.RU

ПРИЛИВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ - Справочник яхтсмена


ПРИЛИВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ.



Приливное течение огибает с двух сторон такое препятствие, как остров.

Направление и скорость приливного течения зависят от встречаемых на его пути препятствий. Например, огибая остров, приливная волна разделяется на потоки, которые затем соединяются, вновь образуя единый поток. Существуют районы (яхтсмены должны знать о них), в прямых узких каналах которого приливное течение ускоряется.
При рассмотрении приливного течения следует помнить о вращении Земли, вследствие которого массы воздуха и воды отклоняются от прямого пути вправо в Северном полушарии и влево в Южном. В результате в Северном полушарии для пролива, протянувшегося с востока на запад, перепад уровней вследствие приливов будет меньше у северного берега и больше у южного. Примером может служить пролив Ла-Манш, где перепад уровней воды у французского побережья больше.




Эффект "качелей" возникает, когда приливная волна попадает в узкий канал: полная вода на одном конце канала, малая - на другом, и наоборот.

Интересное явление наблюдается в мелководных морских проливах. В некоторых районах пролива перепад уровней воды равен нулю, т.е. приливное течение отсутствует. Такие районы называют амфидромическими и изображают на специальных картах, которые используют для определения высоты прилива при нахождении в открытом море. В узких каналах, расположенных на одной оси с потоком приливного течения возникает эффект "качелей": на одном конце - полная вода, на другом - малая. Это можно сравнить с перемещением шарика по желобу - качелям: когда один конец наверху (высокий прилив), другой - внизу; шарик (приливное течение), перемещаясь по желобу, замедляется, пройдя половину пути, а другой конец качелей начинает подниматься. Таким образом, в канале, протянувшемся с запада на восток, перепад уровней прилива будет больше в тех районах, которые находятся ближе к концам канала.
Яхтсмену в большей степени нужна практическая информация о приливах, нежели знание причин происхождения приливных течений. Подобную информацию на навигационные карты наносят официальные гидрографы, причем высоты приливов указаны относительно высоты, известной как нуль глубин - это низший уровень моря, выведенный по данным уровенных наблюдений, или наименьший уровень, до которого упадет любой отлив при средних метеорологических условиях. Глубины на большинстве карт измерены от этой базовой цифры. Информация о расчетах высот приливов и течениях приведена в гл. "Навигация".

 На приобретение яхты люди тратят немалые средства. Только при условии содержания яхты и всего оборудования в необходимом порядке эти затраты будут оправданы и вы получите истинное наслаждение от плавания. Небрежность в обслуживании яхты опасна для жизни команды. Объем работ по поддержанию яхты в нормальном состоянии зависит от отведенных на эти цели средств, времени и, конечно, навыка. По мере накопления опыта основные виды ремонта можно сделать самостоятельно. Регулярный осмотр яхты, в том числе проверка общего износа или повреждений, является обязательным. К нему следует относиться не как к кампании, проводимой раз в году, а как к необходимому условию обслуживания яхты и плавания на ней. У каждого яхтсмена своя собственная система проверки состояния яхты, которая зависит в основном от характера, длительности и района плавания.

При подготовке яхты к зиме ее устанавливают на специальных подпорках и накрывают чехлом.

В конце навигации, перед приходом зимы, яхту и ее оборудование следует проверять особенно тщательно. Лучше всего поднять яхту из воды. Швертботы можно положить на участке около дома и прикрыть брезентом. Крейсерские яхты ставят на специальные подставки - кильблоки. Если яхту необходимо оставить на плаву, из нее удаляют все, что может накапливать влагу и покрываться плесенью. Рундуки чистят и оставляют открытыми. Паруса, как и все тросы (концы), выносят на берег, моют и ремонтируют. Движущиеся части на яхте смазывают и все электрооборудование снимают. Из трюмов откачивают всю воду и заливают в них антисептик. Оборудование должно быть надежно принайтовлено. По возможности надо снять мачту и такелаж и хранить их под навесом или крышей. И, наконец, палубу накрывают водонепроницаемым чехлом.
Ремонт крейсерской яхты рекомендуется проводить на яхтенной верфи. На многих верфях осуществляют также профилактический осмотр. После замены на верфи каких-либо частей яхты либо реконструкции топливной или электрической систем необходимо выяснить причину неисправности на случай самостоятельного ремонта в дальнейшем.
При ремонте своими силами владелец яхты должен обладать навыками кораблестроителя, плотника, механика, электрика и другими и уметь предусмотреть все возможные опасные ситуации.



Палуба.
Почти все палубное оборудование со временем изнашивается. Особенно тщательно надо проверять крепление оборудования к основному корпусу. Часто крепление может быть ослаблено в результате напряжения, усадки или общего износа.



