.RU

Анотація - Автореферат дисертації на здобуття наукового ступеня

Анотація


Фурсенко Т.Ф. Формування ціннісних орієнтацій підлітків у галузі
музичної культури в позашкільних навчальних закладах

. – Рукопис.

Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук за спеціальністю 13.00.07 – теорія і методика виховання. – Інститут проблем виховання АПН України, Київ, 2005.

У дисертації викладено теорію і практику формування ціннісних орієнтацій підлітків у галузі музичної культури в позашкільних навчальних закладах. Розкрито сутність категорій “цінності”, “естетичні цінності”, “ціннісні орієнтації особистості”. Виявлено сутність ціннісних орієнтацій у галузі музичної культури та їхня структура. Визначено стан, критерії та рівні сформованості ціннісних орієнтацій підлітків у галузі музичної культури.

Обґрунтовано педагогічні умови та технології формування ціннісних орієнтацій підлітків у музично-виконавських колективах.

Підтверджено ефективність експериментальної програми.

Доведено важливість одержаних дисертантом результатів для подальшого розвитку музично-педагогічної теорії та практики виховання.

Ключові слова:

цінності, ціннісні орієнтації у галузі музичної культури, позашкільні навчальні заклади, підлітки, музично-виконавські колективи.

Аннотация


Фурсенко Т.Ф. Формирование ценностных ориентацией подростков в области музыкальной культуры во внешкольных

учебных заведениях

. – Рукопись.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.07 – теория и методика воспитания. – Институт проблем воспитания АПН Украины, Киев, 2005.

В диссертации изложена теория и практика формирования ценностных ориентаций подростков в области музыкальной культуры во внешкольных учебных заведениях.

Актуальность исследования обоснована необходимостью создания благоприятных педагогических условий для формирования ценностных ориентаций подростков в музыкально-исполнительских коллективах.

Предложенные инновации направлены на решение учебно-воспитательных задач, которые стоят перед внешкольными учебными заведениями в организации содержательного досуга школьников.

Научный анализ литературы дал возможность раскрыть содержание категорий “ценности”, “эстетические ценности”, “ценностные ориентации личности”, определить сущность ценностных ориентаций в области музыкальной культуры и их структуру.

В диссертации проанализированы возможности и перспективы формирования ценностных ориентаций подростков в музыкально-исполнительских коллективах внешкольных учебных заведений, исследуются музыкальные интересы и потребности воспитанников, сориентированных на жанры развлекательной молодёжной музыки, особенности функционирования музыкальной культуры и специфика ее влияния на аксиологические установки подростков.

Определены и обоснованы критерии сформированности ценностных ориентаций школьников в области музыкальной культуры: познавательно-мотивационный, перцептивно-аксиологический, деятельно-творческий.

Результаты констатирующего эксперимента позволили выделить уровни сформированности ценностных ориентаций подростков в области музыкальной культуры с точки зрения их значения для дальнейшего развития: первый информационно-интуитивный уровень – исходная ориентация, второй эталонный – промежуточная ориентация, третий – личностно-осознанный – условно оптимальная ориентация.

Формирование ценностных ориентаций подростков в музыкальных ансамблях проводилось в три этапа. На первом этапе осуществлялось пробуждение у воспитанников интересов и потребностей к широкой палитре музыкального искусства, на втором – усвоение и реализация музыкальных ценностей через акты восприятия и оценки лучших образцов современной молодежной музыки наряду с классической и фольклорной, на третьем – воспитание аксиологических установок на истинные ценности музыкального искусства, способности к избирательной деятельности во всех сферах жизни и культуры. Для успешной реализации этого процесса были созданы соответствующие педагогические условия: учебно-воспитательные, морально-психологические, музыкально-эстетические и материально-технические.

Специфика данных педагогических условий состоит в том, что они отвечают музыкальным интересам и потребностям школьников, способствуют диалогическому общению педагогов и воспитанников, побуждают к обмену мыслями, впечатлениями; включают специально сконструированные ситуации выбора музыкальных ценностей.

Опираясь на принципы единства обучения и воспитания, связи музыки с жизнью, интереса и увлеченности музыкальным искусством, оптимизации процесса обучения и воспитания, единства сознания и поведения, сочетание педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью школьников, последовательности и систематичности педагогических влияний, комплексного характера воспитания, возможен оптимальный выбор форм, методов и приемов формирования ценностных ориентаций подростков в музыкальных ансамблях.

На основе системного и деятельно-творческого подходов к формированию ценностных ориентаций подростков в области музыкальной культуры создана и апробирована программа для музыкальных подростковых ансамблей “Музыкальное воспитание в основной школе” и методическое пособие к ней “В мире музыкальных увлечений”, в которых раскрываются содержание, педагогические условия, формы и методы формирования вышеуказанного процесса. Предлагается использовать современные воспитательные формы (участие самодеятельных музыкантов в работе музыкальных лекториев, гостиных, дискуссий, конкурсов, брейн-рингов, лекциях-концертах) и методы музыкального обучения и художественно-эстетического воспитания подростков.

Ключевые слова:

ценности, ценностные ориентации в области музыкальной культуры, внешкольные учебные заведения, подростки, музыкально-исполнительские коллективы.

Annotation


Fursenko T.F. Forming of teen-agers’ valuable orientations of musical culture in the extra-curricular education institution

. – Manuscript.

Dissertation for receiving candidate’s degree of pedagogical science on specialty 13.00.07 – Theory and Methods of Upbringing. – The Institute on Problems of Upbringing of the APS of Ukraine, Kyiv, 2005.

The dissertation contains research of the process of the formation of the teen-agers’ valuable orientations of the musical culture in the extra-curricular educational institutions.

The essence of categories “values”, “aesthetical values”, “valuable orientations of personality” was cleared.

As a result of the research conditions, criteria and standards of the formation of the teen-agers’ valuable orientations of the musical culture have been revealed.

The pedagogical conditions and technologies for the formation of the teen-agers’ valuable orientations of the musical culture.

There has been proved the importance of the results achieved by the author for the further development of the music pedagogical theory and practice.

Key words:

values, valuable orientations of musical culture, extra-curricular educational institutions, teen-agers, music ensembles.

_____________________________________________________

Підписано до друку 23.03.2005 р. Формат 60x90/16.

Ум.

друк. арк. 0,9. Обл.-вид. арк. 0,9.

Тираж 100. Зам. 57.

_____________________________________________________

“Видавництво "Науковий світ"”

Свідоцтво ДК № 249 від 16.11.2000 р.

м. Київ, вул. Боженка, 17, оф. 504.

200-87-13, 200-87-15, 8-050-525-88-77 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.