.RU

Этнографии и археологии материалы III международной научной конференции «кадырбаевские чтения 2012» (14-15 ноября 2012 года) Актобе 2012 - 16

1-5 - курган в Домбарском районе. Могильник Новый Кумак: 6-8 - курган 20 погребения 7,8; 9-15 - курган 13 погребение 1; 62 - курган 17.16,17, 58, 61 - могильник 4 Мара группа 2 курган 20.18-22 - Красноуральский могильник курган 15 погребение 2. Новоорский могильник курган 10 погребение 1: 23 - бусина депаспортирована. 24-26 - костяк 2, бусы у головы. 27-34 - западный костяк, бусы левого запястья. 39-49 - костяк 2, бусы правого запястья. 50-54, 60 - восточный костяк. 35-38 — могильник Казачья Губерля I курган 3 погребение 5. 57, 63-67-курган 4 у Телевышки.



135


^ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ В УРБАНИЗАЦИИ СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ СРЕДНЕЙ АЗИИ

Буряков Ю.Ф.
В многогранной истории Средней Азии одной из немаловажных проблем является изучение взаимодействия и взаимовлияния компонентов восточной и эллинистической культур в процессе ее урбанизации античной эпохи.
Поход Александра Македонского в Среднюю Азию - 330—327 гг. до н.э. имел не только политическое значение, но и оказал существенное культурное воздействие. Была внедрена политико-административная система, присущая эллинистическому миру, получили развитие товарно-денежные отношения, отмечаются компоненты эллинистических эталонов в строительстве и архитектуре, изобразительном искусстве.
Эту политику сближения культур сохраняли и наследник Александра, создавшие свои самостоятельные державы. Средняя Азия вошла с конце IV в. до н.э. состав государства Селевка — полководца Александра Македонского.
Одни исследователи полагают, что Селевкиды владели Среднеазиатским Междуречьем Окса и Яксарта, включая Согд и даже Фергану, другие считают, что их владения едва заходили за Оке — Амударью (Rapin, 2010. С. 243).
Район Яксарта письменные источники относят к периферии античного мира. Кочевой характер его обживания подчеркнут Страбоном: «Яксарт разделяет согдийцев и кочевников» (XI,

  1. 2). Геродот саков, живших за Яксартом, называет амюргийскими (Григорьев, 1871. С. 333). Другие античные авторы называют их заяксартскими саками или саками, «которые за Согдом». Так Дионисий Периэгит пишет о них: «За Согдианой по течению Яксарта обитают саки, стрелами бьющиеся, из всех стрелков в мире самые искусные, не пускающие стрелы наудачу» Григорьев, 1871. С. 333). К заяксартским сакам относили и бассейн Средней Сырдарьи, размещая здесь племена могучих туров (Herzfeld, 1931. S. 8-10, 54-55). Однако, описывая кочевые народы, античные авторы упоминают и оседлые поселения. Еще В. В. Григорьев, отмечая, что скифы отделяли себя от варваров, предполагал, что таковыми они считали жителей Средней Азии (Григорьев, 1871). Элементы оседлой культуры и наличие крепостей у саков отмечает по данным источников Б. А. Литвинский (Литвинский, 1972. С. 52—53).

Активная разработка археологических материалов в настоящее время с верификацией с данными письменных источников позволяет дать объективную оценку исторических событий.
В присырдарьинском регионе выявлено сложение оседло-земледельческого хозяйства (чустская и эйпатанская культура Ферганы, бургулюкская - в Чаче). Оседлые поселения «Бургулюк» в Южном Казахстане (Заднепровский, 1962; Дуке, 1982; Байтанаев, 2011).
Исследования археологов показали, что, хотя эти регионы, в отличие от соседних стран - Согда и Бактрии, не входили в состав крупных восточных держав с урбанизированной структурой

