.RU

Жизнь как ценность - старонка 22

Ницше Ф. Собрание сочинений. Т. 11. По ту сторону добра и зла. М., 1903. С. 136. Кстати, не есть ли это то самое “оклеветание жизни”, с которым так страстно борется сам Ницше? Это — еще одно противоречие его философии.

lxxxixНицше Ф. Соч. в двух томах. Т. 2. М., 1990. С. 575.

xcНицше Ф. Соч. в двух томах. Т. 1. М., 1990. С. 604.

xciПлесснер Х. Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 103.

xciiШелли М. Франкенштейн, или современный Прометей. М., 1965. С. 71.

xciiiМанн Т. Волшебная гора // Манн Т. Собр. соч. в 10 т. Т. 3. М., 1959. С. 381.

xcivДубровский Д.И. Смысл смерти и достоинство личности // Филос. науки. 1990. № 5. С. 117.

xcvПушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. М., 1984. С. 86-87.

xcviЛифшиц Владимир. Избранные стихи. М., 1974. С. 103.

xcviiНицше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм // Ницше Ф. Соч. в 2 т. М., 1990. Т. 1.

xcviiiВересаев В.В. Живая жизнь. М., 1991. С. 197.

xcixБердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С. 331.

cФромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. С. 205.

ciДиденко Б. Хищная власть. Зоопсихология сильных мира сего. М., 1997.

ciiСр.: Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Соч. в 6 т. Т. 4, ч. 2. М., 1965. С. 132.

ciiiДостаточно обратить внимание на первые слова “Бытия”: “И сказал Бог: да будет…”, чтобы увидеть действенность речи, она сохраняется и в других случаях. И безбожная жизнь грешника, переданная в богохульных словах (ср.: Пс. 9:25 и сл.), не может рассматриваться как прямое цитирование вопреки мнению некоторых исследователей, которые берут эти слова прямо как запись вольнодумной речи, превращая псалмопевца — в автора, текст псалма — в литературное произведение, а погибающего грешника — в близкого к атеизму скептика (Рижский М.И. Книга Иова. Из истории библейского текста. Новосибирск, 1991. С. 165-166).

civNephesh — человек (“душа”) и любое живое — очевидное совпадение с nishma, neshamah, напр.: Быт. 1:21, 2:7, Пс. 150:6, Дан. 5:23, 3 Цар.17:17 (1 Цар.17:7).

cvБычков В.В. Aesthetica Patrum. Эстетика Отцов Церкви. Апологеты. Блаженный Августин. М., 1995. C. 24.

cviTheological Dictionary of the New Testament, ed.by G.Kittel, Grand Rapids. Vol. 5. Michigan, 1991. P. 329.

cviiBeged наряду с simlah (salmah), lebuwsh и пр., обозначает и обыкновенную (но тоже, конечно, живую) одежду, однако когда речь о священных одеждах Аарона и первых, особо близких Господу, левитов — это всегда beged. Ср. kethoneth в Неем.7:70,72. Ездр.2:69 — но здесь контекст явно снижен. Так что beged в Ветхом Завете приобрело исключительный смысл.

cviiiСр. сила: Пр.31:17,25. Ис.52:1, Пс.117:14 (118:14), Иов.26:2 и т.д., Пс.95:6 (96:6) — в соп. с красотой!

cixМнение, будто в “Библии четко отделена жизнь природы от жизни человека, подчеркнута особенность общественной жизни, надличной и надприродной…” (Волков А.Б. Ветхий Завет о жизни и смерти. М., 1996. С. 124), не выглядит убедительно. А обилие неприспособленной к тексту рационально-субъективной лексики производит впечатление неудачных метафор. Жизнь всего живого, а не только людей, историзирована, народ живет в истории — посреди живого, а не отдельно от него. С первых же глав Бытия о человеке и о животных сказано одинаково: kol-nephesh haiyah, kol-chai, kol-(ha)chaiyah Быт.1:21 ср. 1:24,9:12,15,7:14,8:1,6:19 и т.д. Все вместе они находятся в завете Бога Быт. 9:9 и сл.

