.RU

Шифр - 4. Эмоции, чувства, психические состояния. Их влияние на поведение человека

Шифр
1. Овца - стадо

2. Малина – ягода

3. Море - океан

4. Свет - темнота

5. Отравление - смерть

6. Враг – неприятель
Методические рекомендации: задание может быть использовано в качестве теста - для оценки аналитической стороны мышления.

  1. Испуг – бегство……..

  2. Физика – наука…….

  3. Правильно – верно……

  4. Грядка – огород ……..

  5. Пара – два ……..

  6. Слово – фраза …….

  7. Бодрый – вялый ……

  8. Свобода – воля …….

  9. Страна – город …….

  10. Похвала – брань ……

  11. Месть – поджог …….

  12. Десять – число…….

  13. Плакать – реветь…..

  14. Глава – роман……

  15. Покой – движение …..

  16. Смелость – геройство …..

  17. Прохлада – мороз …….

  18. Обман – недоверие ……

  19. Пение – искусство……

  20. Тумбочка - шкаф…….

Литература



Аминов И.И. Занимательная психология для юристов. – М., 2001.



Психологическая подготовка сотрудников ОВД: Учебно-метод. материалы. – М., 1989.



Методики психодиагностики в спорте: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физвоспитание» / В.Л. Марищук и др. – М., 1984.



Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя. Влияние на людей: Пос. для учащихся. – М., 1998.



Пекелис В.Д. Твои возможности человек! – М., 1984.



Постоев В.И., Туманов В.Д. Тренинг профессиональной наблюдательности, внимания и памяти сотрудников органов внутренних дел: Метод. разработка. – Домодедово, 1996.



Тема 4. Эмоции, чувства, психические состояния.



Их влияние на поведение человека



Упражнения к практическому занятию



  1. Знакомство с классификационными характеристиками чувств.



Задание: определите, какие из перечисленных чувств от­носятся к нравственным, какие к интеллектуальным, праксическим, и какие к эстетическим?

Вдохновение, угрызение совести, чувство товарищества, удивление, чувство прекрас­ного, восхищение, чувство долга, чувство иронии, зло­радство, чувство комического, чувство юмора; уверен­ность, чувство справедливости, чувство трагического, сомнение, чувство стыда, зависть, недоумение, энтузиазм, страсть к творчеству.

  1. Знакомство с классификационными характеристиками эмоций и чувств.



Задание: подразделите по признакам продолжительности и силы следующие переживания:

любовь к искусству, грусть, гнев, горе, ужас, раздражение, печаль, страх, страсть к коллекционированию, любознательность, злость, подавленность, угрызение совести, любопытство.

3. Выявление взаимозависимости эмоциональных и познавательных процессов.



Задание: разделите листок бумаги вертикальной чертой попо­лам, в левой части поставьте знак “+”, в правой части знак “-”.

Вспомните за последние две недели события, произо­шедшие с вами, и кратко опишите их в соответствующих графах. Положительные события в графе со знаком “+”, отрицательные - в другой графе.

Какие из событий запомнились более ярко?

4. Первая помощь в острой стрессовой ситуации.



1. В острой стрессовой ситуации не следует принимать (пытаться принимать) никаких решений. Исключение составляют стихийные бедствия, когда речь идет о спасении самой жизни.

2. Сосчитайте до десяти.

3. Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осущест­вляйте постепенно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием.

Дальнейшие события могут развиваться в двух направлениях.

А

. Стрессовая ситуация застигла вас в помещении.

4. Встаньте, если это нужно, и, извинившись, выйдите из помещения. Например, у вас всегда есть возможность пойти в туалет или в какое-нибудь другое место, где вы сможете побыть один.

5. Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.

6. Медленно осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд от одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.

7. Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо?

8. Набрав воды в стакан (в крайнем случае — в ладони), медленно, сосредоточенно, выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.

9. Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течение 1-2 минут. Затем медленно выпрямитесь; действуйте осторожно, чтобы не закру­жилась голова.

Б

.

Стрессовая ситуация застигла вас где-либо вне помещения.

10. Осмотритесь по сторонам. Попробуйте взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, мысленно называйте все, что видите.

11. Детально рассмотрите небо, называя про себя все, что видите.

12. Найдите какой-нибудь мелкий предмет (листок, ветку, камень) и внимательно рассмотрите его. Разглядывайте предмет не менее четырех минут, знакомясь с его формой, цветом, структурой таким образом, чтобы суметь четко представить его с закрытыми глазами.

13. Если есть возможность выпить воды, воспользуйтесь ею - пейте медленно, сосредоточившись на том, как жидкость течет по вашему горлу.

14. Еще раз проследите за своим дыханием. Дышите медленно, через нос; сделав вдох, на некоторое время задержите дыхание, затем так же медленно, через нос, выдохните воздух. При каждом выдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются ваши плечи.

В качестве первой помощи этого вполне достаточно. В день, когда вы попадаете в острую стрессовую ситуацию, не прини­майте никаких решений. Попробуйте заняться каким-либо простым видом деятельности.

Не повредят умеренные занятия спортом или прогулка - словом любая деятельность, требующая физической активности и сосредоточения, но, опять же, не переусердствуйте.