В бассейне Сырдарьи для античного времени в источниках упоминается Александрия Крайняя. Сведения их детально проанализированы И.В. Пьянковым (Пьянков, 1986. С. 73—81). Рассмотрим некоторые из них, необходимые для нашей темы.
Античный автор I в. н.э. Квинт Курций Руф, описывавший страницы истории Александра Македонского, сообщает, что Александр выбрал место для основания города, как крепости в целях удержания покоренной территории на берегу реки Танаис. Выполнение этого замысла пришлось отложить, так как против него восстали жители левобережья Сырдарьи. Но после покорения восстания он «вернулся к берегам Танаиса и обвел стенами все пространство, занятое лагерем. Стены имели размеры длиной в 60 стадиев. Постройка города была выполнена с такой быстротой, что на семнадцатый день после возведения укреплений были закончены также и кровли города (Квинт Курций Руф, 1963. С. 273, 275). Этот город Александр также велел назвать своим именем, и он вошел в историю под названием Алексанрия Эсхата (Крайняя).
Но мог ли Александр за столь короткое время построить город с мощной системой фортификации или только обновил уже существующие постройки? На основе письменных данных некоторые учёные, вслед за Курцием, именуют построенный город укреплённой крепостью или укреплённым лагерем (Григорьев, 1881. С. 36; Тревер, 1947. С. 116).
Проведенные СТАКЭ раскопки позволили археологам говорить о том, что Александром был завоеван уже функционировавший довольно крупный по тем временам город (около 20 га


площадью), окруженный мощными стенами и рвом, и с выделенной цитаделью (около 1 га). Если это так, то, скорее всего, следует отдать предпочтение второму предположению, то есть, македонцы только подправили и дополнительно укрепили уже существующую систему фортификации с учетом собственных представлений о ней (Негматов, 1980. С. 267-280; Он же. 1986. С. 4-7; Беляева, 1978. С. 41-48; Билалов, Беляева, 1980. С. 282-294).
Для Александрии Эсхаты справедливо и наблюдение Р. Фрая о том, что города, основанные Александром, служили, скорее всего, военными укреплениями, предназначенными для контроля коммуникаций, и возводились они, чаще всего, на месте прежних крепостей ахеменидских гарнизонов» (Фрай, 1972. С. 184).
В.П. Яйпенко, также уделявший большое внимание анализу источников, упоминавших этот город, считает, что возведение его было частью задуманного Александром плана по урбанизации мятежного Согда, призванного укрепить Греко-македонское влияние в стране. Во- вторых, он должен был служить форпостом против вторжений заяксартских скифов (Яйленко,

  1. С. 67).

О том, что это было необходимо, говорит сообщение Арриана, что во время строительства города саки непрерывно стояли на противоположном берегу и обстреливали строителей города из луков (Арриан, 1962. С. 133. 135), а по Квинту Курцию Руфу, брат сакского царя Картасис был направлен для разрушения города (Квинт Курций Руф 1963. С. 273.).
Александр организовал защиту метательными машинами и обстрелом из луков, и перешел на правый берег. В завязавшемся сражении саки были оттеснены, но и македонцы понесли большие потери.
В то же время Александр получил сообщение о том, что его отряд был разбит Спитаменом под Самаркандом. Поэтому он заключил мир с саками и вернувшись в Александрию Эсхату срочным маршем двинулся в Согд.
Все эти сведения позволяют утверждать, что Александрия Крайняя была возведена на левом берегу Яксарта.
Археологические исследования Северо-Таджикистанской археологической экспедиции дали основания локализовать Александрию Крайнюю в архаическом Ходженде. Древнейшие материалы этого города датированы VI-V вв. до н.э. А с IV в. до н.э. выявлен новый этап его развития. Получены большие коллекции керамики эллинистической эпохи, выявлены остатки архитектурных комплексов. Позволяющие проследить этап активного обживания города в этот период, включая формирование цитадели и городской фортификационной системы (Негматов, 1980. С. 267-280; Беляева, 1986. С. 92-93).
После ухода Александра Македонского из Средней Азии, а затем и его смерти во владениях начались восстания в оазисах и активное движение сакских племен. Источники сообщают о волнениях в Бактрах и скифских пределах, что привело к разрушению городов, построенных Александром, включая и Александрию Эсхату.
Восстановление ее связывают с активной деятельностью полководца Седев ка - наиболее энергичного наследника Александра. Создавшего громадную державу. Всю свою державу, в состав которой вошла значительная часть областей, завоеванных Александром, он поделил на две части, и во главе восточных земель поставил своего сына Антиоха.
Некоторые исследователи считают, что восстановленная ими Александрия Эсхата получила название Антиохи (Taml940. Р. 84). Однако, во-первых, Александрия Эсхата упоминается и источниками последующих столетий, во-вторых, Антиохия выступает под именем «Антиохия Заяксартская», то есть город вырос на противоположном правом берегу Сырдарьи.
В связи с этим следует вспомнить сообщения античных источников о том, что когда Селевк и Антиох вели борьбу за укрепление восточных земель своей державы их полководец Демодам совершил поход против саков.
Демодам - Демодамант из Милета, стратиг Селевка, характеризуемый источниками, например Плинием, как достоверный автор. Он сам описал свой поход (Пьянков, 1968, с. 12-13). В своем походе против саков он впервые перешел Яксарт, и доказал, что это не Танаид, как называли его, а иная река. Но его труд, к сожалению, не дошел до нас и о нем мы можем судить только в очень скудной передаче римского ученого-энциклопедиста Плиния (I в. н.э.).