cxСм.: Onians R. The Origins of European Thought about the Body, the Mind, the Soul, the World, Time and Fate, Cambridge, 1954, p. 492, 494-495. Но даже и без этого примера несомненна преимущественно мужская ориентация древнееврейской культуры. Хотя в Библии сказано о единстве мужчины и женщины в творении, женщина полностью подчинена отцу и мужу (Быт.29:15, 1Цар.18:17,19,27). Ей необходимо добиться любви. При рождении девочки она остается нечистой более долгий срок (Лев.12:2-5). Левират мог отвергнуть мужчина, но не женщина (Втор.25:5). Мужчина мог содержать гарем, мог пользоваться услугами блудниц (Иуда, Самсон) и мог карать смертью женщину за блудодеяние (Быт.38:24). Мужчина — главный созидатель жизни. Поколениями мужчин исчисляются роды и время, умножается человечество. Выпадающий из жизни (или принимающий жизнь) народ оказывается женщиной, а у слов, обозначающих постыдное (poth, cherpaw, nabluwth), женский, а не мужской контекст отчетливее, что тоже не случайно. Не взаимосвязаны ли маскулинность и несозерцательность? Народ как женщина — в восприятии действия — имеет более изобразительный вид. Вообще жизнь примечательно-незаметна, и все же мужское обличье Бога не столь отягощено вещественными подробностями, сколь бы ни были они подвижны, по сравнению с подробностями прекрасной Израиль. Настороженность к женщине есть и у некоторых христианских писателей. Климент Александрийский подозревает родство между дьяволом и Евой, он говорит, что на языке евреев именем Ева с густым придыханием обозначается женщина-змий (Protrept., P.G.ed. S.P.Migne. T. 8. C. II. Col. 72).

cxiCтрого говоря, в Библии нет специального слова, обозначающего тело как таковое — это всегда живое, плоть (basar); ср.: Дан.3:27, 4:30, 5:21, но и здесь тело неотличимо от плоти.

cxiiСр.: Втор. 23:13 и 14 ervah и близкое по значению nabluwth в Ос.2:10 или cherpaw в соп. с towebah в Иез.5:11 и 14,15, Наум.3:6 (shiqquwts) и Мал.2:3 (peresh), в соп. с cherpaw в Пс.43:10,14 (44:9,13) и т.д., Пс.82:11,83:10 и сл.-domen и т.д.

cxiiiДля евреев это одно и то же слово: taznuwth или zanah, напр., Иез.16:20,22,25,26,34,36,23:11,14,18,19,43 — taznuwth, (Иез.16:15,28,33,23:3,5,8,19 — zanah или zenuwth (происх. от zanah) Иер.3:9,13:27), ср. также замену слова gab (высота) при переводе по Септуагинте словом “блудилище” (Иез.16:31).

cxivФрейд З. Лекции по введению в психоанализ. Т. 1. М., 1922. С. 26.

cxvИпполит Васильевич искал причины болезней отнюдь не в механике взаимодействия организма с “внешними и внутренними его врагами” — патогенными факторами среды и микрофлоры, а в эволюции вида Homo sapiens и его животных предков — в биологической эволюции, якобы обеспечившей нам полное собрание всех специфических и неспецифических защитных реакций организма, называемых по привычке болезнями. См.: Давыдовский И.В. Проблемы причинности в медицине (этиология). М., 1964.

cxviОн и в физиологии, и в медицине проявил себя: в витализме Х.Дриша в критическом переосмыслении натуралистических основ психоанализа, в трудах А.А.Ухтомского, П.К.Анохина и Н.А.Берштейна, в психосоматической медицине, в рефлексивном эволюционизме И.В.Давыдовского и мн.др.

cxviiСм. кн.: О проблеме причинности в медицине. М., 1965. С. 9.

cxviiiИли, что то же самое: теоретическая рефлексия на процесс становления духовно и духовно-практической культуры индивидов и их общностей.

cxixБудто-то не было семидесяти лет ее безраздельного господства на всех ступенях и во всех формах пропаганды, а главное — обучения и воспитания! Интереснейший феномен: она не только в миг улетучилась со страниц газет, журналов, книг и экранов TV, но столь же мгновенно — и из голов двух сотен миллионов исповедовавших ее граждан бывшего СССР. В том числе и даже прежде всего — из голов самих пропагандистов. Улетучилась так же быстро и так же основательно, как и православие, самодержавие, народность после 1917 г., как миф тысячелетнего рейха после падения фашистского режима в Германии… В истории таких примеров слишком много, чтобы видеть суть данного феномена в ложности или просто в недостаточной объективности самих скоропадающих идеологий. Теоретикам стоило бы поразмышлять о генезисной связи объективных мыслительных форм осознаваемого бытия людей с так называемой социальной психологией масс.

cxxОсобенно непримиримые и воинствующие борцы с постперестроечной неразберихой в умах называют ее антикультурой.

cxxiУкорененном не только в сознании, но и в организации содержания, форм и методов учебной деятельности разных поколений.

cxxiiЕще раз напомню: именно на ведение, а не только лишь на знание того, что выработало человечество в этой области современной техногенной науки.

cxxiiiПоэтому так или иначе, осознанно или интуитивно, но любой теоретик медицинской науки просто был вынужден опираться (чаще всего не рефлексивно) на видение и ведение теми или иными философами начала и сути этой определяющей человека способности. Но благодаря натуралистической ориентации своей, как правило, — на вульгарно-материалистические или, напротив, на спиритуалистические концепции. Что было предопределено господствующим в эмпиристской науке психофизическим параллелизмом (см. выше).

