.RU

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ - Программа дисциплины "Философия"

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Раздел 1. ФИЛОСОФИЯ: ЕЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, СМЫСЛ И ФУНКЦИИ



ТЕМА 1. Место и роль философии в культуре



Мировоззрение и его виды. Обыденное и систематизированное мировоззрение, их специфика. Виды систематизированного мировоззрения. Особенности мифологического мировоззрения и причины его разложения. Становление научного, религиозного и философского мировоззрений: их специфика и единство.

Единая картина мира и место в ней религиозного, научного, мифологического и философского. Миф и философия как альтернативные основания целостного мировоззрения.

Место философии в процессе развития науки. Функции философии в обществе. Экзистенциальное назначение философии. Философия и искусство: практика их взаимодействия и взаимовлияния.

Структура философского знания. Основные разделы философии и их взаимосвязь.

Основные термины:

мировоззрение, мирочувствование, миропонимание, мировосприятие, философия, наука, религия, миф, искусство, картина мира, онтология, гносеология, философская антропология

Раздел 2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ



ТЕМА 2 Философия Древнего Востока



Социокультурный контекст формирования философии Древнего Китая. Базовые категории китайского менталитета: Дао, инь и ян, дэ, жэнь. Представление о "правильном" мировом и общественном устройстве, о месте и роли человечества в космосе.

Происхождение китайской философии в эпоху "Борющихся царств". Конфуцианство и даосизм: версии ответа на насущные проблемы китайского общественного сознания.

Этническая специфика рождения индийской цивилизации: противостояние ариев и дравидов. Кастовое общество Древней Индии и его религиозная идеология: концепция кармы и колеса Сансары. Уровни космогонических представлений и противоречие между ними. Классические (санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта) и неклассические школы (джайнизм, буддизм) индийской философии. Методы психосоматической регуляции в индийской философии.

Основные термины:

дао, инь, ян, дэ, жэнь, брахман, атман, колесо сансары, варна, каста, мокша, нирвана, будда, бодхисаттва, архат

ТЕМА 3. Античная философия



Основные черты античной философии и ее периоды.

Философия ранней классики: дискурс о первоначалах и развитии. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит, элейская школа (Парменид, Зенон), школа атомистов (Левкипп, Демокрит).

Философия зрелой классики: дискурс о человеке и рождение концептуальных философских парадигм античности. Сократ и софисты, Платон, Аристотель.

Философия эллинизма: дискурс о смысле жизни и предназначении человека. Скептицизм, эпикурейство, стоицизм. Неоплатонизм и гностицизм как закат античной философии.

Основные термины:

первоначало, апейрон, космос, хаос, нус, бытие и небытие, апория, атомизм, майевтика, эйдос, сущее и сущность, материя и форма, энтелехия, апатия, атараксия, эвдемонизм, гедонизм, космоцентризм

ТЕМА 4. Средневековая философия



Основные черты средневековой философии и ее периоды.

Понимание природы человека и основного вопроса человеческого существования: взаимоотношения человека и бога (грехопадение и спасение).

Основные проблемы средневековой философии: природа зла, свобода воли, существование универсалий, природа тварного мира и его познание. Понимание власти, насилия и богатства в христианской традиции.

Философия патристики. Формирование христианского канона. Концепции Аврелия Августина, Оригена, Боэция.

Философия схоластики. Особенности схоластического дискурса. Учения Фомы Аквинского и Пьера Абеляра.

Концепция мира Франциска Ассизского и кризис средневековой философии.

Основные термины:

патристика, схоластика, теология, универсалии, номинализм, реализм, двойственность истины, христианство, монотеизм, креационизм, телеология, провиденциализм, грех, дух, душа, плоть, бессмертие, воскресение, откровение, апофатическая и катафатическая теология, божий промысел, эманация, эссенция и экзистенция, теоцентризм

ТЕМА 5. Философия эпохи Возрождения



Основные характерные черты философии Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, натурализм, пантеизм. Изменение представлений о боге и его отношении к человеку.

Концепция Н. Кузанского и ее роль в формировании стиля мышления Возрождения.

Итальянские гуманисты (М. Фичино, Л. Бруни, Д. Пико делла Мирандола, Л. Валла), их понимание природы человека и его места в мире. Учение о политике Н. Макиавелли. Становление науки и научного метода (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей).

Основные термины:

натурализм, гуманизм, антропоцентризм, пантеизм, "героический энтузиазм"

ТЕМА 6. Философия Нового времени



Особенности философии Нового времени и их культурно-исторические основания. Культ науки и рациональности. Два основных течения нововременной философии: рационализм и эмпиризм - их сходство и принципиальные различия. Спор о научном методе (Ф. Бэкон и Р. Декарт).

Великие системы рационализма. Б. Спиноза: концепция субстанции, атрибутов и модусов; обоснование абсолютного рационализма и понимание свободы; учение об аффектах. Г. Лейбниц: монадология и учение о предустановленной гармонии.

Великие системы эмпиризма. Т. Гоббс: учение о государстве и обществе. Д. Локк: теория первичных и вторичных качеств; теория "чистой доски", концепция разделения властей.

Спор о путях познания и границах познания. Дж. Беркли и Д. Юм как ниспровергатели нововременной философской традиции, закат наивного рационализма.

Основные термины:

деизм, рационализм, эмпиризм, сенсуализм, универсальное сомнение, интеллектуальная интуиция, плодоносные и светоносные опыты, популярная и научная индукция, "идолы" ума, врожденные идеи, естественное состояние, "война всех против всех", первичные и вторичные качества, субстанция, модус, атрибут, "чистая доска", деизм
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.