она служит принципиальной оформительской моделью, на основе которой решаются частные вопросы оформления каждого №а.

Естественно, что композиция двухполосной многотиражки резко отличается от композиции 16-полосной «Литературной газеты», где за основу композиции принято деление газеты на две секции — литературоведческую и общепублицистическую. Определенные различия мы найдем в композиции городской и районной газеты, утренней и вечерней, общеполитической и ведомственной и т. д. Но в пределах каждой отдельной газеты мы обнаружим большее или меньшее постоянство композиции.

Композиция, как более существенный элемент оформления, является в то же время и более устойчивым, более стабильным элементом.Резкие отступления от принятой композиции могут быть оправданы только чрезвычайными обстоятельствами — историческими событиями; публикацией больших официальных материалов, выпуском юбилейных и тематических номеров и т. д.

  1. Конструктивные особенности газетной полосы.



Нередко крупные материалы заверстываются газетным «подвалом» (объем­ный текст разверстывается либо на все колонки, либо на большую часть коло­нок полосы) или газетным «чердаком» (перевернутый «подвал»). Меньшие по размеру, но важные по теме или проблеме материалы могут подаваться «окном» (материал заверстывается в углу или на центральных колонках) - чита­тель обращает внимание на эти участки полосы.

Свое место в периодических изданиях сегодня занимают рекламные под­борки, рекламные тексты как таковые. Но прежде чем остановиться на особен­ностях оформления газетно-журнальной рекламы, следует представить виды коммерческих текстов, с которыми приходится работать дизайнерам, макетчи­кам, верстальщикам.

Рекламные послания в газете или журнале по сути представлены двумя видами: прямая реклама,u реклама усложненных форм!(имиджевая или т.н. «косвенная»).

Прямую рекламу нередко еще называют модульной или рекламой в рамках, а под рубричной понимаются прежде всего объявления частных лиц. Но и модульные объявления нередко объединяются под той или иной рубрикой, и краткие объявления (без рамок или в рамках) от организаций, предприятий подаются под рубриками без заголовков, иллюстраций и т.п. В свою очередь, краткие объявления могут подаваться и оплачиваться по модулям.

Реклама усложненных форм - это реклама в жанрах, заимствованных у журналистики (интервью, репортаж, статья и др.). Она может размещаться как на основе модулей, так и по особым расценкам, оговоренным в прайсах..

Рассмотрим структуру газетно-журнального модульного объявления, ко­торое, кстати, может быть оформлено и без рамки. Вот его составляющие: то­варный знак (логотип), заголовок или заголовочный комплекс, слоган, информа­ционный блок, иллюстрации, купон, графические средства.

Товарный знак, как правило, размещается справа вверху.

Заголовочный комплекс может включать в себя рубрику, основной заголовок, подзаголовок.

Слоган в объявлении является либо самостоятельным элементом фирмен­ного стиля (располагается над или рядом с товарным знаком, а при повторе ­2-4 раза - компонуется с другими элементами рекламного объявления по всему его полю), либо элементом заголовочного комплекса. При этом слоган мо­жет и замещать основной заголовок (подзаголовок).

Информационный блок призван выполнять ряд задач, поставленных рек­ламодателем (представлять ассортимент Т/У, выделяться среди конкурентов, побуждать потребителей к действию и др.), поэтому он так же, как и все рек­ламное послание, достаточно жестко структурирован: лид («врезка», «вводка, «корзинка»), основной текст, «вынос в тексте» (так выделяются коммерчес­кое предложение, скидки и льготы и др.), подписи и комментарии, реквизиты (адрес и связь, подписи и др.). «Врезка» может быть развернутым подзаголов­ком или началом текста.

В качестве иллюстраций выступают и имиджевые фотографии, и фотопор­треты, и снимки, на которых изображены заказчики, посредники, продавцы, клиенты, сами товары, здания, интерьеры и др., и рисунки, и их комбинации, и uнфографика (схемы, карты, таблицы, диаграммы и др.). Иллюстрации сопро­вождаются подписями или комментариями, относящимися к отдельным час­тям фотографий или рисунков.

