.RU

Глава 197 ЗАКОНЫ О САВАНЕ, ОЧИЩЕНИИ МЕРТВОГО ТЕЛА - Законы утреннего пробуждения

Глава 197



ЗАКОНЫ О САВАНЕ, ОЧИЩЕНИИ МЕРТВОГО ТЕЛА



И О ЗАПРЕТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ МЕРТВОЕ ТЕЛО



1.

Принято искать для савана непременно белую льняную ткань, и саван должен быть красивым, чтобы указывать на то, что мы верим в Воскресение мертвых, по­скольку сказано в Талмуде: «Сказал рав Хия бар Йосэф: «В будущем праведники вос­станут в своих одеждах». Однако саван не должен быть слишком дорогим и велико­лепным, поскольку это запрещено.

Не следует подрубать края савана и чем бы то ни было скреплять его, ни нит­ками, которыми шьют, ни так, как делают при одевании.

Мужчину хоронят в талите, на котором прикреплены цицит, только одну из нитей цицит делают некошерной. И более пра­вильно уже тогда, когда тело находится на кладбище, привязать одну из нитей к углу талита. Если у мертвого при жизни был красивый талит, в котором он молился, не следует после смерти заменять его другим, не таким красивым, поскольку человеку лучше быть похороненным в том талите, в котором он молился при жизни.

Когда мертвого одевают, следует думать о том, что как одевают тело, так же и душа его будет одета в духовные одежды в Ган-Эдене.

2.

Вот как подготавливают тело к похо­ронам: моют тщательно горячей водой те­ло и голову и тщательно вычищают между пальцами рук и ног и во всех местах, про­мывают, расчесывают и стригут волосы на голове и стригут ногти на руках и на ногах (в наших же странах это не принято). И нужно следить за тем, чтобы не перево­рачивать мертвое тело лицом вниз, так как это - проявление неуважения к нему; сле­дует же поворачивать его сначала на один бок, а потом - на другой.

После того, как тело тщательно промы­то, на него выливают девять кавов воды, то есть ставят мертвое тело на землю или на солому и выливают воду ему на голову, чтобы она стекала по его телу.

3.

Сколько именно составляют девять ка­вов - мудрецы спорят об этом (и следует взять примерно 24 польских квapты). И нет необходимости следить, чтобы вся та вода была в одном сосуде, - даже если на него вылито девять кавов воды из двух или трех сосудов, вся вода считается вместе; только следует начать лить из второго сосуда, пока в первом еще не кончилась вся вода, а из тре­тьего - пока не кончилась вся вода во вто­ром. И также если льют воду из одного сосу­да, следует проследить, чтобы струя воды не прерывалась. Однако вода, вылитая из четыpex сосудов, даже если она выливается из них всех одновременно, - не объединяется.

4.

После этого взбивают яйцо с вином, и яйцо берут со скорлупой; в этом содержит­ся намек на то, что мир движется по кругу и всех постигает одно и то же. (В местах, где нельзя достать вина, берут воду.) Этой смесью моют голову мертвого. То же, что принято в некоторых местах, что каждый берет немного этой смеси и брызжет на мертвого, - это неправильно, и этот обы­чай следует отменить, поскольку он напоминает нееврейские обычаи; следует же именно вымыть этой смесью его голову.

5.

Нужно следить, чтобы пальцы мерт­вого не были сжаты. А то, что в некоторых местах принято именно сжимать пальцы мертвого, - следует отменить этот обы­чай. А то, что, по словам некоторых, в этом содержится намек на имена Бога, - это не­правда. И также то, что в руку мертвого вставляют палочки, - это бессмысленный обычай; если же непременно хотят это сделать, пусть положат их возле него.

6.

После того как мертвое тело вымыто, не следует оставлять его в том же месте, где его мыли, а следует уложить его напротив входа внутри дома. И не переворачивают доску, на которой его мыли, так как это мо­жет быть опасно.

7.

Никому не следует целовать своих умер­ших детей, так как это очень опасно. И уж тем более не следует брать мертвого за руку и говорить ему, чтобы тот взял его с собой.

8.

Когда мертвого выносят из дома, следует проследить, чтобы никто не вы­ходил перед ним; только участвующие в переноске тела, которые должны идти впереди гроба, чтобы нести его, могyт выйти первыми.

9.

Если человек просто упал и немедленно умер, то, если на его теле есть раны и из них текла кровь, и поэтому можно пола­гать, что кровь, вытекшая в момент смер­ти, впиталась в его одежду и обувь - его не моют, а хоронят в одежде и в обуви, только поверх одежды и обуви оборачивают его простыней. И вместе с ним хоронят всю землю, в которую впиталась кровь.

