.RU

Н. С. Конарев Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941-1945 - 32

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ
^ БОРЬБА НА КОММУНИКАЦИЯХ ЗА ЛИНИЕЙ ФРОНТА
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ В ПАРТИЗАНСКОМ ДВИЖЕНИИ
Героическая борьба советских людей в тылу немецко-фашистских захватчиков была одним из решающих факторов разгрома врага.
Это было движение, вызванное к жизни справедливым, освободительным характером войны, в огне которой решалась судьба Советского социалистического государства, судьба самого народа. Наиболее активной и действенной формой борьбы в тылу врага явилось партизанское движение.
В годы Великой Отечественной войны общее число боевых выступлений партизан и подпольщиков составило более 252 тысяч, а количество рельсовых ударов — нападений на железные дороги — 95 тысяч. Было уничтожено, взято в плен и ранено около полутора миллионов оккупантов. В партизанских отрядах и соединениях сражалось около миллиона человек. Борьба в тылу врага была массовой, поистине всенародной.
Сообщения о боевых делах партизан начали поступать уже в июле 1941 года. В вечерней сводке Совинформбюро 5 июля 1941 года говорилось: «На занятой противником территории стихийно возникает массовое партизанское движение. Прекрасно зная местность, партизаны героически действуют в тылу врага».
В одном из политдонесений Военному совету Юго-Западного фронта сообщалось: «…В Тростянецком районе Сумской области партизанский отряд был создан группой железнодорожников в количестве 30 человек».
18 июля 1941 года ЦК ВКП(б) принял постановление «Об организации борьбы в тылу германских войск». Партия призывала «развернуть сеть наших большевистских подпольных организаций на захваченной территории для руководства всеми действиями против фашистских оккупантов». [Коммунистическая партия в Великой Отечественной войне (июнь 1941–1945 гг.). Документы и материалы. М.: Политиздат, 1970. с. 50.]
Принципиальное значение для создания подполья имело указание ЦК ВКП(б) о том, чтобы в создаваемые в городах и других населенных пунктах подпольные коммунистические ячейки включались также беспартийные трудящиеся, глубоко преданные идеям партии, Советской власти, способные в тяжелых условиях вести борьбу с захватчиками.
Выполняя постановление ЦК ВКП(б), республиканские, областные и районные партийные организации Украины, Белоруссии, Молдавии, Прибалтики, Карелии и западных районов РСФСР стали повсеместно, опираясь на активную поддержку населения, создавать на временно оккупированной гитлеровцами территории подпольные партийные органы и партизанские отряды.
Одна из таких организаций была создана в Минском железнодорожном узле. Руководителем ее стал коммунист Федор Спиридонович Кузнецов — бывший начальник паровозного депо Минск.
Почти ежедневно подпольщики совершали диверсии, направленные на дезорганизацию движения поездов. Действовавшие в узле группы засыпали песок в подбивку букс паровозов и тендеров, замораживали цилиндры, надолго выводя из строя локомотивы.
Коммунист-подпольщик Н. Ф. Жевалев и его товарищи по борьбе вывели из строя две водокачки и водонапорную сеть, в результате чего более 10 дней паровозы пришлось заправлять на мосту из реки Свислочь. Было задержано движение, десятки вражеских поездов остановлены на подходах к узлу. Выведено из строя большое количество паровозов.
Подпольщик Ю. Ю. Крыживец направил оставленный без присмотра немецкими машинистами паровоз в сторону поворотного круга, и локомотив свалился в котлован. Полдня поднимали его, а в это время десятки поездов стояли в ожидании паровозов, отрезанных бездействующим поворотным кругом.
Начиная с ноября 1941 года, подпольная организация Минского узла комплектовала группы железнодорожников и направляла их за город в партизаны. Около 130 минских железнодорожников составили костяк партизанского отряда «Мститель», совершавшего налеты на коммуникации врага.
Боевые действия партизан развертывались на железнодорожных линиях Брест — Минск — Орша, Минск — Осиповичи — Гомель, в Могилевском, Витебском, Полоцком и других железнодорожных узлах в Белоруссии, на участках железных дорог в Смоленской, Орловской, Московской, Ленинградской, Курской, Киевской, Сумской, Черниговской и других областях, в районах Мерефы, Лозовой, Павлограда, Новомосковска, Краснограда, Чернигова, Бахмача.