137


Действия его были успешными, показателем чего было сообщение о том, что он «воздвиг дидимейский алтарь Аполлону». А на античных картах появился город «Антиохия Заяксартская»1.
Точная дата похода неизвестна. Немецкий востоковед Р. Хенниг относит его примерно к 300 г. до н.э. Р. Рем связывает его с походом Селевка 301 г. В.Г. Яйленко относит события примерно к 308 г. до н.э. (Яйленко, 1989. С. 68). когда Селевк собирал восточные земли для сына Антиоха (Хенинг, 1913. S. 262). При любой из этих дат город вырастает на грани IV—III вв. до н.э. под влиянием градостроительной политики селевкидских царей, хотя некоторыми исследователями предполагалось, что этот город являет собой пример спонтанной эволюции, не осложненной иноземными влияниями.
Нами был применен системный анализ памятников древней культуры одного из регионов бассейна Яксарта - Чача, ядром которого считается Ташкентский оазис. В оазисе Чача сложился ряд городских центров, выполнявших и военно-административные, и торгово-экономические, и культово-религиозные функции. Среди них выделялись города, планировка которых близка античной эллинистической традиции. Наиболее крупным и древнейшим из них является городище Канка, отождествлявшееся М.Е. Массоном с чачским городом Харашкетом (Массон, 1953. С. 113).
Его крепостные стены окружают площадь более 150 га, включающую три вписанных друг в друга городских территории.
В северном фасе - небольшая, но мощная по высоте крепость площадью 7 га, квадратной формы с высокой, также квадратной цитаделью. Город окружен рвом со следами подвесного моста.
С востока границей города было русло древней реки, а с трех остальных сторон он окружен второй крепостной стеной с башнями, охватившей также подквадратную в плане площадь более 45 га (с системой фортификации около 60 га). Второй город в свою очередь также с трех сторон окружали крепостные стены, охватившие площадь более 150 га. Перед нами постепенно развивающийся в течение многих столетий, крупнейший в оазисе городской центр.
Изучение его было начато в 1969 г. (Абдуллаев, 1975.) с раскопок фортификации первого города (шахристан I). Однако большой урбанизационный потенциал памятника требовал расширения работ (Буряков, 1982), и с 1972 г они носили уже не только стратиграфический, но и планиграфический характер, что позволило раскрыть основные страницы истории города. Была вскрыта крепостная система, возведенная по правилам античного фортификационного строительства: двойные крепостные стены с башнями, двухъярусной галереей и выносной невысокой площадкой перед стеной - бермой на глиняной платформе, и мощный ров. В галерее был найден фрагмент изящного тонкого эллинистического сосуда с красным лощением напоминающий «рыбницу» IV—III вв. до н.э., какие известны также и в материалах Согда и Бактрии.
Правильная планировка города, фортификация, керамический материал говорят, что перед нами крепость, активно функционировавшая в эллинистическую эпоху. Оборонительные сооружения перестраивалась дважды, а вдоль стен нарастают культурные слои мощностью до 20 м, содержащие, в частности, материалы мастерских металлистов и керамистов (Буряков, Богомолов, 1990. С. 26-32).
И планировка и приемы фортификации ввели нас в мир эллинистической культуры земледельческих культур Средней Азии IV—III вв. до н.э.
Таким образом, перед нами единственный эллинистический город за Яксартом, которы может быть отождествлен с Антиохией Заяксартской.
Шахристан II, по материалам предварительных исследований, был отнесен нами к поре раннего средневековья. Однако, проведенные в настоящее время новые раскопки показывают, что его крепостные сооружения имеют сложную структуру. Древняя стена входила в систему эллинистической фортификации, выявленной на шахристане I. Она возведена из крупных пахсовых блоков, перемежающихся сырцовыми выкладками (гуваля) на специальной «подушке», отсыпанной мелкодисперсной глиной, служившей, очевидно, для гидроизоляции. Примыкающая к ней снаружи стена возведена с целью усиления фортификационной мощи, судя по характеру

