.RU

Стратегии этнической идентичности русскоговорящих евреев - Тезисы, присланные на конкурсный отбор


Стратегии этнической идентичности русскоговорящих евреев



и немцев в современной России.



Целью данного исследования является сравнительной сравнение идентичности российcких немцев и российских евреев.

Почему избраны эти два народа? Причина в том, что эти две этнические группы имеют целый ряд сходных черт как в историческом прошлом так и в настоящем. Оба народа не являются автохонными и представляют собой пришлое меньшинство.

Немцы и евреи появляются в России примерно в один и тот же период, как представители европейской цивилизации и культуры. На период царствования императрицы Екатерины Великой приходится появление наиболее крупных групп евреев и немцев в стране. Евреи попадают в Россию в ходе разделов территории Польского королевства в 1770-1790-е годы, а немцы тогда же переселяются на Волгу в качестве колонистов. Обе категории населения получают некоторую автономию и особы правовой статус. Подчеркнем, что внешнее сходство в положении евреев и немцев в Российской империи не всегда говорит о сходстве социокультурных процессов. К примеру, правительство давало особый правовой стасус немцам с целью закрепить их привилегированное положение, а автономной статус евреев должен был подчеркнуть их инакость и усложнить интеграцию.

По сложившейся в советское время традиции этнографы относят их к одной языковой группе - германской. Немцы используют различные немецкие диалекты, а евреи веками говорили на идиш. То есть они могли понимать как друг друга, так и немцев Германии. Это делало их естественными посредниками между Россией и Европой.

В своей массе как евреи, так и немцы проживали и проживают дисперстно по всей территории страны. Хотя в историческом прошлом были прецеденты компактного проживания. У немцев была с 1918 по 1941 г. Автономная Республика на Волге, а также ряд национальных районов. Евреи же концентрировались в основном в бывшей черте оседлости, а при Сталине также имели национальные сельсоветы и колхозы.

В годы второй мировой войны немцы подвергались жестоким преследованиям со стороны коммунистического режима, а советские евреи стали жертвами нацистов.

После войны евреи и немцы подвергались дискриминации в советском обществе. Существовали ограничения на получение высшего образования.

В период 1950-1980-х годов немцы и евреи составляли основную массу людей, выезжавших из Советского Союза. Это выделяло их из общей массы и делало предметом особого внимания со стороны властей.

Рассматривая взаимоотношения современной немецкой и еврейской общины с окружающей российской средой, следует отметить тот факт, что они являются важным элементом межгосударственных отношений. Российские немцы - предмет совместной опеки Германии и России, а евреи - России и Израиля (а также в некоторых случаях Германии и США). Представители этих народов вынуждены строить комплексные (сложносоставные) идентичности опираясь на свои представления, что такое быть немцем/евреем и россиянином одновременно. В этом случае евреи и немцы демонстируют различные стратегии идентичности.

Какие маркеры ложатся в основу этнической идентичности немцев и евреев? Используя эмпирические данные, мы можем заявить, что российские немцы делают упор на язык и историю как этнодифференцирующие признаки. Евреи опираются на религию, традиции и язык.

Эмпирическую базу по немцам мы собрали в ходе опроса 1500 немцев в различных регионах России. Мы также анализировали деятельность различных организаций российских немцев, включая Международный союз немецкой культуры, Немецкое молодежное объединение, Федеральная национально-культураная автономия, а также Лютеранской церкви в России.

Данные по русского говорящим евреям мы получали, анализируя вторичные источники: результаты опросов других исследователей, научные и публицистические статьи. Мы также провели ряд интервью с молодыми евреями, участниками проектов «Сефер», «Сохнут» и т.д.

Особым аспектом является еврейская и немецкая русскоговорящая община в Германии. Сбором данных о них мы занимаемся в настоящий момент.

Менг К.



(Мангейм),



Протасова Е.Ю.



(Хельсинки).



«Русаки» в Германии. Изменения культурного самопонимания



российских немцев после переселения в Германию



Около 2,3 миллионов российских немцев, по большей части с конца 1980-х гг., переехали в Германию. Их интеграция в немецкое общество связана, как и всякая миграция, с глубокими изменениями культурного самопонимания. Под культурным самопониманием (идентичностью) мы понимаем представления человека или некоторой совокупности людей о том, к какой социальной группе они принадлежат. Культурное самопонимание формируется как особая ментальная конфигурация, состоящая из элементов знаний и установок. Предмет знания – собственная и другие культурные группы, с которыми проводится сравнение в плане нахождения как сходства, так и различий, а также категории свое и чужое. Своим и чужим приписываются определенные свойства, типы поведения, опыт, убеждения как по отношению к самим себе, так и к другим. Группы могут самоопределяться по различным основаниям, в т.ч. этническому, географическому, языковому, государственному, профессиональному и иным признакам.