Неподалеку от станций Дно и Дедовичи, на берегах реки Шелони осенью 1941 года образовался партизанский край, героическая «лесная республика», население которой жило по законам Советского государства. Почти три года на оккупированной Псковской земле гремели взрывы на железных дорогах. Дочь сцепщика станции Дно А. Бисениек (Финогенова), ее сыновья Юрий и Константин, машинисты депо Дно В. Капустин, Ф. Давыдов и С. Скриповский — участники партизанского подполья. Это они на линиях Дно — Псков и Дно — Старая Русса пускали под откос вражеские эшелоны. В партизанском отряде дяовских железнодорожников, командиром которого был работник Дорожного управления рабочего снабжения С. П. Дмитриев, начальником штаба — секретарь партбюро вагонного участка И. А. Михайлов, героически дрались с фашистами железнодорожники братья Мельниковы, инструктор политотдела Дновского отделения В. Е. Зверев, студент Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта Н. Н. Яковлев, командир подразделения военизированной охраны НКПС С. Я. Макаренков и другие. Анастасию Бисениек фашисты расстреляли в начале октября 1944 года. Погиб и ее сын Юрий.
Организатором партизанского отряда «За Родину» был столяр локомотивного депо Новосокольники Н. А. Кудрец. Партизаны этого отряда 3 февраля 1942 года участвовали в разгроме вражеского гарнизона на станции Насва, а 7 февраля уничтожили на станции Выдумка 100 гитлеровцев. 11 февраля партизаны ворвались на станцию Маево и обратили в бегство гарнизон охраны. В восьми местах взорвали рельсы, почти сутки гитлеровцы восстанавливали путь. За голову Кудреца фашисты обещали награду в 10 тысяч марок.
Ф. С. Кузнецов — начальник паровозного депо Минск, руководитель подпольной организации Минского железнодорожного узла, комиссар партизанской бригады «Народные мстители»
На Курском железнодорожном узле в 1941 году организована разведывательно-диверсионная группа из 30 человек. Ее возглавил машинист паровозного депо П. П. Бабкин. Подпольщики участвовали в диверсиях на узле, выводили из строя вагоны, собирали сведения об охране железнодорожных мостов через Сейм на участках Курск — Рышково и Клюква — Конарево и передавали их в штаб 1-й Курской партизанской бригады. В Льгове местные подпольщики-железнодорожники потопили паром через Сейм, неподалеку от станции Колонтаевка пустили под откос воинский эшелон врага. В докладной записке Рыльского подпольного окружкома партии Курскому обкому ВКП(б) отмечалось: «На Курском и Льговском железнодорожных узлах гитлеровцы не смогли организовать работу транспорта из-за диверсий и аварий. В конце концов они заменили многих работавших немцами, а к другим приставили по одному конвоиру на двух работающих». [Центральный партийный архив института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Фонд 17, опись 8, дело 392, лист 5.]
Вражеский эшелон, пущенный под откос ленинградскими партизанами. 1942 год
Через несколько дней после вторжения фашистских войск в Киев начали действовать и активно развернули работу Железнодорожный подпольный райком партии, его организации и группы. Ими уничтожены цехи локомотивного депо Киев-Пассажирский, Киевского вагоноремонтного завода, водокачка, здания на станции Киев-Товарный, взорваны Соломенский и Воздухофлотский мосты. Руководил подпольным райкомом А. С. Пироговский, до войны много лет работавший стрелочником на станции Киев-Пассажирский, а затем на железнодорожном лесозаводе имени Первого Мая секретарем парторганизации, директором лесозавода. Этот молчаливый, исключительно скромный человек в дни тяжких испытаний оказался талантливым организатором и бесстрашным бойцом.
Необыкновенно яркой личностью был ближайший соратник А. С. Пироговского — В. С. Кудряшов, достойный преемник революционных традиций рабочих Киевских главных мастерских, работавший в них до войны начальником колесного цеха. В подпольный райком партии вошли инструктор политотдела дороги Г. П. Мироничев, позже — Б. И. Петрушко, работавшая ранее в конторе обслуживания пассажиров.