1 Плиний говорит, что Демодам впервые перешел Яксарт, но мы уже упоминали о том, что, защищая строящуюся Александрию Эсхату, на правый берег переходил Александр. Не исключено, что Демодам шел его же путем. (См.: Древние авторы... 1940. С. 23; История Узбекистана в источниках..., 1984. С. 185).

138


подстилающих слоев, спустя небольшое количество времени. В ее кладке применяется кирпич размером 42-43 х 24—23 х 9—10 см и гуваля того же вида, что и в первой стене.
Некоторые аналогии этой структуре мы встречаем в Бактрии на Карабагтепа в системе античного Халчаяна и на Кейкобадшахе, датируемых III—II вв. до н. э., кладки стен которых содержали кирпич того же стандарта (Тургунов, 2010. С. 131; Дьяконов, МИА. № 37. С. 253-293).
Планировка, структура фортификации, стандарт кирпича позволяют считать шахристан II неотъемлемой частью единого античного города.
Это, вероятно было частью общего исторического процесса, происходившего в Средней Азии. Объяснение этому мы можем найти в градостроительной политике Антиоха I, который, как известно, был не просто греком, а сыном дочери Спитамена. Вероятно, он пользовался авторитетом среди местных сакских племен и поддержкой их элиты. В этом плане следует обратить внимание на сообщения античных историков о возведении алтаря Аполлону, который, по сути, мог соответствовать храму огня зороастрийской религии.
Занимавшиеся этим периодом истории Б.Б. Пиотровский, А.П. Круглов, В.М. Массон отмечают, что в правление Антиоха I отмечается определенный подъем экономической жизни владений среднеазиатского региона, основывается ряд новых городов, в числе которых упоминается и Антиохия Заяксартская (Пиотровский и др. 1956. С. 265.).
После смерти Антиоха I держава Селевкидов распадается. Около 250 г. до н.э. отделяется Греко-Бактрия и другие среднеазиатские владения, формируется Парфянское царство. Отмечается сложение в северных районах конфедерации Кангюй, ядро которого исследователи видят в бассейне Сырдарьи. Китайские источники отмечают, что в состав Кангюя входят пять малых владений. Одно из них - Юни (Юени), которое локализуется в Ташкентском оазисе, возможно, сложилось еще в правление Антиоха I.
Мы уже отмечали выше в планировке шахристана II эллинистические традиции (квадратный план, организованная планировка), однако, артефакты из слоев, примыкавших к его стенам, в основном уже носят облик иной материальной культуры, сложившейся под влиянием двигавшихся из низовьев Сырдарьи народов. Изучение палеоэкологии показывает, что в это время происходит аридизация климата, вызвавшая обострение борьбы за пастбища и селитебные земли, и передвижение племен - носителей сако-усуньской и джетыасарской культур Яксарта, имевших навыки градостроительства. Материальная культура их более близка к новой формирующейся культуре Чача, получившей название каунчинской. Они и дали существенный импульс формированию городов Ташкентского оазиса.
На южной границе в одном фарсахе от Канки на берегу Сырдарьи вырастает крупная крепость Шахрухия — город четкой планировки с цитаделью в северо-восточном углу, выполнявшая охранную роль переправы через Яксарт на ранней торговой трассе из Согда. Северной границей Юни на раннем этапе служило русло Чирчика, вдоль которого складывается ряд укреплений, ограничивающих вторжение в оазис кочевых племен из северных степных просторов. Среди них следует отметить в качестве крупных на западе Каунчитепа, на востоке - Кавардан (площадью 75 га) стоявший на излучине левого берега и защищавший оазис со стороны северо-западных предгорий.
На территории Ташкента к числу наиболее ранних крепостей относится городище Мингурик на берегу р. Салар. Основная часть его была снесена при планировочных работах XIX- XX зеков. Судя по анализу планов, площадь его по расчетам М.Е. Массона составляла около 35 га. Крепость имела подпрямоугольную форму. В сохранившейся части его прослеживались кладки из кирпича размером от 40 х 25 х 8-9 см до 45 х 25 х 8-9 см, сочетавшихся с пахсой. Характер кладки близок к структуре стен шахристана II Канки. Следует отметить находки на Мингурике и двух сосудов эллинистического типа, аналогии которым мы находим в Амуле и Айртаме (Буряков, 1956. С. 124—125). Все это дает основания полагать, что крепость возводилась под влиянием фортификации Канки эпохи Антиоха.
Влияние эллинистических компонентов культуры не ограничивается рамками Ташкентского оазиса. При исследовании городища Шымкент в Южном Казахстане (в 120 км к северу от Ташкента) в самых ранних слоях был получен комплекс керамики, включавший наряду с лепной посудой фрагменты гончарных тонкостенных красноглиняных сосудов, с высветленной поверхностью. Это были венчики и донные части крупных сосудов, находящие аналогии в керамике Канки III-II вв. до н.э., кубки, характерные для Самарканда этого же времени, фрагмент ножки сосуда, напоминающего кратеры, встреченные на городище Ай-Ханум и в эллинистических комплексах Самарканда и Мерва (Байпаком и др., 2008. С. 24-26).

