.RU

Э. А. Азроянц При всем своем природном любопытстве, внушительными доказательства­ми которого служат достижения науки и техники, человек непропорционально мало знает о себе. Складывается впечатление, что, увидев мир - старонка 2

63



циональное и далее синтезируется в представление иррациональное, анимическое (образно-размытое).

Отраженные в пограничных формах мышления указанным путем феноме­нальная и ноуменальная реальности становятся достоянием самосознания для адап­тации человека к этим реалиям и самоидентификации. Рефлективное мышление передает эстафету мышлению рациональному, а трансцендентное - иррациональ­ному, каждое из которых пропускает информацию через три фильтра. Для рацио­нального мышления - это понятие, суждение и умозаключение, а для иррациональ­ного - соответственно ассимиляция, понимание и вера. Если первая гройка доста­точно традиционна и не требует комментария, то для пояснения смысла второй они необходимы. Предполагается, что иррациональные представления проходят определенный процесс осмысления, в результате которого часть нового знания со­относится с уже имеющимся опытом, согласуется с ним или позволяет его иначе интерпретировать и развивать, другая же часть остается не понятой, не находящей места в обычном опыте. Этот процесс мы и называем ассимиляцией. Первая часть нового знания, которая воспринимается рациональным мышлением, трансформи­руется через понимание в научное знание, а вторая - может структурироваться в форме идей, наиболее фундаментальные из которых становятся источником веры или творческого вдохновения. Соответственно, первые переходят в область рацио­нального мышления, а вторые остаются в области иррационального.

С другой стороны, важно подчеркнуть ту особенность этих форм мышления, которая заключается в том, что рациональное мышление поднимает отдельно-кон­кретное до уровня абстрактно-особенного, а иррациональное - опускает до этого же уровня абстрактно-всеобщее; т.е. происходит как бы выравнивание (усредне­ние) понимания (через разные этапы абстрагирования) части и целого, что делает их пригодными для осмысления и постижения человеческим разумом.

Каждый тип мышления определен своей целевой установкой. Для погранич­ных типов - это обеспечение контактов с внешними мирами и накопление соответ­ствующего рационального и иррационального опыта. Для внутренних типов эти целевые установки более дифференцированы. Рациональный тип мышления уп­равляет телом и организует известное знание. Иррациональный тип обеспечивает получение нового знания и творческий процесс вообще. Кроме того, для внутрен­них типов мышления характерными задачами являются формирование и функци­онирование таких структурных образований психики, как память, совесть, любовь и воля. Причем, как мы полагаем, каждая из этих областей, находясь в координатах и рационального, и иррационального мышления, подразделяется структурно на две части, доминантно отнесенные к одному из названных типов. Так, память подраз­деляется на актуальную и потенциальную, совесть - на субъективную и объектив­ную, любовь - на чувственную и эмоциональную, воля - на рациональную и ирра­циональную.

Поясним высказанные утверждения. Актуальная память, которую можно назвать еще оперативной, - это тот объем информации, к которому человек в по­вседневной жизни обращается либо регулярно, либо достаточно часто. Это инфор­мация "на поверхности", которая быстро актуализируется и постоянно подтвержда­ется. Более глубокие слои памяти хранят информацию, редко или мало востребуе-мую, и вообще всю информацию, прошедшую через любой из типов мышления. Что­бы это утверждение стало более понятным, мы рекомендуем читателю провести ма­ленький эксперимент над самим собой. Попробуйте вспомнить свою жизнь 10-20-30 лет назад. Первоначально память выдаст буквально единичные факты, эпизоды, лица. Но чем дольше вы будете вспоминать свое прошлое, тем более ясно и подробно будет

64



Э.А. Азроянц Архитектура внутреннего мира человека

прорисовываться прошлое, и всплывут такие детали и мелочи жизни, которые, ка­жется, даже в то далекое время не задерживали на себе ваше внимание. Человек по­мнит (хранит) все, но использует незначительный объем своей памяти.

Одухотворенное самосознание человека формирует его душу, важнейшими аспектами которой выступают три хорошо известных, но все еще мало изученных понятия - совесть, любовь и воля. Широта, в определенной степени "размытость" этих понятий вынуждает дать хотя бы краткую авторскую трактовку их смыслово­го содержания.

Соглашаясь с И.Кантом, давшим определение совести как "моральному за­кону во мне", мы образно представляем ее в форме своеобразной "кристаллической решетки" души, которая сложена воспринятыми ею ценностями, нормами и убеж­дениями.

