.RU

10.5 Медсестра и больной - Учебное пособие Раздел 2 Томск-2003 м инистерство образования Российской Федерации томский...


^ 10.5 Медсестра и больной


От медсестер, возвращающихся с работы в больнице или по­ликлинике, часто можно слышать жалобы на усталость: «Так мно­го сегодня было работы!», «Я так устала!». Действительно, ра­бота эта нелегкая, а подчас и чрезмерная, от нее нетрудно и устать. Если попристальнее присмотреться к такому тяжелому рабочему дню сестры, то мы увидим, что эти дни приходятся на такие периоды, когда в больнице или поликлинике особенно мно­го «тяжелых» больных, работать с которыми, естественно, сов­сем непросто. Часто можно наблюдать, что усталость и раздражи­тельность вызываются не количеством выполненной работы, а той эмоциональной нагрузкой, столкновениями, спорами, необходимо­стью постоянно держать себя в руках /«Сколько раз приходится смолчать, проглотить обиду».../, которыми сопровождается эта работа.
После такого тяжелого рабочего дня сестра нередко еще и получает выговор, т.к. больные жаловались на нее. А ведь она «сделала все возможное», и внешне это в самом деле так.
Старательная, прилежная медсестра действительно делает все возможное, и все-таки в связи с ее работой в отделении нередко возникают споры, обиды, напряженность. В амбулаторных учреждениях большой проблемой для сестер и врачей может послу­жить нетерпеливость, беспокойство больных во время ожидания приема. В чем же причина всех этих затруднений?
Можно думать о влиянии самых разных факторов. Прежде все­го следует остановиться на роли контакта между сестрой и боль­ными.
С развитием медицинской науки постоянно развивается и рас­тет роль сестры, значение ее деятельности. В наши дни для ухо­да за больным она должна обладать все более сложными медицин­скими, психологическими, естественнонаучными, техническими познаниями и навыками. И, конечно, навыками общения.
Из каких нитей создается связь с больным? Рано или поздно больной человек обращается за помощью к врачу. Стремление преодолеть болезнь, вернуть здоровье, равновесие неразрывно связано у него с людьми, которые призваны помочь ему в этом, которые лечат его - врачи, сестры. Таким образом, сама ситуа­ция, когда жизни больного угрожает опасность, является усло­вием, способствующим формированию тесной связи, должного кон­такта между больным и лечащим персоналом. В ходе различных обследований, работы врача, сестры, занятий с больным создают­ся самые различные эмоциональные связи, возникновению которых способствует и сама среда лечебного учреждения. Подготовка боль­ного, советы ему, направление его поведения, действий во вре­мя болезни оказывают нужную помощь. Связь между сестрой и боль­ным является составной частью тех связей, которые необходимы в любом лечащем учреждении, возникают в процессе лечебной деятельности между врачом - сестрой и больным. Основная деятель­ность по излечению проводится в рамках связи между больным и врачом. Это оказывает свое воздействие и на работу сестры. Если между врачом и больным создан хороший контакт, то и рабо­та сестры становится гораздо легче. Естественно, для этого необходимо, чтобы сотрудничество врача и сестры было не фор­мальным, а основывалось, на глубокой гармонии. Если атмосфера в лечебном учреждении здоровая, больные действительно чувст­вуют себя членами большой семьи, где люди, так много делающие для них, становятся очень близкими. В таких лечебных учреждениях нередко можно слышать о поистине отцовской заботе врача, о материнской любви и доброте сестер. Среди сестер немало таких, о которых и сами больные говорят не иначе, как о «маме». Нередко любовь больных к сестре доходит до обожания, в ней видят идеал, достойный подражания. Можно привести не один пример того, как под влиянием любимой медсестры женщины избирали в дальнейшем эту благородную профессию.
