.RU

Параметры отношения значимого взрослого к ребенку - Формирование психологической


Параметры отношения значимого взрослого к ребенку



^ Характер позиционного самоопределения значимого взрослого



Функциональная полноценность и состоятельность со-бытия

Воспитательный такт

Личностная зрелость

Ответственная координация со-бытия

^ Типология психологических дисфункций детско-взрослой общности



Тип дисфункции



Диагностические показатели



^ Ограничения самоопределения



Отклонение от воспитательного такта

Дефицит личностной зрелости

Со-бытийная депривация

Гиперобособление

AR/N

Позиционный сепаратизм

Со-бытийная оккупация

Гиперотождествление

AR/N

Позиционная экспансия

Со-бытийная лабильность

Неопределенность

P/AR

Ролевой релятивизм

Внутренняя / внешняя оппозиция

Противопоставление

P/AR

Произвол, бытовой экстремизм, сектантство

      Знак N предполагает минимально достаточный (и более) уровень параметров, характеризующих нормативную динамику со-бытия. Знак AR ≈ дефицит собственно внутренней рефлексии (арефлексивность отношения взрослого), знак Р ≈ патология личности взрослого.
      В норме позиция значимого взрослого конструктивна: взрослый позитивно координирует совместную жизнь, используя себя как ╚инструмент╩ развития детско-взрослой общности. Наиболее общим показателем аномального и патологического (оппозиционного) состояния общности является арефлексивность отношения значимого взрослого к ребенку: взрослый не подозревает, что

творит

, и не ведает,

что

творит в совместном жизненном пространстве. Арефлексивное отношение может быть:
      ≈ ситуативным как следствие некомпетентности взрослого в контексте проблемной ситуации;
      ≈ тенденциозным, обусловленным патологизацией личности взрослого или личностной незрелостью антропогенной природы (т. е. не являющейся следствием психического заболевания): проявляется в ╚бедности╩ (примитивности, невнятности) и негативизме ценностно-смысловых и целевых установок, ограниченности способов самоопределения, рассогласованности ценностных приоритетов и общего характера отношения взрослого к ребенку.
      Co-бытийная депривация и позиционный сепаратизм определяются фиксацией взрослого на обособлении и нарушением развития со-бытия со сдвигом в сторону формальной общности. Феноменология: низкая эмоциональная заряженность взрослого ребенком, отстранение, самодисквалификация, гипопротекция. В пределе ≈ гиперобособление, характеризуемое отчуждением взрослого и беспризорностью, атомизированностью, одинокостью ребенка, депривированностью и незащищенностью его жизненного мира.
      Со-бытийная оккупация и позиционная экспансия определяются фиксацией взрослого на отождествлении и нарушением развития со-бытия со сдвигом в сторону симбиотической общности. Феноменология: гиперпротекция, сдерживание развития, культивирование беспомощности ребенка, инфантилизация и инвалидизация, подмена актуальности (потенциальности) ребенка актуальностью (потенциальностью) взрослого. В пределе ≈ гиперотождествление, характеризуемое бесцеремонностью отношений, оккупированностью жизненного мира ребенка, блокированием полноценного развития. Гиперотождествление может сопровождаться актами физического и психологического насилия над ребенком, еще не носящими тенденциозный характер.
      Co-бытийная лабильность и ролевой релятивизм определяются диффузностью детско-взрослой общности в силу противоречивости, непоследовательности, необоснованности поступков взрослого. Амплитуда отклонения может колебаться от ситуативной воспитательной неуверенности и достигать уровня перманентной, глубокой диссоциированности отношений взрослого и ребенка. В результате ребенок лишен необходимого для душевного благополучия чувства стабильности, предсказуемости, определенности жизни. Характерной особенностью этого типа дисфункции является необходимость маневрировать (выживать) в режиме взаимоисключающих стандартов.
      Каждый из трех вышеописанных типов в своем крайнем выражении несет угрозу выхода во внутреннюю или внешнюю оппозицию. Внутренняя оппозиция есть та или иная форма неприятия и / или попрания взрослым самобытности ребенка, ситуация, когда взрослый для ребенка реально представляет физическую или моральную угрозу: агрессия, растление, инцест, подавление, эксплуатация, хроническое травмирование ребенка. Динамика детско-взрослой общности возможна и на негативных нормах и ценностях, существующих в человеческой культуре. Внешняя оппозиция характеризуется враждебной, экстремистской или сектантской настроенностью взрослого по отношению к другим людям, нормам и правилам общежития. Взрослый, в целом поддерживая жизнеспособность ребенка, культивирует крайние, деструктивные взгляды, вовлекает ребенка в оппозицию здоровым, полноценным отношениям с человеческим сообществом, идеалам истины, добра и красоты.
      В природе детских переживаний следует различать сложные, кризисные, иногда ╚болезненные╩, но в целом нормативные стадии развития детско-взрослой общности и ситуации, когда нормальное развитие ребенка возможно скорее не благодаря, а вопреки реальному отношению взрослого. Психологические дисфункции детско-взрослой общности отличаются патогенетической направленностью: блокируют своевременную реализацию индивидуальных способностей и возрастных возможностей ребенка, обусловливают деформации его интер- и интраиндивидуальных отношений, препятствуют нормативному движению к самоопределенности и самостоятельности (нормативность означает оптимальность обретения человеческих способностей). В своем крайнем выражении психологические дисфункции проявляются в тех или иных формах невротического реагирования и дезадаптивного поведения ребенка. Дисфункции детско-взрослой общности являются источниками и интерсубъективной формой антропогений. Диапазон психологического эффекта влияния значимого взрослого на здоровье ребенка описан посредством систематизации антропогенных синдромов.
      Психологическая дисфункция совместности ребенка и значимого взрослого означает дефицитарность или деформированность реализуемых образовательных процессов. Посредством содержательного анализа позиционного самоопределения значимого взрослого и корреляции способа отношения взрослого с переживаниями ребенка мы выделили два типа антропогений. Основанием систематизации антропогенных синдромов является разделение отклонений в ситуации развития ребенка на психологические дисфункции, обусловленные ограниченностью позиционного самоопределения значимого взрослого в форме:
      ≈ несостоятельности базовых позиций, в этом случае психологические дисфункции характеризуются дефицитарностью образовательных процессов;
      ≈ гипертрофии и извращения базовых позиций, дисфункции характеризуются деформированностью образовательных процессов.
      К первому типу относятся со-бытийные депривация, оккупация, лабильность, ко второму ≈ внутренняя и внешняя оппозиции. Ситуации дисфункций первого типа в патогенезе трансформируются в биографические кризисы ≈ переживания ребенком безродности, нереализованности, бесперспективности и опустошенности индивидуальной жизни. Дисфункции второго типа приводят к крайним (чрезвычайным) формам реагирования и самоопределения ребенка, таким как психогенные дизонтогении, бытовой экстремизм, сектантство. Классификацию детских антропогенных синдромов можно представить в виде таблицы.