Купон подается как неразрывная часть рекламного послания, но при этом может составляться и оформляться как «вынос в тексте» или как самостоятельное рекламное объявление.

Если в газете нет определенной системы расположения (выключки) заголов­ков, то они записываются на макете так, как должны стоять на полосе. При наличии определенной системы выключки достаточно бывает записать первое слово названия публикации.

Разверстка материалов может быть симметричной, асимметричной («вна­крут») И версткой с подчеркнутой асимметрией.

Работники секретариата выбирают те или иные приемы макетирования:

1. Планово-композиционный. Материалы разверстываются в той последо­вательности, в какой они обозначены в плане.

2. Традиционный прием макетирования. Он предусматривает постановку в чердаке или подвале наиболее крупного материала, который по диа­гонали уравновешивается другой, сравнимой по размерам публикаци­ей («мельница», «вертушка»).

З. «Гвоздевой» прием макетирования. Самая ударная публикация ставится в зрительный центр полосы в окружении, как правило, мелких заметок.

Применяются специфические термины, связанные с размещением матери­алов на полосе: «на открытие» (левый верхний угол полосы), «на отлет» (пра­вый верхний угол полосы), «стояк» (две-три колонки сверху донизу), «чердак» (верхняя часть полосы), подвал» (нижняя часть полосы), («подвал на разворот» (или «нараспашку»), «внакрут» (разверстка всего блока - подборки материа­лов на одну тему - на две и более колонок, внутри же блока заметки идут одна за другой), «мельница», или «вертушка» (размещение двух крупных материа­лов, которые уравновешивают друг друга по диагонали).

  1. Понятие вёрстки, виды вёрстки. Компьютерные программы вёрстки. Особенности компьютерной вёрстки.



Верстка - один из основных процессов полиграфического производства, в ходе которого печатное произведение приобретает окончательный вид. От качества ее выполнения прямо зависит качество журнала или газеты. Это один из наиболее сложных процессов, обеспечивающий при соблюдении обязательных технических правил стилевое и техническое единство оформления и художественную целостность издания, соответствие каждой полосы как ее содержанию, так и общему принципу оформления издания.

Правила верстки: 1) полоса не должна начинаться неполной концевой строкой абзаца, 2) полоса не должна заканчиваться неполной начальной строкой абзаца, 3) нельзя делать переносы с нечетной полосы на четную, 4) нельзя заканчивать полосу заголовком! +++ Не должно быть коридоров, абзацные отступы должны быть одинаковыми, на странице должно быть 30-40 строк.

Классификация верстки. 1) по конфигурации материалов: прямая (каждый материал – прямоугольник, колонки одинаковы по высоте, скучно), ломаная (преобладают материалы ступенчатой формы, колонки разновелики по высоте, трудно, но динамизм), смешанная. Прямая верстка спокойнее и проще ломаной и смешанной в восприятии читателями. Большинство русских газет строится по методу прямой верстки. Сдержанный характер. 2) по соотношению высоты и ширины материала: горизонтальная, вертикальная, горизонтальная с вертикальными пересечениями, вертикальная с горизонтальными пересечениями (в последних двух случаях можно говорить о перпендикулярной верстке, так как преимущество горизонталей или вертикалей не всегда поддается учету). 3) по расположению материалов относительно центра полосы (вертикальной или горизонтальной линии, делящей полосу на 2 равные части), верстка бывает симметричной и

асимметричной. Симметричная верстка, если она не формальна, графически уравновешивая противоположные части полосы, уравнивает и их содержательную значимость. Асимметрия, благодаря своему динамизму, ярко подчеркивает главное на полосе. 4) по ширине колонок материала: постоянная (одинаковое количество колонок одного размера) и переменная.

Виды верстки иллюстраций.

1) открытая (текст отдельно, фото отдельно), 2) закрытая – текст с 3 сторон, 3) глухая – со всех сторон, но это неудобно, 4) вразрез (текст, потом фото, потом опять текст – то есть фото делит тест на части), 5) в оборку – фотка в углу – с 2 сторон огибает текст.