139


В это время на историческую арену выступает государство Канпой, о котором китайские хроники эпохи Хань сообщают сначала как о небольшом владении, а затем как о крупной конфедерации, в состав которой вошли пять малых владений. Вошедшее в него владение Юни (Юени) (Бичурин, С. 150) с одноименной столицей на реке Иоша (Яксарт) отождествлено, как указано выше, с Ташкентским оазисом. Столица его локализована на месте Канки. Те же китайские источники сообщали: «кангюйский правитель пребывание имеет в столице: Лоюени в городе Битяни. От Лоюени семь дней пути до летнего владетелева местопребывания» (Бичурин, С. 186). Канка становится зимней столицей владетеля всего Канпоя. Территория ее постепенно вновь разрастается, занимая площадь около 160 га, мало уступая столичным городам Согда и Нахшеба (Исамиддинов, 2002; Сулейманов, 2000). Владение и столица получают новое название — Чач.
Таким образом, и археологические материалы и письменных источники свидетельствуют об влиянии эллинистических компонентов на урбанизационные процессы в северо-восточных областях Средней Азии, включая долину Сырдарьи от Западной Ферганы и Ташкентский оазис до округи Шымкента Южного Казахстана.
Литература:

  1. Herzfeld Е. Sakastan, Archeologische Mitteilungen aus Iran. Bd. 4. Berlin, 1931. S. 8-10, 54-55.

  2. Rapin Cl. L’ereYavana d’apples pharchenius greco-bactriens d’Asangoma et d’Amphipolis // Традиции Востока и Запада в античной культуре Средней Азии. Сборник статей в честь Поля Бернара. Ташкент, 2010.

  3. Rehm A. Inschriften von Milet. Berlin, 1913. В. 1.

  4. Tam W.W. Two Seleucid Studies // Journal on Hellenic Studies — LX, 1940.

  5. Абдуллаев К. Археологическое изучение городища Канка (1969-1972) // ИМКУ. Вып. 12. Ташкент, 1975.

  6. Арриан. Поход Александра / пер. М.Е. Сергеенко. М. - Л., 1962.

