.RU

ЦЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ УСПОКОЕНИЯ -   Махамудра: Квинтэссенция Ума и Медитации     (“Лучи лунного света Махамудры”)


^ ЦЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ УСПОКОЕНИЯ


Существенно важно завершить успокоение ума, так как оно – общее основание всех [Буддийских] путей, мирских и надмирских. Мирские пути включают три плана существования. Медитация на плане желания предназначена, чтобы вызывать особое постижение через устранение загрязнения ума и укрепления психологических противоядий от негативных мыслей. Основанное на успокоенном состоянии, постижение будет воспринимать духовный уровень на плане желания, как неочищенный, в то время как на плане высшей формы – как очищенный. Постижение, возникающее на каждом уровне восьми приблизительных и восьми действительных погружений на [более высоком] плане формы и бесформенных планах, воспринимает каждое предыдущее постижение, как менее тонкое, или каждое последующее – как более утонченное. Успокоение, так или иначе, образует базис постижения.
Подобно этому, успокоение на сверхмирском пути, составляет базис для постижения, воспринимающего четыре благородные истины и разоблачающего как ложь – чувство личного я, согласно Первичной Колеснице [Хинаяне]. Успокоение также существенно для реализации постижения недвойственного осознавания, которое фокусируется на нереальности истинных само-сущностей [а именно, личности и феноменов], согласно пути Махаяны. Кроме того, успокоение – это фундамент таких трансцендентальных атрибутов, как четыре стопы чудесной трансформации, [восемь уровней] погружения на [плане высшей формы и] бесформенном плане, восемь процессов освобождения, сверхнормальные познания, и таких сил погружения, как [восемь] всепобеждающих созерцательных манифестаций, и [десять] всеохватывающих созерцательных трансформаций. Первая “Бхаванакрама” резюмирует:
Осуществив восемь видов решимости устранить негативные факторы, реализуют спокойное погружение. За счет такого погружения может быть достигнута великая сила чудесного преображения.
По аналогичным соображениям сутры призывают нас медитировать на “ступнях чудесного преображения” с восемью видами решимости. Тот же источник говорит:
Благодаря однонаправленной концентрации медитатор должным образом добьется послушности [тела и ума], и достигнет, через погружение, различных уровней равностности, наделенной отличительным свойством визуализации на планах формы и бесформенности, а также совершенного освобождения.
Помимо этого, успокоение применяется для многих других целей, таких как подчинение активной эмоциональности и освобождения от рабства дуалистических признаков. Основная цель – достичь постижения. Из двух уровней постижения (а именно, (1) внешнего или тонкого постижения преходящего мира, которое ведет к вершине планов существования, и (2) запредельного постижения, которое не только воспринимает реальность, как лишенную врожденного “само”, но также устраняет семя экзистенциальной зависимости) запредельное постижение является целью реализации. Здесь, опять же, успокоение является базисом.
Причина, зачем стремиться к успокоению, следующая. Так как постижение по природе текуче, как водопад, или же мерцает в уме, подобно масляной лампе, спокойного равновесия нельзя достичь без [первоначальной реализации] успокоения. Нельзя ни понять ни ясно воспринять совершенную реальность, как она есть, без реализации спокойного равновесия. Первая “Бхаванакрама” комментирует:
Потому как ум колеблется, подобно воде, его нельзя остановить без основания успокоения. Ум, который не достиг спокойного равновесия не может ни коим образом понять совершенную реальность такой, как она есть.
Вторая “Бхаванакрама” объясняет этот пункт далее:
Постижение без успокоения делает ум йогина подверженным отвлечениям на чувственные объекты. Потому как ум неустойчив, точно масляная лампа на ветру, ему не удается достичь сияния осознавания.
Как тогда надо стремиться к реализации успокоения? В высшей степени похвально достичь простого успокоения на подготовительном уровне первого погружения в концентрации [на плане высшей формы], как говорилось ранее. Если не получилось это, хорошо бы реализовать однонаправленную концентрацию на плане желания. Мастер Паво в “Нгакво Нгакто” описывает:
Люди, которые ослеплены неведением,
Которые не следуют вашим учениям,
Скитаются, терпя бедствия, по циклу существования,
Даже если достигают вершины существования.
Те же, кто следуют вашим учениям, пусть даже возможно они и не реализовали
Главное состояние погружения [на плане формы],
Отворачиваются прочь от круга существования,
Не смотря на все мешающие силы, взирающие на них.