Попов и Гуревич: постоянная по вертикали и горизонтали, постоянная по вертикали и переменная по горизонтали, переменная по вертикали и постоянная по горизонтали, переменная по вертикали и по горизонтали. Брусковая верстка. Каждый материал в рамке + тенденция к горизонтальной верстке.

В последнее десятилетие верстают на компьютере. Используются эскизные макеты, представляющие скорее описание полос, нежели хорошо просчитанный чертеж. Полоса формируется не из вещественных носителей изображения (металл или пленка), на любом этапе вносятся поправки. Можно автоматизировать большую часть работы по реализации макета с помощью эталонных страниц, библиотек и шаблонов – «пустых» экземпляров издания, содержащих все, что включается в каждый его выпуск. Шаблон может содержать: количество страниц, стили (текст, заголовки, колонтитулы), эталонные страницы с повторяющимися элементами и параметрами колонок и пробелов, указатель содержания (для журналов еженедельников), выходные данные. Сначала верстаются оперативные, а затем неоперативные (новости) полосы. Верстка завершается выводом полос. После этого в зависимости от технической оснащенности редакции полосы в виде электронной версии либо выведенные на пленку или на бумагу передаются в типографию для изготовления печатной формы и тиражирования издания. Для цветных изданий предусмотрен процесс цветоделения


  1. Принципы и правила вёрстки (в т.ч. по Рэндаллу)



Верстка - один из основных процессов полиграфического производства, в ходе которого печатное произведение приобретает окончательный вид. От качества ее выполнения прямо зависит качество журнала или газеты. Это один из наиболее сложных процессов, обеспечивающий при соблюдении обязательных технических правил стилевое и техническое единство оформления и художественную целостность издания, соответствие каждой полосы как ее содержанию, так и общему принципу оформления издания.

Правила верстки: 1) полоса не должна начинаться неполной концевой строкой абзаца, 2) полоса не должна заканчиваться неполной начальной строкой абзаца, 3) нельзя делать переносы с нечетной полосы на четную, 4) нельзя заканчивать полосу заголовком! +++ Не должно быть коридоров, абзацные отступы должны быть одинаковыми, на странице должно быть 30-40 строк.

Классификация верстки. Путаница!

1) по конфигурации материалов: прямая (каждый материал – прямоугольник, колонки одинаковы по высоте, скучно), ломаная (преобладают материалы ступенчатой формы, колонки разновелики по высоте, трудно, но динамизм), смешанная.

Прямая верстка спокойнее и проще ломаной и смешанной в восприятии читателями. Большинство русских газет строится по методу прямой верстки. Сдержанный характер.

2) по соотношению высоты и ширины материала: горизонтальная, вертикальная, горизонтальная с вертикальными пересечениями, вертикальная с горизонтальными пересечениями (в последних двух случаях можно говорить о перпендикулярной верстке, так как преимущество горизонталей или вертикалей не всегда поддается учету).

3) по расположению материалов относительно центра полосы (вертикальной или горизонтальной линии, делящей полосу на 2 равные части), верстка бывает симметричной и

асимметричной. Симметричная верстка, если она не формальна, графически уравновешивая противоположные части полосы, уравнивает и их содержательную значимость. Асимметрия, благодаря своему динамизму, ярко подчеркивает главное на полосе.

4) по ширине колонок материала: постоянная (одинаковое количество колонок одного размера) и переменная.

Виды верстки иллюстраций.

1) открытая (текст отдельно, фото отдельно), 2) закрытая – текст с 3 сторон, 3) глухая – со всех сторон, но это неудобно, 4) вразрез (текст, потом фото, потом опять текст – то есть фото делит тест на части), 5) в оборку – фотка в углу – с 2 сторон огибает текст.

Попов и Гуревич: постоянная по вертикали и горизонтали, постоянная по вертикали и переменная по горизонтали, переменная по вертикали и постоянная по горизонтали, переменная по вертикали и по горизонтали. Брусковая верстка. Каждый материал в рамке + тенденция к горизонтальной верстке.

