.RU

Собрание сочиненная томах. Т. I. Москва, издательство аде «Золотой Век», 1996 г. 1 (суперобложка, иллюстр.). Учебное пособие. В первый том входят следующие книги Ю. Миролюбова - 26


В День св. Ильи Пророка, совпадающий с Перуньим Днем, Купала
175
174
Юрий Миролюбов
уходит все чаще и все надольше с Земли. Пока его нет на Земле, туда пробирается Сивый. Он студит землю, охлаждает леса и рощи. Листва начинает желтеть и среди Боголесий ходит, жалуясь и заламывая руки, в тоске и слезах Богиня Сенява, она же олицетворение страждущей зелени, радости летней. Их провожают Три Брата-Колядичи (октябрь, ноябрь и декабрь).
Сивобожий цикл до Колядина дня и Крышня-Дня, зима, холод, стужа, но не мир, веселье, праздник, забава после тяжких трудов весны, лета и осени. Малые и Великие Овсени - праздники, когда пробуют первый хлеб из новой муки, пекут оладьи, блины и пьют брагу, сусло, пиво, мед.
После Колядина Дня и Крышня-Дня - Масляна, празднество блинов, оладий, масляных изделий. После него - месяц зимнего поста, нужного для очищения тела.
Вот приблизительный цикл праздников древних славян, как и перечень главных Божеств.
У славян, как и у ведийцев, благодаря тому, что их религия тесно слита с циклами времен года, Божества были многочисленны. Многие второстепенные Божества даже не указаны в описаниях славяноведов. Имена их, как и значение, во многих случаях просто ускальзывают от нашего внимания и понимания.
Были еще в некоторых местах Млада, Рада, Забава - Богини юности, радости и веселья. О них вспоминают мифологи, описывая обычаи Гали-чины.
Жив-Бог, или Живобог, одно из Божеств славянского пантеона, имеющее весьма важное значение. Живобог поддерживает самое жизнь. Без него приходит Мара, смерть.
44 Вместилище силы Живы - живот, а потому он особенно должен быть предохраняем от ударов, поранений, простуды. Для этого употребляется «жив-корень», или «девятисил», «азарум офсрициналис». При Купали-ном сборе трав брали еще «зверобой», или «герба гиперици оффицина-лис», настой которого помогал Живе. Зверобой незаменим при расстройстве пищеварения. Предки наши иных лекарств и не употребляли, кроме настоя из трав. Среди последних известен «тысячелистник», употреблявшийся наравне со зверобоем. «Донник» был верным средством от простуды, как и липовый цвет или малина, настоенная на меду, бузинный цвет для той же цели, цикорий (голубой) и т.д.; листами подорожника и мяты покрывали порезы и заговаривали «руду кровь»:
«На море, на Окияне, на Острове на Буяне сед Дед стоит,
I
и язычество
Рудой Крови велит:
«Ты, Руда Кровь, стой,
кладу на тебя заговор непростой,
затворись, Руда Кровь, запекайся,
на раны не растекайся!»».
При болезнях нервов лили воск в горшок с водой, поставленный на живот, на «место Живо», и когда воск сливался в бесформенный ком, его показывали больному, особенно при испуге, говоря: «Видишь-бо, який страх из тебя выйдет?» Славянские знахари-колядуны знали/что человек есть прежде всего живая форма и страх, идущий от «Нави зрети», невыразим формой и потому, будучи бесформенным, тяжело поддается лечению. А отлив бесформенный ком и показав его больному, страху придавали форму, и больному становилось легче. В те, казалось бы, «дикие времена» старые люди знали многое, что сегодня называется «телепатией, гипнозом, внушением и психоанализом».
Живо-Бог был весьма почитаем. О служениях ему мы сведений не имеем, но есть основания думать, что всякий родник, криница считались местом действия Жнво-Бога, и потому их охраняли от загрязнения и вблизи их молились. Живо-Бог был Богом здравия и чистоты. Чистый Четверг на Страстной неделе называется в Галичине «Живым Четвер-_ гом». В этот день зажигали Четверговый Огонь, считавшийся святым, и пережигали в этом огне соль, становившуюся святой.
О Русалках известно, что они были красавицами и обитали по берегам рек, озер, в лесах, на полях. От Чистого Четверга до Зеленых Свят (Троица) весь период назывался Русалиями и был посвящен Русалкам (Лукомский И., «Очерк мифологии»; Макушев В.В., «О происхождении слова Дажь-бог», Филолог, записки, Воронеж, вып. 3, стр. 70-72, 1878 г. и Марков А., «Что такое Овсень?», «Эта. Обозр.», Москва, 1904 г., т. IV, стр. 50—65; Нидерле Л., «Быт и культура древних славян», на чешском языке, Прага, 1924 г.; «О борьбе христианства с язычеством в России», Правосл. Собр. за 1865 г., август; Никольский Н.М., «Дохристианские верования и культ днепровских славян», Москва, 1929 г.; Никифоровский, СПБ, «Русское язычество», опыт популярного изложения научи, сведений о языческой религии русск. славян, 1875 г.; Снегирев Н., «Русские простонародные праздники и суеверные обряды», Москва, 1838 г.).