^ Классификация детских антропогенных синдромов



Особенности отношения взрослого



Антропогении



Несостоятельность субпозиции

╚родитель╩

, дефицитарность процесса выращивания жизнеспособного человека

Безродность

переживается как одинокость, атомизированность, разобщенность с человеческим сообществом (╚мауглизация╩)

Несостоятельность субпозиции

╚учитель╩

, дефицитарность процесса обучения всеобщим способам деятельности

Бесперспективность

переживается как эффект выученной беспомощности, социальная зависимость, конформизм

Несостоятельность субпозиции

╚умелец╩

, дефицитарность процесса формирования специальных способностей

Нереализованность

переживается как практическая ограниченность, неумелость, некомпетентность

Несостоятельность субпозиции

╚мудрец╩

, дефицитарность процесса воспитания всечеловеческого в человеке

Опустошенность

переживается как обезличенность, экзистенциальный вакуум, нравственный скептицизм, моральная неустойчивость

Внутренняя оппозиция как гипертрофированная, извращенная форма отношения значимого взрослого к самобытности ребенка

^ Психическая травма, психогения



Внешняя оппозиция как гипертрофированная, извращенная форма отношения значимого взрослого к другим

^ Бытовой экстремизм, сектантство



      Корреляция способов отношения значимого взрослого и детских антропогенных синдромов ≈ это своеобразная система координат, которая отражает общие тенденции в сфере нарушений психологического здоровья детей. Антропогении имеют очевидно выраженную возрастную специфику. Поэтому детальная, фактологическая расшифровка клиники антропогений нам представляется возможной в контексте онтогенетической локализации, на основании общих представлений об этапах и ступенях нормального развития субъективной реальности. Это направление в перспективе, возможно, составит самостоятельный класс исследовательских задач. Мы считаем, что понятие ╚антропогения╩ может стать наиболее конструктивным для решения задач защиты и реабилитации именно психологического здоровья детей.
      В психологии есть понятие ╚энергетическая цена╩ (Б. Г. Ананьев, Р. А. Ахмеров и др.) ≈ отклонения в жизнедеятельности организма. В мягком выражении они могут переживаться как усталость, в крайней форме ≈ потеря здоровья. Есть серьезные основания полагать, что антропогенные переживания становятся предпосылкой возникновения психических, психосоматических, наркологических заболеваний. Последствия антропогений для здоровья человека могут быть внешне неочевидны и отсрочены во времени. Мы считаем возможным рассматривать обусловленные антропогенней нарушения здоровья как энергетическую цену вынужденного переживания ребенком психологических дисфункций детско-взрослой общности.
      Естественные ограничения детского возраста позволяют нам утверждать, что нормативным субъектом сопереживания проблемной ситуации, несущей угрозу психологическому здоровью ребенка или обусловленной выраженным нездоровьем, является детско-взрослая со-бытийная общность. Собственно переживание понимается как ╚особая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которого является повышение осмысленности жизни╩ (Василюк Ф. Е., 1984, с. 30). Конкретные проблемные ситуации могут быть рассмотрены в контексте возможностей развития / реабилитации со-бытия ребенка и значимого взрослого; реабилитация детско-взрослой общности и есть общий способ предупреждения и преодоления нарушений психологического здоровья детей.