Литература



Аминов И.И. Занимательная психология для юристов. – М. 2001.

Анохин П.К. Узловые вопросы в изучении высшей нервной деятельности // Проблемы высшей нервной деятельности. – М., 1949.

Изард К. Эмоции человека. – М., 1980.

Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М., 1979.

Ситковская О.Д. Судебно-психологическая экспертиза аффекта: Метод. пособие. – М., 1983.

Тема 5. Индивидуально-психологические особенности личности.



Использование знаний о них юристом в практической деятельности



Материалы к практическому занятию



1. Знакомство с типами телосложения, а также выявление типичных и индивидуальных особенностей телосложения человека (по Э. Кречмеру).



Задание 1.1: обратите внимание на критерии, отличающие один тип телосложения от другого: длина конечностей, торса, мышечный покров и его тонус, форма отдельных частей тела, жировые отложения и т.д. Можно воспользоваться набором фотографий.


Тип строения тела

Телесные черты

Психологические особенности

Пикнический (округлый)

Широкое лицо, высокий, выпуклый лоб, часто двойной подбородок, склонность к облысению, короткая шея, чувствительные пальцы рук, слабая мускулатура, склонность к ожирению.

Эмоционален: эмоции колеблются между печалью и радостью. Реалистичен во взглядах, без затруднений контактирует с окружающими, отзывчив, добросердечен.

Психологические подтипы: веселые болтуны; спокойные юмористы; сентиментальные тихони; беспечные любители жизни; активные практики.

Астенический (слабый)

Лицо в форме вытянутого или укороченного яйца, острый, угловатый профиль, выдающийся вперед нос, подбородок покатый, узкое, худое лицо, узкие, покатые плечи, длинная шея, плоская грудная клетка, длинные узкие руки.

Замкнут, склонен к колебаниям эмоций от раздражения до равнодушия, упрям, редко меняет взгляды и установки. С трудом приспосабливается к окружению. Отличается высокомерием, желанием не походить на других, быть лучше всех, сдержанностью, серьезностью, поверхностной общительностью.

Психологические подтипы: тонко чувствующие натуры; идеалисты мечтатели; холодные властные натуры; эгоисты; «сухари»; безвольные натуры.

Атлетический (сильный)

Грубые черты лица, высокая средняя часть лица, широкие брови, мощный подбородок, массивный грубый облик, широкие плечи, узкие бедра, сильноразвитая грудь, грубые руки, несколько неуклюжий облик.

Спокоен, маловпечатлителен, отличается не очень гибким мышлением, сдержанностью в мимике и жестах, с трудом приспосабливается к переменам.

Психологические подтипы: тонко чувствующие натуры; идеалисты мечтатели; холодные властные натуры; эгоисты; «сухари»; безвольные натуры.

Задание 1.2. способствует закреплению знаний о типах телосложения и их использованию при психологическом наблюдении людей.

Каждому участнику предлагается дать описание телосложения любого человека, заведомо знакомого другим членам группы. Важно, чтобы в описание включались только признаки телосложения. Рекомендуется дать описание вначале общих, а затем индивидуальных особенностей телосложения.

Через 5-7 мин производится проверка выполнения задания. Каждый зачитывает составленный им портрет телосложения, а остальные должны определить кто это, а затем проанализировать степень соответствия телесного портрета психологическим характеристикам, обратившись к графе 3 таблицы.

2.

Анализ результатов преступной деятельности.



Задание: что можно сказать по приведенным ниже отрывкам из расска­за И. Бодунова и Е. Рысса «Благородный разбойник» и романа А. и Г. Вайнеров «Гонки по вертикали» об общем уровне развития преступников (Пантелеева и Дедушкина), основных свойствах их темпераментов, степени развития эмоционально-волевой сферы?

А.

«(...) Ограбили молодую хорошенькую актрису. Ей позвонили в дверь, когда она была одна дома. Леня ска­зал, что он из ГПУ, и показал какую-то карточку, кото­рую она, конечно, не разглядела. Он был в кожаной ту­журке и в кожаной фуражке — так в то время часто одевались сотрудники ГПУ. Она удивилась, какие мо­гут быть у ГПУ дела к ней, но дверь беспрекословно открыла. Вошли двое. Дверь аккуратно закрыли и за­перли. Потом Пантелеев очень вежливо поклонился и сказал:

— Позвольте представиться, Леня Пантелеев. Тут уж актриса поняла, что впустила бандитов. Акте­ры — народ общительный. Ростовцев раз двести расска­зывал своим коллегам о том, как его ограбили, и пока­зывал записку, оставленную грабителями. Слух о Пан­телееве шел уже по Ленинграду.

У актрисы хватило выдержки гостеприимно сказать:

— Заходите, Леня. Что-то вы зачастили к актерам. Любите театр?

— Люблю, — сказал Пантелеев,— но актеров наве­щаю только по необходимости. Я надеюсь, вы не будете поднимать шум, тогда мы вас и связывать не станем.

— Не буду,— сказала актриса.

После этого они дружной компанией пошли по квар­тире. Актриса была небогата, и ценностей у нее было не много. Все, что было, поместилось в карманах. (...)

