.RU

" Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели" (Цицерон) - старонка 2

не желательна более пятикратного уровня. “Не должно быть ни тяжкой бедности, ни богатства, ибо они взаимно порождают друг друга”. В одном из вариантов идеального государства он предлагал обобществить жен (для воинов), а воспитание детей – поручить государству. В проекте идеальной организации власти Платон отходит от принципов “аристократии крови” и заменяет ее “аристократией духа”. Идеальный вариант – когда сословие правителей включает философов. Благодаря своему знанию истинного блага они дают законы и управляют государством. Платон предъявляет высокие морально-профессиональные требования к правителям. “Пока в государствах не будут царствовать философы, либо нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино - государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди - а их много, - которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор государствам не избавиться от зол”.

Платон различает правильные законы (установленные ради общего блага) и неправильные - в интересах какого-либо клана, захватившего власть. В “Государстве” Платона есть идея об отсутствии частной собственности у первых двух сословий (золота, складов, жилищ), общности у них имущества и жен (по сословиям), упразднении семьи, государственном образовании детей. По мысли Платона эти уравнительные проспекты повысят организованность и эффективность государственной жизни. Главное для него - гармония в отношениях граждан и государства. Отсюда четкое разделение труда, недопущение сильной имущественной дифференциации, организации государством гражданского воспитания, введения цензуры и обязательности религиозных обрядов под видом смерти. Он говорил: “благородные должны править неблагородными, старшие должны править младшими, рабы должны подчиняться, а их господа править. Сильный должен править, а слабый ему подчиняться”. Платон требовал: “Никто никогда не должен оставаться без начальника - ни мужчины, ни женщины. Безначалие должно быть изъято из жизни всех людей и даже животных”.

К управлению обществом, согласно Платону, следовало допускать людей, достигших 50 лет, умудренных опытом, высокообразованных и талантливых, “понимающих, что есть разумное, нравственное, что есть общее благо”, ведущих аскетичный образ жизни и являющихся абсолютным образцом поведения для низших слоев общества. Соответственно этическими добродетелями сословий являются мудрость, мужество и послушание. Гармоничное сочетание деятельности сословий и их добродетелей и создает справедливое государственное устройство. Платон полагает, что нужно предоставить всем сословиям возможность иметь свою долю в общем процветании, соответствующую их природным данным. Существен вклад Платона в классификацию типов политического (государственного) устройства. Он выделяет основные вида правления по двум критериям: “правильности” (“неправильности”) и количеству участвующих в управлении (один, немногие, большинство). В зависимости от этих критериев, выделяются различные формы правления: монархия (царская власть, законная, естественная форма, власть передается по наследству); тирания (власть носит незаконный характер); аристократия (законная власть родовитых и просвещенных); тимократия (критско-спартанский тип государства: господство честолюбивых воинов); олигархия (незаконная власть немногих); демократия (с законами) и ее крайняя форма – охлократия, власть толпы.

Платон обращал внимание на круговращение внутри определенного цикла, состоящего из преходящих типов государственного устройства: аристократии, тимократии, олигархии, тирании и т.д. Наиболее близка к идеальной форме социального устройства – сословная монархия, подобная пирамиде: сверху правители, им помогают родовитые (богатые), чиновники и воины, внизу – основная масса рядовых тружеников и, еще ниже большое количество рабов (до трети населения). Описанное Платоном государство до сих пор вызывает споры у его исследователей. Одни подчеркивают непреходящее значение идеи блага, своеобразного социального партнерства и рационального управления, другие (К. Поппер) рассматривают его как проект уравнительной “справедливости”. Действительно, в идеях Платона государство и сословный статус довлеют над индивидом. Вместе с тем, он полагал, что развитие государства и общества в конечном счете зависит от изменения самих людей, совершенствования человеческих качеств. Платон придавал первостепенное значение воспитанию и просвещению всех сословий общества, выполнения ими своего долга.

“Идеальное государство” Платона по сути являлось сословно-кастовой организацией общества, во-многом построенной на принципах тоталитаризма. Об этом писал известный западный политолог К. Поппер в своей книге “Открытое общество и его враги”, отмечая, что “платоновское понятие справедливости в корне отличается от нашего обычного взгляда на справедливость. Платон называет ”справедливой” классовую привилегию, в то же время мы обычно подразумеваем под справедливостью отсутствие такой привилегии. Однако к этому различие не сводится. Мы имеем в виду равенство по отношению к индивидам, в то время как Платон рассматривает справедливость не как отношение между индивидами, а как свойство целого государства, основанного на отношениях между классами”.

