.RU

Оглавление - 21


ет Ямвлиха, в ряде положений возвращается к Порфирию и предлага-
ет курьезные толкования отдельных платоновских пассажей, а также
, лежащие вне основного русла развития школь-
ного платонизма.
О Дексиппе мы можем судить только по дошедшему до нас напи-
санному в диалогической форме комментарию к Ари-
стотеля, в котором Дексипп, в частности, опирается на Порфирия.
Сопатр Апамейский, вероятно, стал главой философской школы в
Апамее после смерти Ямвлиха. Можно предположить, что все его
семейство чувствовало себя философски ангажированным: его дочь
принимала императора Юлиана в Гиераполисе в 363 году во время
персидского похода, из которого ему не суждено было вернуться; сын
Сопатра Гимерий своего сына назвал именем великого учителя отца, и
Ямвлих Младший впоследствии сыграл важную роль в сохранении
непрерывной традиции ямвлиховского платонизма.
Эдесий Каппадокийский - один из наиболее блестящих учеников
Ямвлиха - организовал собственную школу в Пергаме, где его учени-
ками были Максим Эфесский, Хрисанфий из Сард, Приск из Эпи-
ра, Евсевий из Минда.
Учеником Хрисанфия был Евнапий, автор сочинения <Жизнеопи-
сания философов>. Именно от Евнапия мы преимущественно и знаем
о представителях Пергамской школы, однако Евнапий сосредоточил
свое внимание не на их философских и научных занятиях (несмотря
на то что он отмечает диалектические способности Евсевия и чрез-
вычайную эрудированность Максима), а на их личных качествах и
фантастических эпизодах их биографий. Пергамская школа традицион-
но считается преимущественно религиозной, нежели философской. К за-
нятиям практической магией был склонен Максим, который был опы-
тен и в толковании оракулов; Хрисанфий также толковал оракулы и
предсказывал будущее.
Среди учеников Пергамской школы - будущий император Юли-
ан, которого Эдесий, сам будучи уже в преклонном возрасте, поручил
заботам Хрисанфия и Евсевия. Максим и Приск сопровождали импе-
ратора Юлиана в его персидском походе и присутствовали при его
кончине.
Флавий Клавдий Юлиан (331-26.6.363, император с 361) испы-
тал обаяние личности Эдесия и благодаря ему узнал и оценил сочине-
ния Ямвлиха. Однако его занятия философией - как и литературные
труды - носили фрагментарный характер. Сохранившиеся его сочине-
ния (речи, гимны, беседы, письма) часто полны энтузиазма и блеска.
Под сильным влиянием Ямвлиха написана речь Юлиана <К царю
Солнцу>, в духе аллегорического толкования мифа (сопоставимого с
мнением Саллюстия, утверждавшего, что миф есть мир и мир есть
миф) речь , мифологии посвящена речь <Против
киника> Гераклия. Юлиану принадлежало также сочинение <Против
христиан>, где он рассуждал вообще о происхождении религии, спра-
ведливо отделяя мистическое чувство, посредством которого нам дает-
ся вера в бога, от приобретаемого научением знания о нем.
Энтузиастическое отношение к философии платонизма в его по-
стямвлиховском варианте побудило Юлиана, племянника Константи-
на Великого, к восстановлению языческих культов и к попытке возро-
дить политеизм в качестве новой государственной религии. Юлиан
избегал гонений на христиан, считал необходимым создать иерархию
жречества по образцу христианской церкви, намеревался разработать
символику и догматику новой религии и создать новое (платоничес-
кое) богословие.
Для этапа возвращения эта энергичная деятельность Юлиана, на-
правленная на буквальную реставрацию язычества, весьма показатель-
на, но она безусловно запоздала. То, что Ямвлих разработал для нужд
маленькой философской школы, Юлиан стремился распространить
на империю в целом, что, разумеется, было обречено на неуспех. Един-
ственно возможным и более плодотворным путем развития позднеан-
тичного платонизма - а также сохранения самого типа античной ду-
ховности - был путь передаваемой от учителя к ученику утонченной
веками культивируемой премудрости, и именно на этом пути задан-
ные Ямвлихом установки были реализованы Афинской школой, где
вновь после долгого перерыва пережил свой последний в античности
расцвет платонизм, родившийся здесь более 700 лет назад.