И только ту одежду, в которую он был одет, хоронят вместе с ним. Если же кровь брызнула на другую его одежду, в которую он не был одет, и также если его положили на подушки и одеяла, пока кровь еще тек­ла, - их не следует хоронить вместе с ним, следует же тщательно отстирать их в воде, пока на них не останется следов крови, и эту воду вылить в его могилу.

Если кровь не текла, одежду с него сни­мают и моют его, а затем одевают в саван, как всех прочих мертвых. И также утонув­ших в воде раздевают и поступают с ними, как со всеми остальными мертвыми. В не­которых местах принято утонувших так­же погребать в тех одеждах, в которых их нашли; и пусть каждое место придержива­ется своего обычая.

10.

Даже если из него, пока он был жив, текла кровь, но прекратилась, а после это­го его раздели, и он прожил после этого еще сколько-то дней, и только после того умер - его моют и делают ему саван; даже при том, что он испачкан кровью, которая из него вытекла, его все равно моют, по­скольку можно не опасаться, что нужно как-то по-особому поступать с кровью, ко­торая вытекла из тела при жизни; только про ту кровь, которая вытекла непосредст­венно в момент смерти, можно опасаться, что это та самая кровь, с которой вышла душа, или что в ней есть часть той крови, с которой вышла душа.

11.

Роженица, умершая от родов, рас­сматривается как убитая, то есть если изве­стно, что из нее вытекло много крови, ее не моют. Однако, если сначала кровь пре­кратилась, а после этого она умерла, так что нет оснований полагать, что на ней та самая кровь, с которой вышла душа, - с ней поступают как со всеми остальными мертвыми. Во многих же общинах приня­то мыть умершую роженицу в любом слу­чае. И с умершими роженицами связано еще несколько обычаев; и пусть каждое место следует своим обычаям.

12.

Того, кто был убит неевреем, даже ес­ли из него совсем не вытекло крови, на­пример, если он был задушен, - его хоронят в том, в чем он был найден, чтобы усилить гнев Небес на его убийцу.

13.

Мертвое тело как еврея, так и нееврея, а также саван запрещены к использованию. И также украшения мертвого тела, при­крепленные к нему, например, искусствен­ные волосы, привязанные к его волосам или вплетенные в них, запрещены к ис­пользованию. и также если у него были искусственные зубы, они должны быть по­хоронены вместе с ним. Однако украшения, не прикрепленные к его телу, разрешены к использованию. И также украшения, не сде­ланные похожими на его тело, такие, как ювелирные изделия и одежда, разрешены к использованию в любом случае (см. «Пит­хей Тшува», глава 349).

Глава 198



ЗАКОНЫ ВЫНОСА ТЕЛА, ПОХОРОННОЙ ПРОЦЕССИИ И «ОПРАВДАНИЯ СУДА­»



1.

Если в городе находится мертвый, всем жителям этого города запрещено работать. Если же в гopoде есть специально назна­ченные люди, которые будут хлопотать о мертвом, тем, кому не придется заниматься нуждами мертвого, разрешено работать.

2.

В маленьком поселении, в котором есть мертвый, люди не приветствуют один другого и уж тем более не приветствуют друг друга на кладбище, когда там происхо­дят похороны, даже если дело происходит в большом городе. Однако, если сейчас на кладбище не происходит похорон, там раз­решается приветствовать друг друга, нахо­дясь на расстоянии четырех ама от могилы.

3.

Запрещено оставлять мертвого на ночь без погребения, как сказано: «Не оставляй на ночь... а погребением погреби в тот же день». Если же его оставляют на ночь для того, чтобы можно было про­явить к нему уважение, например, чтобы приготовить ему гроб и саван, или для то­го, чтобы успели прибыть родственники или плакальщики, - это разрешено, по­скольку Тора запретила оставлять мертво­го на ночь так, как оставляют повешенно­го, то есть в позоре, но не тогда, когда это делается ради того, чтобы почтить его.

И также если найдено мертвое тело и ни­кто не знает, кто это, разрешается оставить его без погребения, пока не придут свиде­тели или его жена и не опознают его.

4.

Ко всем мертвыми относится прави­ло: чем быстрее выносят его к месту его упокоения - тем лучше. Однако, если речь идет об отце или матери, которых сын обя­зан оплакивать и долго причитать над ни­ми, - эта поспешность, наоборот, достой­на порицания, если дело не происходит накануне Шаббата или Йом-Това или тогда, когда на ложе мертвого льет дождь.