В Галичине Русалии называются еще Турицани (Буй-Тур или Перун). Однако, должно сказать, что Галичина являлась отдельной ветвью Славянства, и русское славянство, например, во многих случаях имело иные обряды и верило иначе. Имя Русалок, видимо, произошло от санскритского слова «раза»; «раса» - вода, на языке кельтов называется «рус» (озе-
176
Юрий Миролюбоа
«Рш-Всда» и язычество
177
ро), по-латыни «рос» - роса и по-славянски «роса», «русло», «русый», «рус-» означает, что корень «рос» означал понятие «вода» и что Русалки ничего общего с «покойниками» или с «душами» не имеют. Белорусская русалья песня говорит:
«Приведу Русалок Як яворочек,
В зеленое жито, А мои житинки,
Там Русалки в жице Як проскурочки,
Зеленом сидзели: В печке пирожки,
«А мой колосочек На столе калачики»».
Русалки помогают житу цвести, и жито отвечает: '
«Не могу стояци, колос колос клониць
колоса держаци, и солому ломиць».
Таким образом, видно, что Русалки в поле помогали цвести травам и житу и хранили их от всякого зла и вреда. Особый праздник Русалий, после Семика, доказывает, что славяне Русалок не только не боялись, но что они их почитали. Мы уже^ отмечали, что Воды у славян почитались живыми, и Русалки, или Мавы, были у Родников, Криниц, а потому славяне считали большим грехом засыпать криницу или мутить в ней воду. То же понятие о воде, как волнах, рождаемых Индрой, встречаем и у ведийцев: «Приди к нам на помощь (Индра) с Неба или Земли, из Воздуха или Волны» («Р.В.», разд. IV, чт. VII, г. IV, в. II, т. II, стр. 448 и «Р.В.», разд. III, чт. VI, г. III, в. I, т. II, стр. 147, перев. Ланглуа). Русалки и Мавки - это Богини, дающие Воду из недр Земли и, таким образом, помогающие урожаю. Гуцулы говорят: «Без Мавки не буде травки!» В День Русалий ходят крестные ходы по полям. Вне сомнений, что это языческий обычай, под которым подведено христианское содержание.
ч Вилы, или Тридевять Сестрениц», Девы Облаков - те же Русалки, ведущие Облака, чтобы Перун-Дажьбог мог пролить воду на поля и оплодотворить их. Слово «Вила» происходит от «вълна» или «волна», Вилы -дочери волн. Во время грозы Вилы-Русалки рассеивают дождь (Даждь -Богова Вода), под которым, возможно, огнищане понимали семя Перуно-во, оплодотворяющее землю. Русалки - Бабы в Небе, текущие на Волне, и при первых ударах Молний они мечутся от Неба к Земле, неся Небесную Воду. Перун Гремячий - Бог, разящий враждебные силы. (Сушна ведийцев. Асу рас: «Адити - это Небо, Адити - это Воздух, Адити - это Мать, Отец и Сын, Адити - это все Боги и пять рас, Адити - это все, что рождено и что родится», «Р.В.», разд. I, чт. I, г. IX, в. X, т. I, стр. 169, перев. Ланглуа и Ад.Ренье, «Этюд об идиоме Вед», часть I, стр. 29). Божества Земли и Неба, Адитиас являются отчасти женским элементом,
f
хотя и касаются активных форм Солнца: Варуна, Сурия, Савитри, Бхата, Пушан, Митра Ариаман, Адитиас - дети Адити, Матери или Природы в целом. У последней были и дочери. Эти дочери совпадают по своему значению с Русалками славян. Адитпас, выполняя волю Матери, действуют временами как Русалки-Богини. Однако, если у Адити были и дочери, последние действовали совершенно идентично с Русалками. Маруты ведийцев - Ангелы. Русалки должны быть рассматриваться как Ангелы, только женского пола. Будучи посланницами Неба, Русалки передавали волю Богов Земле и людям. Дакха ведийцев, седьмой Адитня, «мудрый, осторожный, умный», соответствует Влесу, или Велесу - Богу Мудрости и Искусств.
