.RU

Общение и формирование жизненной позиции личности: В условиях межличностного общения личности могут занимать самые

В условиях межличностного общения личности могут занимать самые различные позиции: паритетные или такие, когда один - хозяин положения, а другой - подчиненный; один - контролер, наблюдающий за исполнением правил поведения и общения, а другой - жертва, вынужденная совершать те или иные действия вопреки своим убеждениям и др.

Умение сохранять установившиеся отношения с партнерами по общению даже вопреки изменениям позиции какого-то его участника относится к числу особых способностей личности - способности к общению. Реально существуют две формы общения людей: а) нормативное; б) свободное вариативное. В них могут допускаться: импульсивные поведенческие акты; сознательно волевые действия и поступки. Поэтому возможны различного рода неожиданности, противоречия, отступления от принятых норм, изменения позиций общающихся и т.д.

Позиция личности - устойчивая система ее отношений к тем или иным сторонам действительности, к другим людям и к самому себе, которая проявляется в соответствующем поведении. Сформировавшаяся и закрепившаяся позиция личности характеризуется устойчивостью и непротиворечивостью, что позволяет прогнозировать ее поведение в конкретной ситуации и ответные действия.

Жизненная позиция личности - система ее отношений к различным сторонам объективной действительности и как общую направленность ее интересов и ценностных ориентаций, которые она практически реализует и отстаивает в различных сферах своей жизнедеятельности.

Групповая роль - функция личности, одобренный участниками общения способ поведения в соответствии с занимаемой позицией в системе межличностных отношений (лидер, ведомый и др.). В отличие от межличностных социальные роли определяются местом личности в системе объективных социальных отношений (ученый, артист и др.).

В практике выделяют следующие виды ролей: -

институциональные, предусматривающие четко сформулированные и закрепленные официальными документами способы деятельности и поведения (директор образовательного учреждения, ректор высшего учебного заведения, генеральный директор и др.); -

конвенциальные, основывающиеся на

представлениях самих участников общения или совместной деятельности о формах поведения, ожидаемых от того или иного участника в определенной ситуации (генератор идей, коммуникатор и др.).

Статус тесно связан с престижем и авторитетом личности, с ее влиянием на группу. Один и тот же человек может иметь различный статус в разных группах общения в зависимости от основы общения и уровня социального развития группы. Вступая в общение, каждый человек учитывает статус других людей, и сам определяет для себя роль в конкретной системе отношений.

Система социальных ожиданий по отношению к человеку, занимающему ту или иную позицию в межличностном общении, обозначается дефиницией «экспектация» - разновидность санкций, опосредующих отношения. Социальные ожидания определяют способ выполнения личностью роли в межличностном общении.

В социально-психологическом аспекте реализация жизненной позиции личности зависит от социальных установок и диспозиций. Методологическое значение теории установок для исследования проблемы общения заключается в том, что она позволяет исследовать вопрос о:

А) том, каким образом преломляются внешние воздействия на человека через его внутренний мир;

Б) психологическом механизме регуляции поведения личности [6].

На протяжении всей жизни у человека формируется сложнейшая система объективно-личностных отношений к окружающей действительности (к выполнению своего гражданского долга, к людям и др.).

Субъективные отношения выступают в качестве психологического механизма включения личности в общественные отношения. Они определяют способы ее общения и взаимодействия с другими людьми, характеризуют жизненную позицию личности в обществе, обусловливают специфическую систему предпочтений, мнений, вкусов, интересов, способствуют формированию определенных стереотипов и привычек поведения и способов обращения с другими людьми, определяют стиль ее поведения, способствуют развитию личности в процессе накопления, расширения и интеграции опыта общения и др.