Культурные идентичности не могут быть подвергнуты непосредственному анализу. Однако поскольку они лежат в основе языкового и неязыкового взаимодействия и проявляются в его ходе, то можно попытаться реконструировать их на основе того, как они в нем выражены. Языковая суть самопонимания проявляется ярче всего в случае применения групповых наименований, в особенности тогда, когда их употребление в тексте или дискурсе вызывает споры. Под групповыми наименованиями мы понимаем обозначения категорий, которые некто может или не может приписать себе. Это своего рода обозначения (апеллятивы), служащие для называния людей и их качеств.

Нельзя сказать, что культурное самопонимание – нечто фиксированное и неизменное; напротив, поскольку оно всегда связано с положением своей группы в социальных констелляциях, оно изменяется по мере того, как изменяется положение группы в обществе. Это особенно заметно у групп мигрантов, поскольку в их ситуации изменяются сами условия существования. Но не только актуальное положение группы определяет самопонимание: важна также личная биография и история данной группы в том виде, как она отложилась и хранится в групповой памяти ее членов.

В докладе предполагается проанализировать изменения в культурном самопонимании российских немцев, происходящие вследствие их переселения в Германию. При этом отправной точкой будут самоназвания российских немцев, которые употребляются ими в разговорах друг с другом или с коренными немцами, а целью – выяснить, какое в них проявляется понимание собственной группы. Материалом исследования послужили в первую очередь аудио- и видеозаписи, сделанные нами в течение нескольких лет в 42 семьях российских немцев в Мангейме (в общей сложности участвовало около 147 человек разного возраста, более подробно см. Meng 2001). Переезд семей в Германию происходил преимущественно между 1990 и 1993 годами. Кроме того, мы привлекаем к анализу немецко- и русскоязычные издания, выходящие в Германии и адресованные иммигрантам из бывшего СССР, а также материалы Интернет-форумов.

В центре проведенного нами исследования стоят следующие самообозначения российских немцев в Германии и их коммуникативное употребление: Deutscher и немец в качестве этнических автокатегоризаций, немец из России как сложная этнонимическая категоризация, русский немец, российский немец и Russe-Deutscher как формы, отражающие этническую принадлежность, и русак в качестве возникшей в Германии автохарактеризации, новообразование, основанное на переосмыслении уже существующей категории с новыми целями.

Литература



Менг, Kaтарина & Протасова, Е.Ю. (2002). Языковая интеграция российских немцев в Германии. В: Известия Академии Наук. Серия литературы и языка 61(6): 29-40.

Менг, Kaтарина & Протасова, Е.Ю. (2002). Этническая группа российских немцев в Германии: варианты самообозначений. В: Вестник волгоградского государственного университета. Серия 2 Языкознание 2: 144-154.

Менг, Kaтарина & Протасова, Е.Ю. (2003). Кто такой «русак»? В: Русское слово в мировой культуре. Материалы Х Международного конгресса Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Санкт-Петербург, 30 июня – 5 июля 2003 г. Круглые столы: сборник докладов и сообщений. П/р Бухаркина П.Е. и др. СПб: Политехника. 281-289.

Протасова Е.Ю. (2000). Лексические особенности русскоязычной прессы в Германии. В: Известия Академии Наук. Серия литературы и языка 4: 49-60.

Kiel, Svetlana (2009). Wie deutsch sind Russlanddeutsche? Eine empirische Studie zur ethnisch-kulturellen Identität in russlanddeutschen Aussiedlerfamilien. Münster /etc./:Waxmann.

Meng, Katharina (2001). Russlanddeutsche Sprachbiografien. Untersuchungen zur sprachlichen Integration von Aussiedlerfamilien. Unter Mitarbeit von Ekaterina Protassova. Tübingen: Gunter Narr.

Meng, Katharina (2002). Wir sind ja Deutsche. Zum kulturellen Selbstverständnis einer russlanddeutschen Aussiedlerin. In: Hartung, Wolfdietrich & Shethar, Alissa (Hg.), Kulturen und ihre Sprachen. Die Wahrnehmung anders Sprechender und ihr Selbstverständnis. Berlin: trafo. 107-122.

