.RU

Опубликовано в сборнике "Философия и история педагогики". Уфа. 2004. С. 82-85



Опубликовано в сборнике "Философия и история педагогики". Уфа. 2004. С.82-85

В.С.ХАЗИЕВ

О ПОНЯТИИ "МЕТАФИЗИКА ПЕДАГОГИКИ"


Метафизика – раздел философии, изучающий сущее, которое есть часть бытия, изучаемый другим разделом философии "Онтологией". Поэтому мы можем по их предмету считать метафизику частью онтологии. Онтология изучает бытие в целом, бытие всего, а метафизика интересуется лишь бытием сущего. Если подниматься до предельных абстракций, то метафизика занимается сущим даже без его бытия, так сказать "сущим в чистом виде".

Если исходит из такой трактовки, то "метафизика педагогики" есть тот раздел "философии педагогики", где рассматривается "сущее педагогики", или "педагогика в ее сущем", да и еще в "чистом виде". Философия же педагогики, кроме раздела "Онтология педагогики", частью которой и является "метафизика педагогики", включает в себя такие разделы как "гносеология педагогики", "социология педагогики", "антропология педагогики", "аксеология педагогики" и другие. Такова первая часть дела.

Вторая состоит в том, что метафизика есть учение об умопостигаемой и инвариантной (константной) части мироздания, о том, что остается постоянной в изменяющемся мире и что доступно лишь умозрению, т.е. мышлению. Тогда "метафизика педагогики" есть учение не просто о сущем педагогики, а том, что в педагогике, во-первых, константно (инвариантно) и, во-вторых, доступно теоретическому (в терминах Гегеля – спекулятивному) мышлению.

Поясним сказанное примерами. Зенон Элейский еще в четвертом веке до нашей эры показал, что бытие движения состоит как бы из двух частей: внешней, видимой, изменчивой и доступной эмпирическому мышлению (здравому смыслу), а также из внутренней, не видимой глазом, но умопостигаемой (видимой лишь разумом) и константной. Если на движение смотреть глазами и ограничиваться лишь пониманием видимой части, то стрела летит, Ахилесс в несколько прыжков догонит любую быстроногую черепаху, любое конечное расстояние исчерпывается движущимся предметом за любое конечное время и т.д. Если же попытаться понять движение умом, т.е. выяснить логику того, что видит глаз, то получается, что летящая стрела в каждой точке траектория движения находится в покое, Ахилесс не сможет догнать движущуюся черепаху, которой он легкомысленно дал некоторую "фору", чтобы пройти самое маленькое расстояние, сначала надо будет исчерпать неисчерпаемую бесконечность половинок всех половинок этого расстояния. Апории Зенона известны и нет необходимости их подробно пересказывать и анализировать. Главная мысль в том, что сущее (метафизика) движения и его бытие (онтология) различаются. Мало того, они образуют противоречивое единство. Движение по своей природе есть противоречивый объект, содержащий одновременно две взаимоотрицающие и взаимоисключающие характеристики, как, например, магнит или луч света. Они тоже противоречивы по своей природе: первый одновременно заряжен и положительно и отрицательно, второй есть одновременно и волна и квант.

На педагогику можно также посмотреть и с внешней стороны, так сказать, глазами, и на ее внутреннюю сторону (метафизическую), которую можно лишь понимать, не имея чувственно фиксируемых свойств и характеристик. Действительность педагогики как процесса антиномична, и в этом подобна движению в апориях Зенона. Если мы смотрим на педагогический процесс и понимаем лишь то, что дано в чувственно доступных характеристиках, - это одно: цепь взаимосвязанных событий. Если же мы на тот же процесс смотрим, как бы умом, пытаясь понять не Историю его, а Логику, то получается нечто иное: педагогика в логике понятий, в движении понятий, в диалектике мыслей. Привыкнуть мыслить педагогику в ее метафизическом аспекте трудно, ибо ум человека требует опоры на эмпирические данные, требует постоянной координации с ее онтологией. Мы пока не говорим о том, что получается, когда речь идет о метафизике педагогики. Это задача следующего шага. Пока необходимо понять простую истину, что педагогика не исчерпывается одной ее онтологией. Чтобы понять более содержательно онтологию педагогики, необходимо уметь мыслить ее в чисто метафизическом виде, т.е. в логике понятий без примеси фактурно-эмпирических данных. Небольшая попытка такого подхода была предпринята в разделе "Метафизика педагогики" книги "Из мышления о педагогике" (Уфа. 1998). К сожалению, такой материал оказался трудным даже для профессиональных педагогов, которые увидели в таком подходе лишь "схоластическую игру понятиями". Особое затруднение вызывает необходимость мыслить что-то противоречивым, т.е. фиксировать в объекте одновременно два взаимоисключающих параметра. Если в апориях Зенона противоречие возникает в единство внешней и внутренней стороны движения, то при анализе метафизики педагогики выяснилось, что противоречива даже лишь одна (внутренняя, метафизическая) сторона педагогического процесса. Такая ситуация ранее ни в науке, ни в философии не встречалась. Метафизика (сущее) объекта антиномична, а внешнее бытие нет. Это значит, что парадоксальное по своей сущей природе объект может быть дан человеку в эмпирическом гносеологическом опыте без всяких намеков на антиномичность. И субъекту познания потребуется особые усилия абстрактного (теоретического, спекулятивного) мышления, чтобы понять действительную природу изучаемого объекта.

