.RU

Комментарий к главе 26 нк РФ - старонка 16


Позиция суда.

Пунктом 64 Приказа "Об учетной политике предприятия для целей бухгалтерского учета и налогообложения на 2002 год" установлено, что для исчисления налоговой базы для исчисления налога на добычу полезных ископаемых количество добытого полезного ископаемого определяется по данным обязательного учета при добыче, осуществляемого в соответствии с законодательством о драгоценных металлах и драгоценных камнях. Оценка стоимости добытых драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений, производится исходя из сложившихся в соответствующем налоговом периоде (а при их отсутствии - в ближайшем из предыдущих налоговых периодов) цен реализации химически чистого металла без учета налога на добавленную стоимость, уменьшенных на расходы по его аффинажу и доставке (перевозке) до получателя.

Согласно статье 1 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" к драгоценным металлам отнесено золото, которое может находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.

Пункт 2 статьи 20 указанного Закона предусматривает, что драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету по массе и качеству при добыче, производстве, использовании и обращении. Порядок такого учета и отчетности устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731, учет драгоценных металлов и драгоценных камней при их добыче, производстве, использовании и обращении осуществляется по массе и качеству, а также в стоимостном выражении. Учет драгоценных металлов, входящих в состав продуктов переработки минерального и вторичного сырья, при передаче на аффинаж (очистку от примесей) осуществляется в пересчете на массу химически чистых металлов.

Аналогичный порядок содержится и в приложении N 8 к Приказу N 141 "Об учетной политике налогоплательщика на 2003 г." - методике расчета налога на добычу полезных ископаемых в условиях недропользования налогоплательщика, где сказано, что количество добытого полезного ископаемого определяется в пересчете на химически чистый металл.

Таким образом, налогоплательщиком в налоговой декларации в соответствии с действующим законодательством и внутренними нормативными актами правомерно отражено количество лигатурного золота в пересчете на химически чистый металл.

Неправомерность расчета, закрепленного в учетной политике налогоплательщика, налоговым органом не доказана, кроме того, осуществленные налогоплательщиком и налоговым органом расчеты не противоречат друг другу, а разница заключается лишь в порядке и количестве математических действий, тогда как налоговая база получается одинаковой.

(См. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.05.2006 N А33-11449/05-Ф02-2414/06-С1, А33-11449/05-Ф02-2416/06-С1.)

"Внимание!"

Федеральным законом от 27.07.2006 N 151-ФЗ в статью 342 НК РФ с 01.01.2007 внесено правило, согласно которому налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти на новых месторождениях и месторождениях с выработанностью 80 процентов и более предоставляются только при наличии прямого учета количества добытой нефти, т.е. по каждому участку недр, предоставленному налогоплательщику в пользование.

С учетом изложенного Минфин России в письме от 15.11.2006 N 03-07-01-04/28 разъяснил, что при подготовке нефти, поступающей с разных участков недр, на одном узле (установке) налогоплательщик не имеет права на использование льгот по налогу на добычу полезных ископаемых, предоставляемых по конкретным участкам недр.

Вместе с тем, согласно пункту 5 статьи 338 НК РФ в отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Соответственно, как указал Минфин России, НК РФ допускается возможность определения количества добытой нефти, подлежащей налогообложению по налоговой ставке 0 руб., по всем участкам недр при наличии раздельного учета. В рассматриваемом случае в этих целях будет применяться прямой метод.

В связи со вступлением в силу указанных изменений в статью 342 НК РФ возможно внесение изменений в учетную политику, уточняющих, в отношении каких участков недр и для каких целей (для применения налоговой ставки 0 руб. по какому-либо из оснований или понижающего коэффициента) применяется прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого.

Данные выводы Минфин России подтвердил и в письме от 19.02.2007 N 03-06-06-01/7. Так, финансовое ведомство обратило внимание, что положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 342 НК не установлено, при каком методе учета количества добытого полезного ископаемого возможно применение налоговой ставки 0 руб. при добыче полезных ископаемых в пределах нормативных потерь. Следовательно, применение нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых в части нормативных потерь правомерно при использовании налогоплательщиком как прямого, так и косвенного метода учета количества добытого полезного ископаемого.

Пунктом 3 статьи 339 НК РФ предусмотрено, что при этом, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.

Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.

"Официальная позиция".

Минфин России в письме от 14.07.2006 N 03-07-01-04/17 разъяснил, что в целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых расчетное количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы, определяется как сумма количества фактически добытого полезного ископаемого и количества фактических потерь.