— Мало зарабатываете,— сказал укоризненно Пан­телеев.— При вашем таланте можно было бы и поболь­ше приобрести, а так, знаете, неудобно: выходит, вроде мы с Митей себе в убыток работаем. Ну, правда, шуба у вас хорошая.

Пантелеев подошел к шкафу и открыл его. Действи­тельно, шуба висела здесь. Это была хорошая котиковая шуба, на которую актриса долго копила деньги, разъез­жая по концертам и во многом себе отказывая.

Сохраняя по-прежнему шутливый тон, актриса ска­зала:

— Ленечка, неужели вы у меня заберете шубу? Сей­час зима, а у меня и театр, и концерты. Потом, честно вам скажу, это единственная дорогая вещь, которая у меня есть.

Пантелеев улыбнулся. Ему нравились выдержка и хладнокровие актрисы.

— Ну как, Митя?—спросил он.—Действительно не­хорошо обижать женщину.

— Что ж,— сказал Гавриков,— я нс возражаю.

— Купите у нас свою шубу. Цена — два поцелуя. Один ему, другой мне.

Актриса, смеясь, поцеловала обоих в лоб, и они ушли, оставив ей шубу» (И. Бодунов, Е. Рысс. «Записки следователя». М., 1966, стр. 170-171).

Б.

В романе «Гонки по вертикали» так описаны кра­жи, совершенные неким Дедушкиным. Отперев дверь с помощью отмычки, Дедушкин проник в квартиру Реп­ниных, где в ящике письменного стола обнаружил сбере­гательные книжки (далее — отрывок из романа, текст от первого лица):

«Вот они — три сберегательные книжки. Анна Федо­ровна Репнина, срочный вклад — четыре тысячи рублей; Николай Иванович Репнин, срочный вклад — две тысячи рублей; Николай Иванович Репнин, счет № 7911 — четы­реста двадцать три рубля 72 копейки.

На книжках — штамп с адресом и телефоном сбер­кассы.

Анну Федоровну — обратно в стол. Два Николая Ивановича. Один положил две тысячи рублей в сберкас­су на Суворовском бульваре 15 сентября 1966 года, больше записей нет, значит, он там был один раз пять лет назад — растит на серых полях сберкнижки «сроч­ные» проценты. У второго Николая Ивановича четырес­та двадцать три рубля и 72 копейки на счете и эта циф­ра — итог двадцать шестой операции в этой книжке, открытой в кассе на улице Горького. Значит, там его могут знать, значит, и этого Николая Ивановича швыр­нем обратно в ящик.

Чтобы забрать вклад, нужен образец подписи. (...) В доме он наверняка есть. (...)

Во втором ящике стола, запертом на хилый врезной замочек — его пришлось ковырнуть стамеской,— лежали паспорта Николая Ивановича Репнина и супруги его Анны Федоровны. (...)

Здесь же, на письменном столе, стоял телефон. (...)

— Сберкасса? Здравствуйте! Это ваш вкладчик Реп­нин. Мой счет номер 24685. У меня срочный вклад на две тысячи. Я вас прошу приготовить мне деньги, я пос­ле обеда заеду. Нет, не только проценты, я все снимаю. Кстати, голубушка, если вас не затруднит, произведите мне расчет заранее — мне в автомагазин обязательно до четырех надо поспеть. Ну конечно, очень уж охота до праздников машину получить... Спасибо вам, род­ненькая...

В паспорте, в самом низу странички, есть пункт чет­вертый: «Подпись владельца». (...)

Я взял паспорт и расчетную книжку и вышел из квартиры, тихо притворив за собой дверь с взломанным замком. (...)

... Потом я зашел на почту, сел за столик в углу и це­лый час подряд учился писать «Репнин».

За десять минут до открытия сберкассы я был уже у дверей и к окошку подошел первым, тут же заполнил квиточек на красной, расходной стороне, а паспорт Репнина вместе со сберкнижкой держал на всякий слу­чай в руке, и когда расписывался — «Репнин» — старал­ся не вспоминать прочерк отдельных букв, потому что тогда обязательно завалился бы, этого ни в коем случае нельзя было делать — есть вещи, которые надо обяза­тельно делать быстро, почти механически, в одной на­дежде на инстинкт, поскольку, стоит на миг задуматься, тут тебе сразу и придет конец.

Контролер, молодая некрасивая девчонка, встала к ящику за моей карточкой. (...)

— Вам мой паспорт не нужен? — спросил я, протя­гивая серую мятую книжечку. Она взглянула па паспорт мельком — фамилия, имя, отчество, роспись внизу стра­ницы, и пальцы мои в этот момент не дрожали, потому что весь я будто окаменел. Кивнула и подала мне же­стяную бирку с номером:

— В кассу! (...)

— Распишитесь еще раз! — сказала она (кассир).— Подпись нечеткая...

— У меня прямо беда — до пятидесяти лет подпись неустоявшаяся. Я специально для всех бухгалтерских расчетов с собой паспорт ношу. Давайте еще раз подпи­шусь аккуратнее...

Показал паспорт, еще раз расписался, она открыла стол и стала считать деньги.