Meng, Katharina & Protassova, Ekaterina (2002). Zum ethnischen Selbstverständnis in einer russlanddeutschen Familie. In: Keim, Inken & Schütte, Wilfried (Hg.), Soziale Welten und kommunikative Stile. Festschrift für Werner Kallmeyer zum 60. Geburtstag. Tübingen: Gunter Narr. 261-280.

Meng, Katharina & Protassova, Ekaterina (2009). Cultural self-conceptions and group designations of Russia-German immigrants in Germany. In: Cornillie, Bert, Lambert, José & Swiggers, Pierre (ed.), Linguistic identities, language shift and language policy in Europe. Leuven, Paris, Walpole, MA: Peeters. 135-149.

Граф А., Шенберг К.



(Берлин).



Этнос – российские немцы и процесс их интеграции в Германии



1. Историческая справка о появлении и развитии нового этноса.

2. Исторические предпосылки переезда в Германию.

3. Общественно-политические механизмы и причины неудавшейся интеграции.

4. Проблемы интеграции в различных возрастных группах поздних переселенцев.

5. Перспективы интеграции в германское общество.

6. Взаимосвязь интеграционных процессов в Германии и процесса восстановления государственности российских немцев.

По справедливому мнению многих авторов за более чем 2,5-вековую историю проживания различных групп немецких переселенцев в России сформировался совершенно новый этнос: российские немцы.

Становлению нового этноса – российские немцы – способствовали прежде всего такие важные исторические факторы, как общественная и духовная близость народов двух стран.

Это проявлялось в различных областях общественной жизни: в сфере культуры, науки, образования, а также в быту. Близкое, родственное общение правителей двух государств в историческом прошлом позволяло народам России и Германии впитывать то лучшее, что достигалось в каждой стране на пользу своего развития.

Всё это способствовало тому, чтобы новый этнос – российские немцы – укрепил свои корни и обрёл свою новую Родину.

Этот процесс, с одной стороны, был выгоден России и Германии, а с другой стороны, порождал большую неуверенность других соседствующих государств.

Особенно в эпоху капиталистического становления государств, жестоких войн и социалистических, а по современным понятиям, террористических переворотов правящие круги постоянно сталкивали эти два народа, используя любые авантюристические методы.

Таким образом, немцы России стали в предвоенные, военные и послевоенные годы настоящими заложниками политики двух стран – России и Германии, а если точнее, международных авантюристических кругов. Естественно, всё вышеуказанное сильно повлияло на дальнейшее развитие этноса.

Причины массового выезда российских немцев на историческую Родину

Прежде всего, сразу отбросим предположение отдельных авторов, как в России, так и в Германии, которые в оскорбительном тоне пытаются связать выезд российских немцев в Германию чисто с материальными преимуществами: «переезд в сытую и благополучную Германию» и т.д. Эта точка зрения оппонентов совершенно беспочвенна, если учесть, что несмотря на тяжкие годы депортации, лагерей, этнических чисток российские немцы всегда жили достойно, и проблем с «колбасой» у них не было.

Причины достаточно прозрачны и очевидны: недостаточная политическая и экономическая самостоятельность России в перестроечный период и неумение, а точнее, преднамеренные действия псевдолидеров движения российских немцев.

Причины недостаточной интеграции

Во-первых, это был чисто политический ход в игре двух политических систем, никак неподготовленный общественными и государственными институтами страны. Как следствие, не было подготовлено местное население, что признано правительством ФРГ спустя 20 лет.

Во-вторых, успешно интегрироваться может лишь народ, этнический статус которого полностью признан и узаконен в ином, в данном случае, германском обществе. Этнические немцы из России не получили ни такого признания, ни тем более статуса государственности. Они были обречены с самого начала лишь приспосабливаться, а это совершенно другой процесс, не имеющий ничего общего с самим понятием – интеграция.

Перспективы успешной интеграции обусловлены закономерным взаимодействием общественно-политических и государственных структур России и Германии с участием международных институтов.

Безусловным результатом такого взаимодействия могла бы стать разработка взаимовыгодного двустороннего социально-экономического проекта возрождения государственности российских немцев в рамках РФ.

Для этого необходимо включение всех общественно-политических структур российских немцев в Германии в процесс поиска путей эффективного взаимодействия всех миграционных групп населения германского общества.

