.RU

6.2. Реализация политики государства по отношению к МСП в 1998г - Отчет о состоянии сектора малых и средних предприятий...

^

6.2. Реализация политики государства по отношению к МСП в 1998г.

6.2.1. Действия парламента


С самого начала срока полномочий Сейма РП второго созыва работает Комиссия малых и средних предприятий. Ее активность сосредоточена в трех основных направлениях:

В 1997 г. и 1998 г. Комиссия заседала почти 40 раз и занималась в частности:

Комиссия выступила с инициативой 6 законов, из чего два касались вопросов наводнения, один -бухгалтерии (используя фрагмент не принятой инициативы правительства), один профессиональной реабилитации и работы инвалидов, и один - изменения закона об отходах.
Наиболее серьезной инициативой была попытка изменить Кодекс Труда. Несмотря на важность проекта для работодателей, он был воспринят парламентским большинством как попытка вступить в конфликт с профсоюзами, и отклонен в первом чтении.
Члены Комиссии малых и средних предприятий принимали участие в 1998 г. в работе над 6 проектами законов, важнейшие из которых это: Закон о хозяйственной деятельности, закон о промышленной собственности и проект Закона о торговых объектах с большой площадью. Можно сказать, что Комиссия МСП нашла свое постоянное место в структуре Сейма. Ее основное задание - заботиться о благоприятных юридических условиях для МСП. Комиссия является также местом диалога между политиками и организациями предпринимателей.
^

6.2.2. Промышленная политика и политика по отношению к МСП


В 1998 г. совет Министров принял к сведению Оценку реализации программы промышленной политики на 1995-1997 г.56, проведенную Министерством Экономики. Упомянутый документ является также в определенной степени отчетом о реализации программы Малые и средние предприятия в народном хозяйстве потому, что задачи, сформулированы обеими программами, часто сходятся. По оценке правительства, заключения, вытекающие из реализации программы, показывают, что деятельность Совета Министров в течение ближайших лет должна концентрироваться на развитии малых и средних предприятий57.
Надо сказать, что большинство заданий записанных в программе ^ Малые и средние предприятия в народном хозяйстве были реализованы. Не удалось однако выполнить нескольких заданий, имеющих основное значение для дальнейшего развития сектора МСП. Это в частности:
^

6.2.3. Финансовая политика


Финансовая политика является основным элементом экономической политики государства. Определенный уровень доходов и расходов бюджета позволяет в частности оказывать помощь различным субъектам и объектам экономического оборота.
Налоги
Наиболее интересным событием, происшедшим в 1998г. в области налогового законодательства была несомненно общественные дебаты вокруг возможности реформирования налоговой системы, спровоцирована опубликованной Министерством Финансов Белой Книгой Налогов. Основные предложения, представленные в этом документе сводились к проведению основной реформы налоговой системы с целью введения стабильных, стимулирующих развитие решений. Этого предлагалось достичь за счет радикального снижения и упрощения ставок налогов, связанного с отменой существующих льгот. Из проектов, описанных в Белой Книге больше всего сопротивления вызвало предложения ввести единый, пропорциональный налог, согласно которому, в конечном счете, подоходный налог как физических так юридических лиц составил бы 22%.
Представленный в ^ Белой Книге проект реформа налоговой системы был положительно воспринят предпринимательскими кругами. Стоит добавить, что предложения Министерства Финансов часто сходятся с предложениями предпринимателей. Важным эффектом обсуждения Белой Книги было выделение областей, в которых в ближайшее время, скорее всего, произойдет изменение системы налогообложения и шире - финансовой системы государства.
^ Размер налогообложения
В законе о подоходном налоге физических лиц в 1998 и 1999 г. были определены ставки налогов размером в 19%, 30% и 40%. Подоходный налог юридических лиц в 1998 г составил 36%, в 1999 - 34%, а с 2000 г. - 32%. Основная ставка НДС - это 22%, редуцированные ставки - это 7%, 2% (временная ставка) и 0%.
^ Формы налогообложения
Кроме общих форм налогообложения, малые предприятия могли пользоваться упрощенными формами, которые характеризовались: более низким уровнем обязательств, простыми правилами и легкостью применения в ежедневной практике.
Упрощенная система налогообложения состоит в определении с законодательном акте ставки налога в процентном или абсолютном исчислении, независимо от величины прихода - до определенной в распоряжении суммы издержек и полученного дохода. Ставка налога определяется по конкретному виду деятельности физического лица или - в некоторых случаях -товарищества. Упрощенное налогообложение означает упрощенную форму отчетности перед налоговыми службами. Это несомненно облегчает развитие малых предприятий, но является препятствием в контактах с банками, которые относятся с недоверием, не имея полного представления о действительных оборотах, поступлениях и доходах фирмы.
В 1998г. почти половина физических лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью, платили налоги по договорным ставкам или пользовались налоговым листом.
Таблица 6.1 Число налогоплательщиков занимающихся хозяйственной деятельностью по формам налогообложения (в %)