  7. Байпаков К.М., Байтанаев Б.А., Сулейманов Р.Х., Грищенко А.Н. Стратиграфия городища Шымкент: возникновение и развитие города // Древняя и средневековая урбанизация Евразии и возраст города Шымкента. Шымкент, 2008. С. 24—26.

  8. Байтанаев Б.А. Городище Бургулюк. Алматы, 2011.

  9. Беляева Т.В. Архаический, античный и раннесредневековый Ходженд по данным письменных источников // Исследования по истории и культуре Ленинабада. Душанбе, 1986. С. 92-93.

  10. Беляева Т.В. К открытию древнего поселения на территории Ленинабада // История и археология Средней Азии. Ашхабад, 1978.

  11. Билалов А.И., Беляева Т.В., Исследования цитадели Ходжента // Археологические работы в Таджикистане. Вып. 15. Душанбе, 1980. С. 282-294.

  12. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах обитавших в Средней Азии в древние времена. М., 1950. Т. II.

  13. Буряков Ю.Ф. Генезис и этапы развития городской культуры Ташкентского оазиса. Ташкент, 1982.

  14. Буряков Ю.Ф. Городище Мингурюк в Ташкенте // Труды САГУ. Археология Средней Азии. Вып. LXXXI. Ташкент, 1956.

  15. Буряков Ю.Ф., Богомолов Г.И, Канка - Харашкет. Шахристан I. Раскоп I // Древний и средневековый город Восточного Мавераннахра. Ташкент, 1990.

  16. Григорьев В.В. О скифском народе саках. СПб., 1871.

  17. Григорьев В.В. Поход Александра Великого в Западный Туркестан. СПб., 1881.

  18. Тревер К.В. Александр Македонский в Согде // Вопросы истории. М., 1947. № 5. С. 116.

  19. Древние авторы о Средней Азии VI в. до н.э. — VI в. н.э. Ташкент, 1940.

  20. Дуке Х.И. Туябутузское поселение бургулюкской культуры. Ташкент, 1982.

  21. Дьяконов М.М. Археологические работы в нижнем течении Кафирнигана (Кобадиан) // МИА. № 37. С. 253-293.

  22. Заднепровский Ю.А. Дреавнеземледельческая культура Ферганы - МИА Ms 118. М. - Л.,

1962.

  1. Исамиддинов М.Х. Истоки городской культуры Самаркандского Согда. Ташкент, 2002.

  2. История Узбекистана в источниках / составитель Б.В. Лунин. Ташкент, 1984.

  3. Квинт Курций Руф. История Алексанра Македонского / под ред. B.C. Соколова. М., 1963.

  4. Литвинский Б.А. Древние кочевники «Крыши мира». М., 1972.

140


  1. Массон М.Е. Ахангеран. Археолого-топографический очерк. Ташкент, 1953.

  2. Негматов Н.И. Об исследованиях СТАКЭ в 1975 г. // Археологические работы в Таджикистане. Вып. 15. Душанбе, 1980.

  3. Негматов Н.И. Ходженд. Основные этапы истории // Исследования по истории и культуре Ленинабада. Душанбе, 1986.

  4. Пиотровский Б.Б., Круглов А.П., Массон В.М. Образование Греко-бактрийского и Парфянского государств. Средняя Азия в последние века до н.э. / Очерки истории СССР. М., 1956.

  5. Пьянков И.В. Александрия Крайняя в известиях античных авторов // Исследования по истории и культуре Ленинабада. Душанбе, 1986. С. 73-81

  6. Пьянков И.В. «Саки» (содержание понятия//Известия ООН. М., 1968. № 3 (53). С. 12-13.

  7. Страбон. География в 17 книгах/ пер. Г.А. Старановского. М., 1964.

  8. Сулейманов Р.Х. Древний Нахшаб. Проблемы цивилизации Узбекистана. VII в. до н.э. -

  1. в. н.э. Самарканд - Ташкент, 2000.

  1. Тургунов Б.А. Возвращение к Халчаяну // Традиции древней и средневековой городской культуры Средней Азии. Ташкент, 2010.

  2. Фрай Р. Наследие Ирана. М., 1972.

  3. Хенинг Р. Неведомые земли. М., 1961.