Стали подпольщиками и другие работники Киевского железнодорожного узла и управления дороги. Среди них инженеры М. И. Смагин, Р. М. Русаков-Войтко, И. П. Марченко. Большую помощь подпольным организациям оказывал известный на Юго-Западной магистрали врач центральной дорожной поликлиники Т. Р. Крыжановский. Одним из наиболее активных боевых подразделений была группа отважных железнодорожни ков, образовавших подпольную организацию под названием «Смерть фашистским оккупантам!». Она имела свои ячейки на нескольких киевских предприятиях и в близлежащих селах. В Нежине подпольщики создали четыре боевые группы, активно действовала организация на станции Круты.
На станции Дарница отважно действовала группа подпольщиков, которую возглавлял П. Д. Казько — бывший начальник Дарницкого вагонного депо. Члены этой группы ночью пробирались на пути, где стояли составы с оружием, и извлекали из вагонов винтовки, боеприпасы, взрывчатку. Все захваченное они доставляли в тендерах паровозов под слоем топлива партизанам соединения «За Родину», начавшим боевые действия в Носовском лесу.
^ В ПОДПОЛЬЕ И В ОТКРЫТОМ БОЮ
Начальник Оршанского депо Константин Сергеевич Заслонов покинул родную станцию с последним поездом, вывозившим имущество предприятий узла. Вскоре после прибытия в Москву группа оршанских железнодорожников во главе с К. С. Заслоновым обратилась в ЦК ВКП(б) и Наркомат путей сообщения с просьбой разрешить им организовать партизанский отряд, чтобы действовать против врага на железнодорожной линии от Ярцево до Барановичей.
К. С. Заслонов — начальник паровозного депо Орша, командир партизанского отряда № 18, Герой Советского Союза
«Наша страна в огне, — писал К. С. Заслонов, — жизнь требует, чтобы каждый гражданин, в ком бьется сердце патриота, кто дышит и хочет дышать здоровым советским воздухом, стал бы на защиту нашей Родины. Я вас заверяю, от имени храбрых из храбрых, просящих меня передать вам, что клятву партизан — присягу — выдержим с честью». [Железнодорожная магистраль Белоруссии. Минск: Беларусь, 1971, с. 93, 94.]
Разрешение на организацию отряда было получено. Ему присвоили № 18. В Вязьме личный состав отряда прошел курс занятий по изучению стрелкового оружия, гранат, топографии, подрывного дела, изготовлению и применению простейших мин, в том числе и угольных. Там же оршанцев информировали о постановлении бюро Смоленского обкома ВКП(б) от 18 сентября 1941 года, в котором говорилось:
«1. Утвердить личный состав отряда в количестве 41 человека.
2. Утвердить командиром отряда тов. Заслонова Константина Сергеевича.
Секретарь Смоленского обкома ВКП(б) Д. Попов». [Партийный архив Смоленской области. Фонд 6, опись 5, дело 336, лист 560]
Под прикрытием кавалерийского корпуса генерала Л. М. Доватора 1 октября 1941 года отряд перешел линию фронта и направился в сторону оккупированной фашистами Орши. Полтора месяца продолжался рейд по тылам врага.
14 ноября группа партизан в составе К. Заслонова, А. Андреева, Ф. Якушева, Е. Якушевой, П. Шурмина, С. Чебрикова и тругих прибыла в Оршу. Заслонов установил связь с коммунистами, оставленными для подпольной работы в тылу врага. С их помощью удалось получить в городской управе временное удостоверение на право жительства. На бирже труда Заслонов зарегистрировался как безработный.
Гитлеровские устроители «нового порядка» тогда остро чуждались в специалистах-железнодорожниках. Оккупационным властям было известно, что Заслонов до войны в партии не состоял. Константина Сергеевича вызвали на беседу к коменданту и предложили работать в депо. Он был назначен начальником русских паровозных бригад.
Теперь уже Заслонов сам содействовал устройству на работу в депо пришедших с ним товарищей. Группа пополнилась также в результате привлечения к подпольной работе людей, ранее трудившихся в депо и на других предприятиях узла, но по каким-либо причинам не сумевших эвакуироваться. В их числе были работники паровозного депо В. Аскальдович, братья А. и Л. Колдушко, В. Громаков, К. Захаревич и другие. Подпольщики повреждали детали паровозов, выводили из строя средства сигнализации и связи, водоснабжения, изготовляли «угольные» мины и забрасывали их в уголь на паровозы. Попав в топку, мины взрывались и надолго выводили локомотив из строя. Оршанцы переправляли такие мины в локомотивные депо Смоленск, Витебск, Борисов, Кричев. И там также раздавались взрывы в топках паровозов, летели под откос немецко-фашистские эшелоны.
