.RU

«3» 4 - Урок 38 Первые страницы нового царствования Урок 39 Попытки укрепить империю и начало ее кризиса Тема 2...

«3» 4



        1. Что получила средняя крестьянская семья по реформе 19 февраля 1861 г.?

        2. Раскройте содержание военной реформы.

        3. Осветите развитие транспорта в пореформенной России.

        4. Охарактеризуйте программу и тактику любой организации народников (по выбору).

5. Расскажите о героизме русских воинов в ходе русско-турецкой войны.

Исторический диктант РОССИЯ В ПОЛОСЕ РЕФОРМ

Власть в России сменилась незадолго до начала Крымской войны (1): 19 февраля 1852 г. (2) на престол после гибели Николая I от пули народовольца (3) вступил его второй (4) сын Александр. Он сразу же начал подготовку к отмене крепостного права, образовав для этого Негласный (5) комитет под своим руководством. Но первой среди реформ стала судебная, принятая в 1859 г. (6) Военная реформа сократила срок службы солдат с 30 (7) до 3 (8) лет, ввела всеобщую воинскую повинность для всего населения (9) с 21 года.

Крестьянская реформа дала толчок для развития капитализма в стране. В сельском хозяйстве России капитализм стал развиваться по американскому (10) пути. Развитие капиталистических отношений породило множество радикальных общественных движений, одним из которых стали социал-демократы (11), шесть раз безуспешно пытавшиеся уничтожить императора. На седьмой им это удалось: 1 апреля (12) 1882 г. (13) Александр II пал от выстрела (14) Степана Халтурина (15).

Россия лишилась последней возможности цивилизованного перехода к идеалам демократии.

В тексте диктанта допущено 15 исторических ошибок. Задача восьмиклассников найти эти ошибки и исправить их. Норма оценок: «5» — за 13—15 найденных и исправленных ошибок; «4» — за 9—12; «3» — за 7—8; «2» — за 6 и менее найденных и исправленных ошибок.

КОНКУРС ЮНЫХ ДЕТЕКТИВОВ

Задание 1

В антикварный магазин принесли на оценку старинный бокал, на котором был написан девиз: «Постоянство, деятельность, надежда». Предлагавший бокал пенсионер утверждал, что этот бокал принадлежал Александру I. Прав ли он?

(Нет, этот бокал из сервиза Александра II.)

Задание 2

В Новгороде установлен памятник тысячелетию России, в Киеве возведен памятник Богдану Хмельницкому, в Нижнем Новгороде — Козьме Минину, в Севастополе — адмиралам Корнилову, Нахимову, Истомину, в Новочеркасске — Ермаку, в Николаеве — адмиралу Грейгу, на Невском проспекте Петербурга — Екатерине II. Что объединяет эти памятники?

(Проекты всех этих монументов выполнил Михаил Осипович Ми- кешин.)

Задание 3

Кто из русских императоров говорил: «Кто погубил Францию, как не адвокаты? Кто были Мирабо, Марат, Робеспьер? Нет,

пока я буду царствовать, России не нужны адвокаты, — без них проживем».

(Николай I.)

Задание 4

Описание какого преступления приведено ниже: «В четвертом часу, когда он выходил из сада, чтобы сесть в коляску, раздался выстрел. Все произошло в мгновение ока. Из толпы любопытных зевак вышел высокий молодой человек, прицелился, но тут же стоявший рядом ударил его по руке, и пуля пролетела мимо. Покушавшегося схватили...»

(Покушение Дмитрия Владимировича Каракозова, 23-летнего дворянина Саратовской губернии, на жизнь Александра II 4 апреля 1866 г. Покушавшийся повешен.)

Задание 5

«Кому ж из нас под старость день лицея Торжествовать придется одному?» — так писал А.С. Пушкин. Кто из лицеистов первого пушкинского выпуска прожил дольше всех?

(Александр Михайлович Горчаков, министр иностранных дел России в 1856-1882 гг.)

Задание 6

После какого события в Петербурге поднялась невероятная паника, «все ошалели окончательно, потеряли голову, а нелепых слухов распускается более чем когда-либо»?

(После взрыва в столовой Зимнего дворца 5 февраля 1880 г.)

Задан ие 7

О ком писал генерал А.А. Киреев в своем дневнике: «Царь сидит в Гатчине безвыездно, ничего не говорит, ничем о себе не заявляет»?