^ ЧЕТВЕРТАЯ ГЛАВА


КАК ВЕСТИ МЕДИТАТОРОВ НА ПУТИ: ПОСТИЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ


Здесь шесть разделов по медитации постижения:
1. Зачем нужна медитация постижения
2. Подготовка к постижению
3. Система медитации постижения
4. Подходящая медитация постижения
5. Характеристики возникающего постижения
6. Сочетание этого постижения с постижением в других системах
 

^ ЗАЧЕМ НУЖНА МЕДИТАЦИЯ ПОСТИЖЕНИЯ


Искателям освобождения и всезнающего осознавания имеет смысл медитировать на постижении – которое воспринимает отсутствие самости дуализма – нежели довольствоваться пребыванием в спокойном погружении. Без медитации постижения, одно успокоение не может привести к освобождению от круга существования, потому что оно может вызвать лишь временное усмирение врожденных осквернений, но не способно устранить их. Средняя “Бхаванакрама” подтверждает:
Йогины не могут окончательно устранить внутренние осквернения только одним выполнением успокоения. Оно временно усмиряет, но не может уничтожить осквернения, если, и до тех пор пока, мудрость [постижение] не засверкают.
“Арья-самадхинирмочана-сутра” снова утверждает:
Сосредоточенное погружение подчиняет внутренние загрязнения, тогда как мудрость разрушает их врожденные остатки.
По этой причине те, кто желают удалить осквернения и добиться чистого осознавания, должны медитировать на мудрости после достижения в совершенстве установленного успокоения. “Самадхинираджа” говорит:
Если даже люди и медитируют спокойное погружение,
Но так как оно не разрушает сознание “само”,
Ментальные осквернения снова с особой силой придут в движение,
Как в медитации спокойного погружения Удраки.
[Поэтому] всеми способами определяют несамость всех вещей
И медитируют на распознающей мудрости.
Нирваны достигнут при помощи этого источника осуществления;
Ничто другое не приведет к такому покою.
Люди на мирском уровне медитируют спокойное погружение, вроде четырех видов концентрации, но успокоение само по себе не может уничтожить цепляние к я, которое является корнем циклического существования. Из-за власти само-иллюзии возникают коренное и сопутствующие загрязнения, которые в свою очередь, заставляют совершать пагубные поступки, а, следовательно, блуждать в нижних мирах. Примером этого оказывается медитация таких аскетов, как Удрака, который верил во внешнего творца. С другой стороны, верное определение отсутствия самости [психофизических агрегатов] при помощи распознающего интеллекта, за которым следует медитация, приводит к достижению постоянного покоя. Никакие другие средства не могут окончательно устранить страдание и загрязнение.

^ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ПОСТИЖЕНИЮ ПРАКТИКА


“Самадхинирмочана” говорит, что “совершенное видение, происходящее в результате слушания и размышления являются условиями реализации постижения”. Средняя “Бхаванакрама” упоминает три источника постижения. Они суть связь со святыми людьми, частое слушание [дхармы], и затем ее совершенное исследование. Святые люди в данном случае означают тех, кто реализовали успокоение и постижение. Без такой реализации нельзя усвоить истинной цели жизни, какими бы высоко учеными они ни были в концептуальной доктрине с приписываемыми ей значениями. Частое слушание Дхармы подразумевает слушание тех безупречных писаний, что раскрывают высшую абсолютную доктрину. Можно слушать учения о видимой истине с концептуальной терминологией, но они не раскрывают смысл несомненного [знания]. То же касается и тщательного изучения, где следует применять наставления переданные через тех, кто сам реализовал учение, потому что священная истина выходит за рамки диалектического исследования и рассуждения.
Можно спросить о разнице между писаниями, содержащими целесообразный или намеренный смысл, и – содержащими истинный смысл. Первые в основном объясняют видимую реальность путем концептуальных терминов и дефиниций, в то время как последние показывают взгляд абсолютной реальности, глубокий и невообразимый. “Лодро Мицепае Танпа” (“Аксаяматинирдеша-сутра”) сообщает:
Какие сутры являются абсолютным руководством и какие целеполагающим руководством? Сутры, которые излагают средства реализации видимой или условной истины, обозначаются “содержащими намеренно выдуманный смысл”. Сутры, которые показывают средства реализации абсолютной истины, обозначаются “содержащими истинное значение”. Что касается сутр, которые раскрывают различные точки зрения, они обозначаются, как содержащие вымышленный смысл, задуманный для последовательного ведения приверженцев к глубочайшей истине. Сутры показывающие то, что глубоко, что трудно воспринять, и тяжело реализовать, называются содержащими истинный смысл.
Что тогда сами – видимая и истинная реальности? Видимая реальность относится к преходящим аспектам феноменов, таким как “я”, жизнь, чувствующие существа, живые существа, и т.п. Абсолютная реальность означает [всепроникающую пустоту] феноменов характеризуемую как непроисхождение, отсутствие самости, и т.п. Та же сутра далее сообщает:
Разъяснение видимой истины дано в тех сутрах – обозначаемых, как содержащие выдуманные значения – посредством различных концепций и терминов, таких как: “я”, жизнь, чувствующие существа, живые существа, человеческие существа, личность, носитель кармы, продукт кармы и исполнитель кармы. Кроме того, сутры с целеполагающим руководством говорят о “я”, когда в действительности такого “я” не существует, – просто для того чтобы искусно вести искателей к сияющей истине. Разъяснения абсолютной истины хранятся в тех сутрах, которые несут смысл дверей к освобождению, таких как пустота, беззнаковость, бесцельность, невозникающая и нерожденная нереальность различения, сознания, жизни, личности, “я” и врожденного наблюдателя.
“Самадхираджа” повторяет те же пункты:
Пустота раскрываемая Тем, Кто Достиг Высшего Покоя [Сугата], должна быть понята
Посредством особых сутр, содержащих истинное значение.
Сутры, имеющие отношение к чувствующим существам, личности,
Человеческим существам, и всем подобным вещам должны пониматься,
Как содержащие выдуманные значения.
Это действительно так. Сказано, что фактор, который вызывает возникновение постижения, это понимание видения реальности. Такое понимание можно получить посредством знания, происходящего в результате слушания и изучения классических трактатов – будь то учения Будды или их экзегетические тексты великих святых и ученых – которые разъясняют непогрешимо и ясно действительное значение. За этим следует медитация со всеми необходимыми процессами, а именно, удалением тупости и мысленного потока, контролем чувственных способностей, бдительностью в поведении и умеренностью в еде. Данный медитационный орден, в частности, считает, что для того, чтобы реализовать видение истинной реальности, жизненно необходимы созерцание гуру йоги и горячее обращение за благословением. Второй раздел “Хеваджра-тантры” разъясняет:
Спонтанное совозникновение не может быть ни описано никакими внешними средствами,
Не может быть обнаружено ни каким другим способом,
Кроме как своевременного получения посвящения от гуру
И добродетели своих собственных духовных заслуг.
Опять тот же текст говорит:
Это сокровенное воспринимающее осознавание выходит за рамки всех вербальных выражений.
Будучи объектом созерцания, оно возникает
Через благословения гуру.
Таково осознавание всеведущих.
 