Добросовестная работа сестры на должном профессиональном уровне не только повышает уверенность больного в выздоровлении, но и объективно содействует этому выздоровлению. Практи­чески просто невозможно провести резкой границы между физичес­ким уходом за больным и психологическим воздействием на него в ходе этой работы. Метод, посредством которого сестра удов­летворяет физические потребности больного, т.е. стиль ее ра­боты - мостик к благоприятным психическим воздействиям, к эффективному излечению. Наиболее точно процесс этого перехода можно охарактеризовать, проведя аналогию с деятельностью мате­ри, заботливо ухаживающей за своим ребенком, со связью, воз­никающей между ними. Забота и внимание жизненно важны и физи­чески, и психически, эти две сферы воздействия нераздельны. Физически или психически больной человек, стремясь освободиться от болезни, выздороветь, ожидает помощи, поддержки, заботы. Эти ожидания, свойственные человеку в любой жизненной ситуации, особенно остро проявляются во время болезни. Неудовлетворенность их часто выражается в повышенной чувствительности, обидчивости больных. С больным, который чувствует себя потерянным, чужим в стенах такой привычной для нас больницы, нужно установить контакт. Важнейшим методом установления такого контакта с боль­ным является умение выслушать его. Овладеть искусством слушать чрезвычайно важно и ценно. Больной говорит, сестра молчит и слушает. Сестра должна научиться слушать с интересом, соответст­венно реагируя на услышанное. Она должна удобно расположиться, по возможности поближе к больному, помочь ему рассказать о своих заботах, беспокойстве, опасениях. В таких случаях помо­гает даже то, как сестра сидит во время рассказа, насколько естественно она себя ведет. Играют роль и умело, вовремя за­данные вопросы, и одобрительный кивок головой, и продолжение незаконченных предложений, а в нужный момент и постановка та­ких вопросов, обращение уже к таким проблемам, которые нас интересуют. Все это помогает познать внутренний мир больного, помочь ослаблению его напряженности. Больной изли­вает душу, и это приносит ему облегчение. Существует множество мелких приемов целесообразного поведения, которые могут быть полезны в ходе занятий с больными.
1. Можно повторить отдельные предложения, сказанные боль­ным, но в вопросительной форме: «Значит, муж причинил вам та­кую боль?» или «Это из-за него-то вы хотите выписаться рань­ше времени?».
2. С помощью вопросов можно выяснить и саму проблему:
«Если вы вернетесь домой раньше времени, то все придет в по­рядок?».
3. До тех пор, пока сестра не представляет себе проблему во всей полноте /пока она не беседовала по этому поводу с врачом/, ей лучше молча выслушать больного, не выражая своего мнения.
4. Можно задать вопросы, коснувшись проблем, близких к той, что больше всего волнует больного, и таким путем помочь ему разрешить волнующий вопрос «Что в таком случае станет с детьми?»
5. Незаконченным предложением можно подвести больного к выводу, заставив его закончить мысль: «Значит, когда вы пойде­те домой, то...».
6. В ходе беседы могут быть вскрыты и те чувства, которые составляют фон проблем: «Это беспокойство и нетерпение и де­лают невозможным мое пребывание в больнице».
7. Могут быть поставлены вопросы, подняты проблемы, выдвинуты новые темы для обсуждения, которые способствуют ак­тивизации больного, «развязывают» ему язык, от более легких вопросов позволяют перейти и к более сложным проблемам. Мож­но начать беседу, например, с вопросов воспитания детей, ве­дения домашнего хозяйства и пр.
Все это, естественно, технические приемы, использование которых зависит от образованности, интеллигентности сестры, от местных обычаев и возможностей.
Однако в любом случае наиболее важным и ценным является выслушивание больного. Если беседа с больным проходит должным образом, он успокаивается, внутренняя напряженность его осла­бевает. Можно в ходе такой беседы выявить мучащие больного страхи, тревогу, чувство неуверенности и др. Одной из важней­ших задач в области психологии работы с больным является рас­сеивание страхов, беспокойства больных, а если это не удается полностью, то хотя бы некоторое их успокоение.