Корпус.
Показаны наиболее изнашиваемые районы корпуса. Яхту следует поднимать из воды не реже одного раза в год для осмотра частей корпуса, находящихся ниже ватерлинии.

УХОД ЗА КОРПУСОМ И ПАЛУБОЙ.



Характер профилактического осмотра яхты зависит от особенностей ее конструкции. Каждый материал в какой-то степени подвержен износу, истиранию и пропускает воду, особенно в соединениях частей и вмонтированного оборудования. Наиболее вероятны повреждения вокруг вант-путенсов, входа и выхода трубопроводов гальюна и систем двигателя, баллера руля, гребного вала и киля. Шурупы, заклепки и болты подвержены коррозии и износу. Как правило, яхты изготовляют из одного вида материала, но бывает, что используют и несколько видов. Так, например, на армоцементных яхтах обычно делают деревянную палубу. В качестве профилактики яхту поднимают из воды для проверки корпуса и всего подводного оборудования.
Большинство элементов конструкции корпуса труднодоступны. Однако там, где это возможно, надо проверить внутреннюю часть обшивки для выявления повреждений, особенно в местах соединения переборок с корпусом. Отверстия (шпигаты) в нижней части переборок обеспечивают сток воды в льяла. Их следует держать открытыми.




В этом месте прогнивший участок настолько обширен, что полностью повреждена часть корпуса. Для предотвращения этого необходима регулярная профилактика.

Пятна ржавчины на поверхности армоцементного корпуса - признак повреждения арматуры.

Лак на некоторых участках корпуса начал отслаиваться. Его нужно удалить, а затем вновь нанести на дерево, если оно не гнилое.

ДЕРЕВО.



Для выявления испорченных и прогнивших участков на деревянной яхте очень тщательно осматривают пазы и стыковые соединения. Каждую доску проверяют с внешней стороны и, если это возможно, изнутри. На окрашенном корпусе гниль проявляется в виде морщин на поверхности краски.
Следует проверить все подозрительные места острым инструментом, например свайкой. Чем легче свайка проходит внутрь, тем глубже гниль. Необходимо убедиться, что стыки плотно пригнаны, а деревянные пробки на винтах не дали усадку и не перекосились.

АРМОЦЕМЕНТ.



Армоцементные яхты несложно поддерживать в нормальном состоянии. Обычно проверяют наличие коррозии на стальных прутьях и металлической сетке, которыми армирована конструкция корпуса, а также осматривают поверхность вокруг оковок, прикрепленных к корпусу. Любую ржавчину следует соскоблить.

ЛАК.



Лаковое покрытие деревянных корпусов и поверхностей палубного оборудования необходимо регулярно обновлять. Если на отдельных участках лак начинает отслаиваться, его следует снять слой за слоем до дерева и после этого вновь отлакировать поверхность.

СТЕКЛОПЛАСТИК.



Причина появления пузырьков на декоративном слое корпуса - кислота, образовавшаяся между слоями стеклоткани.

Большинство современных яхт изготовлено из стеклопластика. При постройке такой яхты сначала наносят на матрицу, имеющую форму корпуса, декоративный водонепроницаемый окрашенный слой смолы. Однако он никогда полностью не предохраняет от проникновения воды. Иногда между декоративным слоем и первым слоем стеклопластика образуются небольшие воздушные пузыри. Если вода или водяной пар проходит сквозь внешний слой, то жидкость задерживается между слоями. Эта жидкость превращается в кислоту и создает давление, от которого декоративный слой разбухает. Затем на нем появляются пузырьки. Со временем такое отслоение скажется на всей структуре материала. Однако этот процесс протекает медленно, и ремонт можно перенести на конец навигации. В Средиземном море или тропических водах, т. е. в жарком климате, под воздействием тепла процесс порчи ускоряется. Стеклопластик может трескаться и в результате других причин, например, резкого удара подводной части корпуса о причал или скалу. Повреждение может произойти от удара о борт другой яхты или о стенку гавани. Если отслоение глубокое, его нужно быстро ликвидировать во избежание дальнейшей порчи материала.
Поверхностные повреждения также не следует долго оставлять без внимания. Каверны и расслоения надо зачистить, затем зашпаклевать и заклеить. Для отремонтированной части яхты следует тщательно подобрать соответствующий колер краски.

МЕТАЛЛ.



