.RU

ТЕМА 1. Предмет и основные проблемы курса - Программа дисциплины дисциплина История России. Часть 1

ТЕМА 1. Предмет и основные проблемы курса (аудиторные – 2 часа, самостоятельная – 2 часа)
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы исторического исследования: сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, хронологический, математический и др. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки.

Понятие «мировая история», историко-культурный и политический смыслы «национальных историй». Общее и особенное в историческом процессе. Понятие «европоцентризм». История России - неотъемлемая часть всемирной истории.

Множественность образов России в исторической литературе как источник альтернативности исторического знания. Проблемы периодизации российской истории в отечественной и зарубежной историографии. Дискуссии о хронологических границах цивилизационных эпох в российской истории.
ТЕМА 2. Проблемы этногенеза славян (аудиторные – 4 часа, самостоятельная – 2 часа)
Представления о древнем периоде истории как времени начала русского исторического процесса.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Первые свидетельства арабских, римских и византийских писателей о славянах (VI—X вв.). Современные научные концепции о происхождении древних славян. Археологические культуры Восточной Европы I тыс. до н. э. (зарубинецкая, черняховская, пшеворская культуры).

Славянские племена и Византия в VI—IX вв. н. э.: взаимоотношения и взаимовлияние. Проблема этногенеза восточных славян. Взаимоотношения восточных славян со скандинавами и Хазарским каганатом в VIII—X вв.

Природно-географические факторы хозяйственной деятельности. Археологические и письменные свидетельства об экономическом типе развития славянских племен. Роль водной системы в расселении славян. Процесс колонизации, система земледелия, семейные отношения, переход от родовой к соседской общине. Цивилизационное значение пути «из варяг в греки».

Княжеско-дружинные попытки покорения степного пространства: походы, договоры, «заставы богатырские». Взаимоотношения славян со степными народами. Предпосылки образования государственности: города, складывание системы коммуникаций, первые политические объединения на юге и севере Руси. Проблемы «призвания князей» и этнонима «Русь» в современной литературе.
ТЕМА 3. Древнерусское государство в Киеве. Человек в мире Древней Руси (аудиторные – 16 часов, самостоятельная – 24 часа)
Основные этапы становления древнерусской государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Этнокультурные и социально-политические процессы становления древнерусской государственности.

Особенности социального строя Древней Руси. Территориально-родовые основы. Князь, дружина и «служебная» организация общества на Руси и в странах Восточной Европы (IX—XII вв.). Возвышение киевского «великого княжения». Владимир I Святославич и Ярослав Мудрый. Княжеские усобицы и съезды в XI в. Владимир Мономах. Формирование института власти и властных отношений.

Исторические свидетельства о внутрисоциальных отношениях в Киевской Руси. Категории населения по «Русской Правде». Князья и «земли». Полюдье и данничество. Попытки территориального самоограничения. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения в Киевской Руси. Современная историография о содержании социально-экономических отношений и общественного строя Руси Х-ХП вв.

Цивилизационная значимость перехода от язычества к христианству. Принятие христианства при князе Владимире: государственная реформа и культурный переворот. Идеологические и духовно-психологические установки православного варианта христианства. Монастыри. Феномен «двоеверия». Перемена ментальных характеристик человека времен расцвета Киевской Руси. Византийская «античность» как один из истоков древнерусской культуры.
ТЕМА 4. Древняя Русь в мировом цивилизационном пространстве (аудиторные – 8 часов, самостоятельная - 8 часов)
Древняя Русь в системе международных отношений. Географические, этнополитические и социокультурные особенности развития средневекового государства и общества в Западной и Восточной Европе. Хазарский каганат, Волжская Болгария, Печенежская Орда и Русь в конце X—XI вв. Распространение ислама у южных и восточных соседей древних русичей как фактор определения рубежей славянского мира.

Эволюция восточнославянской государственности в XI - XII вв. Торки, берендеи, «черные клобуки» - федераты Киевской земли. Походы Владимира Мономаха. Создание Посульской линии обороны в ХI-ХП вв. Взаимоотношения половцев с русскими княжествами в XI—XII вв.

Византийско-русские отношения в Х-ХП вв.

Модуль 2. Русь удельная. Начало феодальной раздробленности и политический распад единого государства. Ордынское владычество (вторая половина XI – XIII вв.)


2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.