.RU

Разработка комплексного подхода к сохранению здоровья школьников, создание условий, способствующих формированию навыков здорового образа жизни и здорового поведения. Задачи проекта

Представленный материал может быть интересен не только описанием разделов проекта, но и приложениями, в которых вниманию читателей предлагаются несколько анкет для различных категорий участников образовательного процесса:

«Отношение родителей к школе и ее ориентации на здоровьесберегающую деятельность» (для родителей обучающихся);

«Отношение к здоровому образу жизни» (для учеников начальных классов);

«Эффективность развивающих занятий по программе „Здравствуй!”» (для учителей).

Материалы для разработки проекта «Школа — территория здоровья»



М.В.

 

Новоходская, Т.А. Туфекчи, Г.А.

 

Юдина,

Липицкая СОШ Московской области

Актуальность проекта



Современная техногенная цивилизация предъявляет чрезвычайно высокие требования к человеку. Стрессы, превышающая все допустимые нормы нагрузка на глаза, неправильное питание, гиподинамия — это лишь небольшая часть факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека, а тем более — на здоровье школьника.

Большую часть дня ребенок проводит в школе. Можно ли сделать так, чтобы учебная деятельность была для учеников комфортной в плане сохранения здоровья? Как добиться того, чтобы ребенок успешно справлялся с учебными нагрузками и при этом имел возможность получать качественное образование, сохранив здоровье?

Проблемно ориентированный анализ деятельности Липицкой СОШ позволил выделить

противоречия

между:

• повышением интенсивности образовательного процесса, возрастающей физической и психоэмоциональной нагрузкой обучающихся и необходимостью создания здоровьеразвивающего образовательного пространства;

• приоритетом здоровьеразвивающей педагогики и неразработанностью в педагогической науке и практике основ здоровьеразвивающей деятельности в социокультурном образовательном пространстве.

Таким образом, актуальность организации здоровьеразвивающей деятельности в современной школе позволила выделить проблему сохранения и развития здоровья как приоритетную в культурно-образовательной деятельности сельской школы и определить тему исследовательского проекта: «Школа — территория здоровья».

Цель и задачи проекта



Цель проекта 

разработка комплексного подхода к сохранению здоровья школьников, создание условий, способствующих формированию навыков здорового образа жизни и здорового поведения.

Задачи проекта



1. Изменить структуру и содержание образования в соответствии с потребностью внедрения здоровьеразвивающих технологий в образовательное пространство школы.

2. Включить в проектную работу по созданию школы — территории здоровья всех участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей).

3. Создать комфортные условия, обеспечивающие сохранение психологического и физического здоровья детей, их родителей (законных представителей) и педагогического коллектива.

4. Создать позитивное здоровьесберегающее и здоровьеразвивающее социокультурное образовательное пространство.

5. Разработать и апробировать комплекс диагностических критериев результативности здоровьеразвивающей деятельности.

Принципы и условия здоровьеразвивающей деятельности



В ходе работы над проектом мы разработали следующие

принципы здоровьеразвивающей деятельности.



1.. Деятельность образовательного учреждения по укреплению здоровья должна носить

непрерывный преемственный характер,

логически соотноситься со всеми сферами жизнедеятельности ребенка.

2. Необходимо в полной мере реализовать

субъектный подход

в воспитании культуры здоровья обучающихся, формировании навыков здорового образа жизни и здорового поведения.

3. Здоровье необходимо рассматривать как

жизненную ценность

человека любого возраста.

В ходе проекта разработаны условия, позволяющие рассматривать школу как территорию здоровья:

Физкультурно-оздоровительные

Условия,

позволяющие рассматривать школу как территорию здоровья

Санитарно-гигиенические

Социокультурные

Диагностические

Содержательно-методические

Этапы работы над проектом



I

этап. Информационно-аналитический



1. Определение теоретической базы проекта: актуальности, принципов, приоритетных направлений, целей и задач проекта.

2. Разработка условий здоровьеразвивающей деятельности в образовательном пространстве сельской школы.

II

этап. Экспериментальный (практический)



1. Разработка критериев здоровьесберегающего урока.