^ СИСТЕМЫ МЕДИТАЦИИ ПОСТИЖЕНИЯ


Среди множества уровней постижения существуют внешнее и тонкое постижения, соответствующие преходящему миру, и постижение четырех аспектов истины, соответствующее пониманию Первичной Колесницы [Хинаяны]. Они – замечательны по-своему, но не являются обязательными [в данной традиции]. Постижение истины бессамостности – вот истина, к которой стремятся здесь, потому что именно посредством нее должна определяться пребывающая природа вещей, проявляющихся в двойственности. Касаясь процесса пробуждения такого постижения, “Самадхинирмочана-сутра” и “Абхидхармасамуччая” говорят о четырех видах постижения в расширенной форме. Первый текст ссылается на три вида постижения в средней форме, а также на постижение, воспринимающее две категории бессамостности – в сжатой форме. Относительно двух бессамостностей, большинство толкователей учений Будды и логики, полагаясь на экзегетические трактаты Нагарджуны и Асанги, много говорили о методах медитации на видении пустоты. Такое видение возникает за счет определения всех двойственных вещей, как недействительных, путем рассмотрения их посредством великих рациональных доводов, таких как “взаимное исключение одного и множества”. В Тибете были такие, которые реализовали совершенное видение внутренне присущей реальности следуя этим доктринальным системам. В наши дни большинство медитаторов, по-видимому, рассматривают общее значение пустоты основываясь на логических умозаключениях. При поддержке авторитетного сочинения и логики которые я приводил ранее, такого рода подход сводит пустоту к концептуализированной псевдопустоте, такой как пустота, мыслимая путем полного отрицания, пустота безжизненности, и так далее.
На данном этапе реализация видения [всепроникающей] пустоты производится посредством созерцания одного ума, а потом путем определения всех двойственностей [как лишенных свойственной им сущности], которая объясняется таким образом в наставлениях по непосредственному осуществлению подлинной реальности. Наш метод основан на главном и малом трактатах, включающих разнообразные наставления, которые были переданы великими Сарахой, Шавари и верховным йогином Тилопой. Наставления содержат обилие мощных методов, способных вызвать реализацию великого устремления путем малого труда. Удивительно также, что этот подход фактически тождественен подходам, содержащимся в медитационных трактатах сутр, таких как “Праджняпарамитоподеша”, “Бхаванакрама” Камалашилы, “Мадхьямакопадеша” Атиши. Поэтому я объясню данную систему как можно лучше.
Пригодная для этого медитация постижения состоит из
Определения присущей различным ментальным восприятиям природы
Удалений предположений и скептицизма относительно основного корня [сансары и нирваны]
Определение присущей различным ментальным восприятиям природы делится на три части:
1. Зачем добиваться постижения ума
2. Определение истинной природы ума, как основание всего
3. Определение динамических проявлений ума
 

^ ПОДХОДЯЩАЯ МЕДИТАЦИЯ ПОСТИЖЕНИЯ:


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИСУЩЕЙ РАЗЛИЧНЫМ МЕНТАЛЬНЫМ ВОСПРИЯТИЯМ ПРИРОДЫ


 