(Об Александре III в первые дни после вступления на престол.)

Раздел VI

РОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА III (1881-1894)

Тема 1

ПО ПУТИ КОНТРОЛИРУЕМОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Урок 60

Русская деревня в конце XIX в. Контрреформы Александра III

Цель урока:

дать представление о развитии сельского хозяйства страны в конце XIX в. и консервативной политике Александра III.

Основное содержание:

Политика консервативного национализма. Контрреформы.

Основные понятия:

национализм.



Личность в истории:

Александр III, К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой.

План урока:



1. Личность Александра III.

2. Русская деревня в конце XIX в.

3. Контрреформы Александра III и их исполнители.

Ход урока

1. Урок начинается со вступительного слова учителя, в котором он говорит о подмеченной историками и политологами закономерности: после периода либерализма в России всегда наступает период усиления власти. Далее учитель рассказывает восьмиклассникам о личности нового императора.

АЛЕКСАНДР III

«В дни детства и юности Мака — так любовно называли Александра III в семье — не готовился к роли императора. Но 12 апреля 1865 г. в Ницце скончался его старший брат Николай. Перед самой смертью он не только передал бремя наследника престола, но и руку своей невесты, датской принцессы Дагмары со словами: «Оставляю тебе тяжелые обязанности, славный трон, отца и невесту, которая облегчит тебе это бремя».

Но до этой встречи Александр был уже страстно влюблен в княжну Марию Мещерскую, ради которой готов был пожертвовать русским престолом. Мария понимала, что наследник престола не свободен в своем выборе и благословила Александра на поездку в Данию, где он был помолвлен с Дагмарой. Сама княгиня Мещерская, чтобы не мешать возлюбленному, уехала в Париж, где вышла замуж за Павла Демидова и умерл^ через два года в возрасте 24 лет при рождении сына.

Брак Александра с Дагмарой, в православии ставшей Марией Федоровной, оказался счастливым. Уже к 30 годам она родила шестерых детей, в том числе первенца — будущего Николая II.

После трагической гибели отца Александр III жил в постоянном страхе перед покушениями, боялся Петербурга, жил в Гатчине. Однажды по его вине произошел трагический случай. Александру, вошедшему в дежурную комнату, показалось, что один из его адъютантов барон Рейтерн прячет за спиной бомбу и готов бросить ее. Император застрелил адъютанта на месте. Оказалось, что барон просто курил папиросу и при неожиданном появлении царя спрятал ее за спину...

Александр III обладал невероятной трудоспособностью и огромной физической силой. Он мог руками свернуть в трубку железный поднос, согнуть железную кочергу или серебряный рубль. Однажды за обедом австрийский посол, коснувшись волнений на Балканах, угрожающе намекнул, что Австрия может мобилизовать два-три армейских корпуса. Александр спокойно взял серебряную вилку, скрутил ее петлей и бросил австрийскому послу.

— Вот что я сделаю с вашими двумя-тремя мобилизованными корпусами, — хладнокровно сказал государь.

Император имел сильную волю, решительный характер, громоподобный голос, был резок, прост в манерах, еде и одежде, которую носил до тех пор, пока она полностью не изнашивалась. Королева Виктория заметила, что этот могучий царь — «монарх, которого она не считает джентльменом».

17 октября 1888 г. близ станции Борки недалеко от Харькова, когда царская семья возвращалась из Крыма, поезд потерпел крушение и сошел с рельс. Царь требовал максимальной скорости, состав был крайне тяжелый. 15 вагонов тянули два товарных паровоза, которые начали раскачиваться. О возможности аварии еще раньше предупреждал управляющий Юго-Западными дорогами С.Ю. Витте. В то время, когда царь проезжал по его пути, он приказал снизить скорость и вызвал неудовольствие императора.

Теперь царь ехал по другой дороге, и, как обычно, настаивал на быстрой езде. Ни у кого не нашлось твердости сказать, что это невозможно. Произошло несчастье: весь поезд упал под насыпь, 23 человека были убиты, несколько искалечены. В это время государь со своей семьей находился в столовом вагоне. Раздался сильный треск, вагон наклонился, разрушился, а крыша упала на императора, который благодаря своей гигантской силе удерживал ее на своей спине до тех пор, пока жена и дети не выбрались на свободу. Они получили ссадины и травмы.