Наряду с таким выслушиванием больного, конечно, вряд ли можно избежать, чтобы сестра не разговаривала с ним по каким-либо иным поводам. Упомянутые приемы и поведение облегчают воз­можность того, чтобы говорил больной, а не сестра. Такой воз­можности способствует и сам больной благодаря своему любопыт­ству относительно заболевания, о котором всегда он хочет знать и говорить. Отсюда, однако, уже вытекает и первое зат­руднение. Больной спрашивает: «Чем я болен?». Этот вопрос мо­жет быть задан в разной форме: «Почему я должен принимать это лекарство?», «До каких пор будет продолжаться боль?», «Как будет, если...?». Сестра, имеющая достаточный опыт, знает, как нужно встречать такие вопросы, как ответить на них встречными вопросами, а главное, как ответить на них, в какой мере удовлетворить любопытство больного, знает, когда напра­вить его с вопросами к врачу и где та целесообразная граница, когда сестра должна сказать: «На это вам лучше ответит врач». Гораздо большие трудности обычно вызывает обсуждение личных дел, личных «проблем». Больные часто за несколько минут успе­вают рассказать про всю свою жизнь, подкрепив рассказ и фото­графиями детей и внуков /«случайно» оказавшихся при них/.Таких же откровенных сообщений ждут они и от сестры и даже от врача /«Женат?», «Дети есть?», «Сколько лет ребенку», «Почему развел­ся?» и пр./. Телефонные звонки, разговоры личного характера, личные просьбы, которые просят передать медсестре, - все это пробуждает еще большее любопытство к личной жизни сестры. И несмотря на все это, следует помнить, что семейные, личные дела сестры не относятся к сфере ухода за больными. Сестра должна выслушивать любые рассказы и сообщения больных, но ее личные проблемы /например, неверный муж и т.п./ лишь мешают выздоровлению больных и созданию нормальных контактов с ними. Однако поведение сестер, направленное на избегание ненужных вопросов, не должно быть резким, отталкивающим. Беседы на не­винные обыденные темы допустимы. Так, например, медсестра, воз­вратившаяся из отпуска, спокойно может с большой пользой при­бегнуть к рассказу о любимом городе, о своих новых впечатле­ниях, о событиях, происшедших во время отдыха /но не личных!/. Это помогает ослабить эмоциональную напряженность больного.
Большую роль с точки зрения создания контактов с больными играет и учет все оттенков поведения, всех проявлений и сооб­щений больного. Как мы уже видели, наиболее простой формой об­щения с больным является разговор, беседа. Наряду с содержанием ее большое значение имеет тон, мелодичность речи, ударения и прочее. Жесты, мимика, подобно различным формам поведения, могут стать средствами выражения самых разных эмоций. Извест­но, что коммуникация между людьми многослойна, динамика ее основана на тысяче различных чувств и впечатлений. Невидимая эмоциональная связь существует и между сестрой и больным. Выя­вить ее, проследить за ее изменениями весьма ценно. Часто боль­ные читают по нашим улыбкам, выражению лица, голосу. Естествен­но, и мы многое воспринимаем от них.
Связь, контакт сестры с больным нельзя воспринимать как некую неизменную постоянную. Это процесс, изменяющийся прежде всего во времени, процесс, на который могут влиять разные фак­торы, который и формироваться, складываться может по-разному. Именно в его лабильности и скрывается возможность вмешаться в его ход, изменить его течение в благоприятном направлении.
В рамках контакта между сестрой и больным - кроме личнос­ти больного и эмоциональных нитей, связывающих его с сестрой, - следует уделить особое внимание и личности медсестры. В пов­седневной практике можно встретить много отличных медсестер, обладающих прекрасными данными и профессиональными навыками. Однако несмотря на это, каждой сестре необходимо и тщательно познать самое себя, особенности своей личности, чтобы знать, каков стиль ее работы и как воздействует она на больных. Каж­дая сестра должна пройти долгий и нелегкий путь самопознания и самовоспитания, прежде чем придет к полному сознанию этого. В формировании индивидуального стиля работы большую помощь могут оказать групповые собеседования, обсуждение проблем, замечания более опытных сестер или врача. Любая работа форми­рует не только профессиональные знания, но и личность в целом. Хотя медсестре и не приходится заниматься психотерапевтической работой, все ее поведение должно быть строго продуманным и целенаправленным. Необходимо, чтобы сведения по общей психоло­гии и психологии работы с больными стали составной частью личностных особенностей медсестер /как говорится, были бы у них в крови/, а не оставались лишь теоретическими, отвлечен­ными сведениями и знаниями. Хорошая сестра испытывает постоянную необходимость, потребность в пополнении своих знаний, в разви­тии своей личности.
Зарубежные исследователи в области медицинской психоло­гии описали некоторые типы медсестер. Дадим очерк феноменологической типологии, остановившись на наи­более характерных и часто встречающихся типах. Естественно, такой обзор служит прежде всего целям общей ориентации, здесь вовсе не идет речь о законченных формах. Сказанное, как раз и указывает на широкие возможности развития, воспита­ния людей, любящих свою профессию, считающих ее призванием.
Обратимся к характеристике отдельных типов.