^ Формы налогообложения



1997



1998



Число плательщиков



%



Число плательщиков



%



Договорные ставки

853 668

36,6

855 871

37,6

Налоговый лист

234 821

10,1

228 198

10,0

Общие правила

1 244 000

53,3

1 192 424

52,4

Источник: Министерство Финансов, Департамент прямых налогов.
^ Налоговые льготы
От НДС освобождались субъекты, которые в 1997г. получили приходы не превышающие 80 000 зл. и субъекты уплачивающие подоходный налог в форме налогового листа. В 1998 г. обязывали похожие на ситуацию в предыдущем году положения относительно отчисления инвестиции, записанные в законе о подоходном налоге физических и юридических лиц. Был снижен объем инвестиционных расходов, которые могли отчисляться от дохода перед налогом, в течение очередных лет. В 1998г. этот объем составил 30% (в случае расходов на предпочтительные цели) и 15% (для расходов на остальные цели). В 1997 г. эти отчисления составили соответственно 40% и 20%. В случае юридических лиц размер отчислений был сокращен с 40% суммы облагаемой налогом (расходы на предпочтительные цели) и 20% (расходы на остальные цели) в 1997г. до 25% суммы облагаемой налогом в 2000 г. (расходы на предпочтительные цели) и 10% (для расходов на остальные цели). Это уменьшило привлекательность инвестиционных льгот для предпринимателей.
Общие налоговые льготы применяются на территории гмин, находящихся под угрозой высокой структурной безработицы и на территории воеводств и гмин, определенных как находящихся под угрозой структурной рецессии или социальной деградации. На этой территории предусматриваются следующие льготы для физических и юридических лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью или специальными отраслями сельского хозяйства:
^

6.2.4. Программы, связанные с политикой рынка рабочей силы


Основным источником финансирования инструментов борьбы с безработицей и стимулирования роста занятости, является Фонд Занятости. Целью Фонда не является прямая поддержка для предпринимателей, но во многих программах а также действиях малые и средние предприятия рассматриваются как один из лучших источников новых рабочих мест и путей трудоустройства безработных.
^ Активные формы противодействия безработице
К таким формам относятся: тренинги и переквалификация, интервенционные работы, активизация выпускников школ, ссуды для безработных открывающих собственное дело и для предприятий, создающих новые рабочие места. В 1997г. расходы фонда на поддержание этих форм составили 1 437428,5 тыс. зл., а в 1998г. - 1 241 832 тыс. зл.58 К сожалению трудно оценить какова часть этой суммы поступила в сектор МСП.
Тренинги
В 1998 г. на тренинги был направлен 130 001 безработный, на что было израсходовано 115 147,1 тыс. зл. в целом в 1998 г. Фонд занятости финансировал тренинги для 213 494 человек. Безработных, которые решили открыть собственное дело, управления по занятости направляли на подготовительные курсы, касающиеся в частности следующих вопросов: управления собственной фирмой, маркетинга, бухгалтерского учета и.т.д. тренинги, касающиеся управления собственной фирмой проводились также благодаря дотациям из Фонда Занятости для инкубаторов предпринимательской деятельности59.
Стоит обратить внимание на то, что в 1997г. был расширен круг МСП имеющих право на возмещение части расходов на внутренние тренинги путем уменьшения требуемого количество работников предприятия с 50 до 25 человек60.
^ Интервенционные работы
Работодатели организуют интервенционные работы по договоренности с управлением по занятости. Управление возмещает часть средств, израсходованных на заработную плату, премии и взносы на социальное страхование направленных безработных. В 1998г. на интервенционные работы были направлены 142 868 человек. В целом в течение 1998г. возмещено заработную плату для 955731 человека, на что израсходовано 355 639 тыс. зл. Согласно данным за 1997г., организаторами интервенционных работ было 56 587 предприятий, из чего 41 958 это частные предприятия, прежде всего из сектора МСП.
^ Ссуды для безработных открывающих свое дело и для работодателей61, создающих новые рабочие места
Максимальная сумма ссуды не может превышать 20 средних заработных плат. Реальные ссуды колеблются в диапазоне 55-58% этой суммы. Процентная ставка за ссуду для безработного составляет от 30 до 50% от ломбардной ставки и 30% в гминах, которым угрожает особенно высокий уровень структурной безработицы62. В планах на 1998 г. на реализацию этого задания была отведена сумма 100 млн. зл. В целом в течение периода январь-декабрь 1998 г. предоставлено 12 487 ссуд (это число равно числу ново созданных рабочих мест) на общую сумму 177,7 млн. зл. (177% планированного объема). Большинство этих ссуд (9683) использовались безработными, начинающими собственную хозяйственную деятельность.
^ Возмещение заработной платы, выплачиваемой несовершеннолетним
Помощь состоит в возмещении расходов на заработную плату (и взносов на социальное страхование) выплачиваемую несовершеннолетним работникам, работающим по найму с целью обретения профессиональных квалификаций, а также в выплате премий работникам, исполняющим обязанности руководителей стажеров. Этой формой пользуются, прежде всего, ремесленники и Бригады Добровольцев (Ochotnicze Hufce Pracy). В 1998 г. возмещено в среднем заработную плату для 301 164 несовершеннолетних и 1863 руководителей. В целом на эти цели были израсходованы в 1998 г. 314 972 тыс. зл., что составляло 105% от заложенной суммы.
^