  4. Яйленко В.П. Основание и начальная история Александрии Крайней // Зоны и этапы урбанизации (Теоретические аспекты проблемы «Город и процесс урбанизации Средней Азии». Ташкент, 1989.

  5. Яйленко В.П. Основание и начальная история Александр™ Крайней // Зоны и этапы урбанизации (Теоретические аспекты проблемы «Город и процесс урбанизации Средней Азии». Ташкент, 1989.

^ НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КУРГАНОВ СКИФСКОГО ВРЕМЕНИ НА ЗАПАДЕ ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЛЕСОСТЕПИ
Гуцал А.Ф., Гуцал В.А., Могилов А.Д.
В скифское время на широких просторах Евразийских степей существуют во многом похожие культуры кочевых племен с некоторыми достаточно подобными элементами материальной культуры: вооружением, снаряжением коня, изобразительным искусством
звериного стиля. Сходные процессы развития охватили не только степные, но и сопредельные территории. В полной мере эту ситуацию иллюстрирует и юг. Восточной Европы. Здесь, кроме собственно степей Северного Причерноморья скифоидная культура распространяется и на Северном Кавказе, и далее в Закавказье. Не обошли эти процессы и Украинскую Лесостепь. Своеобразным колоритом в ее пределах отличаются памятники Западноподольской группы. Располагаясь в среднем течении Днестра и его притоков, они являются крайними западными среди скифоидных древностей Восточноевропейской Лесостепи. Скифские влияния здесь распространились, пожалуй, меньше чем на других территориях Северного Причерноморья. В погребальном обряде очень сильны предскифские традиции местного чернолесско-жаботинского населения. Так, насыпи курганов продолжают сооружаться из камня (рис.1, 1). В отличии от других регионов Европейской Скифии, господствует не вытянутый обряд трупоположения а трупосожжения' и «скорченные» скелеты. Скифские черты проявляются в первую очередь в распространений «скифской триады» (вооружение, снаряжение коня, звериный стиль). Появляются и похожие с более восточными территориями деревянные гробницы (рис.1, 2), которые при захоронении часто сжигались.
Начало исследований памятников Западноподольской группы относится к последней четверти XIX в.. В период до Первой мировой войны усилиями X. Козебродского, А. Киркора, В. Пржибыславского, Г. Оссовского, В. Федоровича, X. Моргенштерна, Ф. Хейера, Ф. Пулаского были раскопаны курганы в Сапогове, Беремянах, Бильче-болотом, Городнице, Душшске, Шидловцах, Новоселке Гримайловской, Ивахновцах, Сырватинцах, Скипче, Купине, Завадинцах (Ossowski, 1891, р.69-80; Pulaski, 1902, р.3-39; Sulimirski, 1936, р.45-100).
В межвоенный период активные работы проводит Т. Сулимирский, исследовавший насыпи в Беремянах, Братышеве, Городке, Ладычине (Sulimirski, 1936).


После Великой Отечественной войны начались активно раскапываться и поселения. Однако продолжались и исследования погребальных древностей: Ленковцы (Мелюкова, 1953, с.60-67), Оселивка, Викна, Новоселка, Ивановцы, Белоусовка (Тимощук, 1956, с.207, 208; 1974, с.72, 87-91; Ключевий, 1965, с.38, 39), Перебыковцы, Круглик, Долиняны (Смирнова, 1968, с.15- 27; 1977, с.29—40; 1979, с.37-65), Лоевды (Крушельницька, 1985, с.122-124), Зозулинцы и Мышковцы (Малеев, 1991, с.162-179; 1991А, с.122—128), Врублевцы (Кучугура, 1995, с. 131—134), Миньковцы (Захар’ев, 1992, с.38, 39); Соколец (Бандрівський, Захар'ев, 2002, с.545-562; Бандривский, 2005, с.90, 91; 2010, с.107, 108), Коцюбинчики и Швайковцы (Бандривский, 2009, с.30-38; 2009А, с.204-235).
С конца 80-х гг. XX в. к раскопкам курганов на Западном Подолье приступила экспедиция Каменец-Подольского университета. Исследованию подверглись могильники 2010-07-19 18:44 Читать похожую статью
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.