5.

Если нужно похоронить сразу двоих, то того, кто умер первым, первым и выно­сят, а затем выносят второго. И после того как похоронили первого, утешающие не выстраиваются в ряд и по его поводу не произносят благословения скорбящих и утешения скорбящих, чтобы не отклады­вать похорон второго.

Если же первого умершего не хотят хо­ронить сегодня, чтобы можно было поч­тить его, из-за этого не откладывают похо­рон второго, а хоронят его немедленно.

6.

Если один из умерших - мудрец и зна­ток Торы, а второй - простой неученый ев­рей, выносят сначала мудреца, даже если неученый еврей умер первым. Если один из умерших - мужчина, а другой - женщина, выносят сначала женщину, даже если мужчи­на умер первым, как сказано: «И умерла там Мирьям и была похоронена там», - то есть сразу после смерти она была похоронена.

7.

Если человек проливает слезы о ко­шерном человеке, который умер, - Святой, благословен Он, считает эти слезы и хранит в своей сокровищнице. И в этом содержится еще и способ исправить грех случайного семяизвержения и способ спа­сти своих несовершеннолетних сыновей от смерти, Боже упаси.

8.

Если человек видит, как мертвого несут на кладбище, и не идет провожать его, он нарушает запрет «насмехаться над нищим» И должен быть отлучен от общи­ны. И необходимо проводить мертвого по меньшей мере четыре ама. В тех же слу­чаях, когда провожать его не обязатель­но (см. ниже, параграф 9), тем не менее необходимо встать перед ним. И в этом случае человек вставанием выражает ува­жение не к мертвому, а к тем, кто занима­ется похоронами, поскольку они заняты выполнением заповеди. И то же отно­сится к любому случаю, когда человек за­нят выполнением заповеди: перед ним необходимо встать. Так, известно, что ре­месленники приветствовали вставанием тех, кто приносил в Иерусалим первые плоды.

9.

В наше время можно полагать, что любой еврей изучал Писание и Мишну. И поэтому ради похорон прерывают даже изучение Торы, чтобы принять участие в похоронной процессии, Только если речь идет о женщине или ребенке, принято разрешать этого не делать, то есть не пре­рывать изучения Торы ради участия в по­хоронной процессии. Юноши же, занима­ющиеся в ешиве, никогда не прерывают своих занятий, поскольку их не отрывают от этого даже для строительства Храма.

10.

Необходимо исключительно строго следить за тем, чтобы мужчины и женщины не оказывались рядом по дороге на кладби­ще и тем более при возвращении, посколь­ку это, Боже упаси, может оказаться опасно.

11.

Несущим гроб не следует надевать на ноги сандалии (то есть туфли без зад­ника, которые могут легко упасть с ноги); однако ботинки можно надеть.

12.

Когда тело оказалось на расстоянии примерно тридцати ама от кладбища, не­сущим его следует останавливаться через каждые четыре ама, чтобы успеть остано­виться семь раз, поскольку в книге «Когелст» семь раз встречается слово «суета», а в Ге­хиноме есть семь костров, а мертвый про­ходит через семь судилищ; и на каждой ос­тановке следует ненадого задержаться, поскольку в этом будет для мертвого неко­торое искупление. В те же дни, в которые не читают Таханун, нет необходимости останавливаться, поскольку в эти дни суд не так суров.

13.

Когда процессия достигает кладби­ща, те ее участники, которые не видели могил тридцать дней, должны произнести благословение: «...Который создал вас посуду...» (см. выше, глава 60, параграф 11), после этого произносят: «Беспредельно могущество Твое...» (и все второе благо­словение «Шмонэ Эсрэ») до слов «…воз­вратить мертвым жизнь».

14.

После этого произносят «оправда­ние суда»: «Твердыня, действие Его цельно…» (см. следующую главу, параграф 9). Начинает произнесение этого текста один из соблюдающих траур. Если же ни один из соблюдающих траур на кладбище не присутствует, начинает самый достойный из присутствующих.

В те дни, в которые не читают Таханун, не произносят и «оправдания суда». И поэтому его не произносят в пятницу после полудня, а также накануне Йом- Това. Однако накану­не Рош-Ходеш, а также накануне Хануки и Пурима его произносят даже после полудня. Если же хоронят мудреца, знатока Торы, то «оправдание суда» произносят и в Лаг ба­ Омер, и в дни между Рош-Ходеш месяца Си­ван и праздником Шавуот, и Девятого Ава, и накануне Рош га-Шана до полудня.

