.RU

Глава пятая - Фил Сэндал Коактивный коучинг. Учебник Co-Active Coaching

Глава пятая.



ВИДЕНИЕ БУДУЩЕГО



Представления о будущем, о собственной миссии никогда не были связаны с коучингом, как таковым. Эти понятия описывают человеческую жизнь, насыщенную, полную, в которой есть баланс, живость, ощущение присутствия, реализованное™. А коучинг был создан как средство воплощения такой жизни. Мы собирали этот метод по кусочкам: читали книги, разговаривали с людьми, экспериментировали, и в результате всего этого появились форма, структура и навыки коучинга. Мы играли с тем, что «работало», безжалостно отказываясь от того, что «не работало».

Мы создали свой язык, свои термины, свою модель, которой гордимся, поскольку она доступно объясняет, что такое процесс Коактивного коучинга. С годами мы все больше радуемся тому, что мы — коучи, что мы готовим и учим коучей и рассказываем миру об эффективности, силе и могуществе коучинга, чтобы люди, решаясь изменить свою жизнь, действительно делали бы это. А видение, взгляд в будущее всегда оказывалось бы достоянием самих людей и связывалось бы с их стремлением жить полно, радостно, наслаждаясь своей работой и делая лучшее из того, на что они способны.

Сейчас коучинг как профессия еще переживает период младенчества. Он ищет свой голос, учится ходить и заявлять о себе. Но мы знаем, что эта профессия востребована, и сейчас есть ко-учи не только в Северной и Южной Америке, но и в Европе, и в странах Тихоокеанского региона. Наша профессия распространяется с поразительной скоростью, и это — дань человеческому стремлению к совершенству, стремлению жить полной жизнью, Именно клиенты, приходящие в отношения коучинга со своими запросами, создают основу этой профессии и придают ей силы для роста.

Создание профессии



В книге Ральфа Л. Сандерсона «О профессиональной этике» есть перечень пяти особенностей, отличающих настоящего профессионала.

Профессионалы владеют некими особенными знаниями, умениями, или навыками.

Они предъявляют к себе более высокие этические требования, оценивают себя по более высоким стандартам, нежели остальные члены общества.

Группа профессионалов самоуправляема: она регулирует вхождение новых членов в профессиональное сообщество, отслеживает качество их работы и изгоняет тех, кто нарушает свои обязательства.

Профессионалы работают на благо общества



У них есть определенные права и привилегии, которых лишены другие профессиональные сообщества и сферы деятельности.

Особенности коучинга как профессии становятся очевидными со временем, как детали изображения на фотографии в процессе проявления. Но даже на сегодняшнем уровне коучингуже соответствует критериям «профессии», приведенным выше. Сравните, например, профессию коуча с профессией финансиста-плановика. В конце 70-х годов прошлого века в различных сферах деятельности появились люди, которые предлагали своим клиентам услуги финансового планирования. Но никакой официальной организации не было, как не было и отдельной профессии — «специалист по финансовому планированию» — наподобие профессии «социальный работник». Но потребность в профессиональном финансовом планировании была, поэтому постепенно единомышленники объединились для удовлетворения потребностей клиентов, желая" при этом защитить целостность и интегрированность новой профессии.

Стремление установить и сохранить профессиональную идентичность совпадает со столь же сильным желанием отделить специалистов в данной профессии от практиков в других областях посредством введения этических стандартов и сертификации.

Этические стандарты



Сравнение собственной деятельности с определенными стандартами и несение ответственности за нее суть существенные составляющие профессионализма. Эти стандарты разрабатываются и приводятся в исполнение профессиональной ассоциацией. Международная федерация коучей (МФК) разработала следующие этические правила для своих членов.

Преамбула



Коуч верит в достоинство и целостность любого человека и берет на себя обязательства развивать присущие каждому человеку способности и наличествующие у него внутренние силы для реализации его целей. В процессе диалога коуч стремится создавать условия для того, чтобы клиент самостоятельно разрабатывал стратегии, находил решения, которые будут быстро и эффективно продвигать его к достижению собственных целей. Коуч предупредительно относится к ранимости и уязвимости каждого клиента и оберегает его, стараясь при этом вести человека к достижению высочайших стандартов ответственности за собственную жизнь и опоры на самого себя. Коуч сохраняет собственную объективность и компетентность в тех областях, в которых он декларирует ее наличие, и направляет свою практику на благо клиента, местного сообщества и общества в целом.

1.