2. Организация муниципального эксперимента «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства: от детского сада к школе». Работа по внедрению программы «Здравствуй!» М.Л. Лазарева совместно с ДОУ «Колосок»:

• проведение детских игр здоровья «Здравиада»;

• апробирование диагностических критериев по программе.

3. Участие в областном эксперименте «Организационно-педагогические условия здоровьеразвивающей деятельности в сельском социокультурном комплексе (ССКК)».

4. Расширение взаимодействия школы с учреждениями ССКК по внедрению комплексного подхода к организации здоровьеразвивающей деятельности как условие формирования школы — территории здоровья.

III

этап.

Перспективно-развивающий



1. Создание координационного совета и муниципального «Центра развития и формирования здоровья».

2.. Разработка под руководством координационного совета стратегии здорового развития и здорового образования в районе на всех уровнях: от центра здоровья будущих мам до «Школы будущих родителей» для старшеклассников.

Результаты работы над проектом



1. Скорректировано расписание групп продленного дня с целью введения развивающего занятия по программе «Здравствуй».

2. Разработан школьный модуль программы «Здравствуй» для обучающих 1–4-х классов.

3. Организован кружок «Юные учителя здоровья» для обучающихся 5–6-х классов.

4. Разработан цикл родительских собраний по проблеме «Роль родителей в создании здоровьеразвивающей среды».

5. Разработано и регулярно проводится анкетирование «Отношение родителей к школе и ее ориентации на здоровьесберегающую деятельность», «Отношение к здоровому образу жизни», «Эффективность развивающих занятий по программе „Здравствуй!”» (см. приложения). Анализ анкет свидетельствует о положительном отношении к программе и высоком уровне ее усвоения.

6. Определены диагностические критерии уровня сформированности навыков здорового поведения школьников.

7. Проведены осенние и весенние «Здравиады».

Направления работы по организации здоровьеразвивающей образовательной среды



Объект

воздействия



Задачи



Программно

е обеспечение



0тветственные



Время проведения



Прогнозируемый

результат



Уроки (учебные занятия) по учебному плану школы

Разработать научно-методические основы здоровьеразвивающего урока

Комплексно-целевая программа методической работы

Учителя школы, зам. директора по НМР

Учебные занятия

Включение в методику преподавания учебных дисциплин здоровьеразвивающих технологий

Классные часы

Формировать позитивное отношение к здоровому образу жизни

Программа воспитательной работы, план работы классных руководителей

Классные руководители, зам. директора по ВР, педагоги-организаторы детского творчества

Классные часы по расписанию

Отношение к здоровому образу жизни как насущной потребности

Занятия по программе «Мастерская здоровья» (1–4-е классы)

Развивать знания о здоровом образе жизни, формировать навыки здорового поведения

Программы «Мастерская здоровья», «Познай себя», комплексно-целевая программа «От детского сада — к школе», учебно-тематические планы учителей начальных классов

Учителя начальных классов

Классные часы по расписанию, занятия в ГПД

Внедрение полученных знаний о здоровом образе жизни и здоровом поведении в практическую деятельность детей и их родителей (законных представителей)

Дополнительные развивающие занятия в ГПД (ИЗО, ОФП, музыкальный тренинг и т.д.)

Образовательные программы и календарно-тематические планы педагогов ДО (наличие соответствующих разделов)

Педагоги ДО

ГПД

Реализация принципа преемственности и непрерывности здоровьеразвивающей деятельности

Занятия с педагогом-психологом

Сохранять и укреплять психическое и эмоциональное нравственное здоровье обучающихся

План работы педагога-психолога

Психолог, зам. директора по НМР

По плану психолога

Оздоровление психологического климата в детских коллективах

«Беседы о здоровье» в ГПД

Расширять и углублять знания о здоровье

Учебно-тематический план воспитателей ГПД

Воспитатели ГПД (1–4-е классы)

Режим работы ГПД

Мотивация здорового образа жизни

Коллективно-творческая деятельность в системе воспитательной работы

Формировать идеологию культуры здоровья, здорового образа жизни

Программа воспитательной работы

Зам. директора во ВР

Реализация принципов здорового образа жизни при переходе к школе культуры здоровья

Рекомендации по проведению диагностики здоровья



Сроки

проведения диагностики:

• первичная (сентябрь — октябрь);

• вторичная (апрель — май).