Вишну, являющийся еще Божеством неопределенным в ведизме, уже несет в себе поддерживающее начало и вполне соответствует Вышнему и Всевышнему Славян, жрецы которых, вероятно, уже знали значение этого Божества. Итак, Вилы, или Русалки, Мавкн, были Дочерьми Облаков и Матери их — Мокоши. Последняя вполне соответствует Адити (Праная-ви?).
Противостоящим ей Божеством была Мара, Моревит, Царица «того света». Славяне верили в «тот свет» приблизительно, как в Рай, Ад и Чистилище, но в то же время понятие об Аде у них было более расплывчатым, так как Бог, по их пониманию, был добрым и за грехи не наказывал, а наказание шло от самого греха, как огонь идет от искры или свет идет от костра. Таким образом, люди сами своей греховностью создавали свой Ад. Таким же способом «тот свет» был не только Рай, где Лазурное Царство принимало праведных людей, но был и Сер-Свет, а за ним и Черный Свет, где Черное Солнце. Морило и Могила посылают в Белый Свет. т.е. в Явь, где живут люди, своих детей — Морилок (Морлоки), которые морят людей болезнями, а дочь их Мара (Морена, или Мора), умерщвляя их, бросает их в Мертвое Царство, в Навь, Невь, и в этой Нави «живут» все, кто стал Навьем. Навь-Человек - мертвый человек.
Как корень «нри» в санскрите, «мри» в славянских языках имеет отрицательное значение: мор, у-мер-еть, мряк-а или мрак. Все это - атрибуты «того света». Вероятно, это был вначале корень «нри», перешедший затем в «мри». Значение его однозначно с санскритским «нри».
Когда идет Зима-Сивый-Сивая, ее встречают Три Брата Коструба — Грудень, Ссчень и Лютый (декабрь, январь и февраль). Между ними постоянная,ссора, и то одолевает Коструб, и тогда не снежит (Коструб -Кащёй, Мороз), а то Коструба одолевает Зима, и тогда начинает снежить. Сивого иногда понимают, как отдельное от Зимы Божество, иногда оно слито с ней. Вероятно, как и у ведийцев, в этих пониманиях есть извест-
178
Юрий Миролюбов
«Риг-Всда» и язычество
179
ная хаотичность, неопределенность. Коляда и Крышний хоть и празднуются Зимой, но они от нее независимы, с ней в дружбе не находятся. Они, скорее, - обещание Весны и выражение Зимнего Солнца, его пассивного, но активного в себе начала. Коляда - образ Агни, он есть Коло Горящее, а потому и является Солнцем, и где последнее, там нет холода. С другой стороны, Коляда - торжество, его именем называются Зимние Святки, Зимнее Солнцестояние. Само же нарождающееся Тепло и Солнце - это увеличивающийся День-Крышей, или Крышний, ибо это Он - Солнце и День. Его находят в сене, маленькую серебряную фигурку, и с торжеством нусут к зимнему костру, обносят трижды вокруг Снопа-Деда Вселенной, стоящего во дворе, а затем зажигают сноп и сжигают «Зиму». Зима уходит с появлением Ярилы, который, видимо, — тот же самый Крышний, но возмужавший, но Коструб (Мороз, Холод) еще прячется в Земле. Уходит он лишь после появления Купалы.
Вечером в Щедрый Вечер Сноп в Галичине ставится к стене, а под ним расстилают солому. Сноп - Дед, а Солома - Баба. Это символика Неба и Земли (Погодин А.Л., «Формы первобытной общественности в связи с мифотворчеством», «Вопросы теории и психологии творчества», Харьков, 1914 г.; Полное Собрание Летописей; Попов Н., «Описание славянского богослужения», СПБ, 1768 г.; «Русская Правда», СПБ, 1792; По-тебня А.А., «О мифологическом значении некоторых обрядов и поверий», Об-во Ист. и Древн. Рос. Чтения, Москва, 1865, кн. 3 и кн. 4).
Нынешний Новый год совпадает с праздником Белеса, когда огнищане выводили скот вечером, чтобы показать ему Звезду Велесову. Крещение совпадает с праздником Лада и Лады. Велик-День посвящен Дажьбогу, День св. Георгия (23 апреля) - Ярилдень, Троица - Зеленые Святки (Праздник Русалий), на Ивана-Крестителя - Купала, ото дня св. Андрея до Зимнего Николы - праздники Перуна. Перуну же был посвящен и день Пророка Ильи летом.
Бытовая сторона жизни, семейные торжества праздновались особо. Так праздновались свадьбы, родины, похороны, первая вспашка земли, посев, жатва (Спожины), обмолот, выгон скота на первую траву и т.п.