6.2.5. Программы развития сельских местностей


Программы, реализуемые Агентством Модернизации и Реструктуризации Сельского Хозяйства Агентство Модернизации и Реструктуризации Сельского Хозяйства развивало в период 1997-1998 гг. деятельность с целью ограничения безработицы в сельских местностях. В частности предпринимались следующие меры:
1) Предоставление беспроцентных ссуд на развитие малых предприятий, работающих вне сельского хозяйства в селах и сельско-городских гминах.
Эти ссуды были предназначены для физических и юридических лиц на создание новых рабочих мест или открытие собственного дела. Суммы ссуды составляла до 10 тыс. зл. в пересчете на одно рабочее место и не могла превысить 60 тыс. зл. для одного предприятия. В 1997г. были предоставлены в целом 2066 ссуд, на общую сумму 64 055,7 тыс. зл., создавая, таким образом, 6434 новых рабочих места. В целом с октября 1995 г. до конца 1997г. были предоставлены 4486 ссуд на общую сумму 153 млн. зл. создавая 15 422 рабочих места.
2) Возмещение части процентов от кредитов, предназначенных на инвестиции создающие новые, постоянные рабочие места вне сельского хозяйства в сельских и сельско-городских гминах, гарантирующих работу сельскому населению.
На кредит с возмещением части процентов Агентством могли подавать заявления физические и юридические лица, начинающие инвестиции, результатом которых станут новые рабочие места вне сельского хозяйства и гарантирующие работу сельскому населению. Максимальная сумма кредита не может превышать 2 млн. зл. на инвестиции при доле собственных средств инвестора размером в минимум 40% от общей стоимости инвестиции. Сумма кредита, так же как в случае ссуды находилась в прямой зависимости от количества новых рабочих мест, потому что на каждое 25 тыс. зл. кредита инвестор был обязан увеличить число работников на минимум 1 человека. В 1997г. были предоставлены 1095 кредитов на общую сумму 159627 тыс. зл., благодаря чему были созданы 6385 новых рабочих мест. До конца 1998г. в рамках этой линии были предоставлены в целом 2217 кредита на общую сумму 302,2 млн. зл., что позволило создать около 12,1 тыс. новых рабочих мест.
^ Программы, реализуемые Агентством Земельной собственности Государственного Казначейства (АЗСГК)
Сотрудничая с Министром труда и социальной политики, а также с Центральным управлением по занятости (ЦУЗ) АЗСГК гарантирует ссуды из средств Фонда Занятости (до 50% суммы ссуды). Заинтересованность в этого рода деятельности небольшая. В 1997 г. Агентство предоставило семь гарантий на общую сумму 140 640 зл.
^ Другие программы развития предпринимательства в сельских местностях
8 мая 1998 г. начала действовать кредитная линия вытекающая из договоренности между Европейским фондом развития польского села Counterpart Fund и Центрального управления по занятости (ЦУЗ). Капитал кредитной линии составляет 12 млн. зл. в год. Согласно договоренности, ЦУЗ выделил 1 млн. зл. на снижение процентных ставок, а АЗСГК гарантирует кредиты для жителей сел - бывших государственных хозяйств. Эти кредиты предназначаются для инвесторов, создающих новые рабочие места в сельских местностях или городах с населением, не превышающим 10 тыс. Цель этой кредитной линии - финансировать развитие малых предприятий в области производства или услуг63.
^