Сестра-рутинер. Этот тип сестры оставлен нам в наслед­ство прошлым и пока он представлен самым большим числом сестер. Наиболее характерной особенностью сестер этого типа является механическое выполнение своих обязанностей. Порученные им за­дачи такие сестры выполняют с необычной тщательностью, скрупулезностыо, часто проявляя невиданную ловкость и умение. Выполняется все, что нужно для ухода за больными, но самого-то ухода и не получается. Такие сестры работают автоматически, словно машины, безлично, не сопереживая с больными, не сочувст­вуя им. Они делают все, упуская из виду самого больного. Имен­но сестры этого типа могут совершать поистине абсурдные ошиб­ки. Так, они способны разбудить больного, чтобы дать ему про­писанное врачом снотворное.
2. ^ Тип сестры, «играющей заученную роль». Этот тип заслужи­вает особого внимания. Такие сестры работают, сознательно иг­рая определенную роль, стремясь подражать кому-то, олицетво­ряющему определенный идеал /с их точки зрения/. Если же такое поведение переходит допустимые границы, исчезает непосредст­венность, появляется неискренность. Следуя идеалу человечности, такая сестра может вдруг начать играть роль благодетельницы, часто проявляя незаурядные артистические способности в испол­нении этой роли. Ее поведение становится искусственным, показ­ным. Все это может помешать формированию должного контакта между ней и больным. Именно от таких сестер нередко можно слышать: «Напрасно я ему внушала...», «Часами пыталась убе­дить - и вот тебе...».
3. ^ Тип «нервной» сестры. Как об особом типе таких сестер можно говорить лишь в том случае, если нервозность про­является в работе. Эмоционально лабильная личность сестры, склонной к невротическим реакциям, может послужить серьезной помехой в работе с больными. Результатом такой напряженности могут быть грубость, раздражительность, вспыльчивость, вредно влияющие на больных. Не раз среди ни в чем не повинных боль­ных можно видеть хмурую, обиженную сестру. Тревожность у таких сестер может даже принять форму ипохонд­рии. Часто в таких случаях мы встречаемся с боязнью инфекций, рака. В других случаях невроз сестер может проявиться во время занятий с больными или отказе от выполнения различных заданий: «подъем тяжестей», «больничная суета» не под силу ей. /Не раз можно слышать такие заявления: «Ноги у меня не казенные»/. Часто такие сестры просто не выходят на работу, ссылаясь на раз­личные соматические жалобы, такие как «печеночная колика», «засорение желудка», «простуда», «грипп без температуры» и т.п.
Более серьезную проблему представляет психопатия. Значи­тельная импульсивность, выраженная агрессивность уже требует вмешательства и помощи психиатра, психотерапевта или - в более серьезных случаях - даже отстранения от работы. Именно этому типу сестер чаще всего угрожает и опасность токсикоманического поведения.
4. ^ Тип сестры с мужеподобной, сильной личностью. Этот тип сестер довольно широко известен в медицинской практике. Боль­ные уже издали, по походке узнают таких сестер, отмечая их появ­ление словами: «Идет гренадер!». Этот тип знаком и по широко известной фигуре старшей сестры из популярных английских кино­комедий, рассказывающих о больничной жизни: там эту сестру от­личает настойчивость, решительность, возмущение по поводу ма­лейшего беспорядка. В благоприятных случаях сестры с такой ре­шительной личностью могут стать прекрасными организаторами, хо­рошими педагогами, о которых их воспитанницы обычно говорят: «Строга, но справедлива»... При недостатке же культуры, обра­зованности, при более низком уровне развития личности сестры этого типа слишком негибки, прямолинейны, часто грубы и даже агрессивны с больными.
5. Довольно часто можно встретить и сестер материнского типа, выполняющих свою работу с проявлением максимальной забот­ливости и сочувствия к больным. Нередко это милые толстушки, бесшумно «перекатывающиеся» по палатам, успевающие повсюду и, несмотря на свою седину подчас не уступающие в живости и под­вижности двадцатилетним. Работа для них - единственное усло­вие существования. Забота о больных - жизненное призвание. Сюда можно отнести и милую «маму Наташу» и ее коллег, отличаю­щихся высоким искусством большой заботы о людях, человечности и любви. К ним как нельзя лучше подходит обращение «милая сес­трица». Частой заботой о других, любовью к людям пронизана и вся их личная жизнь.