Отношения коучинга и контракт



В начале любых отношений коучинга члены Международной федерации коучей должны произнести вслух и прояснить для клиента условия данных отношений коучинга, зафиксированные письменным соглашением или договором. Этот документ может храниться на web-сайте или в электронной почте клиента и коуча, или в напечатанном виде. Условия договора между коу-чем и клиентом должны предусматривать: квалификацию коуча; тип доступных услуг; ограничения и перспективы услуг коуча; Положение о правах клиента; а также собственно условия контракта, такие как его продолжительность, частота встреч, способы коммуникации и оплата услуг коуча.

2.

Защита клиента



Благополучие и самореализация клиента суть основные цели отношений коучинга, налагающие на коуча обязательства поддерживать высокий уровень целостности и надежности в течение всего времени действия контракта. Для этого коучи обязаны: уважительно относиться к потребностям и просьбам клиента; обеспечивать конструктивную обратную связь; внимательно относиться к границам и личным ограничениям каждой из сторон; соблюдать конфиденциальность и учитывать возможный конфликт интересов; искренне и конгруэнтно подходить к каждому из подобных вопросов по мере их возникновения.

Ни при каких условиях коуч не имеет права использовать клиента в своих личных, социальных, сексуальных или финансовых целях. Коуч готов раскрыть перед клиентом любую персональную выгоду, которую он получает от отношений с ним, что включает, в частности, приобретение полезных знаний, личностный рост, а также оплату рекомендаций, данных клиенту. Коуч обязуется постоянно действовать так, чтобы результат, к которому он стремится совместно с клиентом, обмениваясь информацией, разговаривая, переадресуя клиента к другому специалисту и давая рекомендации, способствовал только личностному росту клиента и его благополучию, а не реализации собственных интересов коуча.

3. Конфиденциальность



Коуч обязуется максимально уважать конфиденциальность клиента, хотя и не может априори гарантировать, что ему это удастся. Коуч обязан сообщить клиенту обо всех обстоятельствах, способных повлиять на объективность его, коуча, суждений, на любое решение или фактор, имеющий отношение к его намерению раскрыть какую-либо конфиденциальную информацию о клиенте высшим инстанциям или представителям власти. Клиенту сообщается, что он не обладает юридической неприкосновенностью, и в случае необходимости коуч имеет право сообщить о нем в соответствующие органы. Если коуч чувствует себя некомфортно, сохраняя конфиденциальность предоставленной клиентом информации, ему рекомендуется обратиться к своему супервизору, чтобы четко определить, каким образом лучше всего справиться с этой ситуацией.

В редких случаях, если сообщенная клиентом информация имеет отношение к преступлениям, нарушениям закона и может представлять опасность для него самого или окружающих лиц, коуч обязан связаться со своим супервизором, чтобы определить, необходимо ли оповещать об этом власти и сообщать об этом клиенту. Клиента извещают о том, что все материалы, предоставляемые ему коучем, нельзя перепродавать, публиковать или как-либо иначе использовать помимо отношений коучинга без письменного разрешения самого коуча, в чем он дает свое согласие.

4. Конфликт интересов



Все возникающие конфликты интересов должны быть обсуждены и разрешены, причем основным критерием для их разрешения должны служить благополучие и самореализация клиента. В любом случае, обнаружив конфликт интересов, коуч обязан сообщить клиенту об этом и попытаться его разрешить. Если коуч не может — объективно — послужить интересам клиента, сохранить уважение к нему, либо работа с клиентом вызывает у него внешний или внутренний конфликт, коуч, исходя из этических стандартов, обязан разорвать контракт. Завершая работу таким образом, коуч обязан представить клиенту свои оправдания, разумные объяснения возникшего конфликта и рекомендации по поводу возможных дальнейших действий.

5.

Переадресация клиента и завершение контракта



В каком бы случае ни возникали внешние или внутренние условия, которые не удовлетворяют отношениям коучинга, коуч обязан раскрыть свои наблюдения и мнения клиенту. Коуч может предложить некоторый набор решений этой проблемы, стараясь никоим образом не причинить ущерб достоинству клиента. Если одно из решений — «переадресовка» клиента другому коучу, то кбуч обязан предложить клиенту на выбор три подходящие кандидатуры коучей, как минимум один из которых должен быть членом МФК. Если коуч предлагает завершить контракт и не направляет клиента к другому коучу или откладывает осуществление контракта до более подходящего времени, он обязан предоставить клиенту ясное и четкое объяснение причин, вызвавших это решение.

6.

Нарушение этических стандартов



Если коуч осознанно и намеренно нарушает этические стандарты, установленные Международной федерацией коучей, он в обязательном порядке направляется на работу с супервизором и/или исключается из Федерации. Коуч, получивший выговор, направляется на повторное обучение к супервизору на срок, определяемый МФК для каждого конкретного случая. Исключение из МФК означает, что коуч утрачивает право называться членом МФК, каким-либо образом пользоваться своим членством и предъявлять удостоверение о прежнем членстве в МФК в качестве документа, подтверждающего его профессиональную компетентность. Выговор и взыскания, ведущие к исключению коуча из МФК, включают в себя конфискацию всех внесенных членских взносов.