Таким образом, учитывая всё вышеизложенное, мы можем констатировать, что процесс восстановления государственности российских немцев в рамках РФ и процесс интеграции российских немцев в германское общество полностью взаимосвязаны и взаимообусловлены.

И этот важнейший общественно-политический процесс необходим как для развития народа - российские немцы, так и для народов Германии и России.

Вормсбехер Г.Г.



(Москва)



О путях сохранения национальной идентичности российских немцев



Российские немцы – один из народов России. Как всякий народ, они имеют свою национальную идентичность, которая за годы войны и послевоенные годы претерпела значительную трансформацию и всё более утрачивается. Но без национальной идентичности не может быть народа. Встает вопрос: что нужно сделать, чтобы российские немцы могли сохраниться как один из народов России? Для получения ответа предстоит рассмотреть причины, ведущие к утрате идентичности, а также условия, необходимые для ее возрождения, т.е. для сохранения российских немцев как народа.



В результате депортации во время войны российские немцы были лишены основы сохранения своей национальной идентичности – своей территории и совместного проживания, а также других условий ее сохранения: национальной школы, культурных учреждений, национальной печати, книгоиздания. Репрессии и дискриминация российских немцев по национальному признаку, начатые в военные годы, продолжились и после войны. Выключенность народа из равноправного участия в государственной, политической, общественной жизни страны, ограничения на получение образования и продвижение по службе, лишение возможностей изучения и нормального употребления родного языка в повседневной жизни и трудовой деятельности – всё это также было заложено в годы войны и прочно закрепилось в памяти потомков как жестокая и не исправленная до сих пор несправедливость.



Попытки исправить ее предпринимались как в советское время, так и в новой России. Как правило, их инициировали сами российские немцы – персонально, делегациями, национальным движением за реабилитацию и восстановление государственности. Наиболее заметные события здесь – 1 и 2 делегации в 1965 г., попытка (без участия немцев) создать немецкую Автономную область в Казахстане в 1979 г., Закон «О реабилитации репрессированных народов» 1991г, Российско-Германский Протокол о поэтапном восстановлении государственности российских немцев в 1992 г., создание российско-германской Межправкомиссии для реализации этого Протокола.



Однако механизмы разрушения национальной идентичности, запущенные для российских немцев в годы войны, не остановлены до сих пор. В последние же 20 лет наблюдается откровенный отказ от исполнения даже принятых решений (Закон, Протокол). Их пытаются снять с повестки дня, выхолостить, подменить их содержание: Закон «О реабилитации репрессированных народов» якобы был ошибкой, устарел, невыполним, не нужен, вреден; Протокол якобы нуждается в актуализации, т.е. изменении его цели и содержания; Межправкомиссия якобы должна иметь новые задачи, ограничиваемые в основном рамками культмассовой работы.



Неустранение разрушительных механизмов, запущенных в военные годы, вело и привело к большим экономическим, политическим, демографическим потерям страны: выезд 2,5 миллионов российских немцев в Германию вызвал только экономические потери страны на порядок выше, чем требовалось на восстановление государственности российских немцев и, т.о., на решение всех их проблем, включая сохранение их национальной идентичности.



Ушел ли поезд? Нет, не ушел. Еще можно решить вопрос о реабилитации российских немцев, причем сегодня - гораздо проще и выгоднее для страны, чем раньше. Для этого предлагается: решить национальную проблему российских немцев (реабилитация, восстановление государственности) как экономическую, каковой она по сути и является в основном для государства. Если совместить решение этой проблемы с решением крупных актуальных экономических проектов страны (конкретного региона) в промышленности и сельском хозяйстве, привлекая для этого в основном российских немцев, то можно сделать главное: обеспечить совместное проживание российских немцев, создать развитую экономическую, социальную, культурно-образовательную инфраструктуру. А объявление создаваемой новой экономической зоны национальным образованием российских немцев решит и все политические, правовые вопросы, связанные с реабилитацией. Что без сомнения будет способствовать привлечению российских немцев и из других стран СНГ, возвращению их части из Германии. Значение такого проекта для России в глазах международного сообщества также трудно переоценить.



Источники



Законы РФ

Материалы и документы политики РФ в национальной сфере

Материалы и документы национального движения российских немцев

Шюле Э.Х.