      Теоретическая модель, описывающая нарушения психологического здоровья в детском возрасте (при всех ее ограничениях в пространстве реальных жизненных проблем), позволяет ориентироваться в структуре проблемных ситуаций, понимать природу переживаний ребенка, может быть использована практическими психологами образования в качестве средства проектирования своей профессиональной деятельности и оценки ее эффективности.
      Дополненные иллюстрациями из неиссякаемых источников человеческой мудрости ≈ сказок научные представления оживают в конкретных образах, становятся доступней и понятней. Корыстная мачеха (сказка Г.-X. Андерсена ╚Золушка╩), неуклюжая домоуправительница фрекен Бок (сказка А. Линдгрен ╚Малыш и Карлсон╩) и деспотичная мисс Эндрю (сказка П.-Л. Трэверс ╚Мэри Поппинс╩) олицетворяют собой эгоцентризм и отчуждение взрослого с тенденцией к внутренней оппозиции ребенку. В сказке А. Н. Толстого ╚Золотой ключик, или Приключения Буратино╩ Карабас-Барабас, грубо эксплуатирующий юных артистов своего театра, попирающий их права, является собирательным образом бесчинства и произвола со стороны старших. Эти примеры в карикатурной форме обнажают недостаточность ╚родительской╩ составляющей в отношении взрослых к детям.
      Для анализа и оценки гипертрофии ╚родительской╩ позиции и связанных с этим возможных последствий мы сочинили сказку о молодой курочке-наседке.
      Высиживая первенца, она с горечью наблюдала, как трудна и безрадостна птичья жизнь. Петухи с индюками постоянно враждовали, поэтому индюки не упускали случая больно ущипнуть курочек, а петухи норовили закатить трепку приотставшим от родителей индюшатам. По утрам хозяйка наполняла корыто зерном, да только досыта наедались самые шустрые и крепкие. Но чтобы окрепнуть, нужно вырасти, а чтобы вырасти, нужно хорошо питаться. Когда дом оживал в предпраздничных заботах, на птичьем дворе появлялся хозяин. Все цепенели от ужаса, а он неумолимо выбирал жертву для праздничного стола. В страхе птиц держала лиса. После ее ночных набегов по разбросанным перьям нетрудно было догадаться о печальной участи пленников. ╚Что станет с моим цыпленочком, когда он наконец вылупится из яйца?╩ ≈ спрашивала себя курочка, и в голову ей приходили мысли, полные трагизма и отчаяния, сердце сжимала тоска. Но она нашла выход: ╚Пока мой ребенок в яйце, ему тепло, уютно, безопасно и я никому не дам его в обиду╩. Курочка пошла к кузнецу и попросила оковать яйцо, чтобы птенец всегда оставался под защитой своей доброй и заботливой мамы.
      Прошло время...
      Продолжение истории каждый дописывает сам. Интерпретации, услышанные нами в рамках психологической практики и преподавательской работы, при всей их художественности и оригинальности в итоге сводились к одной из двух сюжетных линий: неродившегося цыпленка ждала мучительная смерть или мать ждало появление чудовища.
      В повести Г. Гессе ╚Под колесами╩ описаны губительные последствия со-бытийной депривации (особой формы духовно-душевного сиротства) для маленького мальчика Ганса Гибенрата. Нелепо и трагично складывается судьба одаренного Ганса, заслужившего право продолжить свое образование, но надломленного жерновами обезличенной образовательной системы. Отца Ганса ≈ Иосифа Гибенрата ≈ автор характеризует лаконично: ╚Лишь редкому сатирику под силу описать столь заурядную личность во всем ее неосознанном трагизме╩. Одержимый родительскими амбициями, он невосприимчив к переживаниям родного ребенка и в итоге теряет его. Мотивы этой повести не утратили своей актуальности и сегодня, учитывая, что год от года психологи и врачи фиксируют тенденцию роста у детей психических заболеваний, которые обусловлены педагогическими просчетами взрослых (дидактогении, школьные неврозы).
2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.