— Получите! Две тысячи триста одиннадцать руб­лей...» (Л. и Г. Вайнеры. «Гонки по вертикали». М., 1974, стр. 256—262).

Дополнительные вопросы:



1. Попытайтесь предсказать поведение Пантелеева и Дедуш­кина при их задержании, в ходе допроса и других следственных действий.

2. Каковы возможности метода анализа результатов преступ­ной деятельности для выявления особенностей личности преступ­ника?

3. Психодиагностика личности.



Задание: в новелле Карела Чапека «Эксперимент профессора Роусса» рассказывается об использовании модного в прошлом метода «ассоциативного эксперимента» для разоблачения человека по имени Суханек, подозревае­мого в убийстве шофера такси Чепелки (тело Чепелки нигде не нашли, а его автомобиль со следами крови ока­зался в сарае Суханека).

«По знаку начальника полиции полицейский ввел Ченека Суханека, мрачного субъекта, на лице которого было написано: «Подите вы все к... меня голыми руками не возьмешь». Видно было, что Суханек твердо решил стоять на своем.

— Подойдите,— строго сказал профессор Ч. Д. Роусс.— Я не буду вас допрашивать. Я только буду произ­носить слова, а вы должны в ответ говорить первое сло­во, которое вам придет в голову. Понятно? Итак, внима­ние! Стакан.

— Дерьмо! — злорадно произнес Суханек.

— Слушайте, Суханек! — быстро вмешался началь­ник полиции.— Если вы не будете отвечать как следует, я велю отвести вас на допрос, и вы пробудете там всю ночь. Попятно? Заметьте это себе. Ну, начнем сначала.

— Стакан,— повторил профессор Роусс.

— Пиво,— проворчал Сухапек.

— Вот это другое дело,—сказала знаменитость.— Теперь- отлично.

Суханек подозрительно покосился на него. Нс ловуш­ка ли вся эта затея?

— Улица,— продолжал профессор.

— Телеги,— нехотя отозвался Суханек.

— Надо побыстрей. Домик.

— Поле.

— Токарный станок.

— Латунь.

— Очень хорошо.

Суханек, видимо, уже не имел ничего против такой игры.

— Мамаша.

— Тетка.

— Собака.

— Конура.

— Солдат.

— Артиллерист.

Перекличка становилась все быстрее. Суханека это забавляло. Похоже на игру в карты, и о чем только не вспомнишь!

— Дорога,— бросил ему Ч. Д. Роусс в стремитель­ном темпе.

— Шоссе.

— Прага.

— Бероун.

— Спрятать.

— Зарыть.

— Чистка.

— Пятна.

— Тряпка.

— Мешок.

— Лопата.

— Сад.

— Яма.

— Забор.

— Труп! Молчание.

— Труп! — настойчиво повторил профессор.— Вы за­рыли его под забором. Так?

— Ничего подобного я не говорил! — воскликнул Су­ханек.

— Вы зарыли его под забором у себя в саду,— решительно повторил Роусс.— Вы убили Чепелку по доро­ге в Бероун и вытерли кровь в машине мешком. Куда вы дели этот мешок?» (К. Чапек. Собр. соч. в 7-ми т., т. 1. М. 1974, стр. 340—341).

Роусс оказался прав. Труп Чепелки, обернутый в окро­вавленный мешок, был зарыт под забором в саду у Су­ханека.

Вопросы:

1. Какова психологическая сущность этого метода психодиагностики?

2. Насколько он эффективен?

3. Какие другие методы психодиагностики личности существу­ют в судебной психологии?

3.

Составление психологической характеристики личности.



Задание: психологическая характеристика составляется по приведенной ниже схеме. Выводы и оценки, которые даются в характеристике, должны быть обоснованы фактическими данными.

Примерная схема составления психологической



характеристики личности



1. Биографические данные.

Фамилия, имя, отчество, год и место рождения. На­циональность. Образование. Профессия. Семейное поло­жение.

2. Сведения об условиях формирования личности.

Положение в коллективе. Материальные условия жизни в семье. Если составляется характеристика обви­няемого, то указать, какое им совершено преступление и при каких обстоятельствах.

Поведение в коллективе. Поддается ли воспитанию.

3. Структура личности.

Особенности психических процессов и состояний.

Восприятие: особенности восприятия; наблюдатель­ность.

Внимание: произвольное, непроизвольное, его свой­ства (концентрация, объем, устойчивость, распределение, переключаемость).

Память: наиболее развитый вид; качества (проч­ность, точность, готовность).

Мышление: способность к анализу и синтезу; реше­ние проблемных задач; наиболее развитый вид мыш­ления.

Речь: словарный запас; качества (содержание, выра­зительность, точность); культура; жаргон.

Воображение: наиболее развитый вид.

Чувства и эмоции: внешнее выражение; преобладаю­щие формы проявления; постоянство, направленность, глубина; наличие аффектов; поведение в экстремальных условиях.

Воля: сила, твердость, настойчивость.

Направленность. Потребности (материальные, ду­ховные). Влечения. Интересы (широта, устойчивость). Мировоззрение (взгляды, идеалы, убеждения).