Для металлических корпусов и оковок наиболее опасен процесс, называемый электрохимической коррозией. Вследствие контакта металла, химически более чистого и менее активного, с металлом, содержащим примеси (сплавом), происходит разрушение последнего. Чем теплее вода и выше соленость, тем быстрее протекает этот процесс.
Корпус и металлические детали надо периодически тщательно осматривать. Если, например, стальная планка прикреплена латунным винтом, латунь (чистый металл) может повредить сталь, содержащую примеси. В противоположном случае, когда стальным болтом крепят латунную пластину, болт будет поврежден полностью, что может стать причиной серьезной аварии. Металлические конструкции можно защитить установкой системы "жертвенных" анодов (протекторов) из более активного металла. Например, на стальном корпусе это небольшие цинковые пластины, которые разрушаются, сохраняя основной металл на том участке корпуса, где возможна электрохимическая коррозия. Для эффективного предохранения металлического корпуса требуются знания и умение.
Осмотр металлических корпуса и деталей оборудования следует проводить регулярно и ремонтировать быстро. Более качественно это сделает специалист.



Воздействие морской воды приводит к коррозии металлического корпуса яхты.

Точные размеры и положение анодов (протекторов) определяют специалисты. Их используют там, где разнородные металлы образуют пару. Протекторы не следует покрывать краской.


ПАРУСА И ТАКЕЛАЖ.



Замена парусов и такелажа требует определенных затрат, поэтому целесообразнее поддерживать их в хорошем состоянии. Современная синтетическая парусная ткань более устойчива к влиянию морской воды, чем использовавшиеся ранее натуральные материалы. Однако причинами ее повреждения могут быть трение, вытягивание и длительное действие солнечных лучей. Очень важно для выявления признаков износа парусов систематически осматривать их на берегу и во время постановки. Шкоты и канаты также перетираются и их следует чаще проверять. Металлические мачты и оковки подвержены усталости и коррозии и их надо регулярно осматривать, чтобы дефект не остался незамеченным. Стоячий такелаж, который обычно делают из металлической проволоки, испытывает большие нагрузки. Если за ним не следить постоянно, он может проржаветь и лопнуть. Стальные фалы чаще всего изнашиваются на блоках.

УХОД ЗА ПАРУСОМ.



Даже самый незначительный ремонт парусов профессиональный мастер выполнит значительно лучше. Немаловажно уметь вовремя выявить признаки износа паруса, т. е. пока он не вышел из строя. Для этого надо разложить его на ровной чистой поверхности и проверить шкаторины и пузо паруса. Особое внимание обращают на те части паруса, которыми он крепится к рангоуту и такелажу.

Части паруса, подверженные истиранию и износу.

Фаловый угол.


Следует осмотреть фаловую дощечку паруса (усиленную верхнюю часть паруса) и убедиться, что заклепки на месте, швы нигде не ослаблены и не перетерты. Швы обычно изнашиваются близ фалового угла, поэтому в этих местах надо проверить усиливающие боуты.

Галсовый угол.


Галсовый угол подвержен растяжению и может деформироваться. Если швы здесь порвутся, парус утратит форму. У грота изнашивается в основном ликтрос и его прошивка в том месте, где парус выходит из ликпаза на гике.

Шкотовый угол.


Шкотовый угол подвержен износу такого же типа, что и галсовый, причем он особенно уязвим на передних парусах, так как перетирается о стоячий такелаж.

Передняя шкаторина.


Все ползуны на гроте должны быть правильно закреплены и не сломаны, а кренгельсы для взятия рифов - не деформированы. Следует проверить, не перетерся ли ликтрос на гроте и не порвались ли проволоки стального троса передней шкаторины стакселя. Карабины на стакселе должны быть прочно прикреплены и лишены коррозии.

Нижняя шкаторина.


На гроте с патент-рифом проверяют участки паруса, которые наматываются на гик. Люверсы для рифления, или риф-гаты, если они есть, не должны быть вытянуты или порваны.

Задняя шкаторина.


Необходимо осмотреть прошивку латкарманов. Крепление булиня, если он есть, должно быть в хорошем состоянии. Шкаторины генуи на крейсерских яхтах перетираются в основном о леера или ванты.

Основная поверхность паруса.


Чаще всего причиной износа ткани парусов является воздействие солнечных лучей. Если ткань тонкая и слегка обтрепалась, можно поставить заплату. При больших повреждениях ткани парус надо заменить.

СПИНАКЕРЫ.



Ткань спинакера значительно тоньше, чем у других парусов, и с ней надо обращаться очень осторожно. Наиболее сильное воздействие на нее оказывают солнечные лучи, поэтому ее следует регулярно проверять. Ткань спинакера может вытянуться - в этом случае парус нельзя использовать ни при каких ветрах, кроме легких. Периодически надо сравнивать длину шкаторин, чтобы убедиться, что одна из них не вытянулась больше другой. Особое внимание уделяют прошивкам углов. Нижняя шкаторина изнашивается в месте трения о штаг.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.