15.

Ночью не произносят ни «оправда­ние суда», ни Кадиш, который обычно чи­тают на кладбище.

16.

Если хоронят ребенка, прожившего меньше тридцати дней, «оправдания суда» не произносят.

Глава 199



ЗАКОНЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ПОХОРОНАМ И КЛАДБИЩУ



1.

Похороны, про которые говорится в То­ре, состоят в том, что мертвое тело засыпа­ют землей как оно есть. В некоторых мес­тах принято класть мертвого в гроб, сделанный из досок, и так хоронить его, и не может быть так, чтобы в этом гробу не было отверстий, и этого достаточно. В не­которых же местах принято хоронить мертвого без гроба, то есть класть его пря­мо на землю, не подкладывая под него до­ску, однако по сторонам от тела ставят две доски, а на них сверху кладут третью, что­бы земля не падала на мертвое тело, по­скольку это - проявление неуважения к нему. А есть еще такие места, в которых обычных мертвых хоронят, как мы описа­ли, без гроба, однако для мертвых когенов и первенцев, к которым нужно проявлять большее уважение, делают гробы.

Когда делают гроб, следует проследить за тем, чтобы остающиеся от него обрезки досок ни для чего не использовались. И их следует сжечь под тем котлом, в котором греют воду для обмывания мертвого.

Если хоронят милосердного человека, ко­торый кормил бедных со своего стола, сле­дует сделать ему гроб из стола, как сказано: «И пойдет перед тобой милосердие твое».

2.

Мертвое тело кладут на спину, лицом вверх, если же у него есть почва Земли Из­раиля, ее насыпают немного под него, а не­много на него, чтобы выполнить сказан­ное: «…и искупит земля Его народ Его». Главные места, на которые должна попасть эта земля - на место Святого Завета (обре­зания), на рот, на глаза и на кисти рук.

3.

Не хоронят двух мертвых рядом друг с другом, кроме как в случае, когда разделя­ющая их доска может стоять самостоя­тельно и имеет размер по крайней мере в шесть пальцев. Если же это возможно, сле­дует устроить так, чтобы расстояние между двумя мертвыми составляло по меньшей мере шесть тефахов. Однако женщину или мужчину можно хоронить вместе с их сыном, дочерью, внуком или внучкой. Общее правило таково: всякий, кто младенцем спал вместе с этим челове­ком при его жизни, может быть похоро­нен вместе с ним после смерти. Однако взрослого сына не хоронят вместе с от­цом, а взрослую дочь - с матерью. И даже если речь идет о маленьком сыне или дочери, разрешается именно похоронить их одновременно. Однако если, один из них уже похоронен, запрещено хоронить вместе с ним другого.

4.

В главе 163, параграф 7, уже разъяснялось, что умершего ребенка обрезают на кладбище и дают ему имя. И умершей де­вочке также следует дать имя. И тех, кто за­нимается похоронами, необходимо пре­дупредить об этом («Эйшив Моше», «Ор га-Хаим», глава 13).

5.

Не ставят гробы один на другой, если их не разделяет слой земли в шесть тефахов.

6.

Не хоронят злодея рядом с праведни­ком, как сказано: «Пусть не присоединится к грешникам душа моя». И даже страшного злодея рядом с не таким страшным не хо­ронят. И также не хоронят праведника, а тем более среднего кошерного человека рядом с исключительным праведником.

Если два человека при жизни ненавиде­ли друг друга, их не хоронят рядом, по­скольку и после смерти они не смогут ле­жать рядом в покое.

7.

Принято следить за тем, чтобы не брать лопаты или мотыги у товарища при похо­ронах, а делать так, чтобы один выпускал инструмент из рук, а другой поднимал его.

8.

После того как мертвый уложен в мо­гилу, переворачивают его носилки три ра­за, так как числовое значение слова «мита» (носилки) совпадает с числовым значени­ем слова «дин» (суд). В этом содержится намек на то, что суд обернется помилова­нием, а плач - пляской. Об этом намеком сказано в стихе: «Обернул Ты плач мой в пляску для меня...». В день, когда не читают Таханун, этого не делают.

9.

Если на кладбище присутствует сиро­та, то после похорон (если дело происхо­дит днем) отдаляются от могил по мень­шей мере на четыре ама

1

и произносят отрывок из Тгиллим: «Начальнику хора... Услышьте это...» (Тгиллим, глава 49). А в день, когда не читают Таханун, произно­сят: «Михтам Давида...» (Тгиллим, 16), и си­рота произносит Кадиш со строкой: «И Он в будущем сотворит его заново...», и собрав­шиеся произносят его вместе с ним до сло­ва «...и почет Его». В некоторых же местах принято, чтобы и Кадиш произносили вна­чале перед захоронением, после «оправда­ния суда». В некоторых же местах и «оправ­дание суда» не произносят до похорон.