6. ^ Тип сестер-специалистов. Сюда относят тех сестер, ко­торые благодаря каким-то особым способностям, свойствам лич­ности получают специальное назначение. Такие сестры бывают прекрасными секретарями, часто посвящают свою жизнь выполнению сложных технических задач, сопряженных с работой в специальных лабораториях. Иногда это чудаки и фанатики своей узкой специаль­ности, которых ничто на свете больше не интересует.
Необходимо остановиться и на отдельных этапах установления отношений между сестрой и больным в период пребывания его в лечебном учреждении. Различают начальный, развернутый и конечный этапы.
^ На начальном этапе происходит ориентация, больной и сестра знакомятся друг с другом. И хотя больной захвачен своими проб­лемами, но в интересах приспособления к новой среде он вынужден вступать в контакт с окружающими его лицами, принимать во вни­мание обычаи, сложившиеся в данном учреждении, считаться с его особенностями. Сестра и врач получают представление о поведении больного в ходе работы. Возникает связь между ними и больными. Узнают они и отношение больного к своей болезни. Важны не толь­ко свойства личности больного. Очень полезно и изучение тех реакций, которые вызывает этот больной у врача, сестры. Прежние впечатления, предубеждения, воспоминания могут быть спроециро­ваны на нового больного, послужить причиной заблуждений. Очень интересны воспоминания сестры и врача, связанные с той или иной больничной койкой /и, конечно, побывавшими на ней больными/. «На этой же кровати лежал...» - возникает чувство повторяемос­ти. Следы воспоминаний о прежних больных проецируются на нового больного, положенного на то же место в палате. В начальный пе­риод и больному могут мешать предрассудки, предубеждения, вос­поминания, которые он проецирует на лечащий персонал, на вра­чей и сестер.
^ На развернутом этапе лечащий и лечащийся познакомились друг с другом, дальнейшая работа уже зависит от контакта, сфор­мировавшегося между ними. Изменяющаяся картина болезни, все происходящее с больным могут вызвать появление страха, неуве­ренности, связанных с этим болезненных фантазий, иронию, горь­кую насмешливость, придирчивость. Все это можно ослабить или вообще устранить, проявляя должное внимание к больному, бесе­дуя с ним, выслушивая его.
^ На конечном этапе трудности обычно возникают при выписке из больницы. Больной обеспокоен, он боится покинуть стены, где был надежно защищен от опасности. Не раз приходилось слышать: «Больной не хочет выписываться»… Больного в таких случаях обычно мучают сомнения: «Что будет со мной дома?», «Смогу ли я соблюдать диету?», «Что будет, если...?» и пр. Больного сле­дует должным образом подготовить к выписке. Неоднократные за­нятия, беседы обо всем том, что его беспокоит, что вызывает опасения и страхи в связи с выпиской, способствуют устранению тех затруднений, которые нередко связаны с выпиской из больницы.
Личность сестры, стиль ее обращения с больными, владение техникой психологической работы с ними - все это, как и в слу­чае врача, само по себе может служить лекарством, оказывать исцеляющее действие.
Сестре приходится выполнять и задачи по руководящей, вос­питательной, просветительской деятельности. Прием больного в лечебное учреждение, знакомство его с распорядком жизни больницы сообщение ему сведений, необходимых на время его пребывания здесь, соблюдение предписаний врача - все это выполняется через сестру, с ее помощью. Врач не имеет возможности по нескольку раз объяснять больному одно и то же. Его представите­лем, его «послом» среди больных является медсестра, она-то и «переводит» больным все, что было ими неправильно понято, во­обще не понято или не так воспринято, как это следовало бы. Очень важно умение сестры видеть, что и как понял больной.
Больной в ходе пребывания на лечении может очень многое узнать о неправильном образе своей жизни, сама болезнь требует от него по-новому вести себя, приспособиться к новым условиям. Сестра, способствуя осуществлению этого нового, здорового об­раза жизни на практике, способствуя претворению в жизнь правил физической и психической гигиены, помогает больному в его даль­нейшем развитии. Эта работа может быть эффективна только в том случае, если она хорошо знает своих больных. Ведь необхо­димо знать, кому, что и как можно объяснить. Взгляды и мнения сестры должны соответствовать общему духу, господствующему в отделении, его общей атмосфере. Ошибки, допущенные медсестрой, недостатки ее личности, столкновения с коллегами и больными очень мешают работе.

ГЛАВА XI


2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.