Темперамент. Тип. Наиболее развитые положи­тельные и отрицательные качества.

Характер. Отношение к труду, обществу в целом. Отношение к другим людям (общителен, необщителен, груб или вежлив, скрытен или нет и т. д.). Отношение к себе. Основные черты характера (дисциплинирован­ность, принципиальность, самостоятельность, выдержан­ность, негативизм, упрямство, внушаемость и т. д.). Си­ла характера, его цельность, определенность, устойчи­вость. Моральная воспитанность.

Способности. Общие и частные. Склонности. Ода­ренность.

4. Заключение.

Что можно ожидать от данного лица, в какие усло­вия жизни и труда его необходимо поставить.

Литература



Аминов И.И. Занимательная психология для юристов. – М., 2001.

Глазырин Ф.В., Шиханцов Г.Г. Практикум по судебной психологии (психология предварительного расследования). – Минск, 1977.

Столяренко А.М. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. – М., 1987.

Тема 6. Судебно-психологическая экспертиза
в уголовном и гражданском процессе



Вопросы для подготовки к семинарскому занятию



1. Что является предметом судебно-психологической экспертизы?

2. В чем состоит отличие оснований от поводов назначения судебно-психологической экспертизы?

3. Назовите наиболее распространенные методы, используемые экс­пертом-психологом при проведении экспертизы.

4. Чем определяется компетенция судебно-психологической экспер­тизы, научная компетенция эксперта?

5. Решение каких вопросов входит в компетенцию эксперта-психолога по уголовным делам о преступлениях против жизни и здо­ровья граждан?

6. Какие вопросы могут исследоваться экспертом-психологом при рассмотрении гражданско-правовых споров в суде?

7. Может ли эксперт-психолог высказывать свое мнение о правди­вости свидетельских показаний? Обоснуйте вашу точку зрения.

8. Из чего складывается подготовка судебно-психологической экс­пертизы?

9. Каким требованиям должны отвечать постановление следователя, определение суда, ходатайство адвоката о назначении судебно-психологической экспертизы по делу?

10. В каких целях используется заключение судебно-психологи­ческой экспертизы?

Литература



Брусиловский А.Е. Судебно-психологическая экспертиза. Пред­мет, методика и пределы. – Харьков, 1929.

Владимиров Л.Е. Психологическое исследование в уголовном су­де. – М., 1901.

Глазырин Ф.В., Шиханцов Г.Г. Практикум по судебной психологии (психология предварительного расследования). – Минск, 1977.

Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза несовершенно­летних: Информ.-метод. письмо. – М., 1971.

Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая эксперти­за. – М., 1988.

Романов В.В. Юридическая психология: Учеб. – М., 1998.

Прикладная юридическая психология / Под. ред. А.М. Столяренко. – М., 2001.

Раздел

III

. Криминальная психология



Тема 7. Психология преступного поведения (психология преступления)



Материалы к практическому занятию



1.

Психология поведения лица, совершившего преступление



Задание.



1. Какие психологические причины побуждают преступников к саморазоблачению и в чем оно может выражаться?

2. Какова причина описанного в приведенном ниже отрыве саморазоблачения Раскольникова?

Разговаривают письмоводитель полицейского участка Заметов и Раскольников.

«— (...) Что это вы газеты читаете?

— Газеты.

— Много про пожары пишут.

— Нет, я не про пожары.— Тут он загадочно посмот­рел на Заметова; насмешливая улыбка опять искривила его губы.— Нет, я не про пожары,— продолжал он, под­мигивая Заметову.— А сознайтесь, милый юноша, что вам ужасно хочется знать, про что я читал?

— Вовсе не хочется; я так спросил. Разве нельзя спросить? Что вы всё... (...)

— Так сказать, про что я читал, что разыскивал? Ишь ведь сколько нумеров велел натащить! Подозри­тельно, а?

— Ну, скажите.

— Ушки на макушке?

— Какая еще там макушка?

— После скажу, какая макушка, а теперь, мой милей­ший, объявляю вам... нет, лучше: «сознаюсь»... Нет, и это не то: «показание даю, а вы снимаете» — вот как! Так даю показание, что читал, интересовался... отыскивал... разыскивал...— Раскольников прищурил глаза и вы­ждал,— разыскивал — и для того и зашел сюда — об убийстве старухи чиновницы,— произнес он наконец, почти шепотом, чрезвычайно приблизив свое лицо к лицу Заметова. Заметов смотрел на него прямо в упор, не шевелясь и не отодвигая своего лица от его лица. Стран­нее всего показалось потом Заметову, что ровно целую минуту длилось у них молчание и ровно целую минуту они так друг на друга глядели.

— Ну что ж что читали? — вскричал он вдруг в недо­умении и в нетерпении.— Мне-то какое дело! Что ж в том?

— Это вот та самая старуха,— продолжал Расколь­ников, тем же шепотом и пс шевельнувшись от восклица­ния Заметова,— та самая, про которую, помните, когда стали в конторе рассказывать, а я в обморок-то упал. Что, теперь понимаете?

— Да что такое? Что... «понимаете»? — произнес За­метов почти в тревоге.