10.

Принято, возвращаясь с кладбища, рвать траву, бросать ее за спину и произно­сить: «Помни, что прах мы». И в этом есть также намек на Воскресение мертвых, ко­торые воскреснут из праха, в который об­ратились, как сказано: «...и расцветут в го­роде, как трава земная». И это разрешается делать также в Холь га-Моэд, и после этого моют руки. И в этом содержится намек на то, что этот вид нечистоты очищается только лишь с помощью трех вещей: воды, пепла красной коровы и растения эзов.

Руки следует мыть не в реке, а полив на них из сосуда («Элиягу Раба», конец гла­вы 224). И не следует брать сосуд из рук то­го, кто уже совершил омовение рук: он должен поставить его, а другой его возь­мет. И вытирать рук не следует.

Некоторые говорят, что следует остано­виться и сесть семь раз, поскольку духи со­провождают возвращающихся, а когда те садятся, они убегают. В некоторых же мес­тах принято после омовения рук садиться только три раза. И всякий раз произносят: «Да будет даровано нам Господом…». И да­же если мертвый был похоронен в Йом­-Тов, разрешается сесть три раза так же, как в будни. И принято настаивать, чтобы че­ловек не входил в дом, пока не омоет рук и не сделает всех этих остановок. И обычай наших отцов - это Тора.

11.

Не переносят мертвого из города, в котором есть кладбище, в другой город, по­скольку это неуважение к мертвому - пере­носить его с места на место. Можно перене­сти его из-за границы Земли Израиля в Землю Израиля, или если его переносят в то место, где похоронены его предки. И также если он завещал перенести себя в другое место, это разрешается сделать.

12.

Запрещено вскрывать могилу после того, как тело было покрыто землей, то есть начиная с того момента, когда земля закрыла крышку гроба. Но пока тело не за­крыто землей, разрешается открыть гроб, если это для чего-нибудь нужно. Если же для какой-нибудь надобности необходи­мо извлечь тело из могилы, следует спро­сить у раввина, как поступить.

13.

Если могила уже выкопана, ее не ос­тавляют на ночь открытой, поскольку это опасно. Если же до завтра похоронить мертвого не успеют, следует засыпать мо­гилу землей.

14.

Запрещено ходить по могилам, по­скольку некоторые говорят, что могила за­прещена к использованию. Но тем не менее, если человеку необходимо подойти к какой-либо могиле, а он может сделать это, только пройдя по другим могилам, ­разрешается это сделать.

15.

Не следует ходить по кладбищу или на расстоянии меньше четырех ама от мертвого, а также во всей комнате, в которой лежит мертвый

2

, имея на голове тфиллин, а на одежде цицит, поскольку это будет «насмешкой над нищим»; если же тфиллин и цицит закрыты и не видны, это разре­шено. И также не следует молиться там или произносить отрывки из Тгиллим, кроме тех, которые произносятся в честь мертвого

3

.

16.

На кладбище не ведут себя легкомыс­ленно из-за уважения к мертвым; там, на­пример, не едят, не пьют и не ходят по нужде. Там не пасут скотину; там не косят траву. Однако плоды фруктовых деревьев, посаженных на кладбище, но не на самих могилах, можно собирать.

17.

В некоторых местах принято не ста­вить надгробного камня до истечения две­надцати месяцев, поскольку надгробный камень ставится в знак уважения к его ста­тусу мертвого, а в первые двенадцать меся­цев он еще испытывает страдания. И кро­ме того, надгробный камень ставится для того, чтобы мертвый не был забыт, а забы­вается он только по истечении двенадцати месяцев («Элиягу Раба», конец главы 224). В некоторых же местах на это не обраща­ют внимания.

1 Относительно того, как нужно отдаляться для произнесения Кадиша, см. ниже примечание 3 и БГ, глава 45.

2 Некоторые же говорят, что и в самой комнате, где лежит мертвый, это запрещено только на рассто­янии четырех ама от него.

3 На территории же кладбища, там, где поблизос­ти нет могил, это разрешено (при условии, что бли­жайшие могилы находятся на расстоянии больше четырех ама). И тем не менее правильно было бы не входить за кладбищенскую ограду, имея на голове тфиллин, поскольку всегда можно случайно подойти к могиле на четыре ама.

2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.