При этом в целях налога на добычу полезных ископаемых должно учитываться количество угольной продукции (уголь + примеси), в то время как на Государственном балансе запасов полезных ископаемых указывается количество чистого угля. Таким образом, поскольку угольная продукция, т.е. фактически добытое полезное ископаемое, определяется как чистый уголь с учетом примесей, а фактические потери определяются в количестве чистого угля, то для целей налога на добычу полезных ископаемых данные показатели, по мнению Минфина России, должны быть приведены к единому измерителю. Для такого приведения используется доля содержания чистого угля в продукции.

"Судебная практика".

Аналогичной позиции по данному вопросу придерживаются и суды.

Пример.

Суть дела.

По результатам проведения выездной налоговой проверки деятельности налогоплательщика налоговым органом принято решение, которым налогоплательщику доначислен налог на добычу полезных ископаемых за январь - апрель 2006 г.

По мнению налогового органа, для налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых по ставкам, установленным пунктом 2 статьи 342 НК РФ, налогоплательщик неправомерно принял объемы добытого угля по чистым угольным пачкам (рассчитанные, а не измеренные), а стоимость единицы добытого угля для налогообложения оставил фактически сложившуюся от реализации разубоженного (смешанного с породой) по ценам угля более низкого качества, чем чистые угольные пачки.

Налогоплательщик, не согласившись с принятым решением в указанной части, оспорил его в судебном порядке.

Позиция суда.

Согласно пункту 30 Методических рекомендаций по применению главы 26 НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-21/170, количество добытого полезного ископаемого определяется по данным геолого-маркшейдерского учета, а также учета, ведущегося в соответствии с отраслевыми методическими указаниями по учету добычи полезного ископаемого.

Инструкцией по расчету промышленных запасов, определению и учету потерь угля (сланца) в недрах при добыче Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, утвержденной первым заместителем министра топлива и энергетики Российской Федерации 11.03.1996 (далее - Инструкция), определен порядок определения добытого полезного ископаемого.

Пунктом 1.12 Инструкции установлено, что добыча и потери, составляющие погашенные запасы, определяются маркшейдерской и геологическими службами по чистым угольным пачкам из запасов, указанных в пункте 1.1 Инструкции. Пунктом 1.5 Инструкции также предусмотрено, что весь учет запасов, добычи, потерь ведется по чистым угольным пачкам.

По данным статистического учета добыча принимается только в случае невозможности установления добычи по чистым угольным пачкам на основе маркшейдерских замеров выработанного пространства (пункт 1.10 Инструкции).

Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к выводу о том, что налогоплательщиком правомерно определялось количество добытого полезного ископаемого по чистым угольным пачкам, то есть по угольным пачкам, не засоренным пустой породой.

Доводы налогового органа о необходимости определения количества добытого полезного ископаемого по форме УПД-41, со ссылками на Инструкцию, утвержденную Приказом Минтопэнерго России от 21.01.1993 N 26, отклонены судом, поскольку целью использования данной Инструкции является учет материальных ценностей, а не геолого-маркшейдерский учет.

Таким образом, суд пришел к выводу о неправомерности доначисления налогоплательщику оспариваемым решением налогового органа налога на добычу полезных ископаемых за январь - апрель 2006 г.

(См. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.07.2007 N Ф04-4607/2007(36230-А27-40), Ф04-4607/2007(36131-А27-40).)

Аналогичные выводы изложены ФАС Западно-Сибирского округа и в принятых ранее Постановлениях от 19.06.2007 N Ф04-2870/2007(34117-А27-6), N Ф04-2869/2007(34107-А27-6), N Ф04-2868/2007(34103-А27-6), N Ф04-2864/2007(34104-А27-23), N Ф04-2862/2007(34106-А27-23), N Ф04-2861/2007(34108-А27-23), N Ф04-2860/2007(34105-А27-23), N Ф04-2777/2007(34009-А27-23), N Ф04-2776/2007(34024-А27-23), от 10.05.2007 N Ф04-2727/2007(33979-А27-6), от 26.04.2007 N Ф04-2563/2007(33762-А27-6), N Ф04-2378/2007(33562-А27-6), от 08.11.2006, 07.11.2006 N Ф04-7732/2006(28422-А27-26), от 05.06.2006 N Ф04-3269/2005(23267-А27-31), от 19.04.2006 N Ф04-3193/2005(21531-А27-25), от 26.12.2005 N Ф04-9236/2005(18167-А27-34), от 21.12.2005 N Ф04-9076/2005(17865-А27-25), от 19.12.2005 N Ф04-9066/2005(17919-А27-25), от 28.11.2005 N Ф04-4135/2005(17440-А27-14), от 23.11.2005 N Ф04-4055/2005(17172-А27-14), от 23.11.2005 N Ф04-4022/2005(17175-А27-14).