В последнее десятилетие верстают на компьютере. Используются эскизные макеты, представляющие скорее описание полос, нежели хорошо просчитанный чертеж. Полоса формируется не из вещественных носителей изображения (металл или пленка), на любом этапе вносятся поправки. Можно автоматизировать большую часть работы по реализации макета с помощью эталонных страниц, библиотек и шаблонов – «пустых» экземпляров издания, содержащих все, что включается в каждый его выпуск. Шаблон может содержать: количество страниц, стили (текст, заголовки, колонтитулы), эталонные страницы с повторяющимися элементами и параметрами колонок и пробелов, указатель содержания (для журналов еженедельников), выходные данные. Сначала верстаются оперативные, а затем неоперативные (новости) полосы. Верстка завершается выводом полос. После этого в зависимости от технической оснащенности редакции полосы в виде электронной версии либо выведенные на пленку или на бумагу передаются в типографию для изготовления печатной формы и тиражирования издания. Для цветных изданий предусмотрен процесс цветоделения


  1. Заголовочный комплекс. Его составляющие



Заголовочный комплекс – определенная совокупность литературных и графических средств и приемов, дающая читателю предварительные сведения о содержании номера и отдельных материалов. Номер состоит из множества относительно самостоятельных публикаций. Не подчеркнуть их своеобразия нельзя, нельзя обойтись только заголовками и подзаголовками. Нужна и смысловая и графическая дифференциация заголовочных средств в рамках полосы, номера. В многострочных заголовках каждая строка должна иметь смысл. Не рекомендуется заканчивать заголовок служебными частями речи. Переносы в заголовках не допускаются. Заголовки: собственно заголовки, подзаголовки, надзаголовки, рубрики, анонсы, шапка (крупнейший на полосе). Разделение заголовков:

1) по расположению внутри текста: внутри, над, сбоку, на одном уровне.

2) по выключке (выравниванию) заголовков: по левому краю, по правому краю, по центру, по ширине.

3) по структуре: однострочные, двухстрочные, многострочные,

4) по композиции: «пирамида», «перевернутая пирамида», флаговый заголовок (выключка слева), «лесенка», «ленточка» (в одну строку).

Заостряется внимание! Разнообразие шрифтового набора, декоративные элементы, цветовые решения. Но заголовочная часть служит не только целям разделения материалов, но и целям их объединения. В подзаголовке уточняется тема статьи. Бывает, в крупном материале надо дать сразу несколько подзаголовков. Тогда их выносят на открытие публикации и подают как единый блок – анонс (чтобы усилить зрительно-смысловой центр публикации, сразу представить читателю главные темы). В журналах, в отличие от газет, часто анонсируются и будущие материалы. Вводка – это особо выделенное вступление к материалу, подборке, дается максимум исходной информации о теме. Эпиграф, объясняющий идею публикации. Используются цитаты писателей, иногда автор сам придумывает (комментарий к карикатуре). Вставка – редакционное дополнение к материалу (примечания, комментарии). Они обособляются графически или ставятся в конце текста. Многократно может повторяться рубрика – название определенного раздела. Заголовок, охватывающий группу материалов, называется «шапкой». Есть и третья разновидность этого элемента – «флаговый» заголовок: когда название самого важного материала разверстывается на всю ширину подборки, целевой страницы, охватывая и другие материалы.

По способу исполнения заголовочные элементы можно разделить на наборные и клишированные. Наборные составляют основную массу заголовочных элементов, выполняются они обычно титульными шрифтами. Клишированные элементы можно разделить на три группы: текстовые, изобразительные и изобразительно-текстовые. Заголовочное пространство может быть сплошным (элементы подаются единым блоком) и дробным (внутренние подзаголовки текста, вставки в середине текста). Сплошное заголовочное пространство может иметь прямоугольную и ступенчатую конфигурацию. Внутри текста заголовки размещают, чтобы избежать слияния с соседним или разделить большой текст (надо, чтобы заголовок размещался в оптическом центре материала – примерно на треть высоты колонки). В журналах часто дробят заголовок, располагая его частями в публикациях, которые занимают страницу или разворот. У однострочного заголовка 3 варианта размещения: прямо по центру заголовочного пространства, справа и слева. Двухстрочный - 9 вариантов, а трехстрочный – 65. 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.