Неподвижное и серьезное лицо Раскольникова преобразилось в одно мгновение, и вдруг он залился опять тем же нервным хохотом, как давеча, как будто сам совер­шенно не в силах был сдержать себя. И в один миг при­помнилось ему до чрезвычайной ясности ощущения одно недавнее мгновение, когда он стоял за дверью, с топором, запор прыгал, они за дверью ругались и ломились, а ему вдруг захотелось закричать им, ругаться с ними, высу­нуть им язык, дразнить их, смеяться, хохотать, хохотать, хохотать!

— Вы или сумасшедший, или...— проговорил Заме­тов—и остановился, как будто вдруг пораженный мыслью, внезапно промелькнувшею в уме его.

— Или? Что «или»? Ну, что? Ну, скажите-ка!

— Ничего! — в сердцах отвечал Заметов,— всё вздор! Оба замолчали. (...)

— То-то и есть что они все так делают,— отвечал За­метов,— убьет-то хитро, жизнь отваживает, а потом тот­час в кабаке и попался. На трате-то их и ловят. Не всё же такие, как вы, хитрецы. Вы бы в кабак не пошли, разумеется?

Раскольников нахмурил брови и пристально посмот­рел на Заметова.

— Вы, кажется, разлакомились и хотите узнать, как бы я и тут поступил? — спросил он с неудовольствием.

— Хотелось бы,— твердо и серьезно ответил тот. Слишком что-то серьезно стал он говорить и смотреть.

— Очень?

— Очень.

— Хорошо. Я вот бы как поступил,— начал Расколь­ников, опять вдруг приближая свое лицо к лицу Замето­ва, опять в упор смотря на него и говоря опять шепотом, так что тот даже вдрогнул на этот раз.— Я бы вот как сделал: я бы взял деньги и вещи и, как ушел бы оттуда, тотчас, не заходя никуда, пошел бы куда-нибудь, где ме­сто глухое и только заборы одни, и почти нет никого,— огород какой-нибудь или в этом роде. Наглядел бы я там еще прежде, на этом дворе, какой-нибудь такой камень, этак в пуд или полтора весу, где-нибудь в углу, у забора, что с построения дома, может, лежит; приподнял бы этот камень — под ним ямка должна быть,— да в ямку-то эту все бы вещи и деньги сложил. Сложил бы да и нава­лил бы камнем, в том виде как он прежде лежал, при­давил бы ногой, да и пошел бы прочь. Да год бы, два бы не брал, три бы не брал,— ну, и ищите! Был, да весь вышел!

— Вы сумасшедший,— выговорил почему-то Заметов тоже чуть не шепотом и почему-то отодвинулся вдруг от Раскольникова. У того засверкали глаза; он ужасно побледнел; верхняя губа его дрогнула и запрыгала. Он склонился к Заметову как можно ближе и стал шевелить губами, ничего не произнося; так длилось с полминуты; он знал, что делал, но не мог сдержать себя. Страшное слово, как тогдашний запор в дверях, так и прыгало на его губах: вот-вот сорвется; вот-вот только спустить его, вот-вот только выговорить!

— А что, если это я старуху и Лизавету убил? — проговорил он вдруг и — опомнился.

Заметов дико поглядел на него и побледнел как ска­терть. Лицо его искривилось улыбкой.

— Да разве это возможно? — проговорил он едва слышно.

Раскольников злобно взглянул па него.

— Признайтесь, что вы поверили? Да? Ведь да?

— Совсем нет! Теперь больше, чем когда-нибудь, не верю! — торопливо сказал Заметов.

— Так не верите? А об чем вы без меня заговорили, когда я тогда из конторы вышел? А зачем меня поручик Порох допрашивал после обморока? Эй ты,— крикнул он половому, вставая и взяв фуражку,— сколько с меня?

— Тридцать копеек всего-с,— отвечал тот, подбегая.

— Да вот тебе еще двадцать копеек на водку. Ишь сколько денег! — протянул он Заметову свою дрожащую руку с кредитками,— красненькие, синенькие, двадцать пять рублей. Откудова? А откудова платье новое яви­лось? Ведь знаете же, что копейки не было! Хозяйку-то, небось, уж опрашивали... Ну, довольно! (...) До свида­ния... приятнейшего!..

Он вышел, весь дрожа от какого-то дикого истеричес­кого ощущения, в котором между тем была часть нестер­пимого наслаждения,— впрочем мрачный, ужасно уста­лый. Лицо его было искривлено, как бы после какого-то припадка. Утомление его быстро увеличивалось. Силы его возбуждались и приходили теперь вдруг, с первым толчком, с первым раздражающим ощущением, и так же быстро ослабевали, по мере того как ослабевало ощуще­ние» (Ф. М. Достоевский. Полн. собр. соч., т. 6. Л., 1973, стр. 125-129).

Задание



1. Какова психологическая природа описанного в приведенном ниже отрывке «неотразимого желания», возникшего у Раскольни­кова?

2. Соответствует ли описание «неотразимого желания» Раскольникова психологии .поведения преступника?