А ФАС Уральского округа в Постановлении от 01.08.2007 N Ф09-6098/07-С3 рассмотрел ситуацию, в которой налогоплательщик на основании лицензий на право пользования недрами и лицензионных соглашений осуществляет добычу бурого угля. Суд указал, что техническими проектами разработки шахт и разрезов предусмотрено, что результатом разработки является получение товарного (чистого) угля, определяемого из добытой массы по угольным пачкам, для соблюдения требований потребительских стандартов добываемый уголь подлежит обогащению и направляется на обогатительную фабрику, согласно протоколу технического совещания Южно-Уральского отдела по надзору за охраной недр и горному надзору Ростехнадзора полезным ископаемым, добываемым обществом, считается уголь челябинский бурый марки Б, соответствующий установленным кондициям (чистые угольные пачки), приказом налогоплательщика об учетной политике количество добытого чистого угля определяется косвенным методом на основании данных статистической отчетности. С учетом изложенного и учитывая, что налоговым органом не представлено доказательств соответствия рядового угля требованиям Государственного стандарта Р 51591-2000 "Угли бурые, каменные и антрацит. Общие технические требования" либо требованиям иных стандартов для бурого угля и подтверждающих, что полезным ископаемым при разработке данных месторождений является рядовой уголь, суд пришел к выводу о неправомерности решения налогового органа о доначислении налога, пеней и привлечения к налоговой ответственности, которым было признано не соответствующим нормам права определение налогоплательщиком количества добытого полезного ископаемого по чистым угольным пачкам.

К аналогичным выводам приходил ФАС Уральского округа и в Постановлении от 28.05.2007 N Ф09-4026/07-С3.

В силу пункта 4 статьи 339 НК РФ при извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется по данным обязательного учета при добыче, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях.

Не подлежащие переработке самородки драгоценных металлов учитываются отдельно и в расчет такого количества добытого полезного ископаемого не включаются. При этом налоговая база по ним определяется отдельно.

В соответствии с пунктом 5 статьи 340 НК РФ стоимость единицы добытого полезного ископаемого, содержащего драгоценные металлы (золотосереброрудного сплава, хлористого серебра, цинкового цементита), определяется как произведение доли содержания химически чистого драгоценного металла в единице добытого полезного ископаемого (золотосереброрудном сплаве, хлористом серебре, цинковом цементите) и стоимости единицы химически чистого металла.

В свою очередь, стоимость единицы химически чистого металла определяется исходя из цен реализации этого металла в конкретном налоговом периоде либо в ближайшем из предыдущих налоговых периодов без учета налога на добавленную стоимость и, кроме того, за вычетом расходов налогоплательщика на аффинаж и доставку аффинированного металла до получателя.

В соответствии с пунктом 5 статьи 339 НК РФ при извлечении драгоценных камней из коренных, россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется после первичной сортировки, первичной классификации и первичной оценки необработанных камней. При этом уникальные драгоценные камни учитываются отдельно и налоговая база по ним определяется отдельно.

"Судебная практика".

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 26.05.2006 N А33-11449/05-Ф02-2414/06-С1, А33-11449/05-Ф02-2416/06-С1 отметил, что стоимость единицы указанного добытого полезного ископаемого определяется как произведение доли (в натуральных измерителях) содержания химически чистого металла в единице добытого полезного ископаемого и стоимости единицы химически чистого металла.

"Внимание!"

Согласно статье 1 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" добычей драгоценных камней признается извлечение драгоценных камней из коренных, россыпных и техногенных месторождений, а также сортировка, первичная классификация и первичная оценка драгоценных камней.

Таким образом, добытым полезным ископаемым признаются драгоценные камни после их сортировки, первичной классификации и первичной оценки.

Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что сортировка и первичная классификация драгоценных камней - завершающая часть процесса обогащения, позволяющая на основании утвержденных коллекций типовых образцов и классификаторов выделить из извлеченного минерального сырья драгоценные камни, а также разделить их на отдельные сорта, соответствующие принятым на мировом рынке.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.