В боязни за свою жизнь царь все чаще прибегал к спиртному. Мария Федоровна, по настоянию врачей, старалась ограничить его страсть к выпивке, однако это плохо ей удавалось.

Начальник его охраны, большой любитель горячительных напитков, генерал-адъютант П.А.Черевин рассказывал, что Александр в последние годы жизни от страха и пьянства все больше терял человеческий облик. Так, осушив вместе с Черевиным по пол-лит- ровой фляге коньяку, которые они прятали от императрицы Марии Федоровны в голенища сапог, царь валялся по полу гостиной, лаял, хрюкал, старался укусить проходивших за ноги.

После катастрофы в Борках он стал выглядеть болезненным, малокровным. Известный врач Захарьин определил, что у императора развился нефрит — болезнь почек. Он умер в Крыму 20 октября lf94 г.

Неожиданная смерть 49-летнего Александра III передала Россию в слабые руки его 26-летнего сына и поставила страну перед катастрофой...» (Яковер Л.Б. Занимательные истории...)

Вопросы:

как характеризует личность императора Александра III этот материала? Почему этого императора называли Миротворцем?

  1. Вопрос изучается путем самостоятельной работы с учебником. Перед ее началом необходимо поставить вопросы: как сельское хозяйство России было связано с мировой экономикой? Всегда ли эта связь оказывала положительное влияние на русскую деревню? Почему капитализация русской деревни сопровождалась нищетой и голодом большинства крестьянства?

  2. Вопрос разъясняется учителем и записывается в рабочие тетради восьмиклассников в виде опорного конспекта.


ПРИЧИНЫ КОНТРРЕФОРМ АЛЕКСАНДРА III:

ПЕЧАТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ:

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ:

создание земских участков во главе с земскими начальниками в целях усиления административного и полицейского надзора в уездах и губерниях; упразднение мирового суда;

1892 г. — ограничение избирательных прав городского населения путем введения высокого имущественного ценза;

1890 г. — ограничение функций земств и усиление контроля за деятельностью этих учреждений. Сокращение крестьянского представительства в земствах.

Учитель сообщает школьникам краткие сведения о ближайших помощниках нового императора. Победоносцев Константин Петрович (1827—1907) — государственный деятель, ученый-правовед. Служил при Сенате. В 1860—1865 гг. — профессор права в Московском университете, участвовал в подготовке судебной реформы, печатал статьи в журнале «Русский вестник», стоявшем на либеральных позициях. С 1865 г. служил в Министерстве юстиции, в 1868 г. — сенатор, в 1872 г. — член Государственного совета. Преподавал законоведение будущим Александру III и Николаю II. В 1880 — 1905 гг. — обер-прокурор Синода, при нем духовенство стало получать государственное содержание, увеличилось число начальных школ при церквях. В царствование Александра III — его ближайший советник, противник реформ и ограничения монархии, автор Манифеста о незыблимости самодержавия. После выхода Манифеста 17 октября 1905 г. — в отставке.

ГЛАВНЫЙ СОВЕТНИК - ПОБЕДОНОСЦЕВ

Единственный человек, на которого Александр III мог полностью опереться, был Константин Петрович Победоносцев, обладавший твердой волей, огромными знаниями, сторонник монархии. В Гатчину, куда выехал император после трагических событий, он часто писал ему ободряющие письма, призывал быть твердым и решительным в наведении порядка в стране.

Консерватор и реакционер, Победоносцев стал первым после императора человеком в государстве. В Европе его величали «Русским Папой». Обыгрывая фамилию, о нем сложили злую эпиграмму:

Победоносцев для Синода, Обедоносцев для двора, Бедоносцев для народа И Доносцев для царя.

(Яковер Л.Б. Занимательные истории...)

О втором царском сановнике учитель ограничивается справочным материалом: Толстой Дмитрий Андреевич (1823—1889) — государственный деятель. В молодости входил в круг «либеральных демократов», близкий к Константину Павловичу. В 1865—1880 гг. — обер-прокурор Синода, в 1866—1880 гг. — министр народного просвещения, строил политику в области образования по сословному признаку — народу достаточно начальной школы, университет — дворянская привилегия. С 1882 г. — шеф жандармов и министр внутренних дел, один из организаторов проведения контрреформ.

2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.