(Ингольштадт)



Немцы и русские – и трагические изломы новейшей мировой истории – как исторический фон, во многом определивший трагическую судьбу немцев России, изначально приглашенных для участия в обустройстве необьятных просторов империи.



Массовый исход немецкой диаспоры с территории СССР, до и после его развала, не имеет аналогов в мировой истории. До настоящего времени нет внятного объяснения этому феномену.

Нам, покидавшим тогда родное Отечество, нередко с болью покидавшим, могли вослед бросать разное более или менее обидное – в духе: „какого же еще вы хотели обращения с вами, если

эти немцы!

столько здесь понатворили“. Порою, указанноая позиция конкретизировалась такими плакатами, как „Лучше СПИД, чем немцы на Волге“ и подобной нечистивостью.

Задавшись целью досконального выявления причинно-следственной связи этого мракобесного явления, приходишь к следующему ошеломляющему заключению: задолго до Гитлера, аж во времена царствования Александра Третьего, властвующая элита Российской империи избрала в качестве бодрящего и мобилизующего имперские амбиции жупела войны вариант:

„Этого германца – Drang nach Osten! - SOS!“

/ Проф. К. Линдеманн, „Волжские ведомости“, 15 – 24, 1923/. Практика, без малого, полуторавековой демонизации немцев, явившаяся следствием этого пагубного тренда, сделала многочисленную, трудолюбивую и законопослушную диаспору российских немцев изгоями в родном Отечестве.

Бесчеловечное, изуверское обращение с этническими немцами в СССР в ходе Второй мировой войны и, по ее завершению – на всем подвластном СССР пространстве, меньше объясняется деспотизмом лично Сталина, а больше – антинемецкой лютостью большевистсской элиты.

Под знаком воинствующего антигерманизма были развязаны и обе Мировые войны. Без этого фатального излома в экспансионистски настроенном мышлении элиты Российской империи не могла бы развязаться Первая мировая война - с последующим расколом мира на два непримеримо враждебных лагеря. Ко Второй мировой войне – как неизбежному следствию этого раскола – Большевистская российская империя (СССР) готовилась лихорадочно аж начиная с конца 20-х годов - с ориентацией на изначальный захват Германии, в качестве наиболее удобного исходного плацдарма для последующей большевизации всей континенталоной Европы. /Игорь Бунич, „Полигон сатаны“; Богдан Мусиаль, „Поле боя – Германия. Сталинские военные планы против Запада“; Г. Шультце, „Война, которая имела многих зачинателей“; Лео Германн, „Правда о великой лжи“.../.

Заключенным в конце августа 1939 года в Москве пактом Молотова – Рибентропа, по замыслу Вождя, активной единицей в исполнении замысленного делался даже Гитлер, с его взрывопасными проблемами в проходящем через Польшу коридоре к Восточной Пруссии – в качестве „ледокола революции“. (Об острой востребованности для дела мировой революци такго „ледокола“, взрывающего европейский миропорядок, устроенный по Версальскму, „грабительскому“, договору, говорил еще Ленин) /Виктор Суворов, „Ледокол“/...

Российские немцы – народ с чрезвычайной историей: 1,5 – 2-х тысячелетний период исповедывания

германизма

сменился 2 – 2,5 столетним периодом проживания в Российской империи, положившей в основу своей державности воинствующий

антигерманизм

. Имеет ли эта основополоающая трагика судьбы нашего народа разрешение иное, чем: - инсценирование фактов нашей неблагонадежности - депортация – затравливание в лагерях смерти – изгойство – отказ в полноценной реабелитации - эксодус? Над разрешением этого „гордиевого узла“ бьются сегодня политики и народные трибуны /Журнал „Культура“ 17, 2009/. На текущий момент только ясно, что насквозь мифологизированная страница героики России, в значителной степени настоенная на доктрине воинствующего антигерманизма, лежит в основе игнорирования ею международных нормативных документов в части восстановления ущерба, нанесенного большевистскими сатрапами абсолютно безвинному народу российсих немцев.

Гамм Е.К.



(Меккенхайм).



Сохранение и развитие этнической культуры, исторических традиций и ментальности российских немцев в условиях рассеянности этого народа в России и др. странах бывшего СССР.