6.2.6. Региональная политика


Децентрализация государства
В 1998г. была подготовлена вступившая в силу 1 января 1999г. реформа административного деления страны, которая может стать шансом ускорения социально-экономического развития. Особенно важен в этом контексте анализ полномочий в области самостоятельного определения местными самоуправлениями экономической политики, в частности политики по отношению к МСП и потребности в такой политике.
В законах, определяющих новые структуры самоуправления нет полномочий, прямо относящихся к поддержке МСП. Анализ законов о компетенциях показывает небольшое количество и недостаточную гибкость инструментов, которые могут применяться самоуправлениями для оказания помощи сектору МСП. Несмотря на это, стоит обратить внимание на потенциальные возможности оказания помощи этому сектору в рамках политики развития воеводства, которая входит в полномочия новых региональных структур и является одним из важнейших заданий этих структур.
Согласно обсуждаемому закону, самоуправление воеводского уровня разрабатывает воеводскую стратегию развития, учитывая в частности стимулирование хозяйственной деятельности, а также повышение конкурентоспособности экономики воеводства. Воеводское самоуправление выполняет задания воеводского характера определенные законом. Говоря о заданиях, связанных с сектором МСП надо назвать:

Самоуправление на уровне повята64 выполняет определенные законом общественные задания, превышающие возможности гмины. Для МСП особенно важны полномочия властей повята в области:

Несомненно, масштаб действий по оказанию помощи МСП в рамках закона и государственного бюджета на 1999г. - небольшой. Существенное влияние окажут программы, разработанные воеводскими и повятовыми структурами, эффект которых будет наблюдаться не раньше 2000г. Вместе с принятием Закона о принципах политики регионального развития, эта ситуация может стать основой дальнейшей деятельности по оказанию помощи сектору МСП. Более серьезные действия юридическо-финансового характера могут произойти лишь после перестройки общественных финансов, которая принесет большую экономическую самостоятельность самоуправлениям.
^ Региональные программы по реструктуризации
В 1997г. на поддержку для региональных программ по реструктуризации в государственном бюджете отводилось 57 460,0 тыс. зл. В 1998 г. был создан целевой резерв для поддержки восьми региональных программ по реструктуризации размером в 60 000 зл65.

Дотации из бюджета толкают гмины и предпринимателей на увеличение объема собственных средств предназначаемых на инвестиции. В 1997г. гмины и предприятия выделили 81 076,5 тыс. зл. на инвестиции из собственных средств, что составляло 325,1% дотаций. Благодаря инвестициям, завершенным в 1997г. было создано 918 новых рабочих мест. Одновременно инвесторы декларировали, что после завершения всех инвестиций появятся очередные 2270 новых рабочих мест. Оставшиеся инвестиции будут реализоваться до 2000г.
В 1998г. были дифференцированы формы поддержки региональных программ по реструктуризации. Программы в сельских регионах (Эльблонг, Кошалин, Слупск, Сувалки) получили дотации для региональных учреждений на предоставление ссуд инвесторам, способствующим созданию новых рабочих мест. Средства, предназначенные для поддержания программ в промышленных регионах (Лодз, Валбжих) были направлены на дотации для предпринимателей. Катовицкие программы получат дотацию на создание локальных учреждений, сельского или промышленного характера.
^

6.2.7. Действия, связанные с ликвидацией последствий наводнения


По оценкам ГСУ наводнение коснулось непосредственно 9 тыс. малых и средних предприятий, которые потеряли в результате этого в целом 640 млн.зл66.
В рамках интервенционных действий в 1998г. были использованы три вида инструментов воздействия, касающихся сектора МСП.
1) ^ Освобождения от налогов и льготы
В 1998г. были внесены два существенных изменения в Закон о применении особых налоговых правил в связи с ликвидацией последствий наводнения, которое произошло в июле 1997г.67:

2) ^ Финансовая помощь в форме дотаций, беспроцентных и безвозвратных ссуд, а также беспроцентных и предоставляемых под низкий процент кредитов:

3) ^ Помощь в форме кредитов совмещаемых с финансированием из средств государственного бюджета
В марте 1998 г. была подготовлена новая Программа помощи для малых и средних предприятий, предназначена на восстановление производственного и оборотного имущества разрушенного во время наводнения в июле 1997 г. Эта программа базирует на следующих предположениях:

По мнению авторов проекта привлечение средств т.н. Ипотечного Кредита Всемирного Банка (120 млн. зл.), бюджетных средств (около 64 млн. зл.) и кредитных средств коммерческих банков (около 300 млн. зл.) позволит полностью удовлетворить потребности, которые оцениваются на 2500-5000 предпринимателей73.
Обсуждаемая программа начала действовать в апреле 1998 г. По данным Польского Агентства Регионального Развития, занимающегося внедрением программы, до конца 1998 г. 255 предприятий заключили договора о предоставлении кредита, а сумма предоставленной помощи составила 16,4 млн. зл.
Кроме того, в рамках данной программы начала действовать специальная локальная программа помощи малым и средним предприятиям, обслуживаемая Агентством "Agroreg" в Новой Руде, на которую выделено 2 700 000 зл. Из государственного бюджета. В рамках Местного Фонда Ссуд Клодзского Региона участники гарантируют друг другу кредиты, которые, как правило, предназначаются для малых предприятий74. Первые заявления были рассмотрены в октябре 1998 г.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.