«В контору надо было идти всё прямо и при втором повороте взять влево: она была тут в двух шагах. Но, дойдя до первого поворота, он остановился, подумал, поворотил в переулок и пошел обходом, через две ули­цы,— может быть, безо всякой цели, а может быть, чтобы хоть минуту еще протянуть и выиграть время. Он шел и смотрел в землю. Вдруг, как будто кто шепнул ему что-то на ухо. Он поднял голову и увидал, что стоит у того дома, у самых ворот. С того вечера он здесь не был и мимо не проходил.

Неотразимое и необъяснимое желание повлекло его. Он вошел в дом, прошел всю подворотню, потом в первый вход справа и стал подниматься по знакомой лестнице, в четвертый этаж. На узенькой и крутой лестнице было очень темно. Он останавливался на каждой площадке и осматривался с любопытством. На площадке первого этажа в окне была совсем выставлена рама. «Этого тогда нс было»,— подумал он. Вот и квартира второго этажа, где работали Николашка и Митька: «Заперта; и дверь окрашена заново; отдается, значит, внаем». Вот и третий этаж... и четвертый... «Здесь!» Недоумение взяло его: дверь в эту квартиру была отворена настежь, там были люди, слышны были голоса; он этого никак не ожидал. Поколебавшись немного, он поднялся по последним сту­пенькам и вошел в квартиру.

Ее тоже отделывали заново: в ней были работники; это его как будто поразило. Ему представлялось почему-то, что он всё встретит точно так же, как оставил тогда, даже, может быть, трупы на тех же местах на полу. А те­перь: голые стены, никакой мебели; странно как-то! Он прошел к окну и сел на подоконник.

Всего было двое работников, оба молодые парня, один постарше, а другой гораздо моложе. Они оклеивали стены новыми обоями, белыми, с лиловыми цветочками, вместо прежних желтых, истрепанных и истасканных, Раскольникову это почему-то ужасно не понравилось; он смотрел на эти новые обои враждебно, точно жаль было, что всё так изменили.

Работники, очевидно, замешкались и теперь наскоро свертывали свою бумагу и собирались домой. Появление Раскольникова почти не обратило на себя их внимания. Они о чем-то разговаривали. Раскольников скрестил ру­ки и стал вслушиваться. (...)

Раскольников встал и пошел в другую комнату, где прежде стояли укладка, постель и комод; комната показалась ему ужасно маленькою без мебели. Обои были всё те же; в углу на обоях резко обозначено было место, где стоял киот с образами. Он поглядел и воротился на снос окошко. Старший работник искоса приглядывался.

— Вам чего-с?—спросил он вдруг, обращаясь к нему.

— Вместо ответа Раскольников встал, вышел в сени, взялся за колокольчик и дернул. Тот же колокольчик, тот же жестяной звук! Он дернул второй, третий раз; он вслушивался и припоминал. Прежнее, мучительно-страш­ное, безобразное ощущение начинало всё ярче и живее припоминаться ему, он вздрагивал с каждым ударом, и ему всё приятнее и приятнее становилось.

— Да что те надо? Кто таков? — крикнул работник, выходя к нему. Раскольников вошел опять в дверь.

— Квартиру хочу нанять,— сказал он,— осматриваю.

— Фатеру по ночам не нанимают; а к тому же вы должны с дворником прийти.

— Пол-то вымыли; красить будут? — продолжал Раскольников.— Крови-то нет?

— Какой крови?

— А старуху-то вот убили с сестрой. Тут целая лужа была.

— Да что ты за человек? — крикнул в беспокойстве работник.

— Я?

— Да.

— А тебе хочется знать?..» (Ф.М. Достоевский. Полн. собр. соч., т. 6. Л., 1973, стр. 132-134).

  1. Саморазоблачение лица совершившего преступление.



Задание



1. Проанализируйте приведенные отрывки. Почему человек разоблачает себя сам?

2. Назовите призаки саморазоблачения.

А.

У эскимосов подозреваемые в преступлении (например, воровстве) должны были поодиночке заходить в темный чум и прикасаться к перевернутому горшку, под кото­рым, со слов шамана, сидела вещая ворона. Шаман говорил, что в случае прикос­новения к горшку преступника ворона подаст голос. После выхода из чума у каждoгo из подозреваемых осматривали ладони и точно указывали на преступни­ка, так как у него руки были чистые, а у остальных замазаны сажей (горшок перед испытанием был незаметно покрыт сажей). Преступник, пытаясь избежать нака­зания, заходил в чум и проходил мимо горшка, не касаясь его.

Б.

В одном из военных гарнизонов, летом перед обедом дежурный доложил командиру взвода, что у одного из курсантов пропали часы. Командир сделал вид, что не придал этой информации никакого значения: расследованием заниматься вроде бы не стал, да и высокому начальству не доложил об инциденте.

Курсанты, вышедшие на плац для строевых занятий, были несколько удив­лены такой реакцией на случившееся обычно слишком строгого командира. Кто служил на юге, тот не понаслышке знает, насколько изнурительна марши­ровка в жару: некоторые падают в обморок, не дотягивая до конца занятий. Несмотря на палящее солнце, в тот раз командир словно позабыл о команде «стой, разойдись»: соседи уже пошли в столовую, а он жестоко муштровал свой взвод, чередуя строевой шаг с бегом. Никому не удавалось отдышаться даже на упражнениях по отдаванию чести или поворотах на месте.