Приступая к обсуждению этого вопроса, мы исходим из факта быстрого и при нынешних условиях неостановимого процесса исчезновения народа «российские немцы» в результате активной ассимиляции в окружающий народ в местах его весьма рассеянного проживания. Под народом «российские немцы» мы подразумеваем потомков тех переселенцев из Германии в Россию, которые потоками прибывали сюда по приглашению Екатерины Великой и последующих российских императоров в ХV111-Х1Х вв. В разное время под давлением исторических событий немцы из России большими группами эмигрировали в Канаду, Южную Америку, но в целом численность их возрастала и достигала пика в 2,5 млн. человек. Складывался уникальный народ «российские немцы», сохранивший традиции труда, деловитости, предприимчивости, общинной морали и прочности семейных устоев. Потом случился обвальный исход в Германию, когда 2/3 этого народа навсегда покинула свою Родину – СССР и затем Россию. Когда общественные движения российских немцев и многие публицисты этот процесс связывают с политическими мотивами и национальной ущемлённостью, то это только частичная правда с малой долей корректности, широко используемая самыми шумными публицистами и общественными деятелями в движении российских немцев. Оставшаяся часть российских немцев подвержена усиленному процессу ассимиляции и в ближайшие десятилетия тот народ окончательно исчезнет, если не принять решительных мер по сохранению и возрождению этого российского народа. Его исчезновение – это прежде всего большая потеря для России как государства традиционно многонационального.

Как же сохранить и восстановить в значительной части утерянные этнонациональные черты здорового по ментальности народа? Отправная точка, которая для нас является аксиомой, формулируется так: государственность, национальная автономность российских немцев не имеет альтернативы, только таким образом можно сохранить и развить этот народ. Это д.б. не автономное образование в составе какого-либо административного субъекта РФ, а самостоятельная национальная Республика, т.е. полноценный субъект в составе Российской Федерации.

При обсуждении этого вопроса следует, на мой взгляд, определиться со следующими понятиями, остро дискутируемыми в публикациях, в первую очередь в Германии, публицистами из российских немцев. Накал здесь часто достигает критической точки:

  1. Понятия реабилитации и полной реабилитации российских немцев.

  2. Рассеяние немцев в России и в СССР и их причины в историческом ракурсе.

  3. О мотивах и результатах эмиграции российских немцев в Германию. Возможности реэмиграции.

  4. Сколько немцев сегодня проживает в России и как они сосредоточены?

  5. Общественные организации российских немцев в России и направления их деятельности.

  6. Об образовании Республики Российских немцев: возможности и варианты.

Именно в такой последовательности эти вопросы и мои ответы на них изложены в моём письме Президенту РФ Медведеву Д.А. К великому сожалению письмо перебросили из Приёмной Президента в Минрегионразвития РФ, откуда пришёл объёмный ответ в стиле и на уровне высокого чиновничьего творчества отписки.

В тексте моего выступления, если оно будет принято, будут использованы положения и цифры, изложенные в моих материалах с 2007 года, когда я впервые заинтересовался публицистическими выступлениями журналистов и писателей из российских немцев в Германии. Привожу названия некоторых из них:

1. Авторам статьи «Работа немцев любит» Фитцу А. и Кригеру.

2. Президенту Российской Федерации Путину В.В.

3. Делегатам Съезда Федеральной Национально – культурной автономии российских немцев.

  1. Губернатору Калининградской области госп. Боосу Г.В.

  2. Ветерану движения российских немцев Вормсбехеру Г.Г.

  3. Президенту Российской Федерации Медведеву Дмитрию Анатольевичу.

  4. Авторам статьи «Трудные судьбы российских немцев» Гуго Вормсбехеру, Вячеславу Дашичеву и Вольфгангу Зайферту, помещённой в журнале «Свободная мысль» № 8, 2009. (Моя полемическая статья также помещена в названном журнале в № 11, 2009.

  5. Ещё раз о российских немцах. (Размышления по поводу некоторых публикаций на эту тему).

  6. Тема моего сообщения на Конгрессе писателей Русского Зарубежья. Москва, 19 – 21 ноября 2007 г. «Русскоязычные писатели и журналисты в Германии и их отношение к истории и нынешней России.


Краузе А.Б. (Бонн).



Век вечной ссылки



По традиции 28 августа тысячи российских немцев отправляются в церкви, на митинги, а затем садятся за траурные семейные столы, дабы отметить очередной «черный» свой юбилей. Именно в этот день в 1941 году был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР, согласно которому началась массовая депортация нашей этнической группы в Сибирь, северные районы Казахстана, на Дальний Север и даже в Монголию.

2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.