Зачем добиваются постижения ума


Обычно показывается, что все реальности произведены умом. Последствия или польза от медитации или не медитации на истинном смысле ума, были изложены ранее. Недостатки сансары и добродетели нирваны зависят именно от ума или происходят из него: отсюда важность медитации на уме. “Дхармасангити-сутра” сообщает:
Бодхисаттва Викрантамати говорил так: Лучезарный Победитель, то, что называется Дхармой, есть дхарма, которая не находится ни в каких чувственных объектах, ни в каком пространственном измерении. С другой стороны, исключение составляет дхарма, основанная на уме. Поэтому, надо обрести полное влияние на ум, достичь его абсолютного уровня, аккуратно укротить его, привести в абсолютное равновесие, и подчинить его окончательно.
Подобно этому, говориться, что понимание ума означает понимание всех вещей, и освобождение ума означает освобождение его от всех форм зависимости. Согласно “Арья-Ратнамегха-сутре”:
Ум предшествует всем вещам. Только поняв [природу] ума, обретешь понимание всех вещей.
“Атьяйяджняна-сутра” замечает:
Потому как понимание ума означает запредельное осознавание,
Надо медитировать в совершенстве на нем с решимостью
Никогда не стремиться к состоянию будды никакими другими средствами.
Сараха поясняет медитацию:
Если закрепощают ум, его поработит зависимость.
Если освободить его, он избавится от сомнения.
И далее он говорит:
О, если бы только невежественные существа направили ум к внутреннему изучению,
Они достигли бы освобождения от всех ошибочных взглядов.
Если бы они совершенно пришли в это состояние,
Силой великого блаженства,
Они обрели бы священную реализацию.
Тилопа так же говорит:
Как обрубание корней дерева,
Заросшего ветвями и листьями, вызывает смерть всего скопления его ветвей,
Так и с отсечением корней сансары.
Таким образом, сказано, что отсекая корень заблуждения ума, течение циклического существования прекращается. Согласно Шантидеве, неведение ума – причина всех несчастий. С другой стороны, понимание и получение контроля над умом описывается, как лучшее из всех самоумерщвлений. Он говорит в “Бодхичарьяватаре”:
Если ты не понимаешь тайны ума,
Которая представляет собой высочайшую, верховную Дхарму,
Ты будешь скитаться напрасно,
Как бы сильно не желал счастья и не чувствовал отвращения к страданию.
И снова он говорит:
Таким образом, надо крепко захватить ум, надо бдительно оберегать его;
Помимо наблюдения ума – единственной формы самообуздания
Какую пользу можно извлечь практикуя самообуздание?
Некоторые представители философских концепций утверждают, что “было сказано, что освобождения можно достичь медитируя на пустоте. Если бы освобождение достигалось через медитацию на уме или в предположении, что ум изначально просветлен, тогда это значило бы, что все чувствующие существа достигнут освобождения без какого-либо усилия”. Такой аргумент показывает, что они (толкователи) рассматривают пустоту, как добро, а ум, как зло. Этим они обнаруживают свое отрицательное понимание внутренне присущей реальности, а также личные недостатки, обусловленные полнейшим отсутствием должного образования. Я постепенно объясню тождественность характеристик пустоты и пребывающей природы ума и, подобным же образом, тождественность этих двух медитаций на пустоте и природе ума. Так как медитаторы могут понять это из последующего объяснения, никаких дальнейших разъяснений здесь не дается.
Относительно заявления, что присущая уму природа изначально просветлена, “Ланкаватара-сутра” разъясняет:
Присущая уму природа свободна от различения;
Именно в это состояние сознание стремиться превратиться.
Потому как оно – осознавание всех вещей,
Я заявляю, что этот ум просветлен.
“Калачакра-мулатантра” сообщает:
Врожденный ум чувствующих существ – это сияющая ясность;
С самого начала он свободен
От абсолютных атрибутов происхождения, прекращения и пребывания.
С безначального времени он являлся изначальным высшим Буддой,
Потому что его не изменили причина и условие.
“Дюгью” (“Тантрасамграха”) комментирует:
Все чувствующие существа – будды, ведь не существует других великих будд на преходящем уровне вселенной.
“Ваджрадакини-тантра” говорит:
Чувствующее существо является изначальным буддой
Благодаря пониманию своего собственного ума.
“Хеваджра-тантра” добавляет:
Нигде на этом преходящем уровне вселенной
Нельзя найти будду,
Ибо ум – совершенный будда,
И не нашлось бы иного будды.
“Джампал Жейлунг” (“Двикрамататтвабхавана-нама мукхагама”) заключает:
Если осознаешь присущая уму природу,
Коя выше остальных вещей,
То окажешься на уровне буддства!
Такой глубокий метод реализации изначального состояния будды называется медитацией на уме. Каким же образом при помощи него достигается освобождение, “Юлкхор Кхьонгьи Чжупай Дхо” (“Растрапалапариприччха-сутра”) объясняет:
Доверившись уму и медитируя на уме,
Следует понимать, что все пустотно!
“Ваджрапанджара” сообщает:
Побуждаемые драгоценным умом [бодхичитта],
Медитируют на присущей уму природе,
И таким образом достигают просветления.
Этот рассвет священной истины – состояние будды!
И опять тот же самый текст говорит:
Медитация на неделимости пустоты, осознавания и сострадания
Представляет собой изложенный путь
Будды, Дхармы и сангхи.
Надо знать медитацию обозначаемую такими концептуальными терминами, как “относительный ум просветления”, и абсолютный ум просветления”.
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.