В отчете Витебскому обкому партии о подпольной деятельности группы патриотов на Оршанском узле К. С. Заслонов сообщал:
«Ноябрь 1941 года. Уничтожено 50 фашистов. Разбито 5 автомашин. Заглушены на 30 паровозах трубки маслопроводов, выведено из строя 13 паровозов, засыпано песка и соли на гантели паровозных осей и в буксы, а также залиты водой буксы на 18 паровозах, чем выведено из строя 11 паровозов. В районе станции Шуховцы, у входного семафора, минировали путь, чем вызвано большое крушение. Разбито 16 вагонов и один паровоз. Движение было остановлено на 27 часов.
Декабрь 1941 года. «Угольными» минами взорвано 14 паровозных топок и выведено из строя 7 паровозов. В районе станции Новосады с помощью минирования пути под откос пущен поезд в ночь с 8 на 9 декабря. Заглушены маслопроводы на 23 паровозах, чем задраны цилиндры на 15 паровозах, уничтожено 80 пресс-масленок паровозов воинского резерва. Заморожено 32 паровоза. Засыпано песка и соли в буксы 7 паровозов, чем выведено из строя 18 паровозов. Выведен из строя двигатель внутреннего сгорания электростанции депо (разбили картер). Специально брошено 8 паровозов на тракционных путях депо, чем задержана подача паровозов под поезда.
Январь 1942 года. 3 января у входного семафора станции Борисов минированием пути пущен под откос поезд, который шел на фронт. Прекращено движение на 16 часов. Завезены в депо Борисов 54 «угольные» мины, которые разложены по паровозам депо Минск и Борисов. Завезено в Смоленск 70 «угольных» мин и разложены по паровозам депо Смоленск. Витебск, Рославль. Взорваны в депо Орша на 8 паровозах топки путем забрасывания «угольных» мин. В результате проведенной машинистами работы оставлено в пути 75 поездов из-за нехватки воды. Разморожены паропроводы на 35 паровозах. Засыпано песка, соли и залито воды в буксы на 27 паровозах, выведено из строя 13 паровозов. Уничтожены 83 пресс-масленки на паровозах запаса. Сброшено и запрятано из разобранных и ремонтируемых паровозов: 5 поршневых дышл, 10 эксцентриковых дышл, 32 крейцкопфных валика, 23 поршневых подшипника. На перегоне Погост — Орша 17 января пущен под откос поезд, движение прекращено на 32 часа.
Февраль 1942 года. Выведено из строя 4 снегоочистителя системы «Бьерке». Машинист Лазарский организовал 10 февраля при подходе к станции Минск (у входного семафора) большое крушение путем умышленного расцепа паровозной сплотки и оставления на перегоне в ночное время вагонов, на которые наскочил поезд, шедший следом. Убито и ранено 600 гитлеровцев. Движение было остановлено на 31 час. При подходе к станции Осиновка 14 февраля организовали наезд на поезд. Убито 13 фашистов и 4 ранено. Взорваны «угольными» минами топки на 11 паровозах. Завезено «угольных» мин в депо Смоленск 42 штуки и в депо Борисов 15 штук. Заложено минометных снарядов в жаровые трубы на 5 паровозах, шедших на Смоленск. При заправке паровозов 16 февраля в депо Смоленск снаряды взорвались и повредили задние решетки топок и несколько жаровых и дымогарных труб. 15 февраля заложены минометные снаряды в жаровые трубы 5 паровозов. Паровозы шли в Смоленск в холодном состоянии. При заправке 20 февраля в двух паровозах взорваны топки. Об остальных паровозах данных не имею. 21 февраля на 531-м километре путем минирования пущен под откос воинский эшелон с людьми, в результате чего убито 373 и тяжело ранено 200 фашистов». [Попов Ф. О. Герой Советского Союча Константин Заслонов. Минск: Изд-во АН БССР. 1950. с 16—I7.]
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.