^ 9. АФИНСКАЯ ШКОЛА ПЛАТОНИЗМА
После платоников П века, названных выше, разработка платонов-
ской философии в Афинах сменяется, видимо, общеобразовательны-
ми штудиями. Известен только один педагог в Афинах середины III
века, занятый проблемами платонизма: Порфирий сообщает в <Жиз-
ни Плотина> (гл. 20) о Евбуле, написавшем сочинение <О "Филебе",
"Горгии" и аристотелевские возражения на "Государство" Платона>;
Порфирий также говорит о сочинении Евбула
______________________________________171
(гл. 15). Несмотря на то что в это время в Афинах знают сочинения
Плотина, учение Плотина не находит там отклика. В IV веке Афины
известны как центр риторики: Евнапий называет преподававших там
знаменитых риторов Юлиана Каппадокийского, Проэресия, Гимерия
из Прусы. Там в 336-340 годах учится Либаний, в 355 году будущий
император Юлиан, получивший у христиан прозвище Отступника,
знакомится в Афинах с обучающимися там будущими представителя-
ми каппадокийского кружка православного богословия Василием, ко-
торого назовут Великим, и Григорием, Богословом par excellence свя-
тоотеческой традиции. В 362 году там учится сам передавший эти
сведения Евнапий.
На основании одной из речей (48, 20-25) названного Гимерия можно
заключить о том, что в Афинах обучали не только риторике, но и
философии, причем не только Платона и Аристотеля, но также Зено-
на, Клеанфа и Хрисиппа, и даже знакомили с мнениями Демокрита и
Эпикура. К сожалению, на эти указания Гимерия нельзя безусловно
положиться. Однако по свидетельству другого ритора IV века Либа-
ния (письмо 390 года) можно заключить, что в Афинах в конце IV
века находился Приск, упоминавшийся выше ученик Эдесия, пред-
ставитель Пергамской школы. В свое время, став императором, Юли-
ан сделал Приска (вместе с Максимом Эфесским) своим придворным
философом. Еще раньше Юлиан обращался к Приску с просьбой под-
держать позицию Ямвлиха против Феодора Азинского, который был
очень популярен в Афинах во второй половине IV века. Поэтому мож-
но предположить, что Приск был тем философом, через которого при-
шли в Афины ямвлиховские идеи и, что гораздо важнее, тексты его
сочинений.
Помимо этого к концу того же IV века в Афинах находится внук
Сопатра Апамейского - упоминавшийся Ямвлих Младший. Из пере-
писки того же Либания можно заключить, что Ямвлих, серьезно зани-
мавшийся философией, побывал в Афинах еще в 357 и 362 годах; по-
видимому, здесь же он обретался с начала гонений императора Вален-
та против язычников в 371 году, во время которых, в частности, погиб
Максим Эфесский. Из писем того же Либания и Симмаха известно,
что он в Афинах и в 390-391 годах: он становится афинским гражда-
нином, и надпись на герме в его честь ок. 400 года отмечает его вклад
в восстановление городских стен и его мудрость, украсившую город.
Таким образом, благодаря ученику Эдесия Приску и внуку Сопатра
Ямвлиху платонизм возвращается в Афины, и город, давший миру
Платона, оказывается приобщен к философии реформатора платонизма
Ямвлиха, ученика Порфирия и знатока Плотина, а также к плато-
нической и пифагорейской традиции предшествующего периода.
Плутарх, Сириан, Прокл и его преемники
Первым философом-платоником, действительно вернувшимся к раз-
работке платоновской философии и так или иначе вместившим ямвли-
ховское влияние, был Плутарх Афинский (ум. ок. 432). Плутарх
был сыном Нестория, о котором мы ничего не знаем; однако известно,
что дед Плутарха, тоже Несторий, был жрецом в Афинах, а также
занимался астрологией и психотерапией. Марин в жизнеописании Про-
кла (гл. 12) сообщает, что с Плутархом Прокл прочел Ари-
стотеля и (или ) Платона. Помимо этого Плутарх
комментировал - вершину платоновского богословия.
К сожалению, мы очень мало знаем о Плутархе и не можем уверенно
говорить о его философских взглядах; однако чтение им в Академии
платоновских и аристотелевских текстов было той базой, на которой
очень быстро выросли две традиции школьного платонизма V века:
афинская и александрийская.
Учеником и преемником Плутарха в руководстве Академией был
Сириан (ок. 380-438). Марин сообщает (там же, гл. 13), что Прокл
под руководством Сириана прочел "все писания Аристотеля по логи-
ке, этике, политике, физике и превыше всего по богословию, а укре-
пившись в этом, словно в малых предварительных таинствах, присту-
пил он к истинным таинствам Платонова учения". Таким образом,
Сириан читал в Академии уже, по-видимому, полный курс аристоте-
левской и платоновской философии. О том, насколько остроумным и
глубоким толкователем философских текстов был Сириан, мы можем
судить по дошедшим до нас его толкованиям III, IV, XIII и XIV книг
Аристотеля. По комментарию Сириана видно, до ка-
кой степени понимание необходимости изучения сочинений Аристоте-
ля в качестве введения в платоновскую философию не отменяет ост-
рой критики целого ряда его положений, неприемлемых для ортодок-
сального платонизма со времен Евдора Александрийского. Помимо
того Сириан толковал Гомера, Орфея и .