Неожиданно сквозь гул колотящихся сердец и звон в ушах прорываете резкая команда: «Взвод, стой! У взявшего часы развязались шнурки!» И один из курсантов невольно наклонился, но, увидев, что ботинки в порядке, медленно поднялся и без команды вышел из строя. Для него эта был последний день в армии... («Московский комсомолец». 5 марта, 2002).

Литература



Психология. Педагогика. Этика: Учеб. для вузов / И.И. Аминов,
О.В. Афанасьева; Под ред. Ю.В. Наумкина. – М., 2002.

Антонян Ю.М. Верещагин В.А., Потапов С.А., Шостакович Б.В. Серийные сексуальные убийства. - М. 1997.

Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988.

Образцов В.А. Выявление и изобличение преступника. – М., 1997.

Петелин Б.Я. Психология правонарушения. – М., 1974.

Романов В.В. Юридическая психология: Учеб. – М., 1998.

Тема 8. Психология личности преступника



Вопросы для подготовки к семинарскому занятию



1. Раскройте содержание понятия "личность преступника".

2. В каких целях изучаются психологические особенности личности

субъекта, совершившего преступление? Чем отличается с психологической точки зрения личность преступника от личности законопослушного гражданина?

3. Что представляют собой психические аномалии? Какое влияние они могут оказывать на поведение человека?

4. Что такое агрессивность как свойство личности, в чем она проявляется?

5. Виды агрессии (агрессивного поведения), их краткая характе­ристика.

6. Проведите сравнительный анализ понятий агрессивности и же­стокости.

7. Перечислите известные вам типы личности преступников, опиши­те их основные характеристики.

8. Что такое социальная дезадаптивность личности? Какое влияние данное личностное образование пожег оказывать на характер противоправного поведения правонарушителей? Дайте краткую психологическую характеристику социально-адаптивному и социально-дезадаптивному типу личности пре­ступника.

Литература



Аминов И.И. Пришел, увидел, убедил (психология межличностного познания). – М., 2002.

Антонян Ю.М. Изучение личности преступника. – М., 1982.

Антонян Ю.М., Голубев В.П., Кудряков Ю.Н. Личность корыстного преступника. – Томск, 1989.

Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступни­ка и расследования преступлений. – М., 1996.

Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация пре­ступного поведения. – Горький, 1974.

Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии (о структуре индивидуального преступного поведения). – М., 1968.

Тема 9. Психология преступной группы



Вопросы для подготовки к семинарскому занятию



1. Что такое группа? Какие существуют разновидности групп, в чем состоят их отличия?

2. Какие социально-психологические процессы и явления имеют ме­сто в малой группе?

3. Какова структура малой группы?

4. Какие виды преступных групп существуют согласно действующему уголовному законодательству?

5. В чем состоят различия и сходство между случайной преступной группой и группой преступников, действующей по предваритель­ному сговору?

6. Что представляет собой организованная преступная группа? На­зовите ее признаки.

7. Дайте определение банды.

8. Какие признаки свидетельствуют об устойчивости организован­ной преступной группы?

9. Что представляет собой преступное сообщество (преступная ор­ганизация), его характерные признаки.

10. Что такое сплоченность организованной преступной группы?

11. Назовите основные направления (методы) психологического ха­рактера в борьбе с организованной преступностью.

Литература



Васильев В.Л. Психологические аспекты преступных формирова­ний и расследования совершаемых ими преступлений: Учеб. пособие. – СПб., 1994.

Гуров А.И. Организованная преступность и меры борьбы с ней. – М., 1989.

Долгова А.Н. Организованная преступность, ее развитие и борь­ба с ней // Организованная преступность –3. – М., 1996.

Основы борьбы с организованной преступностью / Под ред. B.C. Овчинского, В.Е. Эминова, Н.П. Яблокова.– М., 1996.

Романов В.В. Юридическая психология: Учеб. М., 1998.

Раздел

IV

. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА



Тема

10.

Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юристов



Вопросы для подготовки к семинарскому занятию



I. Охарактеризуйте общие социально-психологические особенности профессиональной деятельности юриста.

2. Какие структурные элементы (подструктуры) включает правоохра­нительная деятельность?

3. Какими признаками характеризуются основные подструктуры пра­воохранительной деятельности юриста?

Литература



Аврах Я.C. Психологические проблемы защиты по уголовным де­лам. – Казань, 1972.

Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб., 1997.

Глазырин Ф.В., Шиханцов Г.Г. Практикум по судебной психологии (психология предварительного расследования). – Минск, 1977.

Дулов А.В. Основы психологического анализа на предваритель­ном следствии. – М., 1973.

Некрасова М.П. Правовые и нравственно-психологические аспек­ты судебной защиты: Учеб. пocобие. - Калининград, 1984.

Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. – М., 1967.

Романов В.В. Юридическая психология: Учеб. – М., 1998.

Шахриманьян И.К. Общая психологическая характеристика дея­тельности советского следователя // Правоведение. – 1965. – № 2.

Тема

11.

Психология личности юриста (следователя)



Материалы к практическому занятию


2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.