Задачи:

выявить (уточнить) динамику состояния здоровья школьников в процессе оздоровительной работы

Кто проводит



Вид диагностики



Медсестра

«Длина тела», «Масса тела». «Динамика заболеваемости»

Учителя физкультуры

«Прыгучесть», «Гибкость», «Скоростная выносливость»

Педагог-психолог

«Настроение», «Коммуникабельность», «Познавательная активность»

Учителя начальных классов

«Самооценка», «Память»

Фиксация результатов

: «Карта здоровья» или «Паспорт здоровья» на каждый класс. Учитель анализирует полученные в ходе диагностики данные, обобщает и оформляет их в «Паспорт здоровья класса». На основе полученных данных проводит беседы с детьми и их родителями (законными представителями).

Важно не только формировать у обучающихся представления о здоровом образе жизни, но и применять полученные знания в практической деятельности. Поэтому педагогу необходимо отслеживать те изменения, которые происходят со школьником в процессе работы по программе. Помощь при проведении диагностики могут оказать медицинская сестра школы, врач, учителя физической культуры, школьный психолог.

Приложение 1



Анкета «Отношение родителей к школе и ее ориентации на здоровьесберегающую деятельность»



Уважаемые родители! Отметьте, пожалуйста, кружком по одному варианту ответа на вопросы, предлагаемые ниже. Мы очень надеемся, что на основании ваших ответов мы сможем более плодотворно организовать наше сотрудничество.

1. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребёнка — семья или школа?

• безусловно, семья;

• в большей мере семья;

• в равной степени семья и школа;

• школа.

2. Ваше отношение к школе, в которой учится ваш ребёнок?

• положительное;

• отрицательное;

• нейтральное.

3. Считаете ли ы свои знания о сохранении и развитии здоровья детей достаточными?

• да;

• нет;

• затрудняюсь ответить.

4. Как вы думаете, внедрение программы, ориентированной на сохранение и укрепление здоровья школьников, поможет вам и вашим детям более ответственно относиться к своему здоровью?

• да;

• нет;

• затрудняюсь ответить.

5. Каковы ваши ожидания от результатов обучения ребенка в современной школе (выберите два наиболее важных для вас ответа):

• хорошие, прочные знания;

• умение адаптироваться в социальной среде;

• хочу, чтобы моего ребёнка просто любили;

• оказание помощи в профессиональной ориентации;

• что-то другое.

6. Как вы думаете, что ожидает школа сегодня от родителей (выберите два наиболее важных для вас ответа)?

• выполнение социальных ролей родителями;

• поддержка концептуальных идей школы;

• сотрудничество и участие в совместных проектах;

• материальную помощь;

• что-то другое.

Приложение 2



Анкета для учеников начальных классов «Отношение к здоровому образу жизни»



Уважаемые ребята! Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

1. С какими сказочными героями вы познакомились на занятиях по здоровью?

2. Чему вы научились у героев?

3. Помогает ли вам красиво двигаться музыка и песни, которые вы слушаете на занятиях?

4. Какое настроение у вас обычно бывает на занятиях?

5. Какого героя вы любите рисовать на занятиях?

6. Каким положительным привычкам учат вас герои сказок?

7. Соблюдаете ли вы режим дня?

8. Изменилось ли ваше отношение друг к другу? Если да, то как?

9. Изменилось ли ваше отношение к урокам физкультуры?

10. Охотно ли вы посещаете занятия по здоровью?

Приложение 3



Анкета для учителей «Эффективность развивающих занятий по программе „Здравствуй!”»



Уважаемые коллеги! Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.

1. В чем, по-вашему, преимущества применяемой программы?

2. Как в ходе занятий изменилось отношение обучающихся к своему питанию?

3. Как изменился образ жизни обучающихся: режим дня, физическая активность?

4. Изменилось ли у обучающихся превалирующее настроение?

5. Как изменилось отношение обучающихся к вредным привычкам?

6. Каков уровень сотрудничества с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников?

7. Как в реализации программы помогает организация предметной деятельности на дополнительных развивающих занятиях?Дадаць дакумент у свой блог ці на сайт 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.