После смерти Сириана схолархом платоновской Академии стано-
вится Прокл (8.02.412-17.04.485), учившийся у него и Плутарха.
Прокл, приняв от Сириана руководство школой, в течение более чем
сорока лет поддерживает в Академии насыщенный распорядок разно-
образных научных занятий, философских бесед и трудов благочестия.
При Прокле Академия пережила свой последний расцвет.
Прокл читал курсы по Аристотелю (комментировал
Порфирия, написал введение к , комментировал <Об
истолковании>, и , а так-
же рассматривал отдельные проблемы аристотелевской философии, о
чем свидетельствует трактат ) и Платону (включая коммен-
тарии ко всем 12 диалогам ямвлиховского цикла, из которых дошли
комментарии к , , , ,
а также записки по отдельным проблемам , не входив-
шего в основной курс), а также, вероятно, написал общие введения в
философию того и другого; толковал Гомера, Гесиода, орфические
тексты и , написал специальное сочинение <Со-
гласие между Орфеем, Пифагором, Платоном и Оракулами> и теоре-
тическое сочинение, посвященное аллегорическому толкованию ми-
фов.
Помимо этого у Прокла есть систематические сводки материала:
изложение проблем аристотелевской физики (учение о движении)
представляют собой , основные категории рассмот-
рения сверхчувственных начал сведены в , изло-
жение платонического учения о высших началах и богах дано в систе-
матическом сочинении .
Комментарий к 1 книге Евклида предваряется очерком
философии математики, базирующимся на Ямвлихе и Порфирии, но
дающим представление о взгляде на этот вопрос самого Прокла; <Очерк
астрономии> излагал современные Проклу астрономические учения.
Прокл написал также ряд сочинений по теургии, от которых до
нас дошли названия (, <О Гека-
те>) и незначительные фрагменты. Однако о важности теургии Прокл
выразительно говорит в : "Все... воссоеди-
няется с первозданными причинами, - во-первых, благодаря любов-
ному безумию, во-вторых, благодаря божественной философии, в-треть-
их, благодаря теургической мощи, которая превосходит всякое чело-
веческое здравомыслие и науку, поскольку объединяет в себе плоды
провидческого искусства, очистительные силы обрядов, и вообще все
без исключения воздействия божественной одержимости" (р. 113
Saffrey-Westerink). В Академии при Прокле соблюдались не только
исконные греческие языческие праздники и обряды, но также и египет-
ские, фригийские и др. И сам Прокл, по свидетельству его ученика и
биографа Марина (гл. 19), "говорил, что философ должен быть не
только священнослужителем одного какого-нибудь города или несколь-
ких, но иереем целого мира". Помимо теоретических сочинений по
теургии, Прокл написал также несколько стихотворных гимнов к богам.
Таким образом, Прокл, вместив в поле зрения все авторитетные
тексты и разнообразие предшествующих традиций, в полноте воспро-
извел тот интеллектуальный горизонт, который был принципиально
намечен еще Платоном и специально развит в традиции позднего пла-
тонизма Плотина, Порфирия и Ямвлиха. Особенностью воспроизве-
дения этой общей картины универсума у Прокла является ее яркая
схоластическая окраска. Прокл рассматривает корпус платоновских
сочинений как единый священный текст; в комментариях к отдель-
ным диалогам Прокл стремится учесть все релевантные точки зрения
на толкуемую проблему и тем самым исчерпать все уже предпринятые
его толкования; в систематических сочинениях Прокл исчерпывает все
релевантные платоновские материалы (прежде всего в <Платоновской
теологии>) и логические подходы к каждой данной теме (в <Началах
теологии>).
Иерархия универсума в целом строится у Прокла по схеме плато-
новского и задается уже в первой его предпосылке (<Ком-
ментарий на "Парменида"> VI-VII, II 12):
сверхсущее единое, не допускающее причастности себе, оно же - бла-
го и верховный бог; сверхсущие единицы-боги, к которым причастны
сущие боги-умы; последние представляют собой умопостигаемых богов,
или сферу бытия-жцзни-ума, понимаемую на основе платоновского
(23 c-d) как единство предела, беспредельного и их соеди-
нения; за бытием и умопостигаемыми богами следует жизнь и умопо-
стигаемые-мыслящие боги, за ними - ум как таковой и мыслящие
боги; с мыслящими богами связаны мыслящие души; следующая сту-
пень - демонические просто души: ангелы, демоны, герои; еще ни-
же - частичные души, одушевляющие тела, к которым принадлежит
и душа человека. Ниже всего - неодушевленные тела.
В эту расчлененную иерархическую структуру Прокл включает
традиционных греческих богов, распределяя их по триадам и разделяя
на трансцендентных, находящихся вне мира, и связанных с нашим
миром, а последних на тех, кто находится в надлунной и подлунной
области.
Между телами и душой посредствует природа, бестелесная, но не-
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.