.RU

ПРЕДИСЛОВИЕ: Предлагаемые Основные положення1' содержат продолжение и дальнейшее

Предлагаемые "Основные положення1' содержат продолжение и дальнейшее обоснование "Предварительных тезисов к реформе философии", преследуемых безграничным произволом немецкой цензуры1. Первоначально рукопись представляла собой объемистую книгу; но при переписке набело мной владел - я сам не знаю как - дух немецкой цензуры, и я варварски вычеркивал. То, что сохранилось от этой нескромной цензуры, свелось к предлагаемым немногим печатным листам.

"Основными положениями философии будущего" я назвал их потому. что современность вообще как эпоха утонченных иллюзий и затасканных предрассудков пе способна просто даже попять, не говоря уже о том, чтобы оцепить, непростые испиты, от которых абстрагированы настоящие основные положения, именно в силу этой их простоты.

Философия будущего имеет задачу вернуті» философию пз царства "душ усопших*' в царство душ, наделенных телом п живых\ стащи ть се из ее божественного, нп в чем пе нуждающегося мысленного блаженства в царство человеческой скорби. Для этой цели она нуждается только в человеческом рассудке и в человеческом языке. Однако мыслить, говорить и действовать истинно и чисто по-человечески суждено только грядущим поколениям. В настоящее время речь идет не о том еще, чтобы изъяснить человека, по о том, чтобы вытащить его из того болота, в котором он погряз. Плодами этой неблагодарной п тяжелой работы н являются настоящие "Основные положения" Их задача состояла в том. чтобы пз философии абсолюта, т.е. пз теологии, вывести необходимость философии человека, т.е. антропологии, и путем критики божественной философии обосновать истину философии человеческой. Поэтому для их оценки 'требуется хорошее знакомство с философией нового времени.

Выводы из этих "Основных положений" не замедлят последовать.

Брукберг, 9 июля 1843 г.

§ 1

Задача нового времени заключалась в воплощении п очеловечении Бога, в превращении п растворении теологии в антропологию. §2

Протестантизм представлял собой религиозный или практический способ этого очеловечения. Богом протестантизма был только тот Бог, который есть человек, - человеческий Бог, т.е. Христос. Протестантизм, в противоположность католицизму - уже ие интересуется больше тем, что такое Бог сам по севе, а интересуется только тем, каков Бог для человека; в связи с этим у протестантизма больше нет умозрительной или созерцательной тенденции, как у католицизма; протестантизм уже не есть теология, - он по существу только христологня, т.е. религиозная антропология.

§3

Впрочем, протестантизм только практически отрицал Бога самого по себе пли Бога как Бога - ведь только Бог сам по себе есті, Бог в собственном смысле; теоретически он оставлял его неприкосновенным; Бог существуе т, но только не для человека, т.е. не для религиозного человека; оп-существопотустороннее, существо, которое только некогда 'там на небе будет объектом для человека. Но что находится по ту сторону религии, то лежит по с/о сторону философии, что ие является объектом первой, то как раз составляет объект в торой.

§4

Рациональная или теоретическая обработка п анализ беспредметного Бога, потустороннего для религии, составляет спекулятивную философию.

8 5

Сущность спекулятивной философии есть ие что иное как рационализированная, реализования, наличная сущность Бога. Спекулятивная философия есть настоящая, последовательная, разумная теология.

§6

Бог как Бог, как духовная, или абстрактная сущность, т.е. не человеческая, не чувственная, доступная только для разума или интеллекта и составляющая его объект, есть не что иное, как сущность самого разума; силой воображения сущность эта представляется обычной теологии пли теизму существом самостоятельным, отличным от разума. Есть поэтому внутренняя, священная необходимость в том, чтобы эта сущность разума, отделенная от разума, была в конце коп- цов отождествлена с разумом, чтобы таким образом божественное существо было познано, реализовано и представлено в качестве сущности разума. В этой необходимости коренится великое историческое значение спекулятивной философии.

Доказательство тождества божественного существа с сущностью разума пли интеллекта заключается в том, что определения или свойства Бога являются свойствами разума, конечно, поскольку они разумны, или духовны, а не представляют собою определений чувственности или воображения.