В формировании этой конструкции участвуют все три сущности человека, и реальная комбинация их в этом процессе, и доминирование той или иной составля­ющей в нем сугубо индивидуальны. С другой стороны, можно с определенной сте­пенью условности все эти принципы (узлы решетки) разделить на две группы. Пер­вая - фундаментальные (объективные), которые практически не изменяются во времени (например морально-этические заповеди мировых религий). Вторая -субъективные, обусловленные временем, местом или другими наличествующими факторами.

Объективная и субъективная части совести в человеке представлены самы­ми различными соотношениями. Там, где уверенно доминирует объективная часть, мы видим человека высокой совести, мерки которой не меняются от обстоятельств и тех фигур, с которыми он общается. В противном случае, перед нами человек, у которого целый набор штампов совести. В зависимости от обстоятельств, для него приемлемы взаимоисключающие принципы: жестокость и сентиментальность, зло­ба и мягкость, он может быть и деспотом, и рабом и т.п. А.Шопенгауэру принадле­жит интересная, с нашей точки зрения, фраза о том, что честь есть внешняя со­весть, а совесть - внутренняя честь. Может быть, это и крайность, но Г.Гурджиев называл человека без совести безнадежным с точки зрения эволюции7.

Любовь есть состояние, возвышающее человека и открывающее путь к ре­альному счастью. Это состояние гармонизированных отношений между внешним и внутренним мирами, попадание в резонанс с ними. Любовь связывает душу и с телом, и с духом. Как говорил Вольтер, любовь - самая сильная из всех страстей, потому что она одновременно завладевает головою, сердцем и телом, а полвека спу­стя его не менее знаменитый земляк О.Бальзак подтвердил это следующими сло­вами: "Мы признаем человеком только того, чья душа мечтает в любви настолько же о духовном наслаждении, как и о телесном удовольствии"8.

Не случайно и христианская традиция раскрывает Святую троицу: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух - через любовную триаду: Любящий-Возлюбленный-Любовь.

В любви мы различаем две области, которые формируются на основе разных целей, а значит и направлений. Первая область базируется на связи души с телом и внешним материальным миром - это любовь чувственная. Вторая область соответ­ствует связи души с духом и внешним идеальным миром - это любовь эмоциональ-

7 См.: Гурджиев Т.И. Жизнь реальна только тогда, когда "Я есть". (Пер. с англ.) СПб.,
1996. С. 187.

8 Цит. по: Ворохов ЭА. Мысль в слове. Краткая гуманитарная энциклопедия. Траст -
Имаком. 1997. С. 223.

65



ная. При этом предполагается, что чувство оценивается количественно и рациональ­но, а эмоция - качественно и иррационально. Эта позиция в основном соответствует взглядам К.Юнга и ряду других исследователей9. Эмоция скрашивает, одухотворя­ет чувство, а чувство, в свою очередь, делает более определенной, осознанной эмо­цию. Они, практически, всегда вместе, только в разных пропорциях.

И, наконец, воля. Мы склонны отождествлять ее с энергией духовного мира. Иначе эту аналогию можно выразить так: воля - энергия духа, а информация - его вещество.

Все сущее внутри себя пронизано взаимодействиями, и в результате этого изменяется. Действия человека управляются мыслью, высокая мысль направляет­ся волей, в формировании же целей и мотивов воли задействовано мышление. По выражению Вл.Соловьева, воля активна, т.е. воля уже есть действие.

Воля подразумевает целеполагание, принятие соответствующих решений и побуждений к действиям, направленным на достижение поставленной цели. Ина­че можно сказать и так, что воля - это способность к выбору цели и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Влияние тела на дух мы называем ощущением, а влияние духа на тело - усилием воли. Дарэл Шарп, например, под волей понимает ту сумму психической энергии, которой располагает сознание1".

По аналогии с предыдущими психическими структурами мы и волю подраз­деляем на два типа - рациональную и иррациональную. Целевые установки, свя­занные с телом и функционированием организма в физическом мире, обеспечива­ются за счет рациональной воли. Функционирование в мире идеальном - волей иррациональной. В другом ракурсе можно сказать, что рациональная воля выпол­няет тактическую роль, а иррациональная - стратегическую, поскольку первая, опираясь на повседневность, обеспечивает оперативные задачи жизнедеятельнос­ти, а вторая, формируясь на идеалах (принципах), носит долговременный, духовно образующий характер.

Воля есть важнейшая функция психики, представляющая одну из сторон "ко­нечного продукта" мышления, его вектор и энергетику. Как удачно сказал М.Эбнер-Эшенбах11: "Человек должен быть властелином своей воли и рабом своей совести".

Названные выше три психических комплекса: сознание, самосознание и транссознание - определяют соответствующие формы индивидуализации челове­ка, его самости: темперамент, характер и софийность. Что подразумеваем мы под этими понятиями?