Институт подготовки коучей (CTI) рекомендует следующие дополнительные правила профессионального поведения.

Содержание нашего взаимодействия с клиентами является конфиденциальным. Не подлежит раскрытию или упоминанию без согласия клиента даже его имя.

Мы не нарушаем закон ради наших клиентов. Мы не можем быть соучастниками клиента в подготовке плана умышленного преступления.

Мы не заключаем с клиентами финансовые соглашения, основанные на достигнутом результате (например, некий процент от суммы всех продаж, которые клиенту удастся осуществить в своей корпорации благодаря коучингу).

Заключая соглашение с корпорацией, мы воспринимаем ее служащих как наших клиентов и уважаем их право на конфиденциальность.

Мы не работаем с клиентами, на защиту которых не вправе встать и о которых не можем высказываться позитивно.

Мы сдерживаем собственных «гремлинов», не позволяя им вмешиваются в процесс и мешать развитию клиента.

Мы относимся к нашим коллегам, конкурентам и к нашей профессии в целом с глубоким уважением.

Мы соглашаемся работать с жизненными проблемами клиента, способствовать его продвижению к самореализации, к полноте жизни и балансу так, чтобы он развивал свою способность действовать и углублял свое обучение.

Такие правила и этические стандарты позволяют нам яснее понимать некоторые аспекты профессиональной позиции. Но эти правила — нечто большее, чем просто минимальные стандарты законопослушного поведения. Это способ наиболее четкого выражения той целостности, которая лежит в самой основе коучинга. Даже при отсутствии общепринятого кодекса коучинг занимал бы эту же этическую позицию. Эта профессия по самой своей природе подразумевает очень высокие этические стандарты. Обязательства перед целостным, здоровым и находящимся в контакте со своей силой клиентом уже должны быть достаточной причиной, побуждающей к высоконравственному поведению. Коучи обязаны ясно понимать роль своих личных целей в собственных решениях, они должны иметь возможность и уметь вести себя в соответствии с этическими стандартами, высоконравственно и профессионально. Ответственность коуча перед целостностью «Я» гораздо значимее, чем следование этическим стандартам.

Переадресация клиента другому коучу



Зачастую вопрос об «этичности» всплывает в связи с границами и ограничениями коучинга. Где они? В каких случаях клиент, например, нуждается не в коучинге, а в психотерапии? Для ответа на этот вопрос нет, конечно, никакого научно обоснованного теста. Именно коучу, лично, приходится принимать это решение.

Существует вероятность определенного «перехлеста» между сферой применения коучинга и психотерапии, поэтому коучи должны быть весьма осторожны в тех аспектах своей практики, которые могут спровоцировать «смятение» в сознании клиента. И психотерапия, и коучинг, например, могут исследовать одно и то же сложное жизненное событие, например, предательство близкого человека или финансовый крах. И психотерапевт, и коуч могут сходным образом относиться к ситуации. Они способны показать клиенту, какой урок он может извлечь из этой ситуации, и пытаются понять, какое именно действие клиента нормализует его состояние. Даже значительная часть самого разговора может казаться похожей: в обоих случаях клиент будет выражать очень глубокие чувства — горе, страдание, гнев. Задача коуча заключается в том, чтобы шире взглянуть на эту ситуацию и увидеть, где вместо коучинга необходима только психотерапия. Именно коуч должен открыто поговорить об этом с клиентом. Многие коучи специально для таких ситуаций составляют список психотерапевтов, чтобы направлять к ним своих клиентов. Возможно, клиенту нужна консультация специалиста по трудовым вопросам или чья-то еще.

Переадресовывать клиента приходится и в том случае, когда он или сама ситуация коучинга по тем или иным причинам вызывает у коуча дискомфорт. Возможно, этот клиент — коллега или друг супруга (супруги) коуча. Может быть, коучу не удается, несмотря на все старания, преодолеть личностную несовместимость или сохранять профессиональную позицию. Или коуч считает, что этот конкретный клиент вообще не поддается коу-чингу, понимая, что не сможет ему помочь, по крайней мере, именно таким способом. Существует очень много случаев, когда коуч приходит к заключению, что эти отношения не помогут клиенту. В таком случае коучу необходимо взглянуть правде в глаза, сохраняя собственную целостность, и сделать так, чтобы клиенту было легко расстаться с ним.

Представьте себе мир...



Те из нас, кому довелось обучать коучей и вести клиентов, знают, какой потрясающий эффект может дать коучинг в человеческой жизни. Мы испытали это и в своей собственной жизни. В некоторых случаях это вызывало благоговейный страх, не больше, не меньше.