В последних работах Платон уточнил или пересмотрел некоторые свои “ранние”, утопические идеи (запрет на частную собственность для ряда социальных групп, отсутствие института семьи для воинов, государственное воспитание детей). В диалоге “Политик” Платон проанализировал государственное (политическое) искусство управления обществом, определив его как некоторого рода знание властвования над людьми. По его мнению, оно должно после тщательной подготовки и облагораживания человеческого материала гармонически сплетать мужественные и активные силы общества с рассудительными и консервативными. Политика есть специфическое знание, а именно знание власти над людьми. Это политическое знание, по Платону, независимо от законов. Подобно тому, как для врача важно следовать не тем или иным предписаниям искусства врачевания, а излечить больного какими бы средствами он при этом не пользовался, так и для улучшения государства в соответствии со знанием и правдой приемлемы радикальные меры. Платон допускал необходимость отступления истинного политика от законов и неизбежность их смены при изменении обстоятельств. Однако такие изменения предполагают, что политик наделен редкостными и глубокими знаниями, а также разумом. В тех же случая, когда совершенное правление невозможно, там необходимы строжайшие законы. Платон обращал внимание на важность участия граждан в составлении законов (при демократии). Интересен его анализ типа гражданина в соответствии с политическим устройством общества: “тиранический”, “тимократический”, “олигархический”, “демократический”, “аристократический” человек.

Последний (неоконченный) труд древнегреческого мыслителя - “Законы”. Ее написанию предшествовали неудавшиеся попытки Платона реализовать в Сиракузах – греческой колонии на Сицилии, свои политические идеи. Основная тема диалога “Законы” - государственное устройство и законодательство. Здесь Платон сформулировал принципы разработки законов, рассмотрел влияние на них условий, в которых находятся государства, традиций, проблему охраны законов. Платон полагал, что законы должны быть основаны на торжестве добродетели, взятой в совокупности и справедливости: “неправильны те законы, что установлены не ради общего блага всего государства в целом”. Он проанализировал также уголовные законы (в том числе ответственность за преступления против религии), гражданские отношения (законы об охране частной собственности, торговле, семейных отношениях и др.), рассмотрел вопрос об избирателях и выборных лицах, внешней процедуре выборов, особенностях избрания различных должностных лиц, осуществлении правления, надзора и охраны страны.

В “Законах” Платон описал идеальное устройство государства, состоявшего из 5040 граждан, получивших по жребию земельный участок и дом, переходившие по наследству; заменил разделение граждан на сословия градацией по имущественному цензу. Политические права граждане приобретали в зависимости от размеров имущества, записавшись в один из четырех классов. Разбогатев или обеднев, граждане могли переходить из одного класса в другой. Граждане должны быть снабжены достаточным числом рабов. Всем гражданам разрешается жить семьями и иметь в частном владении дом и участок земли. Каждый получает их по жребию и пользуется ими на правах владения. Надел считается общей собственностью государства, но он переходит по наследству, причем только к одному из детей, чтобы избежать дробления. Переход из одной группы в другую происходит беспрепятственно при изменении имущественного состояния. На народное собрание обязаны ходить лишь граждане первой и второй групп. (Иначе следует наказание). Для граждан третьей и четвертой групп участие в политике - добровольное занятие. Политическая и иная жизнь в “Законах” также строго регламентирована, инакомыслие может наказываться очень сурово (вплоть до смертной казни). Все вместе граждане образовывали правящее сословие, в отличие от неграждан (иностранцев) и рабов. Проект идеального государства предусматривал создание: 1) Народного собрания, в котором могли бы участвовать граждане полиса (для зажиточных граждан его посещение является непременным, для малоимущих - необязательно); 2) выборного органа - Совета 360 (по 90 представителей от каждого из четырех классов, избираемых поочередно на их собраниях; 3) коллегии высших должностных лиц - 37 правителей государства, избираемых из 100 заранее намеченных кандидатов сроком на 20 лет в возрасте не старше 50 лет. Из них выбирается 10 мудрейших. Правители должны руководствоваться законами, а не усмотрением. Форму такого государства Платон характеризует как соединение монархии и демократии.