Такой сравнительный анализ обязателен, когда мы имеем дело с объектом педагогики – субъектом познавательной деятельности. Даже в этом предложении просматривается намек на то, о чем мы говорим. Ученик – объект педагогики, но он одновременно есть самоформирующийся субъект опять-таки противоречивой деятельности, включающий в себя как познавательную, так и практическую стороны. Это нагромождение противоречий не хаос мышления или изложения, а реальная суть самой педагогической действительности. Для того, чтобы внятно их познать по отдельности и в целом, необходимо постигать метафизику педагогики в указанных выше смыслах.

Есть и третья сторона дела. Для чего нужна эта метафизика педагогики? Ответ прост: чтобы человек был целостным, т.е. един с миром. Человек – существо не только социальное, но и космическое, вселенческое. Его жизнь не ограничивается лишь погоней за славой, властью и богатством, даже если он этого и не осознает. Джавахарлал Неру в своем комментарии к мысли из "Бхагавадгиты", что "весь мир смертных есть взаимозависимый организм" писал: "Это сознание, что сущность всех предметов одинакова, устраняет преграды, отделяющие нас от этих предметов, и рождает чувства единства с человечеством и природой, единства, лежащего в основе многообразия и разнородности внешнего мира"(1, 92). Нужно заниматься метафизикой педагогики, социоантропогенеза и вообще метафизикой чего-то для того, чтобы понимать это единство. Ибо метафизика – это та часть бытия конкретной области (в нашем случае педагогики), которая связывает человека с мирозданием в целом, объясняет его как часть Абсолюта, где есть и трансцендентная (хаотичная) и космическая (упорядоченная) части.

Найти "золотую середину" в противостоянии традиционной и личностной педагогики можно лишь понимая их философские (метафизические) основания (2). Современная профессиональная подготовка педагогов не может абстрагироваться от этих проблем реформирования российского образования (3).

Четвертый аспект – методологический. Метафизический взгляд на педагогику позволяет глубже понять происходящие эмпирические события, увидеть различие между принципиально важными и второстепенными компонентами, место которых в педагогической практике может быть оценено обыденным сознанием иначе, превратно, ошибочно. Например, так ли уж важны школьные оценки и знания для счастья человека, оценки, которые современная традиционная российская педагогика рассматривает как абсолютные критерии профессионализма ученика и его учителя. Даже простое понимание того, что такое "красивая школа", на чисто эмпирическом уровне трактовки недостаточно, поверхностно, если не углубиться в дебри метафизического пласта онтологии школьной жизни (4).

ССЫЛКИ

1. Джавахарлал Неру. Открытие Индии. М., 1955.

2. См. Хазиев В.С. Из мышления о педагогике. Уфа. 1998.

3. См. Асадуллин Р.М., Хамитов Э.Ш., Хазиев В.С. Профессиональная педагогическая подготовка в переломные периоды развития общества. Уфа. Китап. 2000.

4. См. Хазиев В.С. Метафизика красоты и красивая школа // Интеграция вузовской науки и производства как важнейшее условие повышения качества подготовки специалистов. Уфа. 2004. Дадаць дакумент у свой блог ці на сайт 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.