С каждым коучем общается всего горстка людей. Но давайте попробуем представить себе целый мир, где коучинг стал частью повседневной жизни. В этом мире есть рестораны, клубы здоровья, консультанты по вопросам выбора профессии — и, конечно, профессиональные коучи. Все признают их ценность и значимость для общества. Сегодня же, напротив, большинство коучей тратит львиную долю времени на то, чтобы объяснить окружающим, что же такое «коучинг». Всеобщее понимание ценности и смысла этой профессии облегчит процесс привлечения людей в отношения коучинга.

Представьте себе мир, где основные навыки и подход коучинга широко используются не только профессиональными коуча-ми, но всеми людьми без исключения. Что было бы, если бы культура восприняла принципы полноты жизни, баланса и самореализации, заложенные в человеке от природы? Что было бы, если бы те аксиомы, которые принимаются как данность в отношениях коучинга, нашли бы свой путь в повседневную жизнь? Представьте себе, каким бы стал этот мир?

В этом мире, где повсюду будут реализованы фундаментальные принципы коучинга, люди возьмут на себя ответственность за самореализацию в жизни и в работе. Они не пожелают терпеть «второсортное существование», соглашаясь только на полноценную жизнь, которая востребует все их таланты и умения. Детей с самого раннего возраста будут учить тому, что самореализация — это не «то, что, возможно, случится с отдельными избранными личностями, когда они станут богатыми или известными». Самореализация доступна «здесь и сейчас», в данный конкретный момент и в следующий, и в тот, что за ним, — для тех, кто встал на этот путь...

Представьте себе мир, где каждый человек очень отчетливо и полно воспринимает свою работу, имея цель и право выбора. Вообразите мир страстных, вовлеченных, ответственных людей, которые хотят внести позитивные изменения в жизнь окружающих в процессе своей собственной самореализации. Это мир, где каждый делал бы лучшее из возможного, каждый был бы силен, каждый проявлял бы свой дар вместо простого смирения и терпения, сидения за конторским столом, работы за компьютером или стояния за прилавком, используя при этом лишь десять процентов своего интеллекта. С использованием коучинга те же самые люди через год смогут работать на тех же самых постах, но у них будет совсем другая система отсчета. Ценность работы коренным образом изменится, потому что дело будет не в том, чтобы числиться на службе, а в том, чтобы вносить позитивные изменения в мир. Таким образом, работа станет для человека делом чести, и он совсем по-другому будет к ней относиться.

Представьте себе мир, где аксиомы коучинга используются везде — в межличностных отношениях, в профессиональной динамике, в мировой политике. Что изменилось бы, если бы люди, прежде чем вступать в личные отношения или участвовать в каком-то проекте на работе, составляли бы между собой контракт или составляли альянс? Что было бы, если бы у людей вошло в привычку говорить друг другу правду, даже если это достаточно тяжело, и не соглашаться на меньшее? Вообразите, как изменилась бы наша политическая система. Что случилось бы, если бы люди стали прислушиваться не только к словам, но и к тому, что стоит за ними?

Представьте себе мир, где вы можете услышать и воспринять горькую правду, научиться извлекать из нее урок, вместо того чтобы выстраивать психологическую защиту. Как бы мы жили, если бы показывали своим близким, своим детям то лучшее, чем они могли бы стать, вместо того чтобы указывать на их ошибки и недостатки? Что было бы, если бы мы ожидали от них проявлений величия и успешности вместо провалов или некомпетентности? Что было бы, если бы мы взяли на себя полную ответственность и решились бы помогать нашим друзьям, партнерам и детям достигать успеха — такого, о котором они и не мечтали? Но при этом оставляли бы им пространство для промахов и ошибок, не осуждая их?.. Мы бы при этом воспринимали ошибки и неудачи как способ быстро чему-то научиться. Что было бы, если бы мы попросту признавали и принимали сильные стороны других людей, вместо того чтобы тыкать их носом в их «недоработки»?

Это был бы мир любознательности и удивления, мир слушания, совсем иного, нового и занимательного... Это был бы мир, в котором мы позволяли бы нашей интуиции работать. Мир, в котором каждый отвечал бы перед другим за то, кем он является, и за то, что обещал сделать. В этом мире мы также должны быть привержены истине, касающейся нас самих, как и той истине, которую открываем другим людям. Это был бы мир, в котором обучение и развитие ценились бы выше, чем комфорт и возможность произвести хорошее впечатление. Представьте себе мир, где видение будущего «подпитывалось» бы энергией творчества и процветания, где оно бы поддерживалось, одобрялось и приветствовалось бы. Просто представьте...

Часть четвертая.



Инструменты коуча.



2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.