Темперамент определяют физические особенности человека, которые фор­мируются наследственностью, индивидуальными особенностями и, как говорил И.П.Павлов, силой нервной системы. Это в основном особенности динамического, реактивного, темпорального и интенсивного типов, проявляющиеся главным об­разом в отношении человека к происходящим вокруг него и с ним событиям и со­стояниям.

Характер - это проекция души (внутреннего мира) человека во внешний мир, выраженная через его действия, поведение, отношения к окружающим и самому себе. Он отражает целостную и достаточно устойчивую структуру психического мира в соответствующих формах и состояниях. К ним относятся архетипы, стерео­типы, привычки, манеры, весь диапазон и уровень ценностных ориентиров, эмоци­ональность, способность любить, развитость совести и уровень воли, интеллекту­альные и эстетические способности, а также ряд других социально значимых черт.

9См.: Шарп Д. Психологические типы. Юнговская типологическая модель. (Пер. с англ.). СПб., 1996. С. 126.

10 Шарп Д. Цит. соч. С. 136.

" Цит. по: Борохов Э.А. Мысль в слове. С. 482.

66



Э.А. Азроянц Архитектура внутреннего мира человека

Для ребенка, вступившего в мир, каждый человек выступает в качестве учи­теля, поскольку в той или иной мере описывает и представляет ему мир. Реаль­ность нашей жизни - это беспрерывный поток чувственно-эмоциональных ин­терпретаций. В своем окружении мы учимся до определенной степени одинаково описывать мир, интерпретировать явления и поступки, что создает основу для воз­никновения стереотипов, привычек, определенного автоматизма восприятия и по­ведения. Учитывая, что душа практически с нуля формируется в человеческом об­щении и в работе над собой, характер пробегает вместе с нею ту же траекторию.

Софийность12 (одухотворенность) - это качество, присущее человеку и во многом, как правило, заложенное в него от рождения миром Духа. С одной сторо­ны, это талантливость, одаренность, те или иные способности, которыми он наде­лен, с другой стороны, приобретенный в процессе жизнедеятельности "голод" по­знания мира, самого себя, своего места в мире, стремление к самовыражению в твор­честве, вера в высокие идеалы. И, наконец, это состояние духа, определяемое раз­горающимся костром потребности общения с идеальным, приобщения к неизвест­ному, наслаждение красотой познанного и интегрирующее в мудрость.

С точки зрения христианского герметизма, каждый человек обладает в той или иной мере свойствами мистика, гностика, мага и философа. Если "не пугать­ся" непривычных для нас слов, то это предполагает, что он в той или иной мере религиозен, созерцателен, артистичен и умен. Иначе говоря, он во что-то верит, что-то понимает, на что-то способен и о чем-то мыслит. Все эти качества из обла­сти духовного мира, посредством которых мир Духа не только осознается и по­стигается человеком, творит и его, и его душу, но и приумножает свое собствен­ное разнообразие.

Теперь пришло время обратиться к понятию "душа". К определению ее мож­но подходить с разных сторон, получая при этом тот или иной срез ее многообраз­ной сущности. Можно говорить о том, что душа это индивидуальный медиатор в оппозиции между материальным и идеальным мирами, т.е. субъективная монада. Можно представить душу как своеобразный симбиоз феноменального и ноуменаль­ного, позволяющий человеку жить одновременно в двух мирах и превращать в до­ступную для его понимания и восприятия реальность духовно не видимое. Нако­нец, можно определять душу как структурно сложно построенный психологичес­кий комплекс, отражающий внутренний мир человека.

В развитие этой темы приведу следующую цитату, где душа определяется как "орган восприятия": "...Душа понимается не как метафора, но как некое идеаль­ное образование, имеющее определенную структуру, некий субстрат, позволяющий реализовать все многообразие восприятий, переживаний, отношений. Это субъект духовных сил человека, центр его психической структуры и ее основа. От Демок­рита до Вл.Соловьева душа зачастую рассматривалась как некая реальная едини­ца, монада, обладающая вечностью. В то же время она трактовалась и как некий природный материальный организм для улавливания нематериального, духовно­го, его освоения, переработки, усвоения. И эта двоякость души, двойственность ее природы, объясняемая и двойственностью, промежуточностью ее положения, ког­да она полудуховна, полуматериальна (в чем отражает структуру мира и челове­ка), позволяет ей выступать "органом" восприятия красоты"13.

12 В отличие от закрепленного в философской традиции (В.С.Соловьев, С.Н.Булга­ков и др.) смысла данного понятия, автор придает ему собственное, несколько иное толко­вание.

13Самохвалова В.И. Эстетическая культура как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире // Эстетическая культура. М., 1996. С. 53.

2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.