' Бог - бесконечное. ничем не ограниченное существо" Но то, что ие составляет границы или предела для Бога, то пе является также пределом для разума. Где, например, Бог оказывается существом, возвышающимся над всеми ограничениями чувственности, там и разум оказывается таким же. Кто не может себе представить другого существования, кроме чувственного, у кого поэтому разум ограничен чувственностью, у того в силу той же причины и Бог ограничен чувственностью. Разум, мыслящий Бога как безграничное существо, мыслит в Боге только свою собственную безграничность. Что для разума является божественным существом, только то для него также составляет разумное существо, т.е. существо, вполне возражающее н представляющее разум п именно поэтому его удовлетворяющее. А то, в чем существо находит свое удовлетворение, есть ие что иное, как его предметная сущность. Кто находит удовлетворение в поэзии, тот сам является поэтической натурой, кто находит удовлетворение в философии, тот сам философ, и что это именно гак, находит свое предметное выражение и для него, и для других лини» В самом процессе удовлетворения. Разум, однако, не ограничивается чувственными, конечными вещами; он удовлетворяется только в существе бесконечном, - итак, только в этом существе раскрывается сущность разума.

"Бог - необходимое существо" Но эта его необходимость коренится в том, что он - разумное, одаренное интеллектом существо. Не в мире, пе в материн заложено основание того, что мир, ма терия существуют, и что они таковы, каковы они есть, ведь для мира совершенно безразлично, существует он или нет, таков он или иной8 Следовательно, мир с необходимостью предполагает в качестве причины другое существо, а именно разумное, сознающее себя, действующее согласно основаниям и целям. Ведь если у этого другого существа отнять интеллект, то вновь возникает вопрос о его основании. Необходимость первичного, высшего существа коренится поэтому в предположении, что только разум являет- ся первым и величайшим, необходимым и подлинным существом. Вообще как и все метафизические или онтотеологические определения только тогда получают подлинность и реальность, когда они сведены к психологическим или, скорее антропологическим определениям, - точно так же и в старой метафизике или онтотсологии необходимость божественного существа оказывается осмысленной и разумной, подлинной и реальной лишь в психологическом или антропологическом определении Бога как существа, наделенного интеллектом. Необходимое существо еегь то, которое необходимо мыслить и безусловно полагать, которое безусловно невозможно отрицать или упразднить, но лишь поскольку оно есть самомыслящее существо. Итак, разум в необходимом существе обнаруживает лишь свою собственную необходимость и реальность.

11 Бог есть безусловное, всеобщее, неизменное, вечное или вневременное существо", - "Бог не есть то или другое" Но ведь даже с точки зрения самой метафизической теологии безусловность, неизменность, вечность, всеобщность суть также свойства истин или законов разума, следовательно, - это свойство самого разума, ибо чем иным могут быть эти неизменные, всеобщие, безусловные, всегда и везде значимые истины разума, как не выражениями сущности этого разума?

"Бог - независимое, самостоятельное существо, не нуждающееся для своего бытия ни в каком другом существе, следовательно, от себя и через себя сущее" Но и это абстрактное, метафизическое определение обладает смыслом и реальностью лишь в качестве определения сущности разума и потому значит только , что Бог есть мыслящее, обладающее интеллектом существо или, наоборот, что только мыслящее существо есть существо божественное; ибо только чувственное существо нуждается для своего существования в других вещах помимо себя. Я нуждаюсь в воздухе, чтобы дышать, в воде, чтобы пить, в свете, чтобы видеть, в растительных и животных веществах, чтобы есть, но я ни в чем не нуждаюсь, по крайней мере непосредственно, чтобы мыслить. Нельзя себе представить, чтобы существо дышало без воздуха, чтобы оно видело без света, но я в состоянии вообрази ть мыслящее существо как нечто изолированное. Существо, которое дышит, неизбежно связано с сущностью, вне его находящейся; его существенный объект, то, благодаря чему оно есть то, что оно есть, находится вне его; мыслящее же существо соотносится с самим собой - оно есть свой собственный объект, заключает свою сущность в себе самом, оно есть то, что есть, через самого себя.

2010-07-19 18:44 Читать похожую статью

  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.