Описанные в “Государстве” и “Законах” социальные проекты заложили основу теоретических параметров изучения общества. В работах Аристотеля – ученика Платона, был развит ряд его идей: выдвинута концепция “политии” (смешанной, республиканской формы правления), социальную основу которой широкий слой граждан среднего достатка. Термин “полития” используется и как синоним политического устройства (системы) общества. Творчество Платона оказало значительно воздействие на Западную культуру, особенно ее философскую мысль. Более двух тысяч лет существует научная школа изучения его трудов.

Имя Платона вошло в ряд афоризмов. Проблемы поиска истины, нашли отражение, в частности, в известной, приписываемой Аристотелю, сентенции: “Amicus Plato, sed magis amica veritas” (“Платон мне – друг, но истина еще больший друг”).

4. Политическая мысль Аристотеля.

Аристотель родился в Стагирах - отсюда Стагирит (384, Стагир, восточное побережье п-ова Халкидика - октябрь 322 до н.э., Халкида, о. Эвбея.) - выдающийся древнегреческий социальный мыслитель, ученый-энциклопедист. Родился в семье придворного врача македонского царя Аминты III, в 17 лет прибыл в г. Афины, где стал учеником Платона, а затем преподавателем платоновской Академии вплоть до смерти ее основателя. В 347-334 путешествовал по Малой Азии, о-вам Эгейского моря и др., изучал особенности развития различных древнегреческих государств (полисов) - полученные знания позже обобщил (совместно с Теофрастом) в сравнительном исследовании 158 греческих государственных устройств (политий). По приглашению македонского царя Филиппа II (342-340), в столице Македонии- г. Пелла, занимался воспитанием его сына Александра (будущего Александра Македонского). Во 2-й афинский период (334-322) основал на окраине г. Афин собственную философскую школу Ликей (по названию гимнасия, расположенного рядом с храмом Аполлона Ликейского; другое название ей дала крытая галерея “перипатос” - отсюда перипатическая школа), которой руководил почти до конца своей жизни. Основные труды: “Политика”, “Афинская полития”, “Риторика”, “Этика”, “Метафизика”, “О душе” и др. Сочинения Аристотеля распадаются на опубликованные при жизни и научно обработанные, всевозможные собрания его материалов и выписок, “лекторские конспекты” Наиболее полное собрание трудов Аристотеля - Corpus Aristotelicum - свод работ под его именем, сохранившихся в византийских рукописях. Традиция изучения творчества Аристотеля, трудов его последователей и толкователей (“аристотелизм”) существует более двух тысяч лет.

На здании Национальной Академии наук (США, г. Вашингтон) вычеканены слова Аристотеля: “Искать истину – и легко, и трудно, ибо очевидно, что никто не может ни целиком ее постигнуть, ни полностью ее не заметить, но каждый добавляет понемногу к нашему незнанию природы, и из совокупности всех этих фактов складывается величественная картина”.

Инновационное значение учения Аристотеля состоит в том, что его произведения заложили традицию реалистического анализа социальной и политической жизни общества, ввели в оборот ряд новых принципов и категорий социальной науки; многие из них актуальны и сегодня. Аристотель интересен тем, что стал одним из первых, кто попытался рассмотреть политическое сообщество как организованное целое, сформулировать и развить принципы “искусства” проживания людей сообща. В центре социальной теории Аристотеля - осмысление сущности государства, его генезиса, взаимодействия с человеком, поиск наиболее совершенной модели государственного устройства. Методологическую основу учения Аристотеля об обществе составляет тезис о том, что все социальные явления - государство, частная собственность, рабство и др. - явления естественные, существующие от природы. Он делает акцент на теорию не божественного, а “естественного” происхождения государства (подобно живым организмам): “государство принадлежит к тому, что существует по природе, и что человек по природе своей есть существо политическое, общественное”. “Варвары и рабы - люди с неразвитой человеческом природой, а потому они не доросли до политической формы жизни”.

Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей и общению, подобно таким возникшим первичным общения, как семья и селение. Но государство - высшая форма общения, обнимающей собой все остальные. В нем полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Аристотель продолжил сократо-платоновскую аретологическую традицию (др. греч. “арете” - добродетель, функциональная пригодность), однако он отличается большей реалистичностью, ориентированностью на уже сложившиеся формы социально-политической жизни; осмыслил общество как моральное и политическое целое, при этом право выступает как важная организующая сила. Социальная теория, по его мысли, должна помочь создать модель наилучшего государственного устройства. Аристотель формулирует критерии классификации моделей форм государства. Государственная форма определяется: а) числом властвующих лиц (один, немногие, большинство); б) характером власти и осуществляемой в государстве целью.

Он разработал более совершенную, в отличие от сконструированного Платоном образа “идеального государства”, модель государственного устройства, как комбинацию олигархического и демократического элементов, их равновесия. Это привело бы к власти “лучших людей” свободнорожденных и культурных, благодаря полученному ими воспитанию. Аристотель назвал такую модель “политией”. Как форма государства (республика) она соединяла в себе лучшие стороны других государственных образований, предполагала элементы выборности, разделения властей, идею гражданственности, была свободна от их недостатков и крайностей. Основной принцип модели - усредненность: в правах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - важная роль представителей средних слоев (сам термин “средний класс” древнегреческим мыслителем не использовался, но, по сути, он один из первых обосновал его социально-экономическую и нравственную роль в обществе). Аристотель отмечал, что стабильность во многом зависит от наличия в обществе именно значительного слоя среднеобеспеченных граждан. Рабы, составлявшие до 25-30% населения древнегреческих полисов, их гражданами, естественно, не являлись, но считались необходимым элементом его социальной организации). Рабство, по Аристотелю, существует “от природы”. Он предложил свой вариант теории социальной стратификации: государство лучше всего управляется, когда масса бедняков не отстранена от участия в управлении; эгоистические интересы богатых ограничены; средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других; необходимым социальным элементом полиса является рабских труд.

Аристотель обращал внимание на то, что в государстве существует (в различных формах) ряд обязательных элементов власти: 1) законосовещательные органы, 2) различные магистратуры (исполнительная власть), 3) суды. Он являлся сторонником выполнения функций законосовещательной власти избираемым народным собранием; классифицировал магистратуры по степени их соответствия различным видам государственной деятельности, по способам замещения, степени компетенции; рассматривал судебную власти с точки зрения профессионализма и ее социального состава. Основную причину политической неустойчивости, мятежей и смены форм государства Аристотель видел в искажении принципа справедливости, когда олигархия, усугубляет существующее неравенство, а неправовая власть демоса (охлократия) уравнивает богатых и простой народ.

Аристотель один из первых стал связывать характер социальной структуры общества с его политическим устройством, проанализировал роль социальных групп и страт древнегреческого общества, их влияние на характер власти. В своих работах Аристотель высказывается в защиту частной собственности, за достижение каждым гражданином среднего достатка, в поддержку семьи, как ячейки общества и основы государства, критикует чрезмерную роскошь и ростовщичество. Он полагал, что государство есть общение равных друг другу людей ради целей возможно лучшего существования. Аристотель различает два вида справедливости: уравновешивающую (воздаяние равным за равное) и распределяющую (распределение благ каждому по достоинству). Этот принцип у него является теоретическим оправданием неравенства общественного положения и политических прав. Вместе с тем он выступает против резкой имущественной дифференциации, считая ее причиной социальных потрясений и конфликтов. По сути дела Аристотель первым выдвинул идею о том, что именно “средний класс” должен являться основой подлинной демократии - политии (республики). Аристотель обращал внимание на существование двух видов демократии: основанную на законе и ту, где верховная власть находится в руках толпы, а фактически у народных льстецов-демагогов. “И крайняя демократия, и тирания, - писал он, - поступают деспотически с лучшими гражданами: постановления такой демократии имеют то же значение, что в тирании распоряжения”. По сравнению с Платоном, Аристотель вводит новую форму политического устройства общества - политию, представляющую государственный строй, являющийся “как бы смешением олигархии и демократии, двух начал - состоятельных и неимущих людей”. Причем, речь идет о их разумном “смешении” в интересах большинства, создания среднего класса, правовых основ общества, по сути - демократической, правовой республики. Чистая форма политии - редкость, ибо она требует сильного среднего класса, который преобладал бы над обеими крайностями (богатыми и бедными) или над одной из них, так чтобы противники строя оставались в меньшинстве.

2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.