Разговоры о «Ярилиных ночах» лишены всякого основания, так как описывались фанатиками, видевшими во всем славянском «мерзкое», а в обрядах-пиршествах «недостойное и псом ясти». Надо помнить, что эти фанатики, обученные греками, писали свои доносы, преувеличивая, выдумывая н искажая, чтобы тем угодить епископам или князьям. Последние принимали крутые меры против «сходбищ на бесовские песни, на пляса-ние и скакание», «когда церкви пустуют».
Но несмотря на все усилия христианизаторов Руси, она продолжала" петь на Троицу:
«Благослови, Троица, Нам в лес пойти,
Богородица, Венки завивать,
Ой, Дид Ладо!»
В Галичине накануне Иордани (в Щедрый Вечер) поют, кроме щедро-вок, и коляду, как говорит Терех:
«Щедрый Вечер гожий, Предвечного Сына,
Счастлива година, Ладо, Ладо, Ладо,
Породила Дева Все на свете радо,
Щедрый Вечер на земле!»
На Холмщине поют Колядки, составленные монахами с христианским содержанием и, несмотря на это, в них есть сопоставление Св. Девы с Ладой, Богиней Славян, щедрой и благодатной, всегда дающей просимое. В честь ее в этот вечер изготовлялось 12 блюд и звали на вечерю всех, кто шел мимо. На Руси, чтобы истребить этот обычай, Щедрый Вечер назван «Голодной Кутьей». Последнее название, вероятно, дано славянами, чтобы показать разницу между Щедрым Вечером и христианской кутьей.
Но крестьянство на Руси твердо хранило память о прошлом, и поговорки, касающиеся Колядина Дня, об этом свидетельствуют: «Трещит мороз, в сугробе вишня, народился Крышний!» - «Пришла Зима-Баба, снопа бы надо!» - «Пришла Коляда да Крышний по вишни». (На Рождество, в Щедрый Вечер готовится кутья с медом и взвар из сухих яблок, слив, груш и вишен). - «Коляда пришел, добра нашел. Коляде благо, а людям брага!» - «Бабу поставили, Коляду пославили, привели коней, аи, нет саней! Искали, искали, нашли Онегу, запрягай телегу!» (Намек на близкую весну). - «Кто жил летом без труда, тому не в помощь и Коляда!» — «Коляду да Сивого на вечер просили пирогов покушать, стариков послушать». Все в этих поговорках связано с Зимними Святками и из них видно также, что в Щедрый Вечер, в Колядин день старики рассказывали про старину. В этот вечер гадали, лили воск, свинец, выходили на улицу, спрашивали'прохожего, как зовут. Святочное гадание удержалось даже в господских домах на Руси, что видно из «Евгения Онегина», где Татьяна гадает-с няней, рассказывает няне сны и т.д.
В быту крестьянском оставалось много до самой революции от древнего прошлого. Хранителями этого прошлого были старики, в свою очередь знавшие о нем от старейших. (Афанасьев А.Н., «Для археологии русского быта. Пример влияния языка на образование народных верований и обрядов», Имп. Моск. Арх. Об-во Древности, Труды, Москва, 1865 г., вып. 1;
180
Юрий Миролюбив
«Риг-Всда» и язычество
181

тот же автор, «Народные русские легенды», Казань, «Молодые силы»; «Мифическая связь понятий: света, зрения, огня, металла, оружия и желчи», Архив Ист. Юридич. Свед., Москва, 1854 г., кн. II, отд. VI; «Поэтические воззрения Славян на природу», 3 тома, Москва, 1865-1866 гг.; «Языческие предания об Острове Буяне», Об-во Ист. и Древн. Рос. Временник, Москва, 1851, VIII, кн. IX, Исследования, стр. 1 и след.; Авдеева Н., «Записки о старом и новом русском быте», СПБ, 1842 г.).
Это та «Златая Чепь», о которой плакал язычник, которого автору этого труда довелось видеть в России во время гражданской войны. Разрыв этой «Чепи» означает для русского народа новую энервацию, последствия которой будут ощущаться тысячелетиями.
Предания о «Бел-Горюч-Камне» относятся к алтарям прошлого, на которых приносили жертвы наши Предки. Для этого они выбирали, по возможности, белый, т.е. кварцевый камень, называли его «Бел-Горюч», потому что для начала треб на нем его, очевидно, для очищения обжигали в Перуновом костре. Возможно, что такой камень и упал где-нибудь в виде метеорита, но такие метеоры крайне редки и в большинстве случаев они состоят из железно-никелевого сплава. Следовательно, вероятнее всего, что Камень освящался Солнцем. В Юрьевке, например, распаляли такие белые камни, а затем бросали их в кадушки с водой, для очищения кадушек перед засолкой овощей. Камни были раскалены докрасна, и вода от них кипела ключом.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.