cxxivБолее подробно и обоснованно я писал о его необходимости и возможности в другой статье. См.: Михайлов Ф.Т. Перспективы гуманитаризации образования // Филос. исследования. 1995. № 4. С. 26-79.

cxxvНе только членораздельного дискурса, но и музыкальной, и изобразительной, пластично конструктивной.

cxxviСм.: Михайлов Ф.Т. В поисках causa sui психического. Размышления при чтении Л.С.Выготского // Филос. исследования. 1994. № 1. С. 5-15.

cxxviiЯзыком членораздельной речи, музыки, архитектуры, словесного творчества, изобразительного искусства и т.п.

cxxviiiАвтор этих строк убедился в этом, работая вместе с клиницистами Московского государственного медицинского университета над двумя книгами Логика и клиническая диагностика и Человек как “предмет” и субъект медицины (первая издана, вторая готовится к изданию).

cxxixСв. Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб., 1995. С. 50.

cxxxВизгин В.П. Герметизм, эксперимент, чудо: три аспекта генезиса науки нового времени // Философско-религиозные истоки науки. М., 1997. С. 106.

cxxxiТам же. С. 90.

cxxxiiНалимов В.В. В поисках иных смыслов. М., 1993. С. 111.

cxxxiiiТам же. С. 115.

cxxxivСознание и физическая реальность. Т. 1. № 1-2. 1996. С. 1.

cxxxvТам же. С. 40.

cxxxviТам же. С. 71.

cxxxviiТам же. С. 97.

cxxxviiiЧистый мир. Ежемесячная газета о воспитании души. Минск, 1996. № 4(7).

cxxxixKanitscheder B. Wissenschaftstheorie der Naturwissenschaft. B.-N. Y., 1981. S. 181.

cxlВизгин В.П. Указ. соч. С. 106.

cxliПисьма Елены Рерих 1932—1955. С. 433.

cxliiОливье Клеман. Истоки. М., 1994. С. 75.

cxliiiТам же. С. 75.

cxlivЦит. по: Оливье Клеман. Указ. соч. С. 76.

cxlvТам же. С. 76-77.

cxlviТам же. С. 77.

cxlviiТам же. С. 79-80.

cxlviiiБердяев Н. Русская идея // Несмелов В.И. Наука о человеке. Казань, 1994. С. 56.

cxlixLow R. Anthropologische Grundlagen einer christlichen Bioethik. Bioethik. Philosophisch-Teologische Beitrage zu einem brisanten Thema. Koln, 1990. S. 18.

clНесмелов В.И. Наука о человеке. Казань, 1994. С. 31.

cliЛосский В.Н. Кафолическое сознание (антропологическое приложение догматов Церкви) // “По образу и подобию”. М., 1995. С. 163.

cliiИоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. М., 1998, С. 111.

cliiiБердяев Н. Опыт философского оправдания христианства // Несмелов В.И. Наука о человеке. С. 32.

clivНесмелов В.И. Наука о человеке. С. 247.

clvЛосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности // “По образу и подобию”. М., 1995. С. 114.

clviКураев А. Традиция, догмат, обряд. М., 1995. С. 123.

clviiЦит. по: По образу и подобию. М., 1995. С. 24.

clviiiКураев А. Традиция, догмат, обряд. С. 117.

clixТам же. С. 124.

clxТам же. С. 115.

clxiХристианство. Энциклопедический словарь в 3 т. М., 1995. Т. 2. С. 527.

clxiiМаксим Исповедник. Творения. Кн. 1. М., 1993. С. 118.

clxiiiО вере и нравственности по учению Православной Церкви. М., 1991. С. 6.

clxivЛосский В.Н. Догматическое богословие. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 286.

clxvТам же. С. 287.

clxviМитрополит Антоний Сурожский. Исцеление тела и спасение души // Человек. 1995. № 5. С. 110.

clxviiТам же. С. 117.

clxviiiСв. Феофан Затворник. Болезнь и смерть. М., 1996. С. 28-29.

clxixМитрополит Антоний Сурожский. Исцеление тела и спасение души. С. 111.

clxxТам же. С. 113.

clxxiСвятая преподобномученица Елизавета. Житие. Акафист. Храм Рождества Богородицы, с. Поярково. С. 28.

clxxiiБулгаков С. О чудесах евангельских. М., 1994. С. 64.

clxxiiiТам же. С. 73-74.

clxxivLow R. Anthropologische Grundlagen einer christlichen Bioethik. S. 11.

clxxvIbid. S. 12.

clxxviIbid. S. 15.

clxxviiIbid., s. 16.

clxxviii 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.