Б.Ф. Ломов, приняв за основу схему В.Н. Мясищева, выделяет базовые параметры субъективных отношений, их первый уровень, к которому относит их модальность (положительное, отрицательное, нейтральное,

амбивалентное), интенсивность, широту и степень устойчивости. Вторым уровнем субъективных отношений он считает их доминантность, эмоциональность, когерентность (внутренняя связность), степень обобщенности, принципиальность и уровень активности. Основным параметром высшего уровня интеграции субъективных отношений является их степень сознательности. Эти параметры позволяют измерять субъективные отношения личности к людям и явлениям [7].

Глубина, эмоциональная насыщенность общения личности с другими людьми в наибольшей степени способствуют развитию и изменению всех указанных параметров его субъективного отношения к людям. Понятие «субъективные отношения личности», по мнению Б. Ф. Ломова, близко по содержанию к понятиям «установка» и «аттитюд» и являются по отношению к ним родовым [7].

Понятие «установка» подчеркивает интегральный характер субъективно-личностных отношений;

«личностный смысл» - их связь с общественно выработанными значениями; «аттитюд» - их

субъективность [5].

Проблема установки исследуется в общей и социальной психологии, а также в социологии. Впервые проблемой установки в нашей стране начал заниматься Д.Н. Узнадзе. Установка определяет направленность действия субъекта в привычных для него ситуациях, но сама не отражается в сознании, не осознается. В результате повторения ситуаций, в которых удовлетворяется потребность личности, установки закрепляются и фиксируются. В процессе жизни человека закрепляется целая система фиксированных установок, оказывающих регулирующее влияние на его поведение и деятельность [6].

В социальной психологии исследуются социальные установки, оказывающие регулирующее влияние на отношение личности к социальным объектам (людям, социальным группам и явлениям и т.д.). Социальные установки личности - звено, образующее в системе взаимодействия личности с окружающей средой одну из составляющих совокупность внутренних условий, через призму которых преломляются все внешние воздействия на нее. Социальные установки в личностном аспекте выполняют функцию обеспечения внутренней определенности, последовательности и устойчивости отношений личности к другим людям, обусловливая его субъективную позицию по отношению к ним. Понятие социальные установки используются при изучении сложных социальных объектов.

Рис. 26. Структура социальных установок личности

Структура социальных установок включает когнитивный (осознание объектов), аффективный (эмоциональная оценка объектов) и поведенческий (поведенческая готовность) компоненты (рис. 26). В структуре психологических установок когнитивный компонент отсутствует.

В зависимости от объекта направленности выделяют три иерархических уровня регуляции деятельности личности: смысловые, целевые, операциональные установки.

Смысловые установки высшего уровня - субъективное отношение личности к деятельности, имеющей для нее личностный смысл. Они отражают взгляды человека на эту деятельность и то, к чему стремится, а также его эмоционально-оценочное отношение к ней и готовность соответствующим образом действовать.

Целевые установки среднего уровня - установки, которые формируются под влиянием цели деятельности и обусловливают ее устойчивость и последовательность.

Операциональные установки третьего уровня - установки, оказывающие регулирующее влияние на действия и поступки личности в ходе самой деятельности с учетом конкретной ситуации и вероятностного прогнозирования условий на основе прошлого опыта поведения и деятельности.

В целом три уровня психической регуляции поведения личности влияют на формирование внутреннего психического состояния предрасположенности и готовности к данной деятельности.

Д. Н. Узнадзе рассматривает установки как целостное личностное состояние готовности, настроенности на соответствующее поведение в данной ситуации и на удовлетворение определенной потребности [6].

Потребность личности в расширяющихся условиях для полноценной жизнедеятельности побуждает ее включаться во все более широкие сферы общения и деятельности: от семьи до различного рода социальных групп и коллективов, а через них в систему широких общественных отношений.

Диспозиции личности располагаются в определенной иерархии, образуя три уровня: 1.

Элементарные фиксированные установки - низкий уровень. Они формируются на основе витальных потребностей в простейших ситуациях. Такие установки лишены модальности и они неосознаваемые. Эти установки включаются в регуляцию поведения личности в привычных для нее ситуациях общения или предметной деятельности. Эти установки освобождают личность от необходимости произвольно контролировать свои действия и поведенческие акты в привычных для нее, многократно повторяющихся условиях. 2.

Социально фиксированные установки - средний уровень. Они имеют сложную структуру. К формирующим их факторам относятся: социальные потребности, связанные с включением личности в различные группы; соответствующие ситуации, в которых эти потребности удовлетворяются. Социальные установки личности формируются в процессе общения, совместной предметной деятельности и в различных ситуациях. Они носят разную направленность. На уровне социальных установок личности формируется и закрепляется чувство такта (или бестактность) по отношению к другим людям, игнорирование принятых в данной социальной сфере социальных норм поведения. 3.

Система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средств достижения этих целей - третий уровень. Они формируется на основе высших социальных потребностей и системы ценностных ориентаций личности, и закрепляется в соответствии с образом жизни, представляющим более или менее широкие возможности для реализации социальных и индивидуальных ценностей. На этом же уровне формируется поведенческая готовность личности. Следовательно, на высшем уровне диспозиционной структуры целеполагание личности представляет собой некую ее жизненную программу.

Важнейшая функция диспозиционной структуры личности заключается в психической регуляции поведения и деятельности ее в условиях взаимодействия с другими людьми.

Потребности личности через соответствующие диспозиционные образования побуждают личность к соответствующей активности, что позволяет более или менее соотнести их уровень с регуляцией конкретных поведенческих актов (фиксированная установка) или поведение личности в целом (система ценностных ориентаций) в той или иной ситуации.

Для того, чтобы формировать социальные свойства у человека, его необходимо включить в такие отношения с другими людьми, поставить в такие условия, которые бы требовали от него проявления ценных качеств постоянно и в любых условиях. При этом должна проводится непрерывная и целенаправленная воспитательная работа.

Таким образом, знание диспозиционной концепции личности помогает понять психологический механизм регуляции деятельности и поведения личности в процессе общения.

Вопросы для самопроверки 1.

Раскройте сущность межличностной несовместимости. 2.

В каком соотношении находятся понятия «внутриролевые конфликты» и «межролевые конфликты». 3.

Перечислите качества, которые необходимо учитывать в достижении гармонии в отношениях с другими людьми и дайте их краткую характеристику. 4.

Приведите классические стили поведения в конфликтных ситуациях. 5.

Дайте характеристику факторам «влияние» и «взаимовлияние» в общении. 6.

Что относится к социально психологическим механизмам произвольного влияния? 7.

Назовите механизмы внушения. 8.

В чем заключается смысл и содержание стилей руководства? 9.

Дайте характеристику гибкого стиля руководства. 10.

Какие вы знаете виды ролей, выполняемых личностью? 11.

Что включает в себя структура социальных установок? 12.

Назовите три иерархических уровня социальных установок.

Литература 1.

Найн А.Я. Культура делового общения. - Челябинск, 1997. - 256 с. 2.

Чечулин А.А. Мир общения. Социальнопсихологический аспект. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 1993. - 156 с. 3.

Мелибруда Е. Я-ТЫ-МЫ: психологические возможности улучшения общения / Е. Мелибруда. - М.: Прогресс, 1986. - 254 с. 4.

Леви В.Л. Искусство быть собой: Индивидуальная психотехника. - М.: Знание, 1991. - 255 с. 5.

Ломов В.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 444 с. 6.

Узнадзе Д.Н. Теория установки / Под ред. Ш.А. Надирашвили и В.К Цаава. - М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 448 с. 7.

Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. - М.: Педагогика, 1981. - 104 с. 8.

Мясищев В.М. Структура личности и отношения человека к действительности / Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гпперейтера и А.А. Пузырея. - М., 1982. - С.35- 38. 9.

Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 216 с.

2010-07-19 18:44 Читать похожую статью

  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © Помощь студентам
    Образовательные документы для студентов.